Правильные многогранники. Расчёт расстояний от точки до плоскости
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Гайдабура Ольга Валерьевна

Разработка содержит в себе конспект к уроку геометрии в 10 классе профильного уровня по теме "Правильные многогранники.  Расстояние от точки до плоскости". Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Изучение свойств перпендикулярности является базовым. Их закрепление поможет успешно решать задачи ЕГЭ типа С2 и повысить рейтинг выпускника на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_59_raschyot_rasstoyaniy_ot_tochki_do_ploskosti.docx364.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии по теме "Расстояние от точки до плоскости". 10-й класс

Цели урока:

Цели ученика: повторить модуль «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на профильном уровне, успешной сдачи ЕГЭ.

Для этого необходимо:

  • иметь представление о расстоянии от точки до плоскости , о перпендикуляре и наклонной, угле между прямой и плоскостью. Теореме о трех перпендикулярах;
  • овладение навыками:
    ▪распознавания и построения изученных геометрических объектов;
    ▪решения задач на применение изученных понятий.

Цели педагога: создать условия учащимся:

  • для формирования представлений о расстоянии от точки до плоскости;
  • формирования умений распознавать и строить изученные объекты;
  • овладения умением применять изученные понятия, теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
  • развития представлений о феномене перпендикулярности, пространственного мышления.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения: словесный, словесно-наглядный, проблемный.

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью - изучен).

Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Изучение свойств перпендикулярности является базовым. Их закрепление поможет успешно решать задачи ЕГЭ типа С2 и повысить рейтинг выпускника на ЕГЭ.

Ход урока

1. Организационный момент

Наш сегодняшний урок я хотела бы начать словами Платона: «Геометрия приближает разум к истине»

2. Актуализация ранее изученного материала

Вспомни!

  • Признаки равенства треугольников (СУС, УСУ, ССС)
  • Признаки равенства прямоугольных треугольников (по двум катетам, по гипотенузе и катету, по гипотенузе и острому углу)
  • Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? (как кратчайшее расстояние; как длина перпендикуляра, проведенного из точки к данной прямой)
  • Как называются отрезки АМ и МН? (АМ – наклонная, МН – проекция наклонной)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/01/26/k_5e2d813021bb9/537401_2.png

Закончите предложения:

1. Две прямые называются перпендикулярными, если…

2. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если…

3. Прямая перпендикулярна плоскости, если она…

4. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то…

5. Через данную точку пространства можно провести прямую, ей перпендикулярную, и притом…

6. Все прямые, проходящие через данную точку прямой и перпендикулярные к этой прямой, лежат в…

7. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то…

8. Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости,…

9. Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то…

10. Если две плоскости перпендикулярны прямой, то они…

3. Изучение нового материала

 Тема урока : Расстояние от точки до плоскости в правильных многогранниках

Если точка не принадлежит плоскости, то расстояние от точки до плоскости — это длина

перпендикуляра, проведённого из точки на данную плоскость. На рис. показано расстояние d

от точки M до плоскости.


Длина перпендикуляра, проведенного из точки М к плоскости а, называется расстоянием от точки М до плоскости .

Когда мы говорим, что некоторый предмет, например лампочка уличного фонаря, находится на такой-то высоте, скажем 6 м от земли, то имеем в виду, что расстояние от лампочки до поверхности земли измеряется по перпендикуляру, проведенному от лампочки к плоскости земли

Мы уже рассматривали с вами простые задачи на расстояние от точки до плоскости. Сегодня расширим наше представление о расстоянии.

Примеры решения задач

Разберём четыре задачи. В них мы проиллюстрируем основные идеи, встречающиеся на ЕГЭ

по математике в задачах №16, где требуется найти расстояние от точки до плоскости.

Задача 1.  Дан равносторонний треугольник ABC со стороной 2 В пространстве взята точка D

такая, что AD = BD = 2, CD = 1 Найдите расстояние от точки D до плоскости ABC.

Решение.

Искомое расстояние — это высота пирамиды ABCD, проведённая из точки D.

  1. Пусть M — середина AB. Проведём перпендикуляр DH на прямую CM. Докажем, что DH будет высотой нашей пирамиды.

Поскольку медиана CM является высотой треугольника ABC, имеем AB  CM .  

Точно так же AB  DM (ведь треугольник ABD тоже равносторонний).

По признаку перпендикулярности прямой и плоскости получаем, что AB перпендикулярна плоскости MDC. Значит, AB перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости — в частности, прямой DH.

Итак, DH  CM (по построению) и DH  AB. Отсюда получаем DH  ABC, что  и  требовалось доказать.

  1. Из треугольников BCM и BDM по теореме Пифагора легко находим: CM = DM = 3 Теперь запишем теорему  косинусов для стороны DM треугольника DMC:

, где обозначим для простоты

Отсюда   используем основное тригонометрическое тождество и находим  

 ТОГДА        

Задача 2.   В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 сторона основания равна 2, а боковое  ребро равно 1.  Найдите расстояние от точки B1 до плоскости ABC1.

Решение.  

  1. Поскольку A1B1 ‖ AB, прямая A1B1 параллельна плоскости ABC1. Следовательно, искомое расстояние d есть расстояние от любой точки прямой A1B1 до плоскости ABC1 (ведь все эти расстояния равны друг другу). Поэтому мы можем выбрать наиболее удобную точку  на прямой A1B1.   Это, несомненно, точка N — середина отрезка A1B1
  2. Пусть M — середина AB.    

     Проведём NH перпендикулярно C1M . Докажем, что NH  ABC1.

  1. В равнобедренном треугольнике ABC1 медиана C1M  является  одновременно высотой, так  что  AB  C1M .  Кроме того, AB  MN , так как призма прямая. Следовательно, прямая AB перпендикулярна плоскости C1MN — и, в частности, прямой NH, лежащей в этой плоскости.

Итак, NH  C1M (по построению) и NH  AB. По признаку перпендикулярности прямой и плоскости прямая NH перпендикулярна плоскости ABC1, что и требовалось доказать. Тогда искомое расстояние d равно длине отрезка NH.

  1. В треугольнике МС1N:   вычислим стороны
  2. В треугольнике АВС1  по теореме Пифагора
  3. Тогда используя формулу площади (прямоугольного треугольника и произвольного треугольника МNС1)  

Ответ

Повторим ключевую идею данной задачи: от исходной точки B1 перейти к другой точке,

находящейся на таком же расстоянии от плоскости ABC1, но более удобной для вычислений.

В приведённом решении мы из точки B1 сместились параллельно плоскости в точку N .

Возможен и другой вариант смещения, который также может оказаться полезным при решении задач. Он основан на следующем простом факте:

• если плоскость проходит через середину отрезка, то концы отрезка равноудалены от данной плоскости.

Так, на рис. мы видим плоскость pi, проходящую через середину K отрезка PQ. Проведём

перпендикуляры PA и QB на данную плоскость.

Прямоугольные треугольники PKA и QKB равны по гипотенузе и острому углу. Следовательно, PA = QB, что и требовалось.

Вернёмся к задаче 2 Заметим, что отрезок B1C делится плоскостью ABC1 пополам.

Следовательно, расстояние от точки B1 до плоскости ABC1 равно расстоянию от точки C до  этой плоскости.

Итак, из точки B1 переходим в точку C. Аналогично доказываем, что расстояние от точки C до плоскости ABC1 равно длине перпендикуляра CH, проведённого к C1M , — и далее решение  повторяется без каких-либо изменений.

4. Закрепление изученного материала

5. Итог урока

6. Домашнее задание: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по геометрии в 10 классе по теме «Расстояние от точки до плоскости»

Конспект урока по геометрии в 10 классе по теме «Расстояние от точки до плоскости»...

Модель урока математики в 10 класе по теме "Расстояние от точки до плоскости"

Материал представляет собой методическую разработку модели современного урока. Это урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме « Расстояние от точки до плоскости» с пр...

Расстояние от точки до плоскости (ЕГЭ, задание С2) - методы

В работе рассматриваются различные методы нахождения расстояния от точки до плоскости. Данная работа поможет подготовить выпускников для сдачи ЕГЭ....

Задачи типа С2 (расстояние от точки до плоскости)

Подборка задач типа С2 (расстояние от точки до плоскости) для подготовке к ЕГЭ по математики...

Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве

Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространств...

Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости

Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости"...

Правильные многогранники. Расчёт расстояний от точки до прямой

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» . Ранее изучен материал разделов : Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.Это урок изуче...