конспект открытого урока по теме Теорема Фалеса
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Елоева Оксана Нугзаровна

Конспект урока по теме: Теорема Фалеса. Урок изучения нового материала и применения при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.12.24_otkrytyy_urok.docx20.63 КБ
Файл teorema_falesa.pptx2.7 МБ
Файл reshenie_zadach_po_teme_teorema_falesa.pptx342.78 КБ
Файл variant_1.docx84.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по геометрии

На тему :«Теорема Фалеса»

Учитель: Елоева Оксана Нугзаровна.

Дата проведения: 12.12.2024 г.

Урок геометрии в 8 классе.

Тема:«Теорема Фалеса»

Дата проведения: 12.12.2024 г.

Учитель: Елоева Оксана Нугзаровна.

Место проведения: ГБОУ РФМЛИ

Цели:

Образовательные:

- рассмотреть теорему Фалеса и её доказательство;

- закрепить теорему Фалеса в процессе решения задач;

Воспитательные:

- формирование способностей анализировать свои действия, умения внимательно слушать

Развивающие:

Развитие логического мышления, воображения, памяти, кругозора, умения рассуждать и аргументировать.

Оборудование:доска, циркуль, линейка, треугольник, компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.

Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.

Тема сегодняшнего урока «Теорема Фалеса». Вы не только познакомитесь с этой теоремой, её доказательством, но также увидите, где можно ее применить.

Предлагаю выполнить такое задание: разделить отрезок на две, четыре, три части с помощью циркуля. (Учащиеся выходят к доске и показывают)

Перед вами стоит проблема деления отрезка на три равные части, а ученые столкнулись с проблемой деления отрезка на равные части много веков назад. И, конечно, они нашли выход из положения.

И чтобы нам сегодня справиться с возникшей задачей, докажем одну из важнейших  теорем геометрии, которая называется Теорема Фалеса. Кем же был Фалес, что в его честь даже названа теорема в геометрии?

Фалес Милетский – древнегреческий философ из г. Милета (Малая Азия – территория современной Турции). Сведения о его жизнидо сих пор носят противоречивый характер, но считается, что:

- именно он привез геометрию из Египта и познакомил с нею греков; его последователи и ученики основали Милетскую школу;

- именно его греки уже в древности называли «отцом философии»;

- именно он «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент;

- именно он ввёл календарь по египетскому образцу, в котором год состоял из 365 дней.

 - одна из легенд гласит, что будучи в Египте, Фалес поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно измерить высоту пирамиды. Как вы думаете, как он это сделал? Дождался пока длина тени от палки станет равной самой палке, значит и тень от пирамиды равна будет самой пирамиде;

- он предсказал солнечное затмение в мае 585 года до н.э.

Но одна из важнейших заслуг Фалеса в том, что ученый первый стал доказывать геометрические теоремы:

  • круг делится диаметром пополам;
  • в равнобедренном треугольнике углы при основании равны;
  • при пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны;
  • два треугольника равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого.

Вот такой был Фалес Милетский, в честь которого названа теорема в геометрии и эту теорему мы сегодня и рассмотрим.

  1. Изучение нового материала.

 Теорема Фалеса: «Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне».

Доказать теорему

  1. Закрепление пройденного материала.

Решить 10 задач на платформе РЭШ по теме Теорема Фалеса

Ответы

1 -16

2 -26

3-30

4-9

5-55

6-9

7-9

8-6

9-24

10-20

  1. Контрольные задания

Вариант 1, вариант 2

  1. Итоги урока.

- С какой теоремой вы сегодня познакомились?

- На сколько частей вы теперь можете разделить данный отрезок?

- заклеить на венок лавровые листы

  1. Домашнее задание.

Выучить доказательство теорема Фалеса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответьте на вопросы: 1. Какие прямые называются параллельными? 2 . Сформулируйте аксиому параллельности прямых. 3. Сформулировать определение средней линии треугольника. 4. Теорема о средней линии треугольника. 5. Сформулировать определение средней линии трапеции 6. Теорема о средней линии трапеции.

Слайд 2

Знаете , как без линейки или рулетки разделить отрезок на 2,4,8равных частей ?

Слайд 3

Знаете, как без линейки или рулетки разделить отрезок на 3 равные части? Ответ на этот вопрос поможет нам дать теорема, изученная на сегодняшнем уроке.

Слайд 4

Теорема Фалеса

Слайд 5

Перед тем, как познакомиться с этой теоремой, нам необходимо перенестись в древнюю Грецию и познакомиться с создателем данной теоремы – мудрецом Фалесом

Слайд 6

За много веков в древних цивилизациях было собрано множество геометрических фактов, использовавшихся без объяснений и доказательств. Возможно это происходило из-за того, что научными знаниями обладали лишь особые сословия людей – жрецы. Любое знание было набором правил или указаний, с которыми никто не спорил. Но все изменилось в Древней Греции

Слайд 7

Свою правоту там необходимо было доказывать другим людям. Узнав геометрические факты от египтян, греческие мудрецы стали их проверять и доказывать — то есть убеждать других в истине. В этот момент и появилась настоящая геометрия. Греция тогда не была единым государством — по всему Средиземному морю возникали маленькие греческие колонии. Люди в них жили достаточно свободно, над ними не было единой власти, а жрецы в храмах и власть выбиралась самим народом.

Слайд 8

Теорема Фалеса Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне. стр 90, теорема 12.1

Слайд 9

Для теоремы Фалеса верно обратное утверждение? Если прямые, пересекающие две другие прямые (параллельные или нет), отсекают на обеих из них равные отрезки, начиная от вершины, то такие прямые параллельны.

Слайд 10

Вернемся о разделе отрезка на равные части Знаете, как без линейки или рулетки разделить отрезок на 3 равные части?

Слайд 11

С помощью теоремы Фалеса можно разделить данный отрезок на n равных частей. Пусть дан отрезок AB длиной 9 см. Требуется разделить его на 3 равных частей. Решение: Проведем луч с началом в точке А , отличный от отрезка АВ , и отложим на нем с помощью циркуля последовательно три равных отрезка, начиная от точки А . Конец последнего отрезка соединим с точкой B и проведем параллельные прямые через каждую из точек до пересечения с отрезком АВ . Отрезок АВ разделится на 3 частей, они равны между собой по теореме Фалеса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№1

Слайд 2

№2

Слайд 3

№3

Слайд 4

№4

Слайд 5

№5

Слайд 6

№6

Слайд 7

№7

Слайд 8

№8

Слайд 9

№9

Слайд 10

№10

Слайд 12

Для этого просто нужно положить его на лист тетради в линейку так, чтобы концы карандаша оказались на двух её линиях. На рисунке показано как этим способом делить карандаш на 5 равных частей. Как это связано с теоремой Фалеса? А теперь положите карандаш так, чтобы линии на бумаге разделили его на 7 равных частей Вернемся к вопросу о разделении карандаша на равные части:



Предварительный просмотр:

Вариант 1

№1Выберите правильный ответ.

В треугольнике АВС прямая DE параллельна стороне АС, причём D – середина AB.
Найдите периметр
ABC, если AB = 17 см, EC = 9 см, АС = 19 см. Ответ дайте в сантиметрах.

45 см

47,5 см

54 см

45,5 см

№2    Установите соответствие между отрезком и его длиной.

AN                                       15см

AD                                        20 см

BD                                       30см

KN                                        10см

3   Разделить отрезок на 5 равных частей

Вариант 2

№1 Выберите правильный ответ.

В треугольнике KLM прямая AB параллельна стороне KM, причём B – середина   LM.
Найдите периметр
KLM, если KM = 23 см, AK = 12 см, LM = 21 см. Ответ дайте в сантиметрах.

58,5 см

86 см

68 см

45,5 см

№2

AN                           27см

AC                              36см

AD                               24см

AM                               18см

№3Разделите отрезок на 7 равных частей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Теорема Пифагора" 8 класс.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:«ТЕОРЕМА ПИФАГОРА»8 класс  ТЕМЕ:   ТЕОРЕМА ПИФАГОРАЦЕЛЬ УРОКА:   Рассмотреть теорему Пифагора и показать её...

Открытый урок по теме "Теорема Виета и ее применение"

Этот урок я провела в рамках городского семинара учителей математики....

Конспект открытого урока по теме "Теорема Пифагора" 8 класс

Конспект открытого урока по геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора". Первый вводный урок по данной теме. На уроке рассказывается о Пифагоре, о теореме Пифагора, простейшие доказательства и зад...

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

ТИП УРОКА: объяснение нового материала. Этапы урока: Актуализация знаний. Постановка проблемы. Доказательство теоремы. Решение задач. Подведение итогов урока....

Открытый урок по теме "Теорема Пифагора"

Конспект урока, презентация, приложения и самоанализ урока....

Открытый урок по теме "Теорема Виета"

Разработка открытого урока по алгебре для 8 класса по теме "Теорема Виета"....

Геометрия 8 класс. Презентация к уроку по теме Теорема Фалеса

Геометрия 8 класс. Презентация к уроку по теме Теорема Фалеса...