Исследовательская работа по теме "Одна задача- несколько решений "
творческая работа учащихся по геометрии (8 класс)

Дугарова Наталья Петровна

Исследовательская работа по теме "Одна задача- несколько решений "

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Исследовательская работа по теме:

« Одна задача - решений несколько »

     Цель: показать многообразие подходов при решении одной задачи, используя материал геометрии 8 класса, определить преимущества и недостатки каждого способа.

   

 Задача:

     Найти площадь трапеции, основание которой равны 20 см и 10 см, а боковые стороны равны 6 см и 8 см.

1 способ

рис 1 001.jpg

                                                            рис 1

Решение:

1)   Проведем отрезки BM и CN так, что BMAD и CN┴AD,тогда BCNM-прямоугольник, поэтому BM=CN и BC=MN. Но в таком случае AM+ND=10.

2) Пусть AM=x, откуда ND=20-(10+x) = 10 –х;  Используя теорему Пифагора, выразим h из треугольников ABM и DCN:

        h=6-x,        h=8-(10-x),

откуда 6-x=8-(10-x).Это уравнение приведем к виду

           36- x=64-100+20x - x

           20x=72,

           X=3, 6 (см).

Находим h:     h=6-3,6=36-12,96=23,04=4,8

Отсюда h=4,8 (см),

           S=h = 4,8 = 72 (см)

Ответ:72(см).

2способ   

рис 2 001.jpg

                                        Рис.2

   Решение:

1)   BМ┴AD и проведем  BK║CD, тогда BCDK- параллелограмм (рис.2)

Откуда BK=CD=8 см, KD=BC=10 см.

2) Пусть AN=x  см, тогда NK=(10-x) см.

Дальнейшее рассуждения полностью совпадают с первым решением.

3 способ

рис 3-1 001.jpg

                                                                      Рис.3

Решение:  

  1. Пусть BМ┴AD и BK║CD, тогда BCDK- параллелограмм (рис.3).                                          

 Откуда BK=CD=8 см, KD=BC=10 см.

  1. Рассмотрим треугольник ABK:AB=6см, BK=8см, AK=10см. Так как

10=6+8,то треугольник ABK-прямоугольный, используя обратную теорему Пифагора. Применим одно из следствий теоремы Пифагора, в котором говорится о том, что квадрат катета равен длине проекции этого катета на гипотенузу, умноженную на длину гипотенузы. Для нашего случая:

         6=x*10,

         X = 3,6.

Применяя теорему Пифагора к треугольнику ABК, вычислим h:

     h=6- 3,6 = 36-12,96=23,04=4,8

     h  = 4,8  см.

Теперь можно продолжить рассуждения так же, как в первом решении.

Рассмотрев три решения, в которых важную роль играют алгебраические выкладки, мы в дальнейшем не будем применять алгебраические методы, а применим  чисто геометрическое доказательство.

4 способ

рис 4 001.jpg

                                Рис 4

Решение:

  1) Проводим BK║CD, тогда BCDK- параллелограмм, откуда BC=KD=10см, поэтому      AK=AD-KD=10см. Тогда треугольник ABK- прямоугольный ( по теореме, обратной теореме Пифагора, так как 10=6+8).

 2)  Площадь треугольника ABK равна половине произведения его катетов, т. е.:

          S===24(см).

      В то же время,    S=, откуда

          h===4,8 (см).

Значит, S=h=·4,8=72 (см)

Попробуем теперь решить эту задачу, используя тригонометрические зависимости в прямоугольных треугольниках. Для этого нам понадобятся лишь фрагменты чертежа, которыми сопровождались первые четыре решения.

 

5 способ

Решение:

  1. По теореме. Обратной теореме Пифагора,  треугольник ABK-прямоугольный  рис.3  

рис 5-1 001.jpg

 

                                                     Рис. 5

Тогда sin==.

 Но треугольник ABМ -тоже прямоугольный (по построению BМ┴AK).

 Тогда BМ=AB· sin=6·= 4,8 (см). Аналогичные выкладки можно проделать и для угла .

Дальнейшее решение очевидно.

  Возникает вопрос: «А можно ли  обойтись без теоремы Пифагора?». Теорема Пифагора каждый раз использовалась для нахождения того элемента вспомогательного треугольника, который был необходим для вычисления его площади. Попробуем теперь вычислить площадь вспомогательного треугольника. Не используя его высоту и основание.

   

6 способ

Решение:

          В треугольнике ABK известны все три стороны, поэтому для нахождения площади можно применить формулу Герона. Для этого сначала посчитаем полупериметр треугольника ABK. По определению

  p===12 (см).

вычисление площади:

S====24 (см)

Но S=, отсюда

     h==  4,8 (см).

Тогда площадь трапеции  S=·4,8=72 (см)

  После того как рассмотрены методы, которые основываются на свойстве сторон параллелограмма, на понятии площади и на теореме Пифагора, появляется цель «извлечь» решение задачи из темы «Подобие фигур». Для этого достраиваем  трапецию до треугольника, продолжив отрезки ABи ДС до пересечения в точке M.

   

 7 способ

Решение:

рис 6-1 001.jpg

                                                         

Рис 6

  1. Проведем BK║CD и устанавливаем, что BC=KD, тогда AK=10. По теореме, обратной теореме Пифагора, устанавливаем, что =90, но тогда и угол при вершине M равен 90 по теореме об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
  2.  Треугольники ABKи AMD-подобны (по двум  равным углам: угол A-общий, ), коэффициент подобия k=2, так как k=. Отсюда AM=AB·k=12см, DM=BK· k=16см. Но тогда BM=6см, MC=8см, так как B –середина отрезка AM  C-середина отрезка MD. Поскольку треугольники AMD и BMC прямоугольные,

              S = (см),

              S=  (см).

  Теперь легко найти площадь трапеции:

   S= S- S=96-24=72 (см).

В этом решении была использована лишь часть того, что можно было извлечь из подобия треугольников (т. е. лишь зависимость между сторонами подобных треугольников). Но можно изменить последний фрагмент решения и воспользоваться тем фактом, что отношение площадей  подобных  треугольников равно k ,

 т. е. S= k· S=4·24=96 (см).

  Тогда S= S- S=96-24=72 (см).

     Последняя строка этого решения могла бы выглядеть иначе:

    S= S- S= 4· S- S=3· S=3·24=72 (см).

  Увидев, что S=3· S, решили эту задачу еще одним способом.

8 способ

Решение:

рис 7 001.jpg

                                                   Рис. 7

  1.  Проводим BK║CD и соединим точки C и K (рис. 7)

Треугольники ABK и KСB равны по двум сторонам и углу между ними: как внутренние накрест лежащие при параллельных  BC, AD и секущей BK, BK-общая. Тогда  AK=BC. Аналогично доказывается равенство треугольников CKB и  KCD. Получили три равных треугольника ABK,  BKC и  KCD. Тогда

            S=3·S=3·(см).

На самом деле, решений было бы больше, но все они полностью или частично  сводятся  к уже рассмотренным.

Заключение

  Умение решать геометрические задачи в современной науке и жизни очень важно и является необходимым навыком и за пределами уроков математики.     Владение различными способами решения задач позволяет сократить время на их решение.            

  После анализа всех решений мы убедились, что лучшими из них оказались первое и последнее. Первое решение выигрывает потому, что кажется наиболее  естественным, а последнее выглядит простым и оригинальным благодаря дополнительным построениям, в результате которых трапеция была разбита на три равных треугольника. Но, интересным, «богатым» оказалось предпоследнее, седьмое,  решение. Здесь и дополнительное построение неожиданное – достраивание трапеции до треугольника,  и два разных подхода к применению свойств подобных треугольников, и подсказка относительно равенства площадей треугольников, которые рассматривались в последнем решение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: Открытие Нового Света или одна из величайших ошибок истории.

В данной работе автор подробно исследует исторические ошибки, которые привели к тому, что целый континент был назван не в честь его первооткрывателя.  В работе содержится немало интересных...

Исследовательская работа по геометрии - 8 класса "Несколько способов доказательств теоремы Пифагора"

Тема исследовательской  работы интересна и актуальна. Актуальность данного исследования определяется необходимостью узнать:  почему открытие данного утверждения приписывают древнегреческому ...

Урок одной задачи.Методы решения квадратного уравнения.

«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну задачу тремя различными способами, чем решать три-четыре различные задачи.Решая одну задачу различными способами,  можно путем сравнения ...

Проектная работа по тема «Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике. Разработка системы индивидуальных заданий»

Проблема Методика подготовки учащихся решению задач по теме «Задачи на движение, включенные в ЕГЭ по математике»Цели:Собрать информацию о разнообразных задачах на движение, включенные в ЕГЭ, о ме...

Исследовательская работа на тему "Способы решения задач с параметрами"

исследуюся графический, аналитический методы и метод мажорант...

Исследовательская работа по теме "Комбинаторные задачи в курсе математики 6 класса"

В данной работе даны основные способы решения простейших комбинаторных задач....

Исследовательская работа по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"

Презентация для защиты исследовательсой работы по теме: "Решение задач на смеси, сплавы и растворы"....