Кодирование информации
план-конспект урока информатики и икт (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Кодирование информации.
Цели: Дать представление о кодировании информации. Рассмотреть различные способы кодирования.Развитие логического мышления. Расширить познания учащихся об окружающем нас информационном мире.
1.Устный счет.
- Где хранилась информация о смерти Кащея Бессмертного?
- Обработайте информацию и дайте ответы на вопросы:
- Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько часов будет спать профессор?
- Вы заходите в комнату, которая затемнена . В ней есть 2 лампы –газовый рожок и керосиновая лампа. Что зажжете в первую очередь? (спичку)
- Врач прописал больному 3 укола, по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, сделать все уколы? (1 час)
- Кирпич весит 1 кг. Прибавьте еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (1 кг)
2.Новая тема.
В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с такой информацией, которая передается специальными знаками (кодами). Это и нотная запись в музыке, это и звуки речи – фонетические знаки, это и календарь погоды. Сигнал светофора – это тоже закодированная информация. Мы умеем ее обрабатывать, а затем принимать решение - переходить ли нам улицу или подождать зеленого светофора.
Кодировать информацию можно различными способами:
1.Попробуйте в таинственной записи найти список предметов, необходимых школьнику:
NFУQЧWFЕБUDНRNJVИК (учебник)
ПWОRРVTVТWФWЕVЛUNЬ (портфель)
RТLLЕNNТMMРZZАSSДJИJ (тетради)
WРWУWЧWКWАW , ПJЕJНJАJЛJ (ручка, пенал)
DДDHSНIUЕJKВWQНVИWКQ ( дневник)
QКQАLRРDFАНYYДIXАШ (карандаш)
RTРNNЕVDЗZИFНJКRRА (резинка)/
Код состоит из определенного количества знаков, т.е. имеет определенную длину.
Количество знаков в коде – называется длиной кода.
В процессе обмена информацией людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации в другой.
Перекодирование- это операция преобразования знаков или групп одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.
2.Познакомимся еще с одним способом кодирования – с кодированием информации с помощью букв русского алфавита. Пронумеруем алфавит по порядку, добавим к алфавиту 2 знака – тире и пропуск между словами.
А | Б | В | Г | Д | Е | Е | Ж | З | И | й | К | Л | М | Н | О | П | Р |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ | Э | Ю | Я | - | . | |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Закодируем предложение: « МЫ ИЗУЧАЕМ ИНФОРМАТИКУ»
Прочитайте фразу: 17 18 10 3 6 20 36 14 16 11 5 18 21 4 36
3. Таблица азбуки Морзе — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов (например, длинных и коротких: «тире» и «точек». За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Была названа в честь американского изобретателя Сэмюэля Морзе, который предложил её в 1838.
4.Семафория - простая смена флагов, форм руки, т.е. "статичные" жесты) или знакодвижениями (семакиниями - махами флагов, танцами, движениями руки, т.е. динамичными жестами)
3.Письменная работа
1.Закодируй ответы на загадки при помощи алфавита, пронумерованного по порядку.
Если б не было его,
Не сказали бы ничего. (Язык)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаз)
2.Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку?
(Код имени необходимо разделить следующим образом: 14-1-26-1. Имя – Маша).
3.«Шифр замены» Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из столбика кодировочной таблицы.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р |
21 | 37 | 14 | 22 | 01 | 24 | 62 | 73 | 46 | 23 | 12 | 08 | 27 | 53 | 35 | 04 |
40 | 26 | 63 | 47 | 31 | 83 | 88 | 30 | 02 | 91 | 72 | 32 | 77 | 68 | 60 | 44 |
10 | 03 | 71 | 82 | 15 | 70 | 11 | 55 | 90 | 69 | 38 | 61 | 54 | 09 | 84 | 45 |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ы | Ъ | Э | Ю | Я | |
20 | 13 | 59 | 25 | 75 | 43 | 19 | 29 | 06 | 65 | 74 | 48 | 36 | 28 | 16 | |
52 | 39 | 07 | 49 | 33 | 85 | 58 | 80 | 50 | 34 | 17 | 56 | 78 | 64 | 41 | |
89 | 67 | 93 | 76 | 18 | 51 | 87 | 66 | 81 | 92 | 42 | 79 | 86 | 05 | 57 |
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы:
16 | 55 | 54 | 10 | 69 | 09 | 61 | 89 | 29 | 90 | 49 | 44 | 10 | 08 | 02 | 73 | 21 | 32 | 83 | 54 | 74 |
41 | 55 | 77 | 10 | 23 | 68 | 08 | 20 | 66 | 90 | 76 | 44 | 21 | 61 | 90 | 55 | 21 | 61 | 83 | 54 | 42 |
57 | 30 | 27 | 10 | 91 | 68 | 32 | 20 | 80 | 02 | 49 | 45 | 40 | 32 | 46 | 55 | 40 | 08 | 83 | 27 | 17 |
4.«Шифр Цезаря» Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, которая считается написанным по кругу.
а) Используя этот шифр, зашифруйте слова ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
б) Расшифруйте слово НУЛТХСЕУТЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.
Домашняя работа: Закодируйте свое имя и фамилию.
Придумать свой способ кодирования информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование информации. Двоичное кодирование
"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...
Информация. Кодирование информации. Представление чисел с плавающей запятой.
Конспект урока профильного 10 класса. По типу относится к занятию изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....
Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс
Презентация к уроку "Числовая информация" по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме "Кодирование информации"....
Контрольная работа "Количество информации. Кодирование информации"
Данная контрольная работа содержит задания на определения кол-ва информации, кодирование, звуковой, графической информации. 7 вариантов....
Тест по теме: Информация. Кодирование информации
Тест предназначен для закрепления по теме: " Информация" в 7 классе...
Проверочная работа по теме "Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование."
Письменная проверочная работа по указанной теме....
Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."
Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...