Символьные переменные_Pascal
методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме
Поурочные задания по символьным переменным (Pascal)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Символьные переменные
СП-11-Урок 1
Символьная константа – символ, заключенный в апострофы. Внутри апострофов допускается любой символ, за исключением символа апостроф (‘).
Символьная переменная – имеет имя, ее значением является один символ.
Строковая константа – строка символов, заключенная в
апострофы.
Строковая переменная – имеет имя, ее значением является строка символов.
Символьные | Строковые |
a : char | s : string |
Типы переменных
Операции над символами
Операция | Пример | Примечание |
Присваивание | a:= ‘?’ | |
Сравнение (по коду) | ‘r’ > ‘R’ | т.к. у буквы ‘r’ код 114, а у буквы ‘R’ код 82 |
‘ ’ > ‘’ | т.к. код пробела (32) больше кода пустого места (0) |
Операции над строками
Операция | Пример | Примечание |
Присваивание | s:= ‘строка’ | |
Сравнение (по коду) | ‘abc’ < > ‘acb’ | Расхождения со второго символа |
‘abcd’ < ‘dbc’ | т.к. код первого символа первой строки меньше кода первого символа второй строки | |
Слияние | s:= ‘Первый’ + ‘ урок’ | от перестановки слагаемых результат изменяется |
Символьные функции
Функция | Тип | Назначение | Пример | Результат | |
chr(x) | Char | Возвращает символ кода x | chr(82) | R | |
ord(c) | Byte | Возвращает код символа c | ord(‘r’) | 114 | |
pred(c) | Char | Выдает символ, предшествующий c | pred(‘Z’) | ‘Y’ | |
succ(c) | Char | Выдает символ, следующий за c | succ(‘f’) | ‘g’ | |
upcase(c) | Char | Переводит символы нижнего регистра в верхний регистр | upcase(‘b’) | ‘B’ | |
Типы переменных | x : Byte | ||||
c : Char |
Строковые функции
Функция | Тип | Назначение | Пример | Результат | |
Length(s) | Byte | Вычисляет текущую длину строки | Length(‘школа’) | 5 | |
Concat(s1,…,s2) | String | Слияние строк | Concat(‘шко’,’ла’) | ‘школа’ | |
Copy(s, n, Len) | String | Выдает подстроку строки s длиной Len, начиная с позиции n | Copy(‘школа’, 2,3) | ‘кол’ | |
Delete(s, n, Len) | String | Удаляет подстроку строки s длиной Len, начиная с позиции n | Delete(‘километр’,1,4) | ‘метр’ | |
Insert(s, Subs, n) | String | Вставляет в строку s подстроку Subs, начиная с позиции n | Insert(‘ша’, ‘кол’, 2) | ‘школа’ | |
Pos(Subs, s) | Byte | Ищет вхождение подстроки Subs в строку s и выдает номер первого символа | Pos(‘ров’, ‘корова’) | 3 | |
Pos(‘дискета’, ‘диско’) | 0 | ||||
Типы переменных | s, s1, s2, Subs : string | ||||
n, Len : integer |
* Примечание: коды русских и латинских букв отличаются.
Задачи по теме «Строковые переменные»
Тема 1 «Составление новых слов»
- Из слов «вода» и «падение» составить новое слово «водопад».
Program Slova;
Var a, b, c : string;
Begin a:= ‘вода’; ВОДОПАД
b:= ‘падение’;
c:= Copy(a,1,3) + Copy(a,2,1) + Copy(b,1,3)
writeln(c)
End.
- Из слов «информация» и «математика» составить новое слово «информатика».
- Из слов «гонг», «трибуна», «километр» и «революция» составить новое слово «тригонометрия».
- Самостоятельно составить новое слово из трех заданных.
Тема 2 «Подсчет количества»
- В заданной строке подсчитать количество букв ‘я’ (строка на русском языке вводится с клавиатуры).
Program kolichestvo;
Var s : string;
i, k : integer;
Begin writeln (‘введите строку на русском языке’);
readln(s);
k:=0;
for i:=1 to Length(s) do
if copy(s,i,1)= ‘я’ then k:=k+1;
writeln(‘количество букв «я» - ’,k);
End.
- В заданной строке подсчитать количество сочетаний ‘ый’ (строка на русском языке вводится с клавиатуры).
- В заданной строке подсчитать количество слов (строка вводится с клавиатуры).
- В заданной строке подсчитать количество предложений (строка вводится с клавиатуры, предложение может заканчиваться ‘.’, ‘!’ или ‘?’).
- В заданной строке подсчитать количество цифр (строка вводится с клавиатуры).
Program kolichestvo;
Var s, n : string;
i, j, k : integer;
Begin writeln (‘введите строку’);
readln(s);
n:= ‘0123456789’;
k:=0;
for i:=1 to 10 do
for j:=1 to Length(s) do
if copy(n,i,1)=copy(s,j,1) then k:=k+1;
writeln(‘количество цифр k=’,k);
End.
- В заданной строке подсчитать количество слогов (строка на русском языке вводится с клавиатуры).
- В заданной строке подсчитать каких букв «а» или «я» больше и на сколько (строка вводится с клавиатуры).
- В заданной строке подсчитать количество букв латинского алфавита (строка вводится с клавиатуры).
…
if ((‘A’>=copy(s,i,1)) and (copy(s,i,1)<= ‘Z’))
or ((‘a’>=copy(s,i,1)) and (copy(s,i,1)<= ‘z’))
then KL:=KL+1;
…
- В заданной строке подсчитать количество букв русского алфавита (строка вводится с клавиатуры).
- В заданной строке подсчитать букв какого алфавита больше русского или латинского (строка вводится с клавиатуры).
- В заданной строке подсчитать количество слов, начинающихся с буквы “я” (“Я”).
Возможные ситуации: Я люблю_ягоды.
Яша и_Яна любят_ягоды.
Program kolichestvo;
Var s : string;
i, k : integer;
Begin writeln (‘введите строку на русском языке’);
readln(s);
k:=0;
for i:=1 to Length(s) do
if copy(s,i,2)= ‘_я’ or copy(s,i,2)= ‘_Я’ then k:=k+1;
if copy(s,i,1)= ‘Я’ then k:=k+1;
writeln(‘количество цифр k=’,k);
End.
Примечание: отдельно проверяется первая буква строки.
- В заданной строке подсчитать количество слов, оканчивающихся буквой “я”.
Тема 3 «Замена, удаление символов»
- Из заданной строки (s) получить новую(t), заменив все пробелы на точки. Распечатать полученную строку.
Program zamena;
Var s, t: string;
i : integer;
Begin writeln (‘введите строку на русском языке’);
Первоначально новая строка пустая
readln(s);
t:= ‘’;
for i:=1 to Length(s) do
if copy(s,i,1)= ‘_’ then t:=t+ ‘.’
else t:=t+ copy(s,i,1);
writeln(‘новая строка ’);
writeln(t);
End.
- Из заданной строки получить новую, удалив из нее все точки. Распечатать полученную строку.
- Из заданной строки получить новую, удалив все “” и повторив дважды каждый символ, отличный от звездочки.
- Из заданной строки получить новую, заменив все фразы “так как” на сокращенное “т.к.”
…
i:=1;
while i<=length(s) do
begin if copy(s,i,7)<> ‘так_как’
then begin t:=t+ copy(s,i,1);
i:=i+1
end
else begin t:=t+ ‘т.к.’;
i:=i+7
end;
end;
…
- Из заданной строки получить новую, заменив все фразы “может быть” на сокращенное “м.б.”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/25/picture-7243.jpg)
Открытый урок по теме "Функции символьных величин"
Содержит конспект урока по программированию в среде QBASIC по теме "Функции символьных величин"....
Обработка символьной информации
Презентация содержит теоретический материал по теме " Символьные величины в QBasic" с примерами....
План-конспект урока информатики в 11 классе на тему : «Функции символьных величин».
План-конспект урока информатики в 11 классе на тему : «Функции символьных величин». Цель урока: Познакомить учащихся с функциями обработки строк, научить использовать эти функции при решении задач. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-83466-1698920017.jpg)
Символьные переменные. Итоговый урок. Презентация
Эта тема завершает изучение основных алгоритмов решения задач на анализ и преобразование текста, совершенствует и уточняет знания учащихся по данной теме. На ее изучение отводится один час. По...