Основные правила перевода в системах счисления
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Цель работы
Познакомить учащихся с правилом перевода в системах счисления.
Развить алгоритмическое мышление, память, внимательность;
Привить интерес к предмету;
Воспитатьпознавательную активность, чувство ответственности, культуру общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_pravila_perevoda.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные правила перевода.
1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки (при этом помнить, что разряд цифры, в произведении этой цифры на 2, равен степени двойки)
Таблица Степени числа 2
n(степень) | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 210 |
2n | 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
11010102 = 1*26 + 1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 +1*21+0*20 = 10210
2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки. Строится аналогично таблице степени 2.
Пример . Число перевести в десятичную систему счисления.
Перевести число 4538 в десятичную систему. Считаем число разрядов — 3, значит, нужно записать справа налево степени восьмерки от нулевой до второй:
82 | 81 | 80 |
64 | 8 | 1 |
Запишем под степенями наше двоичное число (слева направо, как есть):
64 | 8 | 1 |
4 | 5 | 3 |
Найдем сумму степеней восьмерки, умноженных на соответствующие им коэффициенты:
4 * 64 + 5 * 8 + 3 * 1 = 256 + 40 + 3 = 299,
это и есть результат перевода:
4538 = 29910
3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16. Строится аналогично таблице степени 2.
Пример . Перевести число 45116 в десятичную систему. Считаем число разрядов — 3, значит, нужно записать справа налево степени шестнадцати от нулевой до второй:
162 161 160
256 16 1
Запишем под степенями наше шестнадцатеричное число (слева направо, как есть):
256 16 1
4 5 1
Найдем сумму степеней шестнадцати, умноженных на соответствующие им коэффициенты:
4 * 256 + 5 * 16 + 1 * 1 = 1024 + 80 + 1 = 1105,
это и есть результат перевода:
45116 = 110510
4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число 2210 перевести в двоичную систему счисления.
5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Переведем число 1078 в восьмеричную систему счисления:
1078 / 8 = 76 в остатке 0
76 / 8 = 9 в остатке 4
9 / 8 = 1 в остатке 1
1 / 8 = 0 в остатке 1
107810 = 11408
6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Переведем число 4132 в шестнадцатеричную систему счисления:
4132 / 16 = 258 в остатке 4
258 / 16 = 16 в остатке 2
16 / 16 = 1 в остатке 0
1 / 16 = 0 в остатке 1
413210 = 102416
7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой.
Пример. Число перевести в восьмеричную систему счисления.
11101111012 = 001 110 111 1012 = 16758
8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой .
Пример. Число перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
11101111012 = 0011 1011 11012 = 3BD16
9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить равной ей двоичной триадой.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
15238 = 001 101 010 0112 = 11010100112
10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить равной ей двоичной тетрадой.
Пример. Число перевести в двоичную систему счисления.
8AB16 = 1000 1010 10112
11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»
Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...
Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"
Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...