Рабочая программа курса "Геометрический практикум" для 9-х классов
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Дополнительная программа «Геометрический практикум» имеет естественно-научную направленность и разработана для учащихся 9-х классов (15-16 лет). Данная программа обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для самореализации и формирования личности обучающегося и направлена на оказание помощи школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрия» на ГИА по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geomtericheskiy_praktikum_2024_publikatsiya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
естественно-научной направленности
Пояснительная записка
Дополнительная программа «Геометрический практикум» имеет естественно-научную направленность и разработана для учащихся 9-х классов (15-16 лет). Данная программа обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для самореализации и формирования личности обучающегося и направлена на оказание помощи школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрия» на ГИА по математике
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на занятиях естественно-научной направленности.
Актуальность программы.
Курс «Геометрический практикум» позволит школьникам систематизировать и расширить свои знания, укрепить навыки решения геометрических задач, в том числе повышенного уровня сложности, предлагаемых на итоговой государственной аттестации. Преподавание курса строится на повторении, обобщении и систематизации курса геометрии, предусмотренного программой основного общего образования. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по теме и выполнения диагностических тестовых заданий. Углубление реализуется посредством обучения дополнительным методам и приемам решения геометрических задач.
Отличительные особенности программы.
Программа реализуется в течение трех четвертей одного учебного года. Каждое занятие рассчитано на 1 академический час, занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 24 занятия.
Предусмотрено очное проведение занятий, но в случае необходимости занятия могут быть проведены с согласия родителей обучающихся и дистанционно.
Формы занятий: теоретические занятия, практикумы.
Программой не предусмотрены обязательные домашние задания.
Реализация программы не предполагает выставление отметок: акцент с внешней оценки смещается на самооценку учащимися собственной деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы - систематизация и углубление знаний по курсу геометрии, формирование представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и о роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений.
Задачи:
- формирование целостного представления о свойствах геометрических фигур, приемах и методах решения геометрических задач;
- формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении анализировать, систематизировать, проводить аналогии, строгие обоснования и доказательные рассуждения;
- развитие умения применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения;
- развитие мотивации учащихся к саморазвитию, к прокладыванию собственных образовательных маршрутов.
Содержание программы
Содержание курса внеурочной деятельности «Геометрический практикум» для 9-х классов предусматривает качественное расширение материала программы основного общего образования по геометрии, а также содержит раздел повторения.
Окружность. (5 часов)
Теорема о свойстве биссектрисы угла. Понятие серединного перпендикуляра, теорема о серединном перпендикуляре. Теорема о точке пересечения высот треугольника.
Четыре замечательные точки треугольника.
Определение вписанной окружности, теорема об окружности, вписанной в треугольник, понятие описанного около окружности многоугольника.
Формула для площади описанного многоугольника
Расстояние от вершины треугольника до точки касания окружности со стороной. Свойства описанного четырехугольника.
Векторы (3 часа)
Действия над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число.
Разложение вектора по базису. Скалярное произведение векторов.
Метод координат. Скалярное произведение векторов. (3 часа)
Уравнение прямой. Уравнение окружности.
Скалярное произведение векторов в координатной форме.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. (5 часов)
Теорема синусов и косинусов. Применение теоремы синусов и косинусов для нахождения элементов треугольника. Формула, связывающую квадраты длин диагоналей параллелограмма с квадратами длин его сторон.
Методы измерительных работ на местности, основанные на использовании теорем синусов и косинусов. Применение теоремы о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, свойства сторон и диагоналей параллелограмма при решении задач.
Длина окружности и площадь круга.(3 часа)
Понятие правильного n-угольника.
Формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности.
Длина окружности. Формулы длины окружности и длины дуги окружности. Площадь круга. Формулы площади круга и площади части круга.
Движение. (3 часа)
Центральная симметрия и ее свойства. Преобразования фигур с помощью центральной симметрии.
Осевая симметрия и ее свойства. Преобразования фигур с помощью осевой симметрии.
Параллельный перенос. Преобразования фигур с помощью параллельного переноса.
Поворот. Преобразования фигур с помощью поворота.
Повторение. (2 часа)
Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний
Планируемые результаты
Предполагается, что в итоге освоения данной программы учащиеся продемонстрируют следующие результаты:
Личностные результаты освоения курса:
– самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
– в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
– формирование внутренней позиции обучающегося;
– адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Предметные результаты освоения курса:
– овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
– выделение из множества геометрических фигур плоские и объемные;
– распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), многогранники (параллелепипед, куб, пирамида), тела вращения (конус, цилиндр, сфера, шар);
– описание взаимного расположения фигур на плоскости и в пространстве;
– знание основных геометрических фактов и теорем, и умение их применять при решении задач;
– формирование навыков поиска метода, алгоритма и решения задачи.
Метапредметными результатами освоения данного курса являются следующие компетенции:
регулятивные УУД
– определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
– формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической задачи, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
– определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями;
– выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
– уметь качественно соотносить свои действия с ожидаемыми итогами учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми, а также индивидуальной работы на уроке;
познавательные УУД
– уметь определять основополагающее понятие и определять его основные признаки и свойства;
– умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
– умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
– умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
– умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического изображения;
– умение задавать план решения геометрической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
– умение строить доказательство методом от противного;
– уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
коммуникативные УУД
– умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
– умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
– умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контраргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной геометрической задачи;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Учебно-тематический план
1 | Тема урока | Кол-во часов |
Окружность | Теорема о свойстве биссектрисы угла. Понятие серединного перпендикуляра, теорема о серединном перпендикуляре. Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 2 |
Четыре замечательные точки треугольника. | 1 | |
Определение вписанной окружности, теорема об окружности, вписанной в треугольник, понятие описанного около окружности многоугольника. | 1 | |
Формула для площади описанного многоугольника Расстояние от вершины треугольника до точки касания окружности со стороной. Свойства описанного четырехугольника | 1 | |
Векторы | Действия над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. | 1 |
Разложение вектора по базису. Скалярное произведение векторов. | 2 | |
Метод координат. Скалярное произведение векторов | Уравнение прямой. Уравнение окружности. | 1 |
Скалярное произведение векторов в координатной форме | 2 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | Теорема синусов и косинусов. Применение теоремы синусов и косинусов для нахождения элементов треугольника. | 2 |
Формула, связывающую квадраты длин диагоналей параллелограмма с квадратами длин его сторон. | 1 | |
Методы измерительных работ на местности, основанные на использовании теорем синусов и косинусов. | 1 | |
Применение теоремы о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, свойства сторон и диагоналей параллелограмма при решении задач. | 1 | |
Длина окружности и площадь круга | Понятие правильного n-угольника. Формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности. | 1 |
Длина окружности. Формулы длины окружности и длины дуги окружности. | 1 | |
Площадь круга. Формулы площади круга и площади части круга. | 1 | |
Движение | Центральная и осевая симметрии и свойства. Преобразования фигур с помощью симметрии. | 1 |
Параллельный перенос. Преобразования фигур с помощью параллельного переноса. | 1 | |
Поворот. Преобразования фигур с помощью поворота. | 1 | |
Повторение | Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний | 2 |
Итого: | 24 |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы имеются:
- кабинеты для занятий, соответствующие санитарным требованиям;
- оборудование: компьютер, проектор, копировальная техника, канцелярские принадлежности, оборудование для регулирования времени групповой работы, поощрительный фонд.
Информационное обеспечение
Для реализации программы имеется библиотека (методическая литература, дидактические сборники, реестр Интернет-ресурсов), доступ к сети Интернет, информационные стенды лицея, возможности использования ресурсов электронного журнала.
Методические материалы и список литературы.
• Э.Г. Готман. Задачи по планиметрии и методы их решения: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение: АО “Учебная литература”, 1996.- 240 с.
• Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, С.А. Шестаков, И.И. Юдина. Геометрия: Дополнительные главы к школьному учебнику для 8 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение, 1996.- 205 с.
• Шарыгин И.Ф., Гордин Р.К. Сборник задач по геометрии: 5000 задач с ответами. - М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001. - 400 с.
• Цифровые ресурсы: fipi.ru; festival.1september.ru; alexlarin.net; reshuege.ru; interneturok.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...