Методическая разработка имитациционноно занятия для педагогов. Мастер - класс "Роспись ключницы в технике "северодвинской (пермогорской) росписи.""
методическая разработка

Сидорина Анна Михайловна

В данной методической разработке представлено занятие по теме "Роспись ключницы в технике северодвинской (пермогорской) росписи". Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования. Занятие включает теоретический материал по теме, практическое задания, самостоятельную работу, работу с наглядными пособиями. С помощью данной методической разработки можно содержательно, интересно провести занятие в творческом объединение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorina_m.-kl._dlya_pedagogov_19_szhat.docx877.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Методическая разработка имитационного занятия для педагогов

Мастер - класс

«Роспись ключницы в технике  «северодвинской (пермогорской) росписи».

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Сидорина Анна Михайловна

г.о.г. Выкса

2019г.


Аннотация

В данной методической разработке представлено занятие  по теме «Роспись ключницы в технике северодвинской (пермогорской) росписи». Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования. Занятие включает теоретический материал по теме, практическое задания, самостоятельную работу, работу с наглядными материалами и пособиями.         С помощью данной методической разработки можно содержательно, интересно провести занятие в творческом объединении.

Пояснительная записка

  Работа педагога очень разнообразна, как и разнообразны формы проводимых занятий. Одной из форм является проведение мастер – классов, в частности -  роспись по дереву. Изготовление росписи несёт радость, увлекает в мир творчества, способствует раскрытию творческих способностей  в декоративно – прикладном искусстве. Работая над изделием, человек думает, планирует дальнейшую «жизнь» росписи своего изделия. Когда творец, закончив трудиться над изделием, сравнивает его с другими работами, то чувствует эмоциональный подъем.

  Мастер – класс – это творческий процесс, который объединяет в себе множество умений и навыков. Работая над изделием учится правильно выполнять  работу с красками, кисточкой.

  Запланированное  занятие не является сложным.  

Тема занятия: Роспись ключницы в технике  «северодвинской (пермогорской) росписи».

Продолжительность занятия: 45 минут

Тип занятия: сообщение и усвоение полученных знаний

Форма занятия: Мастер - класс

Форма организации работы: индивидуально - групповая

Цель занятия: создание  условий для развития  интереса к росписи.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с историей возникновения промысла, техникой изготовления, элементами росписи;
  • учить рисовать элементы северодвинской (пермогорской) росписи.

развивающие:

  • формировать умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • формировать умение обобщить и систематизировать информацию;
  • развивать умение задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
  • развивать творческую активность, фантазию, эстетический художественный вкус.

воспитательные:

  • воспитывать интерес любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
  • формирование способности  к самореализации и саморазвитию;

Ожидаемые результаты

Предметные:

  • знания истории возникновения промысла, техники  изготовления изделия, основных элементах росписи;
  • умение  рисования простых элементов северодвинской росписи;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • умение контролировать свою деятельность при выполнении изделия.

Познавательные: 

  • умение проявлять  творческую активность, фантазию;
  • умение  обобщить и систематизировать информацию.

Коммуникативные: 

  • умение задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
  • умение слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;

Личностные:

  • творческая самореализация;
  • повышение интереса и любви к народному творчеству, чувства гордости и патриотизма.

Ожидаемые результаты

Предметные:

  • знания истории возникновения промысла, техники  изготовления изделия, основных элементах росписи;
  • умение  рисования простых элементов северодвинской росписи;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • умение контролировать свою деятельность при выполнении изделия.

Познавательные: 

  • умение проявлять  творческую активность, фантазию;
  • умение  обобщить и систематизировать информацию.

Коммуникативные: 

  • умение задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
  • умение слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;

Личностные:

  • творческая самореализация учащихся мастер - класса;
  • повышение интереса и любви к народному творчеству, чувства гордости и патриотизма.

План занятия

  • Организационный этап. (3мин)

Организация начала занятия. Создание психологического настроя на учебную деятельность. Активизация внимания.  Приветствие. Сообщение темы занятия.  

  • Основной этап. (37 мин.)

Подготовка к восприятию нового материала. Мотивация познавательной деятельности педагогов мастер - класса. Ознакомление с новыми знаниями и умениями: История появления северодвинской росписи. Знакомство с элементами росписи. Усвоение и закрепление знаний. Практическая работа. Выполнение простых элементов росписи на прописях, повторение последовательности выполнение росписи изделия. Самостоятельная работа. Роспись ключницы.

  • Подведение итогов занятия. (5мин.) 

Выставка выполненных работ. Формулирование выводов. Подведение итогов.

Материалы и инструменты для педагога.

  Акриловые краски, кисть белка №2,  простой карандаш, ластик,  баночка для воды, салфетка, прописи элементов росписи, готовая ключница из фанеры, образец готового изделия.

  Дидактический материал.

  • образцы выполнения основных элементов росписи;
  • технологическая карта поэтапного выполнения росписи ключницы;
  • образец росписи, выполненный на ключницы;
  • наглядные пособия.

Методы и приемы применяемые  в границах темы занятия:

  На занятии  используется деятельностный подход. Сопутствующий подход - метапредметный.

Организационный этап. В соответствие с задачами этого этапа, здесь  используется метод эмоционального мотивирования (приёмы создания ситуации нравственного переживания, создание ситуаций занимательности,  сопоставление фактов, создание ситуации новизны). Самостоятельная постановка цели осуществлялась при помощи внутреннего самозапроса “Что я вынесу с занятия?”. Используются приёмы методов учебно - познавательной деятельности, такие как словесные: опрос, беседа (сочетая приёмы постановки вопросов, приёмы обсуждения ответов, приёмы формирования выводов из беседы); наглядный метод (показ готового изделия).

На практическом этапе мастер - класса используется метод устного контроля, метод контроля и коррекции, метод самоконтроля, метод самостоятельной работы, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, тренировочное упражнение (выполнение прописи), практическое задание - роспись ключницы, а также  проблемные вопросы, учебная дисскусия.

На заключительном этапе моего занятия использовались методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности, как словестные: заключительная беседа, рассказ - заключение, индивидуальный опрос, а также самоанализ, взаимоанализ, оценка педагога. Для получения обратной связи использовалась проективная методика “МПИ”, представленная в виде графического изображения стилизованного цветка с мотивирующими вопросами.

        Методические рекомендации на период подготовки занятия

Аудитория должна быть хорошо освещена. Каждое рабочее место оснащается материалами и инструментами, используемыми при выполнении работы. Оборудование и инструменты комплектуются с таким расчетом, чтобы можно было выполнить все виды работ, предусмотренные на занятии.        При подготовке к занятию, всегда важно помнить обо всех этапах его проведения. Необходимо чётко определить и сформулировать тему. Надо обозначить участниках мастер -класса, развивающие и воспитывающие цели занятия, которые должны быть конкретными и реалистичными. Педагог разрабатывает подробный план-конспект и поэтапное описание хода занятий. Также следует заранее подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный, наглядный и дидактический материал. Будут необходимо наглядное пособие:  технологическая карта поэтапного изготовления работы. На этапе подготовки к занятию,  воспользовавшись демонстрационными приёмами обучения,  для того чтобы заинтересовать предлагаемой темой занятия.

Необходимо продумать в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена деятельности. Занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг: это может быть интересный факт, неожиданное открытие, эффективный опыт, нестандартный подход к уже известному. 

Следует продумать, что контролировать, как контролировать и каким образом использовать результаты контроля.  

Методические рекомендации  на период проведения занятия

Занятие построено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей педагогов и проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: «от простого к сложному», активности и доступности, систематизации и последовательности, сотрудничества. При проведении занятия техника безопасности рекомендуется озвучивать в течение всего мастер - класса.

При изложении и закреплении нового материала на занятии необходимо использовать презентацию. Но если нет презентации то занятие  должна быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на занятиях задачи. На занятие должно  быть представлено: история возникновения и развития северодвинской (пермогорской) росписи, характерные особенности цветового решения, основные элементы росписи, главные отличительные признаки северодвинской росписи от других произведений народного искусства, а так же приемы выполнения основных элементов, характерных для северодвинской росписи, тренировочное упражнение.  

Самостоятельная работа на занятии  дает педагогам возможность творить, фантазировать и проявлять свои творческие способности. Роспись изделия выявляет уровень практических умений, полученных в результате проведения занятия. Предлагается выполнить композицию, используя изученные элементы и мотивы северодвинской росписи. Во время занятия педагоги выполняют роспись ключницы на фанере. Перед началом работы важно проговорить, повторить последовательность выполнения росписи. На данном этапе занятия происходит совершенствование умения грамотно составлять композицию северодвинской росписи, развивать навыки цветового построения композиции, навыки кистевой росписи.

В процессе занятия педагогу необходимо быть очень тактичным, отмечая промахи и ошибки. Такой подход к успехам и недостаткам в работе способствует созданию в творческом коллективе хорошего, рабочего,  доброжелательного психологического климата.

Во время проведения занятия, по желанию,  возможно использование музыкального сопровождения.

Методические рекомендации на период подведения итогов

Итоги занятия подводятся  в виде выставки выполненных работ. При анализе работ необходимо учитывать:

- четкая передача характера элементов росписи, сохранение стиля представленной росписи;

      - построение композиции орнамента в соответствии с традиционными схемами росписи, выделение центра композиции;

     - знание традиционного колорита росписи;

     - качественное выполнение элементов росписи;

     -  чистота письма графических и живописных элементов;

     - грамотное построение сюжетной композиции в северодвинской росписи;

     - оптимальный выбор техники исполнения живописных и графических элементов.

Кроме участия в выставке в качестве стимулирующего поощрения можно использовать такой вид деятельности, как анализ выполненных работ.

Подводя итоги занятия необходимо акцентировать внимание  на то, какие знания были приобретены ими в ходе занятия, а также какими умениями они овладели.

Подведение итогов занятия также возможно организовать в следующих формах: выставки, защита работ, опрос, коллективное обсуждение  и. т.д.

Ход занятия

“Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность”

Б.Шоу

  • Организационный этап

- Здравствуйте, уважаемые педагоги!

- Я желаю вам хорошего настроения и много новых открытий!

- Сегодня я приглашаю вас отправиться на  экскурсию в мир, северодвинской росписи.

- Тема нашего занятия: Роспись ключницы в технике  «северодвинской росписи».  

- У вас на столах лежит цветочек, на нём в серединке карандашом напишите фамилию, имя, отчество.

 - На верху цветка ответьте на вопрос: что я хочу вынести с занятия? Какой педагогический опыт?

2. Основной этап

- Теперь я демонстрирую  вам готовую ключницу и  предлагаю рассмотреть эту работу и ответить мне на несколько вопросов. Готовы?

- Какие материалы здесь используются?

(Ответы педагогов: фанера, акриловые краски, акриловый лак)

Педагог дополняет ответы (фанера, акриловые краски, акриловый лак, саморез - костыль).

- Какие инструменты нам понадобятся?

(Ответы педагогов: кисть)

Педагог дополняет ответы (кисть, карандаш и, возможно, ластик).

- Какие  цвета краски будем использовать?

(Ответы: красный, зеленый, желтый, черный)

Педагог дополняет ответы (красный,- основной, зеленый, желтый - дополнительные, и черный цвет для выполнения контура и «разживки»).

Стимулирование интереса  и мотивация деятельности

Из поколения в поколения мастера писали то,  что переняли от отцов и дедов, что было им близко и понятно. Но писали каждый раз по-новому, словно песню пели на разные голоса. Каждое изделие неповторимо.

- Уважаемые педагоги, теперь я предлагаю вам рассмотреть эти две работы.

- Рассмотрим простейшие элементы северодвинской росписи.

-  Какие узоры вы видите на ключнице?

(Педагог  показывает элементы северодвинской росписи.)

(Ответы: листики, ягодки, завитки, травинки)

Педагог дополняет ответы. Умельцы заимствуют элементы росписи у природы. Основные  элементы. Изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, ягоды, а также птицы. Потом мелкие элементы: осочки, капельки, травка, завитки.

-Какие отличия вы можете определить между этими двумя ключницами?

- В объёме основного и дополнительных цветов краски. В расположении цветовых пятен.

Практическая работа

- Уважаемы педагоги, сейчас мы с вами познакомимся с элементами северодвинской росписью.

- Прежде чем приступить к выполнению практической работы на данном этапе занятия я напоминаю вам о технике безопасности. (См приложение1)

- В нашей  мастерской  мы  научимся выполнять простые элементы росписи и выполним роспись ключницы на фанере.

Репродуктивная деятельность

- Прежде чем приступить к основной работе. Нам с вами нужно выполнить упражнение на отработку простых элементов росписи.

-Я сейчас вам раздам прописи, на которых нужно будет повторить узор карандашом, а затем выполнить один элемент красками. (См. приложение 2)

Упражнение «Повтори узор»

(Педагог раздает листочки - прописи, для выполнения элементов росписи Педагоги выполняют элементы росписи красками)

- Пока вы выполняете элементы росписи, я кратко познакомлю вас с историей северодвинской росписи.

 

Ознакомление с новыми знаниями и умениями

- С середины XVI века Северная Двина стала крупнейшей транспортной артерией России, а города, расположенные вдоль нее, - крупными торговыми и культурными центрами, развивающимися в русле общерусской. Распространителями этой общерусской культуры были северные города.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров. Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая.

Основные и самые древние школы русского искусства росписи по дереву — это Мезенская и Северодвинская. Позже возникли такие декоративно-прикладные направления, как Жостовская роспись, Палех и Хохлома.

Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, а также птицы сирины. В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор. Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом.

Круг расписываемых предметов был велик – деревянная и берестяная посуда, росписью покрывались колыбели, ларцы, сундуки, подголовники. Больше всего расписывались прялки.

 (Педагог проводит индивидуальную помощь.).

- Молодцы у вас хорошо получилось повторить узор.

Физкультминутка

На данном этапе я обычно провожу физкультминутку. Использую физкультминутки: для глаз или физические упражнение. Но мы с вами люди взрослые и на это отвлекаться не будем, если вы почувствуете усталость, можете  самостоятельно, в удобном для вас темпе выполнить некоторую разминку (См приложение 3)

- Сейчас вы попробуете самостоятельно  расписать  ключницы, из элементов которые мы уже попробовали с вами  выполнять.

- Но прежде чем начать , давайте озвучим последовательность работы.

Повторение и закрепление последовательности выполнения работы

- С чего начнём роспись ключницы?

 (Кустик (дерево) – главный элемент  росписи, потому, что на нем рисуются все остальные элементы).

- Что будете изображать на изделии сначала, а что потом?

Ответы педагогов (сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом мелкие элементы: осочки, капельки, травка, завитки и т.д.)

Педагог дополняет ответы. (В первую очередь мы выполняем роспись крупных элементов росписи: “древо”, листики, цветы, ягоды, затем мелкие элементы росписи: капельки, травинки, “оживка”.)

- У вас уже нарисован черный контур элементов росписи. Вам остаётся только закрасить элементы  нужным вам цветом. Цвет может использоваться любой, свойственный северодвинской росписи.

- Как нужно рисовать травку и завитки?

Ответы педагогов (кистью )

Педагог дополняет ответы (кистью, тонким кончиком).

Педагог раздаёт ключницы.

- Теперь вы, смело можете приступать к росписи ключницы!

- Приступайте к работе, творите, фантазируйте!

- Берем в руки кисть скупываем её в воде и берем красный цвет краски, лишнюю краску снимаем о край палитры, чтобы кончик был острый. Держим кисть в вертикальном положении.

-Выполняем роспись ключницы.

- Зарисовка листьев красной краской с помощью кисти.

-Выполняем листья кистью зеленым цветом  на ключнице.

-Затем выполняем  мелкие элементы: осочки, капельки, травка, завитки и т.д.)

-Выполняем «оживку». «Оживка» - это завершение росписи. Выполняется в элементах росписи.

Самостоятельная работа

Древо жизни в пермогорской росписи.

В пермогорской росписи с деревом связывались представления о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человека, его счастье. В ней трансформируются народные представления о древнем, одном из излюбленных в русском народном искусстве, образе. Древо изображено с толстым черным стволом и тонкими веточками-прутиками, с круглыми листиками. Сверху ствол заканчивается крупным тюльпанообразным цветком. На ветках расположились птички. Они невелики по размеру, но выделяются на фоне хрупких ветвей плотными черными силуэтами и напоминают тетеревов. Узоры из деревьев как основные и самостоятельные, отмечались довольно редко: обычно они комбинировались с другими мотивами. Древо становилось центром композиции, к которому обращались животные, птицы. (См. приложение 4)

(Самостоятельная деятельность.  Проводится индивидуальная работа.)

- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, уже все закончили.

Очень хорошо!

3. Заключительный этап

Выставка выполненных работ

- А теперь, берите  свои работы и выставляйте их на стенд.

(Работы выставляются на стенд или на стол  и проводится их анализ).

Анализ работ

 - Посмотрите на выставку, какие у нас получились расписные ключницы – яркие, красочные – как у настоящих мастеров, настоящая северодвинская роспись! У каждого получился свой, неповторимый узор.

- Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий и красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

- Отметьте каждый в чей- то работе, что вам понравилось, и почему?

( педагоги дают анализ работ )

- Вы очень постарались.

-Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Теперь  вам можно присвоить звание «Мастера  северодвинской росписи». Молодцы!

Итог занятия

- Искусство росписи – это гордость нашей культуры. Узоры росписи вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Наше занятие завершается! Надеюсь всё что вы сегодня увидели и узнали о северодвинской росписи вам понравилось и надолго останется в вашей памяти.

И ответьте на последний вопрос на нашем с вами цветочке. Что я возьму в свою работу?

Педагоги отвечают на вопрос.

- Не забудьте убрать своё рабочее место, и забрать свои работы!

(Уборка рабочих мест)

«Древо» - это оберег, который несет в себе образы благополучия, семейного счастья, здоровья. Через этот образ можно заглянуть в тот мир, где жили наши предки, а на самом деле – заглянуть в себя, ведь, как оказывается этот образ мира мы до сих пор храним в себе, потому что есть в нем что-то такое, про что мы говорим - «это настоящее..»

- До свидания! До встречи!


Список литературы и интернет ресурсы

  • Сайт: strana-sovetov.com.
  • Сайт: masterclass.ru
  • “Роспись по дереву для начинающих часть- 1: Магда Гиновар. АРТ- Родник.

    4.  Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.2.

    5. Тимофеева Л.Ф. Крестьянская роспись мастеров Борка.- Архангельск,  20043.

    6. Шпикалова Т.Я. Народные росписи Русского севера. – Ханты – Мансийск, 1999

 Приложение 1. 

Правила работы с различными материалами и инструментами:

  • Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
  • Осторожно пользоваться красками и другими необходимыми на занятии материалы и инструментами.
  • Не подносить карандаш, кисть и другие инструменты к лицу.
  • Не размахивать инструментами во время работы, чтобы не поранить себя и сидящего рядом.
  • Не оставлять кисть в банке с водой, так как волос кисти ломается и начинает вылезать.
  • Краски смешивать на палитре.
  • Чаще менять воду в стакане, для чистого цвета.
  • Кисть вытирать только о тряпочку.
  • После работы кисть промыть в чистой воде.

 Приложение 2 . 

Растительный орнамент северодвинской (пермогорской) росписи

                         

 Приложение 3

Физкультминутка.

Физкультминутка -это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.

Роль физминуток на уроке.

Известно, что дети быстро утомляются на занятиях, поскольку длительное время находится в статичном положении. Физукультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Провожу физкультминутку на 15-20 минуте от начала занятия. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за занятиие (в конце недели).

Например, физкультминутка для глаз

-Проведем, друзья, сейчас

-Упражнение для глаз.

- Вправо, влево посмотрели.

- Глазки все повеселели.

- Снизу вверх сверху вниз.

- Ты, хрусталик, не сердись,

- Посмотрите на потолок,

- Отыщи там уголок.

- Чтобы мышцы крепче стали

- Смотрим мы по диагоналям

- Мы не будем циркуль брать

- Будем взглядом круг писать.

Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо - влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо - влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Приложение 4.

«Древо…» в славянской мифологии.

Почему именно образ дерева стал одним из основных в славянской мифологии? Жизнь славян была тесно связана с лесом. Он поражал воображение древнего человека своей красотой и таинственностью и давал ему пищу, одежду, строительный материал. В древности для человека не существовало неодушевленных предметов, и в образе дерева была найдена наиболее наглядная параллель с жизнью самого человека. Шум леса, шелест листьев воспринимались как разговор деревьев, а треск сломанной ветки и скрип сухого дерева - как болезненный стон. Дерево могло даже проливать кровь - сок. Сувяданием дерева ассоциировалось горе. Так же как и человек, дерево проходило четыре стадии жизни: рождение, рост, старение, смерть. Люди в древности поклонялись и лесу, и деревьям, особенно таким, чей срок жизни значительно превышал сроки человеческой жизни (дуб, кедр, ива, лиственница и др.). В лесах выделялись особые «почитаемые» деревья, обычно большой высоты или толщины. В народных сказках, загадках, песнях говорится то о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; то о чудесной золотой сосне, на которой «птицы райские поют песни царские»; то о чудном дубе, который стоит на окиян - море или поднимается до самого неба. Эти образы со временем перешли и в классическую литературу.

Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями: Старое дерево скрипит, да не ломается. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Дерево не поранишь, соку не достанешь. Дерево ценят по плодам, а человека по делам. Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается. Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком…» - это гимн стойкости, жизнелюбию. Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник - график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания.  Считалось, что некоторые породы деревьев (дуб, береза, сосна) могут быть доброжелательны к человеку, помогать ему своей энергией, и если к такому дереву прижаться ладонями и затылком, то можно ощутить прилив сил. Такие деревья особенно почитались. Но были и деревья «поганые», которые ухудшали самочувствие — достаточно сравнить священную дубраву и сырой осинник. Однако и «поганые» могли приносить пользу, снимая боль, излишнее напряжение. «На осину» произносили заговор от зубной боли, терли десны кусочком этого дерева, осиновое полено рекомендовали класть в ноги от судорог, хозяйки покрывали квашеную капусту кружком, сделанным из осины, что быта не перекисала. Славяне считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно убить человека и, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а после должен был взамен посадить несколько деревьев. С хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. Нельзя было рубить скрипучее дерево. Считалось, что в скрипучем дереве томится душа некрещеного умершего. Топором рябину нельзя сечь - пока не засохнет сама. Священные деревья не только не положено рубить, но и хворост около них собирать. К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. К таким деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия. Люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Через дупла и расщелины пролезали больные, как бы оставляя за пределами свои болезни. Дерево соотносится с человеком по внешним признакам: ствол-туловище, ветки руки или дети, сок - кровь. Есть мужские и женские деревья. У мужского дерева ветви растут вверх, а у женского в стороны. При рождении ребенка обязательно сажали дерево, веря, что дитя будет расти так же, как развивается дерево. Соответственно, высохшие или вывороченные с корнем деревья предвещают человеку смерть. В некоторых поверьях рост дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные деревья - считалось, что, если дерево перерастает посадившего его человека, то он умрет, а если перерастет дом, то погибнет вся семья. Деревьям отводится заметное место в славянской календарной и семейной обрядности. Ряженые в зелень, троицкие обряды с березой, свадебное деревце, ритуальные ветки на похоронах, украшение елочки на Рождество - все это мысли предков о вечной жизни. Древо вошло в нашу генетическую память. Некоторые психологи считают, что дети, рисующие много деревьев, изображают именно древо жизни - древо рода, место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого.

Древо жизни в славянской мифологии.

 В представлении древних славян о мироздании Древо жизни имело символическое значение. В связи с этим, у них даже существовала поэтическая легенда. Наш мир казался им похожим на огромное яйцо, которое снесла таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров. На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба. Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу». В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, борецкой, пермогорской и других народных росписях. У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки. Древо жизни - символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновленияна Земле. Древо жизни - живой символ единства всего мира, связывающий воедино тризоны Вселенной - небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни). Одно из важных мест среди этих знаков заклинательного орнамента занимает древо жизни. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Ибо всякое дерево познается по плоду своему; потому что не собирают смокв с терновника, и не снимают винограда с кустарника…» (Евангелие от Луки). Деревья изображались на вышитых полотенцах, на рубахах, передниках, кокошниках; расцветали чудесными цветами на расписных сундуках, поставцах и прялках, на буквицах. Мировое дерево в славянской мифологии. Не следует путать понятия «Дерево жизни» и «Мировое дерево». «Дерево жизни» приносит плоды, которые дарят вечную жизнь, а «Мировое дерево» это основа (каркас) Вселенной. В культурах некоторых этносов символизм Древа жизни и Мирового древа объединены, при этом чаще употребляется название «Древо жизни». Один из вариантов мирового древа - древо познания. Представления о нем связаны с глубиной постижения окружающего мира, с нахождением истины. Образы древа познания и древа жизни описаны в Библии. Древо жизни — это райский образ небесного хлеба, вкушая который, человек будет жить вечно. «…И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смерти умрешь. И сказала жена змею…  Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих…   И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» («Бытие», гл. 2, 3). Изгнание из рая, отлучение от древа жизни связано с представлением об утраченном бессмертии. Сербская церковь сохранила древнейший обычай — плач о древе жизни, оставленном в раю. В праздник Рождества Христова выносится дерево (дуб) с листьями и висящими на нем яблоками. Дерево является символом вечности. Под печальные песнопения ствол опускают в огонь и листья мгновенно увядают. Эти листья люди благоговейно берут себе на память о древе жизни, а к яблокам никто не прикасается. Одна из древних рукописей XIV в. рассказывает, что центром вселенной является «древо… златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание…» В образе мирового древа воплотилась символическая связь по вертикали трех миров: небесного, земного и подземного, само древо — это ось мира. Вариантом мирового древа была модель вселенной с мировой горой. Любое вертикальное сооружение: церковь, пагода, пирамида (Вавилонская башня) — являлось вертикалью в центре вселенной. В русской крестьянской избе такой вертикалью была печь. У славян мировым древом считался дуб, он часто упоминается в устном народном творчестве. По представлениям древних, именно на дубе держатся три великих мира —небо, земля, ад. На его ветвях гнездятся птицы-молнии, а у корней лежит страшная змея. Возле дуба текут целебные источники. Сохранились предания о дубах, существовавших еще до сотворения мира. Известна сказка о том, как старик полез на дуб, выросший до самого неба. Предполагается, что слово «дуб» изначально имело значение «любое дерево», что до сих пор слышно в таких словах, как «дубина». Позже словом «дуб» стали называть крепкое и долговечное дерево, посвященное богу - громовержцу Перуну. Древний человек добывал огонь из дерева, так же и Перун добывал грозовое пламя из дерева-тучи. Перун, зажигая грозовое пламя, шлет на землю дожди, а с ними изобилие земных плодов. Перед идолом Перуна горел живой огонь, добываемый трением из дубового дерева. Считалось, что особыми свойствами обладает осина. Убитую змею надо было повесить на осину (иногда на ясень), чтобы змея не ожила и не укусила. Осина спасала от колдунов и от ведьм. По преданию, Иуда, предавший Христа, повесился на осине, от этого до сих пор трепещут ее листья даже в безветренную погоду. Ива и верба в народном сознании были связаны с началом жизни, так как первыми зацветают после зимних холодов. Во время входа Иисуса в Иерусалим народ приветствовал его пальмовыми ветками. На Руси пальмовые ветки заменяются ветками вербы или ивы, отсюда и название праздника - Вербное воскресенье. У земледельческих народов образ мирового древа заменялся изображением Вселенной в женском облике. В орнаментах женские фигуры перемежались с растительными символами.

   Изображение Древа жизни в декоративно – прикладном искусстве.

Древо жизни в мезенской росписи.

 Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Древо жизни в пермогорской росписи. 

В пермогорской росписи с деревом связывались представления о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человека, его счастье. В ней трансформируются народные представления о древнем, одном из излюбленных в русском народном искусстве, образе. Древо изображено с толстым черным стволом и тонкими веточками-прутиками, с круглыми листиками. Сверху ствол заканчивается крупным тюльпанообразным цветком. На ветках расположились птички. Они невелики по размеру, но выделяются на фоне хрупких ветвей плотными черными силуэтами и напоминают тетеревов. Узоры из деревьев как основные и самостоятельные, отмечались довольно редко: обычно они комбинировались с другими мотивами. Древо становилось центром композиции, к которому обращались животные, птицы.

Древо жизни в борецкой росписи.

Широко представлен в росписи образ Древо жизни в окружении птиц и животных. По древней легенде возникновение жизни на земле, древо, стоящее среди водных просторов, одно единственное, - это начало всех начал.  На нем поселились две птицы, свили гнездо на его ветвях, и отсюда пошла жизнь на земле. Древо, как символ жизни, изображалось всегда с корнями. Форма растительного орнамента борецкой росписи объединены друг с другом в общем мотиве цветка («древа жизни») с явно выраженным движением вверх. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами. Дерево с птицами – «Древо жизни» – стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье. В орнаменте широко представлены образы птиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории. В народных росписях сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения священному Древу Жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далёкого прошлого. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет. А самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет – любовь. Только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы – знания, чувства долга, любовь к Родине. Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Чтобы ствол вашего дерева был высоким, ровным необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам». Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Ушли в прошлое утилитарные функции орнаментированных предметов быта, посуды. Давно забыто магическое значение орнамента. Однако возросший в обществе интерес к национальному наследию убеждает нас в том, что народное искусство – живая культура, способная развиваться в нашем современном мире. В произведениях декоративно – прикладного искусства сохранилась «культура души» русского народа. Дошедшая до наших дней традиция расписывать, вышивать предметы быта элементами «Древо» - это оберег, который несет в себе образы благополучия, семейного счастья, здоровья. Через этот образ можно заглянуть в тот мир, где жили наши предки, а на самом деле – заглянуть в себя, ведь, как оказывается этот образ мира мы до сих пор храним в себе, потому что есть в нем что-то такое, про что мы говорим - «это настоящее..»


Приложение 5.

Технологическая карта изготовления росписи ключницы.

Порядок работы.

Графическое изображение.

Инструменты и материалы.

1.

Фанера 15см*15см

с отверстиями.

Грунтование клей + вода в равных пропорциях.

Ключница кисть, вода, клей ПВА.

2.

Выполнение рисунка карандашом.

Ключница, простой карандаш, ластик.

3.

Выполнение контура рисунка черным цветом.

Ключница, кисть № 2 синтетика, палитра,  баночка с водой, черный цвет акриловой краски.

4.

Выполнение элементов росписи в цвете.

Ключница, кисть № 2 синтетика, палитра, баночка с водой, красный, желтый, зеленый цвет акриловой краски.

5.

Выполнение «оживки» черным цветом.

Ключница, кисть № 2 синтетика, палитра, баночка с водой, черный цвет акриловой краски.

6.

Выполнение рамки ключницы.

Ключница, кисть № 2 синтетика, палитра, баночка с водой, красный цвет акриловой краски.

7.

Выполнение лакирование.

Ключница, кисть № 5 синтетика, баночка с водой, акриловый лак.

8.

Вкручиваем крючки.

Ключница, саморез - костыль 4 шт.

9.

Ключница готова.


Приложение 6.

Самоанализ

     На занятии был использован деятельностный подход. Сопутствующий подход - метапредметный. Данные подходы взаимосвязаны, их ключевые положения орентированны на построение такого образования, который способствовал бы формированию необходимые качеств личности для успешной самореализации в условиях современной экономики.

В целом занятие можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, практического, заключительного. Соответственно, для каждого из этих этапов были применены наиболее эффективные методы обучения.

Организационный этап. В соответствии с задачами этого этапа, здесь был использован метод эмоционального мотивирования (приёмы создания ситуации нравственного переживания, сознание ситуаций занимательности,  сопоставление фактов, создание ситуации новизны). Использовались приёмы методов учебно - познавательной деятельности, такие как словесные: опрос, беседа (сочетая приёмы постановки вопросов, приёмы обсуждения ответов, приёмы формирования выводов из беседы); наглядный метод (показ готового изделия).

На практическом этапе мастер - класса был использован метод устного контроля, метод контроля и коррекции, метод самоконтроля, метод самостоятельной работы, работа под руководством педагога, дозированная помощь, беседа, тренировочное упражнение (выполнение прописи), практическое задание - роспись ключницы, а также  проблемные вопросы, учебная дисскусия.

На заключительном этапе моего занятия использовались методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности, как словестные: заключительная беседа, рассказ - заключение, индивидуальный опрос, а также самоанализ, взаимоанализ, оценка педагога.

Как видим, методы и приёмы, принципы отбора содержания занятия в рамках реализации деятельного подхода, могут быть использованы в системе дополнительного образования в организации деятельности не только в художественной направленности, они являются привычными и применимыми в практике любого педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя- логопеда

Задачи работы педагога-психологаЗадачи работы учителя-логопедаОрганизационно-методическая работа...

Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"

Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...

Методическая разработка группового занятия «Тренировочный конкурс мастерства по профессии «слесарь» для студентов I курса, обучающихся по профессии «мастер санитарно-технического оборудования»

Профессии «мастер санитарно-технического оборудования» в обособленном структурном подразделении (далее - ОСП) ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» обучаются студенты, получившие ранее об...

Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"

Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нер...