Методическая разработка конспекта урока "Теорема Пифагора"
методическая разработка по геометрии (8 класс)
Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Теорема Пифагора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konspekta_uroka.docx | 558.36 КБ |
teorema_pifagora.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока
Предмет: геометрия.
Тема: «Теорема Пифагора».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Участники: обучающиеся 8 класса.
Цель:
создать условия для самостоятельного формулирования теоремы Пифагора, основываясь на практических выводах; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Задачи:
Развивающие:
создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету, интерес к поисковым решениям; умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Образовательные:
сформулировать теорему Пифагора, при помощи теоремы ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника; показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; активно участвовать в решении практических задач математической направленности; уметь приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции.
Метапредметные:
работать над понятием информация-знание.
Предметные:
уметь находить неизвестные стороны прямоугольных треугольников по известным; уметь устанавливать логические отношения между данными и искомыми; уметь строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины в соответствии с содержанием задания.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; проводить небольшое исследование по установлению зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; понимать и использовать преимущества групповой и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; участвовать в групповой форме работы, принимать цель совместной деятельности, уметь договариваться, обсуждать процесс и результат работы.
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить необходимые коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; уметь оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Основное содержание темы, термины и понятия:
формулировка теоремы Пифагора; решение задач на нахождение гипотенузы по известным катетам; решение задач на нахождение катета по известному катету и гипотенузе.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный с элементами эвристического, проблемно-поисковый с элементами исследования.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7-9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.; ЭОР; презентация к уроку; наглядный и раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Интернет-ресурсы:
1. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_k_sostavleniyu_metodicheskoj_razrabot_062207.html
2. https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-na-temu-teorema-pifagora.html
Приложения
Приложение 1
Результаты измерений
Таблица 1
а катет | в катет | с гипотенуза |
3 | ||
6 | ||
5 |
Таблица 2
а² | в² | с² |
Результаты измерений
Таблица 1
а катет | в катет | с гипотенуза |
3 | ||
6 | ||
5 |
Таблица 2
а² | в² | с² |
Результаты измерений
Таблица 1
а катет | в катет | с гипотенуза |
3 | ||
6 | ||
5 |
Таблица 2
а² | в² | с² |
Результаты измерений
Таблица 1
а катет | в катет | с гипотенуза |
3 | ||
6 | ||
5 |
Таблица 2
а² | в² | с² |
Приложение 2
Теорема Пифагора Приложение 3
Фамилия имя______________________________________
Алгоритм нахождения неизвестной стороны прямоугольного треугольника
- Указать прямоугольный треугольник;
- Записать для него теорему Пифагора;
- Выразить неизвестную сторону через две другие;
- Подставить известные значения и вычислить неизвестную сторону.
Задание 1
∆MNK – прямоугольный, ∠ M = 90°. Сделайте рисунок и заполните пропуски. | |
Рисунок | 1) NK² = … ² + … ² |
2) NM² = … ² - … ² | |
3) МК ² = … ² - … ² |
Задание 2
а | в | с | Решение | |
1 | 12 | 5 | ? | |
2 | ? | 1,8 | 3 | |
3 | ? | 9 |
Задание 3 (дополнительно)
Найти периметр ромба, если его диагонали равны 48 см. и 14 см. | |
Рисунок | Дано |
Найти | |
Решение | |
Пифаго́р Са́мосский (ок 570—490 г. до н. э.) древнегреческий философ, математик | Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому: "Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах". Действительно, с² – площадь квадрата, построенного на гипотенузе, а² и b² – площади квадратов, построенных на катетах. |
Историческая справка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устная работа
Решить задачу На центральной площади поставили елку высотой 8 метров. Чтобы украсить верхушку, пришлось поставить пожарную машину на 6 метров от ствола и выдвинуть лестницу длиной 11 метров. Достаточно ли длины лестницы, чтобы добраться до макушки елки для ее украшения.
Теорема Пифагора «В геометрии есть два сокровища – одно из них теорема Пифагора». Иоганн Кеплер
Результаты исследования а катет в катет с гипотенуза 3 4 5 6 8 10 5 12 13
Результаты исследования а² в² с² 9 16 25 36 64 100 25 144 169 Вывод: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
Решить задачу Достаточно ли длины лестницы (11 м), чтобы добраться до макушки елки для ее украшения.
Важные соотношения Вывод: Теорема Пифагора позволяет установить следующие соотношения, применяемые при решении задач: с ² = а ² + b ² а ² = с ² – b ² b ² = с ² – а ²
Возле новогодней елки построили горку длиной 13 метров и высотой 5 метров. Найдите расстояние от начала опоры горки до ее конца. Решить задачу
Зарядка для глаз
Домашнее задание п.55. рассмотреть доказательство теоремы. № 483(б, г), №486(а). Творческое задание: Существует более 100 способов доказательства теоремы. Найдите другие способы доказательства этой теоремы. Найдите ответ на вопрос: «Почему теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты?»
Закончи предложение Было интересно… Меня удивило… Своей работой сегодня я…, потому что... Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Заставил задуматься… Навел на размышления… Сегодня я узнал… Было трудно…, потому что... Я понял, что… Я научился… Задания для меня показались…, потому что... Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным…, потому что...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"
Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...
Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы по теме "Путешествие на остров сокровищ" конспект составлен Табацкой Ксенией Васильевной воспитателем ГБДОУ №14 Кронштадтского р-на
Методическая разработкаконспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП с детьми старшей группыпо теме "Путешествие на остров сокровищ"конспект составленТабацкой Ксенией Васильевнойвоспита...
Методическая разработка Учебный проект «Пифагор и его теорема»
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его созда...
Методическая разработка урока "Теорема Пифагора"
Цели урока:Познакомить учащихся с многообразием способов доказательства теоремы Пифагора. Закрепить полученные знания при решении практических задач.Воспитывать познавательную активность, повышать инт...