Правильные многогранники. Расчёт расстояний от точки до плоскости
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Разработка содержит в себе конспект к уроку геометрии в 10 классе профильного уровня по теме "Правильные многогранники. Расстояние от точки до плоскости". Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Изучение свойств перпендикулярности является базовым. Их закрепление поможет успешно решать задачи ЕГЭ типа С2 и повысить рейтинг выпускника на ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 364.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии по теме "Расстояние от точки до плоскости". 10-й класс
Цели урока:
Цели ученика: повторить модуль «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» и получить последовательную систему математических знаний, необходимых для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на профильном уровне, успешной сдачи ЕГЭ.
Для этого необходимо:
- иметь представление о расстоянии от точки до плоскости , о перпендикуляре и наклонной, угле между прямой и плоскостью. Теореме о трех перпендикулярах;
- овладение навыками:
▪распознавания и построения изученных геометрических объектов;
▪решения задач на применение изученных понятий.
Цели педагога: создать условия учащимся:
- для формирования представлений о расстоянии от точки до плоскости;
- формирования умений распознавать и строить изученные объекты;
- овладения умением применять изученные понятия, теорему о трех перпендикулярах при решении задач;
- развития представлений о феномене перпендикулярности, пространственного мышления.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения: словесный, словесно-наглядный, проблемный.
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью - изучен).
Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Изучение свойств перпендикулярности является базовым. Их закрепление поможет успешно решать задачи ЕГЭ типа С2 и повысить рейтинг выпускника на ЕГЭ.
Ход урока
1. Организационный момент
Наш сегодняшний урок я хотела бы начать словами Платона: «Геометрия приближает разум к истине»
2. Актуализация ранее изученного материала
Вспомни!
- Признаки равенства треугольников (СУС, УСУ, ССС)
- Признаки равенства прямоугольных треугольников (по двум катетам, по гипотенузе и катету, по гипотенузе и острому углу)
- Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? (как кратчайшее расстояние; как длина перпендикуляра, проведенного из точки к данной прямой)
- Как называются отрезки АМ и МН? (АМ – наклонная, МН – проекция наклонной)
Закончите предложения:
1. Две прямые называются перпендикулярными, если…
2. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если…
3. Прямая перпендикулярна плоскости, если она…
4. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то…
5. Через данную точку пространства можно провести прямую, ей перпендикулярную, и притом…
6. Все прямые, проходящие через данную точку прямой и перпендикулярные к этой прямой, лежат в…
7. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то…
8. Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости,…
9. Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то…
10. Если две плоскости перпендикулярны прямой, то они…
3. Изучение нового материала
Тема урока : Расстояние от точки до плоскости в правильных многогранниках
Если точка не принадлежит плоскости, то расстояние от точки до плоскости — это длина
перпендикуляра, проведённого из точки на данную плоскость. На рис. показано расстояние d
от точки M до плоскости.
Длина перпендикуляра, проведенного из точки М к плоскости а, называется расстоянием от точки М до плоскости .
Когда мы говорим, что некоторый предмет, например лампочка уличного фонаря, находится на такой-то высоте, скажем 6 м от земли, то имеем в виду, что расстояние от лампочки до поверхности земли измеряется по перпендикуляру, проведенному от лампочки к плоскости земли
Мы уже рассматривали с вами простые задачи на расстояние от точки до плоскости. Сегодня расширим наше представление о расстоянии.
Примеры решения задач
Разберём четыре задачи. В них мы проиллюстрируем основные идеи, встречающиеся на ЕГЭ
по математике в задачах №16, где требуется найти расстояние от точки до плоскости.
Задача 1. Дан равносторонний треугольник ABC со стороной 2 В пространстве взята точка D
такая, что AD = BD = 2, CD = 1 Найдите расстояние от точки D до плоскости ABC.
Решение.
Искомое расстояние — это высота пирамиды ABCD, проведённая из точки D.
- Пусть M — середина AB. Проведём перпендикуляр DH на прямую CM. Докажем, что DH будет высотой нашей пирамиды.
Поскольку медиана CM является высотой треугольника ABC, имеем AB ⊥ CM .
Точно так же AB ⊥ DM (ведь треугольник ABD тоже равносторонний).
По признаку перпендикулярности прямой и плоскости получаем, что AB перпендикулярна плоскости MDC. Значит, AB перпендикулярна любой прямой, лежащей в этой плоскости — в частности, прямой DH.
Итак, DH ⊥ CM (по построению) и DH ⊥ AB. Отсюда получаем DH ⊥ ABC, что и требовалось доказать.
- Из треугольников BCM и BDM по теореме Пифагора легко находим: CM = DM = 3 Теперь запишем теорему косинусов для стороны DM треугольника DMC:
, где обозначим для простоты
Отсюда используем основное тригонометрическое тождество и находим
ТОГДА
Задача 2. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 сторона основания равна 2, а боковое ребро равно 1. Найдите расстояние от точки B1 до плоскости ABC1.
Решение.
- Поскольку A1B1 ‖ AB, прямая A1B1 параллельна плоскости ABC1. Следовательно, искомое расстояние d есть расстояние от любой точки прямой A1B1 до плоскости ABC1 (ведь все эти расстояния равны друг другу). Поэтому мы можем выбрать наиболее удобную точку на прямой A1B1. Это, несомненно, точка N — середина отрезка A1B1
- Пусть M — середина AB.
Проведём NH перпендикулярно C1M . Докажем, что NH ⊥ ABC1.
- В равнобедренном треугольнике ABC1 медиана C1M является одновременно высотой, так что AB ⊥ C1M . Кроме того, AB ⊥ MN , так как призма прямая. Следовательно, прямая AB перпендикулярна плоскости C1MN — и, в частности, прямой NH, лежащей в этой плоскости.
Итак, NH ⊥ C1M (по построению) и NH ⊥ AB. По признаку перпендикулярности прямой и плоскости прямая NH перпендикулярна плоскости ABC1, что и требовалось доказать. Тогда искомое расстояние d равно длине отрезка NH.
- В треугольнике МС1N: вычислим стороны
- В треугольнике АВС1 по теореме Пифагора
- Тогда используя формулу площади (прямоугольного треугольника и произвольного треугольника МNС1)
Ответ
Повторим ключевую идею данной задачи: от исходной точки B1 перейти к другой точке,
находящейся на таком же расстоянии от плоскости ABC1, но более удобной для вычислений.
В приведённом решении мы из точки B1 сместились параллельно плоскости в точку N .
Возможен и другой вариант смещения, который также может оказаться полезным при решении задач. Он основан на следующем простом факте:
• если плоскость проходит через середину отрезка, то концы отрезка равноудалены от данной плоскости.
Так, на рис. мы видим плоскость pi, проходящую через середину K отрезка PQ. Проведём
перпендикуляры PA и QB на данную плоскость.
Прямоугольные треугольники PKA и QKB равны по гипотенузе и острому углу. Следовательно, PA = QB, что и требовалось.
Вернёмся к задаче 2 Заметим, что отрезок B1C делится плоскостью ABC1 пополам.
Следовательно, расстояние от точки B1 до плоскости ABC1 равно расстоянию от точки C до этой плоскости.
Итак, из точки B1 переходим в точку C. Аналогично доказываем, что расстояние от точки C до плоскости ABC1 равно длине перпендикуляра CH, проведённого к C1M , — и далее решение повторяется без каких-либо изменений.
4. Закрепление изученного материала
5. Итог урока
6. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по геометрии в 10 классе по теме «Расстояние от точки до плоскости»
Конспект урока по геометрии в 10 классе по теме «Расстояние от точки до плоскости»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-172031-1380568945.jpg)
Модель урока математики в 10 класе по теме "Расстояние от точки до плоскости"
Материал представляет собой методическую разработку модели современного урока. Это урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по теме « Расстояние от точки до плоскости» с пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-143499-1353511766.jpg)
Расстояние от точки до плоскости (ЕГЭ, задание С2) - методы
В работе рассматриваются различные методы нахождения расстояния от точки до плоскости. Данная работа поможет подготовить выпускников для сдачи ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-108101-1597233644.jpg)
Задачи типа С2 (расстояние от точки до плоскости)
Подборка задач типа С2 (расстояние от точки до плоскости) для подготовке к ЕГЭ по математики...
Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве
Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространств...
Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости
Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости"...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/29/picture-1555483-1738133843.jpg)
Правильные многогранники. Расчёт расстояний от точки до прямой
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» . Ранее изучен материал разделов : Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью.Это урок изуче...