Рабочая программа кружк "Основы финансовой грамотности" 10-11 класс
рабочая программа
Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП "Основы финансовой грамотности" 10-11 класс | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»
Принята на заседании методического совета «30» апреля 2022г. Протокол №4 | Утверждаю: Директор _________Степкина Л.И Приказ №504 от «30» августа 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Основы финансовой грамотности»
Возраст обучающихся: 16 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Науразбаева А.А,
педагог дополнительного образования
г.Нефтеюганск, 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении ФГОС СОО.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Направленность программы: социально-педагогическая
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Учебная программа рассчитана на учащихся 9-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Цель программы: формирование разумного финансового поведения старшеклассников, повышение финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг
Задачи:
Предметные: познакомить школьников с основными финансовыми инструментами и услугами, доступные всему населению страны; показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
Метапредметные: развивать у школьников тип нового мышления, критическое осмысливание экономической информации, анализ и систематизирование полученных данных
Личностные: содействовать формированию основ личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
Адресат программы: учащиеся 16-18 лет, проявляющие интерес к финансовым дисциплинам
Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.
Условия реализации программы
Для освоения программы «Основы финансовой грамотности» формируется группа из 8-10 человек. Возраст 16-17 лет.
Состав группы: 8 человек
Форма обучения: очная
Формы организации деятельности на занятии: лекция, семинар, практикум, олимпиада, конференция, мастерская, презентация проекта
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Сроки реализации программы: 34 часа
Режим занятий: занятия походят 1 раз в неделю
Формы занятий: групповая
Планируемые результаты:
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | |
Входной контроль | |||
сентябрь | определение готовности обучающихся к обучению по программе | Беседа, опрос, анкетирование | |
Текущий контроль | |||
В течение всего учебного года | выявление степени сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос | |
Промежуточный контроль | |||
По окончании изучения раздела, в конце полугодия | определение уровня усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы | конкурс, опрос, открытое занятие, презентация проекта | |
Итоговый контроль | |||
В конце учебного года или курса обучения | определение уровня достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы | конкурс, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, анкетирование, защита проекта |
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Банковские продукты | 10 | 3 | 7 | Составление рекламных буклетов о банковских продуктах |
2 | Расчетно-кассовые операции | 2 | 1 | 1 | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации |
3 | Страхование | 7 | 2 | 5 | Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов |
4 | Основы налогообложения | 8 | 2 | 6 | Заполнение основных разделов налоговой декларации |
5 | Личное финансовое планирование | 8 | 2 | 6 | Индивидуальный проект «Личный финансовый план» Прохождение теста. |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел I. Банковские продукты 10 часов | |||||||
1 | 3.09 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Виды кредитов. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение умения различать виды кредитования |
2 | 10.09 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Необходимые документы при оформлении кредита | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, умений анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках |
3 | 17.09 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение за формированием осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком |
4-5 | 24.09 1.10 | 15.10-14.30 | групповая | 2 | Виды платежей по кредитам | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: расчет размера выплат по различным видам кредитов |
6-7 | 8.10 15.10 | 15.10-14.30 | групповая | 2 | Банковские депозиты: виды, особенности и доходность | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Привести примеры видов банковских депозитов |
8 | 22.10 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Способы начисления процентов по депозитам | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Вычисление простых и сложных процентов по депозиту |
9 | 12.11 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Критерии надежности банка. Условия открытия вклада | Кб. 212 «СОКШ №4» | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации |
10 | 19.11 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Информация о банке и банковских продуктах | Кб. 212 «СОКШ №4» | Защита проектов: Составить рекламные буклеты о банковских продуктах |
Раздел II. Расчетно-кассовые операции 2 часа | |||||||
11 | 26.11 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы | Кб. 212 «СОКШ №4» | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации |
12 | 3.12 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная) | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами |
Раздел III. Страхование 7 часов | |||||||
13 | 10.12 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека |
14 | 17.12 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Страхование имущества граждан. | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. |
15-16 | 24.12 14.01 | 15.10-14.30 | групповая | 2 | Особенности личного страхования | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Составление алгоритма поведения страхователя в условиях наступления страхового случая |
17 | 21.01 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Виды страховых продуктов | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя» |
18 | 28.01 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов |
19 | 4.02 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Информация о страховой компании | Кб. 212 «СОКШ №4» | Защита проекта: Составить рекламные буклеты о компании |
Раздел IV. Основы налогообложения 8 часов | |||||||
20 | 11.02 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики |
21 | 18.02 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Составление схемы «Налоги их виды» |
22-23 | 25.02 4.03 | 15.10-14.30 | групповая | 2 | Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу |
24 | 11.03 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины |
25-26 | 18.03 25.03 | 15.10-14.30 | групповая | 2 | Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, проверочные задания: Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС |
27 | 1.04 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, практическое задания: Заполнение основных разделов налоговой декларации |
Раздел V . Личное финансовое планирование 8 часов | |||||||
28 | 8.04 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости |
29 | 15.04 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, практическое задания: Составление семейного бюджета |
30 | 22.04 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс | Кб. 212 «СОКШ №4» | Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета |
31 | 29.04 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости | Кб. 212 «СОКШ №4» | Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах) |
32 | 6.05 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП | Кб. 212 «СОКШ №4» | педагогическое наблюдение, практическое задания: Составить финансовый план совместно |
33 | 13.05 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Представление личного финансового плана | Кб. 212 «СОКШ №4» | Индивидуальный проект «Личный финансовый план» |
34 | 20.05 | 15.10-14.30 | групповая | 1 | Итоговое тестирование. Защита исследовательских и творческих проектов | Кб. 212 «СОКШ №4» | Прохождение теста. Защита исследовательских и творческих проектов |
Содержание
Тема 1. Банковские продукты (10ч.)
Теория: Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.
Практика: Вычисление простых и сложных процентов по депозиту. Составление рекламных буклетов о банковских продуктах. Игра-квест «Банк и я». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола»
Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)
Теория: Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт
Практика: Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. Игра «Не в деньгах счастье»
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч).
Теория: Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Практика: Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. Составление рекламных буклетов о компании. Игра «Выбор страховщика»
Тема 4. Основы налогообложения. (8ч.)
Теория: Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Практика: Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Заполнение основных разделов налоговой декларации. Квест-игра «Азбука налогоплательщика»
Тема 5. Личное финансовое планирование. (8 ч)
Теория: Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план.
Практика: Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах). Защита индивидуальных финансовых проектов. Игра «Выбери свой негосударственный фонд»
Методическое обеспечение
Педагогические методики и технологии:
- Модульная технология обучения: учебный материал разбит на модули;
каждый модуль объединен общим содержание и практической задачей или группой практических задач; изучение учебного материала имеет логическое начала –проблему в области личных финансов и логическое завершение – решение проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем); авершение изучение модуля может проходит в различных формах презентации учебных достижений.
- Игровые технологии: Обучающие (оформление договора вклада), тренинговые (выбор страховой компании), обобщающие (разработка финансового плана), контролирующие (презентация (защита) проектов), интеллектуальные и деловые (разработка идеальной модели пенсионной системы) Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в меняющихся условиях): кейс-игра
- Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.
- Творческая мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Особенности:
знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на свой личный опыт, или новые знания ими добываются самостоятельно;
учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам необходимый материал в виде заданий и возможных способов их выполнения;
Должен быть материализованный конечный продукт учебной деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная постановка и др.)
Методы и приемы
по способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой
по уровню деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские
Дидактическое обеспечение:
Проблемные задачи и ситуации, квесты, игры и викторины:
https://монеткины.рф
http://www.financialfootball.ru
https://финзнайка.рф
Обучающие мультфильмы по финансовой грамотности
https://www.youtube.com/watch?v=8hQXvcOFRMg
Мультфильм о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги» расскажет о том, как добываются деньги и главное, как правильно их тратить.
https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s
«Азбука финансовой грамотности» https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
«Азбука денег тетушки Совы» расскажет о семейном бюджете
Техническое обеспечение
1. Конференц-зал (для проведения конференций и конкурсов, деловых и ролевых игр).
2. Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение
3. Информационный стенд для учащихся.
4. Оборудование: магнитная доска, маркеры для доски, магниты для доски, телевизор, проектор, 8 компьютеров или ноутбуков на учебную группу, принтер, сканер, ксерокс, флеш-накопители для записи результатов занятий
5. Раздаточный материал: рабочие тетради, буклеты к занятиям, карточки с заданиями, статьи, памятки, бланки тестов рекомендации
6. Канцелярские товары: бумага для печати формата А4, маркеры, фломастеры, ватман, цветная бумага, картон, папки-скоросшиватели с файлами (для каждого учащегося).
Список литературы для педагога
- Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
- Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
- Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
- Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.
- Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
- Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2018.
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.
- Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
- Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
- Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. –Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
Список литературы для обучающихся
- Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2010
- Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006
- Гудвин М. «Экономикс». М., 2018
- Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». М., 2012
- Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2018
- Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011
- Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по Основам финансовой грамотности 11 класс
Рабочая программа по Основам финансовой грамотности 11 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности с нарушениями интеллекта для 5 - 7 классов
Курс основы финансовой грамотности является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере экономики семьи....