Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Данькин Александр Александрович

8-10 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf_8kl.doc137.5 КБ
Microsoft Office document icon inf_9kl.doc218 КБ
Microsoft Office document icon inf_10kl.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

уроков предмета «Информатика и ИКТ»   для 8 классов гимназии №  65

Данькин А. А. (34 часа, базовый курс)

Тема  урока

Краткое содержание

Дата

ПО

Требования к учащимся

Что знает и понимает?

Что умеет и применяет?

Раздел 1:   Введение в предмет  (1 ч).

1

Введение в информатику.

Предмет информатики. Наука информатика – наука о решении задач с помощью ЭВМ. Содержание базового курса. Правила поведения в компьютерном классе.

Что изучает информатика. Правила поведения в компьютерном классе.

Называть основные разделы информатики.

Раздел 2:   Человек и информация 5 ч (3+1).

2

Информация и знания.

Сообщения, знания, информация. Виды информации.  Свойства информации. Восприятие, представление информации, языки естественные и формальные. Формы представления информации.

Понятие информации, свойства и виды информации. Восприятие информации человеком. Что такое естественные и формальные языки?

Приводить примеры источников, приемников и носителей информации. Приводить примеры информационных и неинформационных сообщений.

3

Информационные процессы.

Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка, поиск информации. Информационные процессы в живой природе.

Понятие  и виды информационных процессов.

Приводить примеры процессов хранение, передачи, обработки, поиска информации. Определять в конкретном процессе передачи информации: источник, приемник, канал. 

4

Алфавитный подход к измерению информации.

Алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита. Информационный вес символа. Информационный объём текста. Единицы измерения информации.

Определение единицы измерения информации - бит. Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт и др. Скорость передачи информации.

Приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации. Измерять объём текста при использовании компьютерного алфавита, количество информации в различных единицах.

5

Символьный ввод данных.

Работа с клавиатурой и клавиатурными тренажёрами.

Кл. тренажёр

Назначение клавиш и программы «Клавиатурный тренажёр».

Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Раздел 3:   Знакомство с компьютером  6 ч (3+3).

6

Архитектура компьютера.

 Назначение компьютера и его состав устройств. Данные и программа. Включение и выключение компьютера.

ОС Windows

2000

Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. Определение программы.

Воспроизводить схему устройств компьютера: состав основных устройств и их назначение и взаимодействие. Включать и выключать компьютер.

7

Лабораторная работа:

 «Освоение клавиатуры».

 Назначение клавиш Советы по эксплуатации ПК и техника безопасности на практических работах. Выполнение указаний к практической работе

ОС Windows

2000

Назначение и расположение клавиш клавиатуры ПК. Назначение клавиатурного тренажёра и текстового редактора «Блокнот». Правила выполнения практических работ на ПК.

Использовать правила ТБ «до», «во время» и «по окончании» работы на ПК в дисплейном классе. Включать компьютер и работать с текстом. Использовать клавиши соответственно их назначению. Запускать программу «Блокнот».

8

Память компьютера. Файлы.

 Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компью тера. Организация информации на внешних носителях, файлы. 

ОС Windows

2000

Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти. Определения ячейки памяти, адреса и файла. Типы и свойства устройств внешней памяти.

Приводить примеры хранения информации ПК на внешних и внутренних носителях.

9

Состав устройства ПК.

Основные характеристики устройств ПК, их функции и взаимосвязь в процессе работы.

Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подклю чений.

ОС Windows

2000

Состав ПК.  Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,   устройств ввода и вывода информации).

Показывать составляющие ПК. Вставлять дискеты в накопители.  Пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами.

10

Программное обеспечение ПК.

Виды программного обеспечения. Системное ПО. Операционная система и её функции: организация диалога с пользователем, работа с файлами и управление устройствами. Файловая структура внешней памяти. Знакомство с пользовательским интерфейсом операцион ной системы. 

ОС Windows

2000

Сущность программного управления ПК. Принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура.

Инициализировать выполнение программ из программных файлов.  Использовать антивирусные программы.

11

Лабораторная работа: «Меню, инструментальные полоски. Операции с файлами, папками и дисками».

Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Виды меню и их назначения. Средство "Мой компьютер". Действия над файлами и папками. Выполнение указаний к практической работе.

ОС Windows

2000

Понятие интерфейса и инициализации выполнения программы. Виды меню. Назначение программы "Проводник"

Просматривать на экране директорию диска;

выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками):  копирование,  перемещение,  удаление,  пере именование, поиск.  Просматривать содержимое дисков.

Раздел 4:   Текстовая информация и компьютер 9 ч  (3+6).

12

Тексты в компьютерной памяти.

Кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтера ми при сохранении и печати текстовых документов.

Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы).

Кодировать в двоичной форме слова, записанные на русском и латинском языках.

13

Текстовый редактор и текстовый процессор.  

Текстовый файл и текстовый редактор. Среда редактора. Текстовый процессор Microsoft Word.

ТП Word 2003

Определение текстового файла и редактора. Отличие текстового редактора от процессора.

Загружать редактор, набирать и сохранять текст.

14

Принципы работы в текстовом редакторе: возможности буфера обмена; поиск и замена текста.

Ввод - редактирование, форматирование, работа с фрагментами текста и окнами, поиск и замена, орфографический контроль, работа с файлами, печать документа, вызов помощи.

ТП Word 2003

Основные режимы работы ТР и их назначение. Типы используемых шрифтов в ТР. Определение фрагмента текста и действия над ним. Назначение кнопок в окне буфера обмена. Способы открытия окна Поиска и замены фрагмента текста

Загружать текст с диска и выводить его на печать. Создавать новые файлы и открывать имеющиеся на диске. Заполнять ячейки окна буфера обмена. Работать с окном поиска и замены фрагмента текста. Быстро переходить к объектам текста.

15

Лабораторная работа  «Форматирование текста»

Форматирование символов. Изменение регистра символов. Форматирование абзацев. Выполнение указаний к практической работе.

ТП Word 2003

Способы изменения формата и регистра символов.

Открыть диалоговое окно Шрифт. Изменять регистр символов. Форматировать абзацы.

16

Лабораторная работа

«Табуляция и работа со списками».

Установление позиций  табуляции. Упорядочивание списка. Выполнение указаний к практической работе.

ТП Word 2003

Способ открытия окна «Табуляция» и  окна «Список».

Виды выравнивания текста. Вставлять список в текст и создавать стандартный и собственный вариант нумерации элементов в списке.

17

Лабораторная работа  «Работа с таблицами»

Создание, обработка, форматирование таблицы. Вставка и удаление строк и столбцов, изменение высоты и ширины ячейки, нумерация записей в таблице, разъединение и объединение ячеек. Обтекание текста вокруг таблицы.

ТП Word 2003

Способы создания простой и сложной таблицы.

Создавать простую и сложную таблицу. Выделять элементы таблицы. Удалять, копировать и перемещать содержимое ячеек таблицы. Применять автоформат. Нумеровать записи в таблице. Разъединять и объединять ячейки. Вставлять название в таблицу. Обтекать текст вокруг таблицы.

18

Лабораторная работа  «Работа с полями форм. Гиперссылки.»

Работа с полями форм. Гиперссылки. Перемещение с помощью гиперссылок. Выполнение указаний к практической работе.

ТП Word 2003

Назначение полей форм. Способы создания полей форм и гиперссылок.

Создавать поля форм. Выбирать типы и форматы полей. Добавлять рамку в поле.. Создавать гиперссылку. Перемещаться по гиперссылкам.

19

Лабораторная работа

«Работа с формулами».

Назначение редактора формул. Работа с редактором формул: формула, шаблоны, вставка объектов.

ТП Word 2003

Возможности программы для создания многоуровневых элементов, клавиши передвижения по формуле, изменение размера.

Создавать и редактировать формулы.

20

Лабораторная работа  «Вставка в документ рисунков. Создание специальных текстовых эффектов»

Вставка в документ рисунков, выноски и надписи. Обтекание текста вокруг рисунка или графического объекта. Создание специальных текстовых эффектов. Группировка графических объектов. Выполнение указаний к практической работе.

ТП Word 2003

Способы вставки в документ рисунков из коллекции и из файла, выноски, надписи и диаграммы, группировки графических объектов.

Вставить в документ рисунки из коллекции и из файла, выноски, надписи.  Группировать  графические объекты. Создавать специальные текстовые эффекты.

Раздел 5:   Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4).

21

Компьютерная

 графика.

Определение компьютерной графики, области применения, технические средства, принципы кодирования.  Понятие о диск ретизации изображения.

Способы представления изображения в памяти ЭВМ. Области применения компьютерной графики. Понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.

Определять количество оттенков цвета исходя из величины глубины цвета, объёма графического файла.

22

 Растровая и векторная графика.

Два принципа представления информации: растровая и векторная графика. Знакомство с ра ботой в среде редактора векторного типа (встроенная графика в текстовом процессоре).

ТП Word 2003

Разницу между растровым и векторным способами представления информации.

Применять графические примитивы для создания сложных изображений.

23

Знакомство с графическим редактором  «PAINT»

Тестирование по предыдущей теме. Назначение ГР. Знакомство с основными инструментами, режимы работы.

ГР Paint

Назначение ГР инструментов, название панелей.

Создавать в рабочем поле рисунки из графических примитивов. Манипулировать размерами изображения.

24

Лабораторная работа «Работа с текстом и фрагментами изображения»

Ввод надписи, выделение фрагмента изображения, вырезание, копирование, правка, вставка.

ГР Paint

Способ ввода и форматирование текста. Операции с фрагментами рисунка.

Осуществлять действия с фрагментами рисунка, манипулировать текстом.

25

Лабораторная работа «Работа с палитрой и графическими примитивами».

Изменение формы, размера, цвета, расположения рисунка. Создание замкнутых, непрерывных многоугольников и кривых.

ГР Paint

Возможности изменения цветовой гаммы. Операции работы с примитивов Многоугольник, Кривая и инструмента Ластик..

Создавать цветные рисунки с использованием примитивов Многоугольник, Кривая и инструмента Ластик. Сохранять рисунки на диске, загружать  и выводить на печать.

26

Самостоятельная работа.

Создание документа со вставкой объектов разного типа: текст, таблица, рисунок. Выполнение задания.

ГР Paint,

ТП Word

Раздел 6: Технология мультимедиа 7ч. (3+4).  

27

Мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук.

Что такое мультимедиа? Области применения, аналоговый и цифровой звук. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука: АЦП и ЦАП.

Определение мультимедиа, принцип дискретизации, используемый для   представле ния звука в памяти компьютера.

Прослушивать звуковые файлы. Различать их форматы.

28

Технические средства мультимедиа.

Системы ввода и вывода звука. Устройства для работы с видеокартами. Устройства хранения мультимедийной информации.

Устройства ввода, вывода и хранения для мультимедиа.

Использовать при ответах схему преобразования звука при вводе и выводе. Записывать программы на CD-диски.

29

Компьютерные презентации.

Типы презентаций: интерактивные, со сценарием, непрерывные. Этапы создания презентации. Гиперссылки. Области применения презентаций. Знакомство со средой редактора Power Point.

Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Создавать сценарии несложных презентаций. Назначение основных панелей среды редактора Power Point.

30

Лабораторная работа  «Создание презентаций в приложении Power Point»

Основные возможности Power Point. Запуск Power Point. Режимы создания презентаций.  Выполнение указаний к практической работе.

Power Point 2003.

Назначение Power Point. Понятие презентации. Основные возможности Power Point. Способы создания презентаций.

Запустить Power Point. Создать презентацию с помощью шаблона оформления.

31

Лабораторная работа  «Режимы просмотра презентаций. Действия со слайдами в приложении Power Point»

Пять режимов просмотра презентаций. Использование инструментов масштабирования страницы. Оформление слайда. Действия со слайдами в приложении Power Point. Выполнение указаний к практической работе.

Power Point2003

Назначение режимов просмотра презентаций.

Изменять цветовое оформление одного слайда и всей презентации в целом. Создать слайд. Осуществлять перестановку слайдов. Удалять и скрывать слайд.

32

Лабораторная работа  «Вставка объектов в презентации. Анимация».

Разновидности объектов вставки. Анимация. Справочник по показу слайдов. Выполнение указаний к практической работе.

Power Point 2003

Разновидности объектов вставки. Для каких объектов слайда можно осуществить анимацию. Три способа установки эффектов анимации.

Вставлять объекты в презентацию. Добавлять анимацию к объектам. Пользоваться справочником по показу слайдов.

33

Лабораторная работа  «Гиперссылки  и управляющие кнопки. Итоговый слайд»

Применение гиперссылок. Создание активных кнопок. Создание нового слайда из заголовков других слайдов. Выполнение указаний к практической работе.

Power Point

Назначение гиперссылок и итогового слайда.

Вставлять гиперссылки в слайды. Добавлять активные кнопки и звуки. Изменять цвет кнопки. Открывать через кнопку любую программу. Создавать итоговый слайд.

34

Заключительный урок.

Объявление результатов. Подведение итогов.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».

Содержание программы 8 классов согласовано с содержанием программы базового курса «Семакин И.Г., Залогова  Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В., Информатика и ИКТ для основной школы (8-9 классы), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Курс рассчитан  на 105 часов.

В 8 классе отводится 34 часа.

Программа издана в сборнике «Информатика, Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы, М, БИНОМ, Лаборатория знаний 2005».

Учебная литература:

Изучение курса ориентировано на использование учебника «Семакин И.Г., Залогова  Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В. Информатика:.Базовый курс для 8-9 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория  Знаний, 2005-2007», задачника-практикума “Информатика. Задачник-практикум. В 2 т/под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория  Знаний, 2004-2006» и практикума «Л.Р. Газизова, Практикум по информационным технологиям, 3 издание, Ульяновск, 2005».

«Согласовано»

Директор гимназии №65

_____________ / Куликова И. В. /  

 «_____»_____________2009 г.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».

Содержание программы 9 классов согласовано с содержанием программы базового курса «Семакин И.Г., Залогова  Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В., Информатика и ИКТ для основной школы (8-9 классы), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Курс рассчитан  на 105 часов.

В 9 классе отводится 68 часов.

Программа издана в сборнике «Информатика, Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы, М, БИНОМ, Лаборатория знаний 2005».

Учебная литература:

Изучение курса ориентировано на использование учебника «Семакин И.Г., Залогова  Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 8-9 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория  Знаний, 2005-2007», задачника-практикума “Информатика. Задачник-практикум. В 2 т/под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория  Знаний, 2004-2006» и практикума «Л.Р. Газизова, Практикум по информационным технологиям, 3 издание, Ульяновск, 2005».

«Согласовано»

Директор гимназии №65

_____________ / Куликова И. В. /  

 «_____»_____________2009 г.

Календарно-тематическое планирование

уроков предмета «Информатика и ИКТ»  9 классов

Данькин А. А.  (68 часов, базовый курс)

Тема  урока

Краткое содержание

Дата

ПО

Требования к учащимся

Что знает и понимает?

Что умеет и применяет?

Обработка числовой информации (10 ч)

1

Табличные расчёты и электронные таблицы.

Электронная таблица (ЭТ). Электронный процессор (ЭП). Назначение. Структура ЭТ и её данные. Режимы отображения.

ТП «Ex-cel»

Отличие электронного процессора от Электронной таблицы. Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.

Открывать готовую ЭТ в приложение Microsoft Excel. Выделять группы ячеек, строку, столбец, весь лист и закрывать рабочую книгу.

2

Правила заполнения таблицы.

Тестирование по предыдущей теме. Заполнение ЭТ: тексты, числа, формулы. Подготовка таблицы к расчётам. Формат данных. Блок ячеек.

ТП «Ex-cel»

Правила ввода текста в ячейку ЭТ, два формата представления числа, правила записи формул.

Создавать, сохранять и копировать данные в ячейке.

3

Лабораторная работа «Стиль представления и формат данных».

Режимы работы с таблицами в  ТП «Excel». Рабочая книга и действия над ней. Выделение элементов таблицы. Заполнение ячеек. Формат данных. Стиль представления данных. Форматирование текста. Ввод последовательных рядов данных. Выполнение указаний к практической работе.

ТП «Ex-cel»

Назначение, среду, режимы работы и систему команд ЭТ «EXEL». Знает, из каких элементов состоит рабочая книга, что такое активная ячейка. Числовые форматы данных.

Изменять формат ячейки и стиль представления данных. Создавать последовательные ряды данных.

4

Адресация ЭТ. Работа с фрагментами.

Определение и обозначение фрагмента блока. Вычисления над фрагментом. Понятие: манипулирование таблицей. Принцип абсолютной и относительной адресации.

ТП «Ex-cel»

Какие типы данных заносятся в электронную таблицу.

Редактировать содержимое ячеек. Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка.

5

Лабораторная работа  «Работа с формулами в Microsoft Excel»

Работа с формулами. Ссылки. Функции. Мастер функций. Сообщения об ошибках. Выполнение указаний к практической работе.

ТП «Ex-cel»

Знать, с какого знака начинается формула, какие арифметические знаки используются в формулах, чем отличаются относительные ссылки от абсолютных, как обращаться к группе ячеек, основные правила синтаксиса записи функций.

Записывать формулы и использовать функции в них. Работать с Мастером функций. Определять тип ошибки в записи формулы по сообщению Excel.

6

Стандартные функции. Деловая графика.

Функции-программы и их назначение. Графическая обработка данных. «Мастер диаграмм». Форматирование объектов, добавление данных.

ТП «Ex-cel»

Разновидности стандартных (математических, статистических) функций и  их назначение. Что такое деловая графика? Графические возможности ТП.

Получать диаграммы и графические функции с помощью графических средств ТП. Применять стандартные функции ЭП.

7

Лабораторная работа «Табулирование функции и построение графика».

Функции-программы и их назначение. « Мастер диаграмм». Форматирование объектов, добавление данных.

ТП

Excel

Графические возможности ТП.

Разновидности стандартных (математических, статистических) функций и  их назначение.

Получать диаграммы и графические функции с помощью графических средств ТП. Применять стандартные функции ЭП.

8

Условные функции и логические выражения.

Общий вид условной функции, её формат и выполнение. Логические выражения и операции.

ТП

Excel

Порядок выполнения действий в зависимости от условия. Использование логических функций для проверки условий.

Создавать ЭТ для несложных расчётов с применением условных функций.

9

Лабораторная работа  «Поиск данных в некотором диапазоне»

Функция проверки условия. Логические функции. Поиск данных в некотором диапазоне в ЭТ Выполнение указаний к практической работе.

ТП

Excel

Функции проверки условия, поиска данных в некотором диапазоне и логические функции.

Проверять условия при заполнении ячеек. Использовать функции И, ИЛИ, НЕ. Искать данные в некотором диапазоне

10

Самостоятельная

работа

Выполнение задания.

ТП

Excel

Представление информации (8 ч)

11

Дискретная форма представления информации

Форма представления различной информации в памяти компьютера

12

Представление числовой информации в различных системах счисления

Развернутая форма записи числа. Десятичная и двоичная система счисления.

13

Перевод чисел из одной с/с в другую

Алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую. Использование программного калькулятора

14

Арифметика двоичных чисел

Двоичная арифметика: сложение, вычитание, умножение, деление

15

Кодирование текстовой информации

Тексты в компьютерной памяти. Числовые коды символов.

16

Кодирование графической информации

Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять

17

Кодирование звуковой информации

Звук в памяти компьютера, глубина кодирования, частота дискретизации

18

Зачет по теме: «Представление информации»

Алгоритмы и исполнители (9 ч)

19

Алгоритм и его свойства.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Запись алгоритмов. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный ал горитмический язык).

Что такое алгоритм? В чем состоят   основные свойства алгоритма. Языки для записи алгоритмов.

Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алго ритмический язык.

20

Линейные вычислительные алгоритмы.

Понятие трассировки алгоритма, описание переменных. Свойства операции присваивания. Определение значения переменной. Обмен значениями переменных через дополнительную переменную.

Перечень команд линейного вычислительного алгоритма. Назначение трассировки. Отличие определённой и от неопределённой переменной.

Составлять и записывать на АЯ простейшие вычислительные линейные алгоритмы. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.

21

Составление линейных алгоритмов.

Решение задач на оставление линейных  алгоритмов управления с известным исполнителем.

Составлять и записывать на АЯ простейшие вычислительные линейные алгоритмы. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.

22

Алгоритмы ветвления.

 Алгоритмы с ветвящейся структурой. Условия, отношения неравенств между величинами. Полное и неполное ветвление. Последовательные и вложенные ветвления.

Среда Pascal

Отличие между полным и неполным ветвлением. Структуру последовательного и вложенного ветвления.

Составлять алгоритмы со структурами ветвления.

23

Составление ветвящихся алгоритмов.

Решение задач на составление ветвящихся алгоритмов управления с известным исполнителем. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.

Составлять алгоритмы со структурами ветвления. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.

24

Цикличные алгоритмы.

Понятие бесконечного и конечного цикла. Структура цикличного алгоритма, запись её на АЯ и с использованием блок-схем. Общая форма оператора «Для». Правила использования оператора цикла.

Среда Pascal

Объяснять работу цикла с заданным числом шагов по структуре циклического алгоритма. Правила использования оператора «For…Next».

Различать алгоритмы с конечными и бесконечными циклами.

25

Составление цикличных алгоритмов.

Решение задач на составление цикличных алгоритмов управления с известным исполнителем. Работа с учебным исполнителем алгоритмов.

Составлять алгоритмы с циклическими структурами. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.

26

Вспомога тельные алгоритмы.

Структурная методика алгоритмизации. Вспомога тельные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выделять подзадачи. Определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

27

Составление вспомогательных алгоритмов.

Составление алго ритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Контроль знаний.

Составлять алгоритмы с вспомогательными структурами. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя.

Программное управление работой компьютера (11 ч)

28

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ).

Языки программирования высокого уровня, их классификация (уровни языков программирования). Структура программы на языке «Pascal». Представление данных в программе.

Назначение языков программирования. Определение программы, символика языка. Различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками.

Приводить примеры языков программирования высокого уровня и машинно-ориентированных языков.

29

Среда программирования Pascal.

Язык программирования Pascal, название языка. Среда программирования Pascal: система команд меню, окно редактора, окно быстрого выполнения команды. Последовательность выполнения программы. Показ демонстрационных программ в среде программирования Pascal.

Среда Pascal

Отличие среды программирования Pascal от языка программирования Pascal. Назначение окон и команд системы меню, исполнителя команд.

Запускать и загружать среду программирования Pascal, перемещаться по окнам системы меню.

30

Правила написания программ в среде программирования Pascal.

Этапы решения задачи: постановка реальной задачи, математическая формализация, алгоритм, трассировка, кодирование программы, отладка и тестирование, анализ результата. Понятие оператора. Используемые символы: алфавиты, спецзнаки, цифры,  знаки арифметических действий и отношений. Логические связки. Приоритеты выполнения действий.

Среда Pascal

Перечень и назначение этапов решения задачи на ЭВМ. Имеет представление о виде программы на языке программирования Pascal. Символы, используемые в языке.

Приводить примеры  из школьного курса поэтапного решения задачи на ЭВМ.Записывать арифметические действия и расставлять приоритеты выполняемых в них операций.

31

Операторы ввода и вывода данных.

Назначение и общая форма оператора присваивания. Отличие знака присваивания от знака равенства. Оператор ввода данных с клавиатуры Read. Назначение и общая форма оператора Write. Выполнение заданий с применением операторов ввода-вывода данных.

Среда Pascal

Назначение и общую форму оператор присваивания и ввода данных. Назначение и общую форму оператора вывода данных.

Находить неверные записи операторов. Вычислять значения переменных, применяя

оператор присваивания и ввода данных. Выводить на экран результаты вычислений.

32

Программирование диалога.

Понятие компьютерного диалога. Операторы организации диалога: Write и Read. Кодирование программы  с  диалогом.

Среда Pascal

Назначение операторов ввода и вывода данных при организации диалога.

Программировать простой диалог.

33

Программирование линейного вычислительного алгоритма.

Поэтапное решение задачи на ЭВМ линейного вычислительного алгоритма. Кодирование алгоритма.

Среда Pascal

Перечень команд и назначение операторов для программы линейного вычислительного алгоритма.

Использовать операторы ввода-вывода данных, присваивания для кодирования линейного вычислительного алгоритма. Использовать дополнительные переменные.

34

Кодирование алгоритмов ветвления.

Общая форма операторов условного и безусловного перехода: Goto  и If. Многоуровневая запись оператора If... Решение задач на кодирование алгоритмов ветвления.

Среда Pascal

Назначение и общую форму оператор операторов условного и безусловного перехода, две формы записи оператора.

Программировать несложные алгоритмы ветвления.

35

Кодирование циклов с конечным числом шагов.

Поэтапное решение задач с использованием цикличных алгоритмов.

Среда Pascal

Осуществлять отладку и тестирование закодированной программы.

Применять правила использования оператора цикла при кодировании алгоритмов.

36

Знакомство с массивами.

Табличный способ организации данных Структурированный тип данных — массив. Одномерный и двумерный массив. Операции с массивами Способы описания и обработки массивов. Операторы описания и ввода массивов.

Знать, в чем состоит удобство табличного способа. Знать разницу между одномерными и двумерными  массивами.

Приводить примеры таблиц.

37

Обработка массивов на языке Паскаль.

Ввод массивов,  задание элементов массива случайным образом, вывод элементов массива.

Среда Pascal

Способы ввода  элементов числового массива, алгоритм вывода элементов массива.

Обрабатывать числовые массивы  на Паскале.

38

Обработка массивов на языке Паскаль».

Решение задач с табличной организацией числовых данных.

Среда Pascal

Способы обработки массивов на языке Pascal.

Решать несложные задачи с табличной организацией числовых данных.

Формализация и моделирование (4 ч)

39

Моделирование.

Понятие модели; модели натурные и информационные. На значение и свойства моделей.

Что такое модель? В чем разница между натурной и информационной моделью?

Приводить примеры натурных и информационных моделей.

40

Виды информационных моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация ин формации.

Формы представления информацион ных моделей (графические, табличные, вербальные, мате матические).

Ориентироваться в таблично-организованной информации.

41

Информацион ное моделирование на компьютере.

Компьютерная математическая модель. Области применения компьютерного информацион ного моделирования. Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Для чего нужны математические модели? Что такое вычислительный эксперимент? Определение имитационного моделирования.

Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

42

Построение табличных моделей.

Общие свойства моделей. Решение задач на построение  табличных информационных  моделей.

Свойства моделей. Последовательность построения  табличной информационной  модели.

Строить табличные модели по словесному описанию объектов и их свойств.

Хранение информации (11 ч)

43

Базы данных.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основ ные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.  Области применения, виды БД (фактографическая, документальная,  распределённая). Виды организации  данных: иерархическая, сетевая,  реляционная.

Что такое база данных и  информационная система. Виды баз данных, три типа организации данных. Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);   типы и форматы полей

Определять тип БД.

44

Системы управления базами данных.

Системы управления БД и принципы работы с ними. Команды открытия и выборки.

Что такое СУБД? Назначение СУБД. Команды открытия и выборки.

Применять команды получения запроса на выборку.

45

Система управления базами данных

 Виды СУБД. Знакомство со средой  MS Access. Режимы работы, система команд. Просмотр и редактирование БД.

Какие СУБД называются реляционными?

Открывать готовую БД реляционного типа в СУБД MS Access, просматривать содержимое и закрывать. Просматривать и редактировать содержимое полей БД.

46

Создание и заполнение БД.

Три этапа создания БД: проектирование, создания структуры, ввод записей. Создание новой БД. Типы и форматы полей. Заполнение БД информацией.

MS Access

Основные этапы создания БД. Типы и форматы полей.

Преобразовывать и создавать структуру  таблицы БД.

47

Практическая работа  «Создание базы СУБД Microsoft Access»

Типы полей. Режимы таблицы и формы. Главное окно MS Access.Создание базы данных в режимах Таблица и Конструктор. Выполнение указаний к практической работе

MS Access

Способы создания БД в режимах Таблица и Конструктор, перечень имен полей и правила выбора типы данных.

Определять структуру таблицы. Использовать средства СУБД Microsoft Access для формирования базы данных в режиме Мастера таблиц.

48

Редактирование и ведение базы данных.

Ввод данных в таблицу. Добавление и удаление записей. Просмотр, сортировка и фильтрация данных. Выполнение указаний к практической работе.

MS Access

Назначения способов фильтрации. Как производится сортировка данных в таблице или форме.

Изменять структуру базы данных, создавать формы просмотра данных, организовывать сортировку и поиск информации в БД с помощью фильтра.

49

Условия выбора. Простые логические выражения.

Понятие  логического выражения. Высказывание и их логические значения. Отношения и знаки отношений. Условия выбора – логические выражения. Простые логические выражения.

MS Access

Что такое логическое выражение и значение, которое оно принимает? Какое логическое выражение называется простым? Сравнение символьных и логических величин.

Создавать запросы в форме команды «Выбрать». Выполнять простейшие приемы поиска и сортировки.

50

Сложные логические выражения.

Определение сложного логического выражения. Логические операции: отрицание, логическое умножение и сложение. Приоритеты выполнения логических выражений.

MS Access

Какие логические операции используются в сложных логических выражениях, правила и порядок их выполнения.

Составлять команды получения справки с использованием сложных логических выражений.

51

Сортировка, удаление и добавление записей.

Определение и назначение сортировки. Ключи сортировки. Сортировка по нескольким ключам. Команды изменения состава записей БД.

MS Access

Структуру команд поиска и сортировки информации в БД.

Создавать команды сортировки по возрастанию, по двум ключам, команды.

52

Поиск информации в базе данных. Работа с запросами.

Тестирование по предыдущей теме. Способы поиска и замены данных с помощью Диалогового окна Поиск и замена и Запросов. Типы запросов. Выполнение указаний к практической работе.

MS Access

Способы поиска или замены данных, виды запросов, операторы и подстановочные символы, которые используются в строке «Условие отбора» и их назначение.

Организовывать поиск информации в БД с помощью запросов на выборку.

53

Самостоятельная

работа.

Выполнение задания.

Коммуникационные технологии (11 ч)

54

Компьютерные сети.

Виды сетей: локальная, отраслевая, региональная, глобальная. Структура сетей и принципы функционирования. Скорость передачи дан ных

ОС Windows

2000

Определение компьютерной сети. Различие между  локальной  и глобальной сетями.

Осуществлять обмен информацией с сервером локальной сети.

55

История возникновения Internet.

Internet-оружие против ядерной войны.  Использование телефонных линий для передачи данных. Появление модема. Альтернативные источники передачи данных в наши дни (ASDN, кабельная связь). Знакомство с программой - браузером Internet Explorer.

Outlook

 Express

Историю возникновения и распространения Internet. Название и применение альтернативных способов передачи данных: ASDN. Назначение программы Internet Explorer.

Загружать браузер Internet Explorer, перемещаться по Web-документу.

56

Виды услуг в сети.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Знакомство с функциями электронной почтой, с назначением почтового ящика, электронного адреса.

Outlook

 Express

назначение   основных   видов   услуг   глобальных   сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.

Открывать электронную почту и отправлять сообщение по адресу сообщение.

57

Аппаратное и программное обеспечение сети.

Аппаратные средства сети: хост-машина, линия связи, терминал абонента, модем, протокол.

Outlook

 Express

Название и назначение аппаратных и программных средств сети: каналов связи, мостов, серверов, клиентов, протоколов.

Просматривать, создавать и редактировать электронное сообщение.

58

Интернет - «Всемирная паутина».

Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Интернет. Информационная система World Wide Web, Web-страница, Web-сервер, адресация.

Internet

 Explorer

Определение Internet, перевод слов World Wide Web, организацию связи между страницами.

Получать информацию с Web-страницы по известному адресу и с помощью поисковой системы.

59

Практическая работа «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения»

60

Поисковые системы.

Организация Web-станицы. Поиск нужной информации в сети. Передача текста, графики в Web-станицы. Гипертекстовая связь, поисковые программы. Расширенный поиск.

Internet

 Eplorer,

 Yandex

Принцип организации гипертекста, организация запроса в поисковой системе.

Искать информацию в глобальной сети Internet. Уметь сохранять Web-страницу на свой компьютер.

61

Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине»

62

Архивирование и разархивирование файлов.

Работа с архи ваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного со держания в Интернете (используя отечественные учебные пор талы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

WinRar,

WinZip

Назначение программ- архи ваторов. Последовательность копирования информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Переходить на нужный адрес внутри сети, осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. Работать с программой архиватором.

63

Коллективное взаимодействие в глобальной сети Internet.

Форум, чат, телеконференция. Создание своих личных данных при регистрации.

Internet

Explorer

Назначение средств коллективного взаимодействия: форум, чат, телеконференция.

Создавать и загружать личные данные при регистрации. Уметь отправлять и получать сообщения при общении.

64

Самостоятельная

работа.

Выполнение задания.

Internet

 Eplorer

Информационные технологии в обществе (4 ч)

65

История ЭВМ и ИКТ.

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. Историю способов записи чисел (систем счисления). Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ).

66

Информационные ресурсы.

Понятие информаци онных ресурсов. Информационные ресурсы современного обще ства. Понятие об информационном обществе.

Понятие информационных ресурсов. Национальные информационные ресурсы и их виды.

67

Правовые  и этические нормы в информа ционной сфере.

Проблемы безо пасности информации, этические и правовые нормы в информа ционной сфере.

В чем состоит проблема безопасности информации? Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов?

Регулировать свою информационную деятельность в соот ветствии с этическими и правовыми нормами общества.

68

Заключительный урок.

Объявление результатов. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

уроков предмета «Информатика и ИКТ»  10 классов

Данькин А. А.  (34 часа)

Тема  урока

Краткое содержание

Дата

ПО

Требования к учащимся

Что знает и понимает?

Что умеет и применяет?

Информация и информационные процессы (4 ч)

1

Информация и данные.

Техника безопасности (инструктаж).

Свойства информации. Информационный процесс

2

Вероятностный и алфавитный подходы к измерению информации

Практическая работа «Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходе к измерению информации»

3

Кодирование информации

Выбор формы представления информации. Практическая работа «Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам»

4

Хранение и обработка информации

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации. Выбор способа хранения информации.

Информационные модели (11 ч)

5

Моделирование как метод познания

Информационные (нематериальные) модели: назначение и виды. Назначение моделей, Объект, субъект и цели моделирования

Формы представления моделей

Формы представления моделей: чертежи, рисунки, схемы. Представление модели в табличной форме и в форме графа

Формализация как основной этап моделирования

Основной тезис формализации. Практическая работа «Формализация текстовой задачи»

Основные этапы разработки исследования моделей на компьютере

Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.

Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование и его виды

Алгоритм как информационная модель

6

Построение и исследования компьютерных моделей

7

Геоинформационные модели

Практическая работа «Построение и исследование геоинформационной модели»

8

Информационные модели систем управления

Практическая работа «Построение и исследование компьютерной модели системы управления»

11

Зачет по теме: «Информационные модели»

Основы логики и логические основы компьютера (8 ч)

16

Логика как наука. Формы мышления

Логика, мышление, формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение), содержание и объем понятия, истинность, ложность высказывания, суждение

Основные формы мышления

Определять истинность простого высказывания

17

Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций

Алгебра высказываний, таблица истинности, логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция)

18

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Таблица истинности, приоритет операций, равносильные высказывания. Практическая работа «Преобразование логических выражений с использованием законов и правил преобразования»

19

Построение таблицы истинности

Практическая работа «Построение таблицы истинности логического выражения»

20

Логические основы компьютера

Практическая работа «Построение логических схем основных устройств компьютера»

21

Решение логических задач

Практическая работа «Построение функциональной схемы логического выражения»

22

Решение логических задач

Решение логических задач

23

Зачет по теме: «Основы логики»

Информационные системы (5 ч)

24

Понятие и типы информационных систем. Базы данных. СУБД

Информационная система: понятие, назначение. Формы представления данных. Реляционные базы данных

Приводить примеры БД различных видов, различать элементы таблицы БД

Уметь определять тип поля базы данных при проектировании БД

25

26

Ввод и редактирование базы данных

СУБД, создание таблицы в режиме конструктора, заполнение таблицы, редактирование. Практическая работа «Ввод и редактирование базы данных»

27

Поиск данных в среде СУБД. Упорядочивание

Понятие запроса, поиск данных в базе данных, алгоритм составления запроса. Практическая работа «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»

Понятие запроса

Уметь составлять запрос

28

Связывание таблиц в многотабличных базах данных

Схема данных. Принцип связывания таблиц в БД. Практическая работа «Связывание таблиц»

Понимать значение связывания таблиц в СУБД

Уметь связывать между собой таблицы через ключевые поля

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (4 ч)

29

Архитектура современного ПК

Устройство современного ПК

Преимущества, которые дает магистрально-модульный принцип. Группы устройств, реализующих информационные процессы. Функции и основные характеристики каждой группы устройств

Различать устройства персонального компьютера, выявлять характеристики каждого из них

30

Программное обеспечение компьютера.

Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования.

Понимать программный принцип обработки данных и управления компьютером. Знать назначение и состав операционной системы

Алгоритм установки различного рода операционных систем, особенности каждой из систем

31

Настройка BIOS и загрузка операционной системы

Виды BIOS, особенности загрузки операционной системы, настройка BIOS.

Windows XP

Понимать назначение BIOS, внешний вид, иметь представление об операционных системах, о преимуществах каждой из них

Настраивать BIOS в зависимости от поставленной задачи, выбирать тип загрузки

32

Операционная система  Windows XP

Windows XP

33

РЕЗЕРВ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...