Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планированиеуроков предмета «Информатика и ИКТ» для 8 классов гимназии № 65 Данькин А. А. (34 часа, базовый курс) | |||||||||||||
№ | Тема урока | Краткое содержание | Дата | ПО | Требования к учащимся | ||||||||
Что знает и понимает? | Что умеет и применяет? | ||||||||||||
Раздел 1: Введение в предмет (1 ч). | |||||||||||||
1 | Введение в информатику. | Предмет информатики. Наука информатика – наука о решении задач с помощью ЭВМ. Содержание базового курса. Правила поведения в компьютерном классе. | Что изучает информатика. Правила поведения в компьютерном классе. | Называть основные разделы информатики. | |||||||||
Раздел 2: Человек и информация 5 ч (3+1). | |||||||||||||
2 | Информация и знания. | Сообщения, знания, информация. Виды информации. Свойства информации. Восприятие, представление информации, языки естественные и формальные. Формы представления информации. | Понятие информации, свойства и виды информации. Восприятие информации человеком. Что такое естественные и формальные языки? | Приводить примеры источников, приемников и носителей информации. Приводить примеры информационных и неинформационных сообщений. | |||||||||
3 | Информационные процессы. | Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка, поиск информации. Информационные процессы в живой природе. | Понятие и виды информационных процессов. | Приводить примеры процессов хранение, передачи, обработки, поиска информации. Определять в конкретном процессе передачи информации: источник, приемник, канал. | |||||||||
4 | Алфавитный подход к измерению информации. | Алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита. Информационный вес символа. Информационный объём текста. Единицы измерения информации. | Определение единицы измерения информации - бит. Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт и др. Скорость передачи информации. | Приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации. Измерять объём текста при использовании компьютерного алфавита, количество информации в различных единицах. | |||||||||
5 | Символьный ввод данных. | Работа с клавиатурой и клавиатурными тренажёрами. | Кл. тренажёр | Назначение клавиш и программы «Клавиатурный тренажёр». | Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. | ||||||||
Раздел 3: Знакомство с компьютером 6 ч (3+3). | |||||||||||||
6 | Архитектура компьютера. | Назначение компьютера и его состав устройств. Данные и программа. Включение и выключение компьютера. | ОС Windows 2000 | Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие. Определение программы. | Воспроизводить схему устройств компьютера: состав основных устройств и их назначение и взаимодействие. Включать и выключать компьютер. | ||||||||
7 | Лабораторная работа: «Освоение клавиатуры». | Назначение клавиш Советы по эксплуатации ПК и техника безопасности на практических работах. Выполнение указаний к практической работе | ОС Windows 2000 | Назначение и расположение клавиш клавиатуры ПК. Назначение клавиатурного тренажёра и текстового редактора «Блокнот». Правила выполнения практических работ на ПК. | Использовать правила ТБ «до», «во время» и «по окончании» работы на ПК в дисплейном классе. Включать компьютер и работать с текстом. Использовать клавиши соответственно их назначению. Запускать программу «Блокнот». | ||||||||
8 | Память компьютера. Файлы. | Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компью тера. Организация информации на внешних носителях, файлы. | ОС Windows 2000 | Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты), понятие адреса памяти. Определения ячейки памяти, адреса и файла. Типы и свойства устройств внешней памяти. | Приводить примеры хранения информации ПК на внешних и внутренних носителях. | ||||||||
9 | Состав устройства ПК. | Основные характеристики устройств ПК, их функции и взаимосвязь в процессе работы. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подклю чений. | ОС Windows 2000 | Состав ПК. Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации). | Показывать составляющие ПК. Вставлять дискеты в накопители. Пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами. | ||||||||
10 | Программное обеспечение ПК. | Виды программного обеспечения. Системное ПО. Операционная система и её функции: организация диалога с пользователем, работа с файлами и управление устройствами. Файловая структура внешней памяти. Знакомство с пользовательским интерфейсом операцион ной системы. | ОС Windows 2000 | Сущность программного управления ПК. Принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура. | Инициализировать выполнение программ из программных файлов. Использовать антивирусные программы. | ||||||||
11 | Лабораторная работа: «Меню, инструментальные полоски. Операции с файлами, папками и дисками». | Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Виды меню и их назначения. Средство "Мой компьютер". Действия над файлами и папками. Выполнение указаний к практической работе. | ОС Windows 2000 | Понятие интерфейса и инициализации выполнения программы. Виды меню. Назначение программы "Проводник" | Просматривать на экране директорию диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, пере именование, поиск. Просматривать содержимое дисков. | ||||||||
Раздел 4: Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6). | |||||||||||||
12 | Тексты в компьютерной памяти. | Кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтера ми при сохранении и печати текстовых документов. | Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы). | Кодировать в двоичной форме слова, записанные на русском и латинском языках. | |||||||||
13 | Текстовый редактор и текстовый процессор. | Текстовый файл и текстовый редактор. Среда редактора. Текстовый процессор Microsoft Word. | ТП Word 2003 | Определение текстового файла и редактора. Отличие текстового редактора от процессора. | Загружать редактор, набирать и сохранять текст. | ||||||||
14 | Принципы работы в текстовом редакторе: возможности буфера обмена; поиск и замена текста. | Ввод - редактирование, форматирование, работа с фрагментами текста и окнами, поиск и замена, орфографический контроль, работа с файлами, печать документа, вызов помощи. | ТП Word 2003 | Основные режимы работы ТР и их назначение. Типы используемых шрифтов в ТР. Определение фрагмента текста и действия над ним. Назначение кнопок в окне буфера обмена. Способы открытия окна Поиска и замены фрагмента текста | Загружать текст с диска и выводить его на печать. Создавать новые файлы и открывать имеющиеся на диске. Заполнять ячейки окна буфера обмена. Работать с окном поиска и замены фрагмента текста. Быстро переходить к объектам текста. | ||||||||
15 | Лабораторная работа «Форматирование текста» | Форматирование символов. Изменение регистра символов. Форматирование абзацев. Выполнение указаний к практической работе. | ТП Word 2003 | Способы изменения формата и регистра символов. | Открыть диалоговое окно Шрифт. Изменять регистр символов. Форматировать абзацы. | ||||||||
16 | Лабораторная работа «Табуляция и работа со списками». | Установление позиций табуляции. Упорядочивание списка. Выполнение указаний к практической работе. | ТП Word 2003 | Способ открытия окна «Табуляция» и окна «Список». | Виды выравнивания текста. Вставлять список в текст и создавать стандартный и собственный вариант нумерации элементов в списке. | ||||||||
17 | Лабораторная работа «Работа с таблицами» | Создание, обработка, форматирование таблицы. Вставка и удаление строк и столбцов, изменение высоты и ширины ячейки, нумерация записей в таблице, разъединение и объединение ячеек. Обтекание текста вокруг таблицы. | ТП Word 2003 | Способы создания простой и сложной таблицы. | Создавать простую и сложную таблицу. Выделять элементы таблицы. Удалять, копировать и перемещать содержимое ячеек таблицы. Применять автоформат. Нумеровать записи в таблице. Разъединять и объединять ячейки. Вставлять название в таблицу. Обтекать текст вокруг таблицы. | ||||||||
18 | Лабораторная работа «Работа с полями форм. Гиперссылки.» | Работа с полями форм. Гиперссылки. Перемещение с помощью гиперссылок. Выполнение указаний к практической работе. | ТП Word 2003 | Назначение полей форм. Способы создания полей форм и гиперссылок. | Создавать поля форм. Выбирать типы и форматы полей. Добавлять рамку в поле.. Создавать гиперссылку. Перемещаться по гиперссылкам. | ||||||||
19 | Лабораторная работа «Работа с формулами». | Назначение редактора формул. Работа с редактором формул: формула, шаблоны, вставка объектов. | ТП Word 2003 | Возможности программы для создания многоуровневых элементов, клавиши передвижения по формуле, изменение размера. | Создавать и редактировать формулы. | ||||||||
20 | Лабораторная работа «Вставка в документ рисунков. Создание специальных текстовых эффектов» | Вставка в документ рисунков, выноски и надписи. Обтекание текста вокруг рисунка или графического объекта. Создание специальных текстовых эффектов. Группировка графических объектов. Выполнение указаний к практической работе. | ТП Word 2003 | Способы вставки в документ рисунков из коллекции и из файла, выноски, надписи и диаграммы, группировки графических объектов. | Вставить в документ рисунки из коллекции и из файла, выноски, надписи. Группировать графические объекты. Создавать специальные текстовые эффекты. | ||||||||
Раздел 5: Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4). | |||||||||||||
21 | Компьютерная графика. | Определение компьютерной графики, области применения, технические средства, принципы кодирования. Понятие о диск ретизации изображения. | Способы представления изображения в памяти ЭВМ. Области применения компьютерной графики. Понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти. | Определять количество оттенков цвета исходя из величины глубины цвета, объёма графического файла. | |||||||||
22 | Растровая и векторная графика. | Два принципа представления информации: растровая и векторная графика. Знакомство с ра ботой в среде редактора векторного типа (встроенная графика в текстовом процессоре). | ТП Word 2003 | Разницу между растровым и векторным способами представления информации. | Применять графические примитивы для создания сложных изображений. | ||||||||
23 | Знакомство с графическим редактором «PAINT» | Тестирование по предыдущей теме. Назначение ГР. Знакомство с основными инструментами, режимы работы. | ГР Paint | Назначение ГР инструментов, название панелей. | Создавать в рабочем поле рисунки из графических примитивов. Манипулировать размерами изображения. | ||||||||
24 | Лабораторная работа «Работа с текстом и фрагментами изображения» | Ввод надписи, выделение фрагмента изображения, вырезание, копирование, правка, вставка. | ГР Paint | Способ ввода и форматирование текста. Операции с фрагментами рисунка. | Осуществлять действия с фрагментами рисунка, манипулировать текстом. | ||||||||
25 | Лабораторная работа «Работа с палитрой и графическими примитивами». | Изменение формы, размера, цвета, расположения рисунка. Создание замкнутых, непрерывных многоугольников и кривых. | ГР Paint | Возможности изменения цветовой гаммы. Операции работы с примитивов Многоугольник, Кривая и инструмента Ластик.. | Создавать цветные рисунки с использованием примитивов Многоугольник, Кривая и инструмента Ластик. Сохранять рисунки на диске, загружать и выводить на печать. | ||||||||
26 | Самостоятельная работа. | Создание документа со вставкой объектов разного типа: текст, таблица, рисунок. Выполнение задания. | ГР Paint, ТП Word | ||||||||||
Раздел 6: Технология мультимедиа 7ч. (3+4). | |||||||||||||
27 | Мультимедиа. Аналоговый и цифровой звук. | Что такое мультимедиа? Области применения, аналоговый и цифровой звук. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука: АЦП и ЦАП. | Определение мультимедиа, принцип дискретизации, используемый для представле ния звука в памяти компьютера. | Прослушивать звуковые файлы. Различать их форматы. | |||||||||
28 | Технические средства мультимедиа. | Системы ввода и вывода звука. Устройства для работы с видеокартами. Устройства хранения мультимедийной информации. | Устройства ввода, вывода и хранения для мультимедиа. | Использовать при ответах схему преобразования звука при вводе и выводе. Записывать программы на CD-диски. | |||||||||
29 | Компьютерные презентации. | Типы презентаций: интерактивные, со сценарием, непрерывные. Этапы создания презентации. Гиперссылки. Области применения презентаций. Знакомство со средой редактора Power Point. | Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | Создавать сценарии несложных презентаций. Назначение основных панелей среды редактора Power Point. | |||||||||
30 | Лабораторная работа «Создание презентаций в приложении Power Point» | Основные возможности Power Point. Запуск Power Point. Режимы создания презентаций. Выполнение указаний к практической работе. | Power Point 2003. | Назначение Power Point. Понятие презентации. Основные возможности Power Point. Способы создания презентаций. | Запустить Power Point. Создать презентацию с помощью шаблона оформления. | ||||||||
31 | Лабораторная работа «Режимы просмотра презентаций. Действия со слайдами в приложении Power Point» | Пять режимов просмотра презентаций. Использование инструментов масштабирования страницы. Оформление слайда. Действия со слайдами в приложении Power Point. Выполнение указаний к практической работе. | Power Point2003 | Назначение режимов просмотра презентаций. | Изменять цветовое оформление одного слайда и всей презентации в целом. Создать слайд. Осуществлять перестановку слайдов. Удалять и скрывать слайд. | ||||||||
32 | Лабораторная работа «Вставка объектов в презентации. Анимация». | Разновидности объектов вставки. Анимация. Справочник по показу слайдов. Выполнение указаний к практической работе. | Power Point 2003 | Разновидности объектов вставки. Для каких объектов слайда можно осуществить анимацию. Три способа установки эффектов анимации. | Вставлять объекты в презентацию. Добавлять анимацию к объектам. Пользоваться справочником по показу слайдов. | ||||||||
33 | Лабораторная работа «Гиперссылки и управляющие кнопки. Итоговый слайд» | Применение гиперссылок. Создание активных кнопок. Создание нового слайда из заголовков других слайдов. Выполнение указаний к практической работе. | Power Point | Назначение гиперссылок и итогового слайда. | Вставлять гиперссылки в слайды. Добавлять активные кнопки и звуки. Изменять цвет кнопки. Открывать через кнопку любую программу. Создавать итоговый слайд. | ||||||||
34 | Заключительный урок. | Объявление результатов. Подведение итогов. |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».
Содержание программы 8 классов согласовано с содержанием программы базового курса «Семакин И.Г., Залогова Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В., Информатика и ИКТ для основной школы (8-9 классы), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Курс рассчитан на 105 часов.
В 8 классе отводится 34 часа.
Программа издана в сборнике «Информатика, Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы, М, БИНОМ, Лаборатория знаний 2005».
Учебная литература:
Изучение курса ориентировано на использование учебника «Семакин И.Г., Залогова Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В. Информатика:.Базовый курс для 8-9 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005-2007», задачника-практикума “Информатика. Задачник-практикум. В 2 т/под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004-2006» и практикума «Л.Р. Газизова, Практикум по информационным технологиям, 3 издание, Ульяновск, 2005».
«Согласовано»
Директор гимназии №65
_____________ / Куликова И. В. /
«_____»_____________2009 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».
Содержание программы 9 классов согласовано с содержанием программы базового курса «Семакин И.Г., Залогова Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В., Информатика и ИКТ для основной школы (8-9 классы), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Курс рассчитан на 105 часов.
В 9 классе отводится 68 часов.
Программа издана в сборнике «Информатика, Программы для общеобразовательных учреждений, 2-11 классы, М, БИНОМ, Лаборатория знаний 2005».
Учебная литература:
Изучение курса ориентировано на использование учебника «Семакин И.Г., Залогова Л.А.. Русаков С.В, Шестакова Л. В. Информатика: Базовый курс для 8-9 классы.- М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005-2007», задачника-практикума “Информатика. Задачник-практикум. В 2 т/под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004-2006» и практикума «Л.Р. Газизова, Практикум по информационным технологиям, 3 издание, Ульяновск, 2005».
«Согласовано»
Директор гимназии №65
_____________ / Куликова И. В. /
«_____»_____________2009 г.
Календарно-тематическое планирование
уроков предмета «Информатика и ИКТ» 9 классов
Данькин А. А. (68 часов, базовый курс)
№ | Тема урока | Краткое содержание | Дата | ПО | Требования к учащимся | |||||
Что знает и понимает? | Что умеет и применяет? | |||||||||
Обработка числовой информации (10 ч) | ||||||||||
1 | Табличные расчёты и электронные таблицы. | Электронная таблица (ЭТ). Электронный процессор (ЭП). Назначение. Структура ЭТ и её данные. Режимы отображения. | ТП «Ex-cel» | Отличие электронного процессора от Электронной таблицы. Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации. | Открывать готовую ЭТ в приложение Microsoft Excel. Выделять группы ячеек, строку, столбец, весь лист и закрывать рабочую книгу. | |||||
2 | Правила заполнения таблицы. | Тестирование по предыдущей теме. Заполнение ЭТ: тексты, числа, формулы. Подготовка таблицы к расчётам. Формат данных. Блок ячеек. | ТП «Ex-cel» | Правила ввода текста в ячейку ЭТ, два формата представления числа, правила записи формул. | Создавать, сохранять и копировать данные в ячейке. | |||||
3 | Лабораторная работа «Стиль представления и формат данных». | Режимы работы с таблицами в ТП «Excel». Рабочая книга и действия над ней. Выделение элементов таблицы. Заполнение ячеек. Формат данных. Стиль представления данных. Форматирование текста. Ввод последовательных рядов данных. Выполнение указаний к практической работе. | ТП «Ex-cel» | Назначение, среду, режимы работы и систему команд ЭТ «EXEL». Знает, из каких элементов состоит рабочая книга, что такое активная ячейка. Числовые форматы данных. | Изменять формат ячейки и стиль представления данных. Создавать последовательные ряды данных. | |||||
4 | Адресация ЭТ. Работа с фрагментами. | Определение и обозначение фрагмента блока. Вычисления над фрагментом. Понятие: манипулирование таблицей. Принцип абсолютной и относительной адресации. | ТП «Ex-cel» | Какие типы данных заносятся в электронную таблицу. | Редактировать содержимое ячеек. Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. | |||||
5 | Лабораторная работа «Работа с формулами в Microsoft Excel» | Работа с формулами. Ссылки. Функции. Мастер функций. Сообщения об ошибках. Выполнение указаний к практической работе. | ТП «Ex-cel» | Знать, с какого знака начинается формула, какие арифметические знаки используются в формулах, чем отличаются относительные ссылки от абсолютных, как обращаться к группе ячеек, основные правила синтаксиса записи функций. | Записывать формулы и использовать функции в них. Работать с Мастером функций. Определять тип ошибки в записи формулы по сообщению Excel. | |||||
6 | Стандартные функции. Деловая графика. | Функции-программы и их назначение. Графическая обработка данных. «Мастер диаграмм». Форматирование объектов, добавление данных. | ТП «Ex-cel» | Разновидности стандартных (математических, статистических) функций и их назначение. Что такое деловая графика? Графические возможности ТП. | Получать диаграммы и графические функции с помощью графических средств ТП. Применять стандартные функции ЭП. | |||||
7 | Лабораторная работа «Табулирование функции и построение графика». | Функции-программы и их назначение. « Мастер диаграмм». Форматирование объектов, добавление данных. | ТП Excel | Графические возможности ТП. Разновидности стандартных (математических, статистических) функций и их назначение. | Получать диаграммы и графические функции с помощью графических средств ТП. Применять стандартные функции ЭП. | |||||
8 | Условные функции и логические выражения. | Общий вид условной функции, её формат и выполнение. Логические выражения и операции. | ТП Excel | Порядок выполнения действий в зависимости от условия. Использование логических функций для проверки условий. | Создавать ЭТ для несложных расчётов с применением условных функций. | |||||
9 | Лабораторная работа «Поиск данных в некотором диапазоне» | Функция проверки условия. Логические функции. Поиск данных в некотором диапазоне в ЭТ Выполнение указаний к практической работе. | ТП Excel | Функции проверки условия, поиска данных в некотором диапазоне и логические функции. | Проверять условия при заполнении ячеек. Использовать функции И, ИЛИ, НЕ. Искать данные в некотором диапазоне | |||||
10 | Самостоятельная работа | Выполнение задания. | ТП Excel | |||||||
Представление информации (8 ч) | ||||||||||
11 | Дискретная форма представления информации | Форма представления различной информации в памяти компьютера | ||||||||
12 | Представление числовой информации в различных системах счисления | Развернутая форма записи числа. Десятичная и двоичная система счисления. | ||||||||
13 | Перевод чисел из одной с/с в другую | Алгоритмы перевода чисел из одной с/с в другую. Использование программного калькулятора | ||||||||
14 | Арифметика двоичных чисел | Двоичная арифметика: сложение, вычитание, умножение, деление | ||||||||
15 | Кодирование текстовой информации | Тексты в компьютерной памяти. Числовые коды символов. | ||||||||
16 | Кодирование графической информации | Пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять | ||||||||
17 | Кодирование звуковой информации | Звук в памяти компьютера, глубина кодирования, частота дискретизации | ||||||||
18 | Зачет по теме: «Представление информации» | |||||||||
Алгоритмы и исполнители (9 ч) | ||||||||||
19 | Алгоритм и его свойства. | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Запись алгоритмов. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный ал горитмический язык). | Что такое алгоритм? В чем состоят основные свойства алгоритма. Языки для записи алгоритмов. | Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алго ритмический язык. | ||||||
20 | Линейные вычислительные алгоритмы. | Понятие трассировки алгоритма, описание переменных. Свойства операции присваивания. Определение значения переменной. Обмен значениями переменных через дополнительную переменную. | Перечень команд линейного вычислительного алгоритма. Назначение трассировки. Отличие определённой и от неопределённой переменной. | Составлять и записывать на АЯ простейшие вычислительные линейные алгоритмы. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. | ||||||
21 | Составление линейных алгоритмов. | Решение задач на оставление линейных алгоритмов управления с известным исполнителем. | Составлять и записывать на АЯ простейшие вычислительные линейные алгоритмы. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. | |||||||
22 | Алгоритмы ветвления. | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Условия, отношения неравенств между величинами. Полное и неполное ветвление. Последовательные и вложенные ветвления. | Среда Pascal | Отличие между полным и неполным ветвлением. Структуру последовательного и вложенного ветвления. | Составлять алгоритмы со структурами ветвления. | |||||
23 | Составление ветвящихся алгоритмов. | Решение задач на составление ветвящихся алгоритмов управления с известным исполнителем. Работа с учебным исполнителем алгоритмов. | Составлять алгоритмы со структурами ветвления. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. | |||||||
24 | Цикличные алгоритмы. | Понятие бесконечного и конечного цикла. Структура цикличного алгоритма, запись её на АЯ и с использованием блок-схем. Общая форма оператора «Для». Правила использования оператора цикла. | Среда Pascal | Объяснять работу цикла с заданным числом шагов по структуре циклического алгоритма. Правила использования оператора «For…Next». | Различать алгоритмы с конечными и бесконечными циклами. | |||||
25 | Составление цикличных алгоритмов. | Решение задач на составление цикличных алгоритмов управления с известным исполнителем. Работа с учебным исполнителем алгоритмов. | Составлять алгоритмы с циклическими структурами. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. | |||||||
26 | Вспомога тельные алгоритмы. | Структурная методика алгоритмизации. Вспомога тельные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. | Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. | Выделять подзадачи. Определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | ||||||
27 | Составление вспомогательных алгоритмов. | Составление алго ритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Контроль знаний. | Составлять алгоритмы с вспомогательными структурами. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя. | |||||||
Программное управление работой компьютера (11 ч) | ||||||||||
28 | Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ). | Языки программирования высокого уровня, их классификация (уровни языков программирования). Структура программы на языке «Pascal». Представление данных в программе. | Назначение языков программирования. Определение программы, символика языка. Различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками. | Приводить примеры языков программирования высокого уровня и машинно-ориентированных языков. | ||||||
29 | Среда программирования Pascal. | Язык программирования Pascal, название языка. Среда программирования Pascal: система команд меню, окно редактора, окно быстрого выполнения команды. Последовательность выполнения программы. Показ демонстрационных программ в среде программирования Pascal. | Среда Pascal | Отличие среды программирования Pascal от языка программирования Pascal. Назначение окон и команд системы меню, исполнителя команд. | Запускать и загружать среду программирования Pascal, перемещаться по окнам системы меню. | |||||
30 | Правила написания программ в среде программирования Pascal. | Этапы решения задачи: постановка реальной задачи, математическая формализация, алгоритм, трассировка, кодирование программы, отладка и тестирование, анализ результата. Понятие оператора. Используемые символы: алфавиты, спецзнаки, цифры, знаки арифметических действий и отношений. Логические связки. Приоритеты выполнения действий. | Среда Pascal | Перечень и назначение этапов решения задачи на ЭВМ. Имеет представление о виде программы на языке программирования Pascal. Символы, используемые в языке. | Приводить примеры из школьного курса поэтапного решения задачи на ЭВМ.Записывать арифметические действия и расставлять приоритеты выполняемых в них операций. | |||||
31 | Операторы ввода и вывода данных. | Назначение и общая форма оператора присваивания. Отличие знака присваивания от знака равенства. Оператор ввода данных с клавиатуры Read. Назначение и общая форма оператора Write. Выполнение заданий с применением операторов ввода-вывода данных. | Среда Pascal | Назначение и общую форму оператор присваивания и ввода данных. Назначение и общую форму оператора вывода данных. | Находить неверные записи операторов. Вычислять значения переменных, применяя оператор присваивания и ввода данных. Выводить на экран результаты вычислений. | |||||
32 | Программирование диалога. | Понятие компьютерного диалога. Операторы организации диалога: Write и Read. Кодирование программы с диалогом. | Среда Pascal | Назначение операторов ввода и вывода данных при организации диалога. | Программировать простой диалог. | |||||
33 | Программирование линейного вычислительного алгоритма. | Поэтапное решение задачи на ЭВМ линейного вычислительного алгоритма. Кодирование алгоритма. | Среда Pascal | Перечень команд и назначение операторов для программы линейного вычислительного алгоритма. | Использовать операторы ввода-вывода данных, присваивания для кодирования линейного вычислительного алгоритма. Использовать дополнительные переменные. | |||||
34 | Кодирование алгоритмов ветвления. | Общая форма операторов условного и безусловного перехода: Goto и If. Многоуровневая запись оператора If... Решение задач на кодирование алгоритмов ветвления. | Среда Pascal | Назначение и общую форму оператор операторов условного и безусловного перехода, две формы записи оператора. | Программировать несложные алгоритмы ветвления. | |||||
35 | Кодирование циклов с конечным числом шагов. | Поэтапное решение задач с использованием цикличных алгоритмов. | Среда Pascal | Осуществлять отладку и тестирование закодированной программы. | Применять правила использования оператора цикла при кодировании алгоритмов. | |||||
36 | Знакомство с массивами. | Табличный способ организации данных Структурированный тип данных — массив. Одномерный и двумерный массив. Операции с массивами Способы описания и обработки массивов. Операторы описания и ввода массивов. | Знать, в чем состоит удобство табличного способа. Знать разницу между одномерными и двумерными массивами. | Приводить примеры таблиц. | ||||||
37 | Обработка массивов на языке Паскаль. | Ввод массивов, задание элементов массива случайным образом, вывод элементов массива. | Среда Pascal | Способы ввода элементов числового массива, алгоритм вывода элементов массива. | Обрабатывать числовые массивы на Паскале. | |||||
38 | Обработка массивов на языке Паскаль». | Решение задач с табличной организацией числовых данных. | Среда Pascal | Способы обработки массивов на языке Pascal. | Решать несложные задачи с табличной организацией числовых данных. | |||||
Формализация и моделирование (4 ч) | ||||||||||
39 | Моделирование. | Понятие модели; модели натурные и информационные. На значение и свойства моделей. | Что такое модель? В чем разница между натурной и информационной моделью? | Приводить примеры натурных и информационных моделей. | ||||||
40 | Виды информационных моделей. | Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация ин формации. | Формы представления информацион ных моделей (графические, табличные, вербальные, мате матические). | Ориентироваться в таблично-организованной информации. | ||||||
41 | Информацион ное моделирование на компьютере. | Компьютерная математическая модель. Области применения компьютерного информацион ного моделирования. Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. | Для чего нужны математические модели? Что такое вычислительный эксперимент? Определение имитационного моделирования. | Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. | ||||||
42 | Построение табличных моделей. | Общие свойства моделей. Решение задач на построение табличных информационных моделей. | Свойства моделей. Последовательность построения табличной информационной модели. | Строить табличные модели по словесному описанию объектов и их свойств. | ||||||
Хранение информации (11 ч) | ||||||||||
43 | Базы данных. | Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основ ные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Области применения, виды БД (фактографическая, документальная, распределённая). Виды организации данных: иерархическая, сетевая, реляционная. | Что такое база данных и информационная система. Виды баз данных, три типа организации данных. Что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей | Определять тип БД. | ||||||
44 | Системы управления базами данных. | Системы управления БД и принципы работы с ними. Команды открытия и выборки. | Что такое СУБД? Назначение СУБД. Команды открытия и выборки. | Применять команды получения запроса на выборку. | ||||||
45 | Система управления базами данных | Виды СУБД. Знакомство со средой MS Access. Режимы работы, система команд. Просмотр и редактирование БД. | Какие СУБД называются реляционными? | Открывать готовую БД реляционного типа в СУБД MS Access, просматривать содержимое и закрывать. Просматривать и редактировать содержимое полей БД. | ||||||
46 | Создание и заполнение БД. | Три этапа создания БД: проектирование, создания структуры, ввод записей. Создание новой БД. Типы и форматы полей. Заполнение БД информацией. | MS Access | Основные этапы создания БД. Типы и форматы полей. | Преобразовывать и создавать структуру таблицы БД. | |||||
47 | Практическая работа «Создание базы СУБД Microsoft Access» | Типы полей. Режимы таблицы и формы. Главное окно MS Access.Создание базы данных в режимах Таблица и Конструктор. Выполнение указаний к практической работе | MS Access | Способы создания БД в режимах Таблица и Конструктор, перечень имен полей и правила выбора типы данных. | Определять структуру таблицы. Использовать средства СУБД Microsoft Access для формирования базы данных в режиме Мастера таблиц. | |||||
48 | Редактирование и ведение базы данных. | Ввод данных в таблицу. Добавление и удаление записей. Просмотр, сортировка и фильтрация данных. Выполнение указаний к практической работе. | MS Access | Назначения способов фильтрации. Как производится сортировка данных в таблице или форме. | Изменять структуру базы данных, создавать формы просмотра данных, организовывать сортировку и поиск информации в БД с помощью фильтра. | |||||
49 | Условия выбора. Простые логические выражения. | Понятие логического выражения. Высказывание и их логические значения. Отношения и знаки отношений. Условия выбора – логические выражения. Простые логические выражения. | MS Access | Что такое логическое выражение и значение, которое оно принимает? Какое логическое выражение называется простым? Сравнение символьных и логических величин. | Создавать запросы в форме команды «Выбрать». Выполнять простейшие приемы поиска и сортировки. | |||||
50 | Сложные логические выражения. | Определение сложного логического выражения. Логические операции: отрицание, логическое умножение и сложение. Приоритеты выполнения логических выражений. | MS Access | Какие логические операции используются в сложных логических выражениях, правила и порядок их выполнения. | Составлять команды получения справки с использованием сложных логических выражений. | |||||
51 | Сортировка, удаление и добавление записей. | Определение и назначение сортировки. Ключи сортировки. Сортировка по нескольким ключам. Команды изменения состава записей БД. | MS Access | Структуру команд поиска и сортировки информации в БД. | Создавать команды сортировки по возрастанию, по двум ключам, команды. | |||||
52 | Поиск информации в базе данных. Работа с запросами. | Тестирование по предыдущей теме. Способы поиска и замены данных с помощью Диалогового окна Поиск и замена и Запросов. Типы запросов. Выполнение указаний к практической работе. | MS Access | Способы поиска или замены данных, виды запросов, операторы и подстановочные символы, которые используются в строке «Условие отбора» и их назначение. | Организовывать поиск информации в БД с помощью запросов на выборку. | |||||
53 | Самостоятельная работа. | Выполнение задания. | ||||||||
Коммуникационные технологии (11 ч) | ||||||||||
54 | Компьютерные сети. | Виды сетей: локальная, отраслевая, региональная, глобальная. Структура сетей и принципы функционирования. Скорость передачи дан ных | ОС Windows 2000 | Определение компьютерной сети. Различие между локальной и глобальной сетями. | Осуществлять обмен информацией с сервером локальной сети. | |||||
55 | История возникновения Internet. | Internet-оружие против ядерной войны. Использование телефонных линий для передачи данных. Появление модема. Альтернативные источники передачи данных в наши дни (ASDN, кабельная связь). Знакомство с программой - браузером Internet Explorer. | Outlook Express | Историю возникновения и распространения Internet. Название и применение альтернативных способов передачи данных: ASDN. Назначение программы Internet Explorer. | Загружать браузер Internet Explorer, перемещаться по Web-документу. | |||||
56 | Виды услуг в сети. | Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Знакомство с функциями электронной почтой, с назначением почтового ящика, электронного адреса. | Outlook Express | назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. | Открывать электронную почту и отправлять сообщение по адресу сообщение. | |||||
57 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | Аппаратные средства сети: хост-машина, линия связи, терминал абонента, модем, протокол. | Outlook Express | Название и назначение аппаратных и программных средств сети: каналов связи, мостов, серверов, клиентов, протоколов. | Просматривать, создавать и редактировать электронное сообщение. | |||||
58 | Интернет - «Всемирная паутина». | Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Интернет. Информационная система World Wide Web, Web-страница, Web-сервер, адресация. | Internet Explorer | Определение Internet, перевод слов World Wide Web, организацию связи между страницами. | Получать информацию с Web-страницы по известному адресу и с помощью поисковой системы. | |||||
59 | Практическая работа «Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения» | |||||||||
60 | Поисковые системы. | Организация Web-станицы. Поиск нужной информации в сети. Передача текста, графики в Web-станицы. Гипертекстовая связь, поисковые программы. Расширенный поиск. | Internet Eplorer, Yandex | Принцип организации гипертекста, организация запроса в поисковой системе. | Искать информацию в глобальной сети Internet. Уметь сохранять Web-страницу на свой компьютер. | |||||
61 | Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине» | |||||||||
62 | Архивирование и разархивирование файлов. | Работа с архи ваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного со держания в Интернете (используя отечественные учебные пор талы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). | WinRar, WinZip | Назначение программ- архи ваторов. Последовательность копирования информационных объектов из Интернета (файлов, документов). | Переходить на нужный адрес внутри сети, осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера. Работать с программой архиватором. | |||||
63 | Коллективное взаимодействие в глобальной сети Internet. | Форум, чат, телеконференция. Создание своих личных данных при регистрации. | Internet Explorer | Назначение средств коллективного взаимодействия: форум, чат, телеконференция. | Создавать и загружать личные данные при регистрации. Уметь отправлять и получать сообщения при общении. | |||||
64 | Самостоятельная работа. | Выполнение задания. | Internet Eplorer | |||||||
Информационные технологии в обществе (4 ч) | ||||||||||
65 | История ЭВМ и ИКТ. | Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. | Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. Историю способов записи чисел (систем счисления). Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ). | |||||||
66 | Информационные ресурсы. | Понятие информаци онных ресурсов. Информационные ресурсы современного обще ства. Понятие об информационном обществе. | Понятие информационных ресурсов. Национальные информационные ресурсы и их виды. | |||||||
67 | Правовые и этические нормы в информа ционной сфере. | Проблемы безо пасности информации, этические и правовые нормы в информа ционной сфере. | В чем состоит проблема безопасности информации? Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов? | Регулировать свою информационную деятельность в соот ветствии с этическими и правовыми нормами общества. | ||||||
68 | Заключительный урок. | Объявление результатов. Подведение итогов. |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков предмета «Информатика и ИКТ» 10 классов
Данькин А. А. (34 часа)
№ | Тема урока | Краткое содержание | Дата | ПО | Требования к учащимся | |||
Что знает и понимает? | Что умеет и применяет? | |||||||
Информация и информационные процессы (4 ч) | ||||||||
1 | Информация и данные. | Техника безопасности (инструктаж). Свойства информации. Информационный процесс | ||||||
2 | Вероятностный и алфавитный подходы к измерению информации | Практическая работа «Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходе к измерению информации» | ||||||
3 | Кодирование информации | Выбор формы представления информации. Практическая работа «Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам» | ||||||
4 | Хранение и обработка информации | Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации. Выбор способа хранения информации. | ||||||
Информационные модели (11 ч) | ||||||||
5 | Моделирование как метод познания | Информационные (нематериальные) модели: назначение и виды. Назначение моделей, Объект, субъект и цели моделирования | ||||||
Формы представления моделей | Формы представления моделей: чертежи, рисунки, схемы. Представление модели в табличной форме и в форме графа | |||||||
Формализация как основной этап моделирования | Основной тезис формализации. Практическая работа «Формализация текстовой задачи» | |||||||
Основные этапы разработки исследования моделей на компьютере | Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. | |||||||
Компьютерное моделирование | Компьютерное моделирование и его виды | |||||||
Алгоритм как информационная модель | ||||||||
6 | ||||||||
Построение и исследования компьютерных моделей | ||||||||
7 | Геоинформационные модели | Практическая работа «Построение и исследование геоинформационной модели» | ||||||
8 | Информационные модели систем управления | Практическая работа «Построение и исследование компьютерной модели системы управления» | ||||||
11 | Зачет по теме: «Информационные модели» | |||||||
Основы логики и логические основы компьютера (8 ч) | ||||||||
16 | Логика как наука. Формы мышления | Логика, мышление, формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение), содержание и объем понятия, истинность, ложность высказывания, суждение | Основные формы мышления | Определять истинность простого высказывания | ||||
17 | Алгебра высказываний. Таблицы истинности основных логических операций | Алгебра высказываний, таблица истинности, логические операции (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквиваленция) | ||||||
18 | Логические законы и правила преобразования логических выражений | Таблица истинности, приоритет операций, равносильные высказывания. Практическая работа «Преобразование логических выражений с использованием законов и правил преобразования» | ||||||
19 | Построение таблицы истинности | Практическая работа «Построение таблицы истинности логического выражения» | ||||||
20 | Логические основы компьютера | Практическая работа «Построение логических схем основных устройств компьютера» | ||||||
21 | Решение логических задач | Практическая работа «Построение функциональной схемы логического выражения» | ||||||
22 | Решение логических задач | Решение логических задач | ||||||
23 | Зачет по теме: «Основы логики» | |||||||
Информационные системы (5 ч) | ||||||||
24 | Понятие и типы информационных систем. Базы данных. СУБД | Информационная система: понятие, назначение. Формы представления данных. Реляционные базы данных | Приводить примеры БД различных видов, различать элементы таблицы БД | Уметь определять тип поля базы данных при проектировании БД | ||||
25 | ||||||||
26 | Ввод и редактирование базы данных | СУБД, создание таблицы в режиме конструктора, заполнение таблицы, редактирование. Практическая работа «Ввод и редактирование базы данных» | ||||||
27 | Поиск данных в среде СУБД. Упорядочивание | Понятие запроса, поиск данных в базе данных, алгоритм составления запроса. Практическая работа «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД» | Понятие запроса | Уметь составлять запрос | ||||
28 | Связывание таблиц в многотабличных базах данных | Схема данных. Принцип связывания таблиц в БД. Практическая работа «Связывание таблиц» | Понимать значение связывания таблиц в СУБД | Уметь связывать между собой таблицы через ключевые поля | ||||
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (4 ч) | ||||||||
29 | Архитектура современного ПК | Устройство современного ПК | Преимущества, которые дает магистрально-модульный принцип. Группы устройств, реализующих информационные процессы. Функции и основные характеристики каждой группы устройств | Различать устройства персонального компьютера, выявлять характеристики каждого из них | ||||
30 | Программное обеспечение компьютера. | Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования. | Понимать программный принцип обработки данных и управления компьютером. Знать назначение и состав операционной системы | Алгоритм установки различного рода операционных систем, особенности каждой из систем | ||||
31 | Настройка BIOS и загрузка операционной системы | Виды BIOS, особенности загрузки операционной системы, настройка BIOS. | Windows XP | Понимать назначение BIOS, внешний вид, иметь представление об операционных системах, о преимуществах каждой из них | Настраивать BIOS в зависимости от поставленной задачи, выбирать тип загрузки | |||
32 | Операционная система Windows XP | Windows XP | ||||||
33 | РЕЗЕРВ | |||||||
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...