Технология использования педагогических мастерских как способ организации деятельности учащихся
статья по геометрии

Использование технологии  педагогических мастерских для организации учебной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar_27.11.2019_novoe.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Технология использования педагогических мастерских как способ организации деятельности учащихся

Добрый день уважаемые коллеги

Начнём с того, что не для кого ни секрет, что стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий».

В связи с этим современная роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир».

Поэтому важен вопрос «Как организовать эту учебную деятельность?».  Существует много технологий и способов. Но для себя я открыла технологию педагогических мастерских. Ее можно использовать как для организации урока, так и для организации внеурочного занятия.

По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.

Поэтому организация процесса обучения должна проходить под девизом «Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает.Учиться - значит придумывать».

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы. Одна из основных идей мастерской - каждый человек должен развивать свои способности, возможности.

Давайте же представим урок, проведённый согласно технологии мастерских.

Почему же мастерские?

Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, назидателем, лектором и урокодателем.

Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос.

 Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию. Его задача - направить к успеху каждого таким образом, чтобы подвести к открытию в себе скрытых возможностей.

Сразу скажу, что каждый такой урок провести невозможно, покрайней мере для меня.

Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируется в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Теперь учащиеся подготовлены для выполнения следующихся знаний , чтения научной литературы или для работы с учебником.

В отличие от урока знания на мастерской лишь выстраиваются они не передаются и не выстраиваются в готовом виде

Поэтому возможно до конца урока так и не прозвучит истина, которую знает учитель.

Это может послужить хорошей мотивацией для дальнейших размышлений учащихся и прекрасным началом для следующего урока.

В традиционной школе есть проблемный метод обучения, частично-поисковый. исследовательский, да и просто проблемное изложение материала, которые должны решать вопросы организации творческой деятельности школьников.

На мастерских в большей мере используется исследовательский метод. Учителем дается задание, на выполнение которого не требуется времени больше часа. Группы выполняют необходимые наблюдения. изучают факты, явления, формулируют проблемы. Затем при обсуждении выдвигают гипотезы, намечают определенный план и осуществляют его. готовят объяснение решения и предоставляют его классу. Проверка происходит при сопоставлении своего решения с решениями, предложенными другими группами, и при корректировке работы. Налицо все признаки исследовательского метода. Предлагаемые задания часто требуют творчества не только от учителя математики. но и от учеников.

Таким образом, стержнем каждой мастерской является проблемная ситуация, разрешение которой совпадает с процессом становления у учащихся элементарных психических новообразований. Создание такой ситуации позволяет приблизиться к решению главной задачи Мастера, которая заключается в том. чтобы познавательную ситуацию придумывал сам ученик.

Структура «мастерской» на уроках математики.

I. Индуктор – прием, обеспечивающий “наведение на проблему”, свернутый смысл темы.

Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: 

–Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.

–Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.

–“Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.

–Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.

–Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

Примеры индукторов.

1. Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше.

2. Прочитайте тему урока и прокомментируйте ее, опираясь на свой опыт.

3. Назовите цвет (число от 1 до 10), который соответствует вашему настроению. У вас перед уроком.

4. Составьте из букв, входящих в слово “Уравнение” как можно больше слов.

5. Нарисуйте ваше настроение.

6. Назовите известные вам геометрические фигуры и нарисуйте их. Индуктор — индивидуальное задание, которое требует от каждого ребенка при его выполнении опоры на субъектный опыт, принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы.

На этапе индукции в качестве содержательной основы заданий предпочтительны реальные образовательные объекты, изучение которых создает чувственный образ, позволяет выдвинуть идеи, установить связи, свойства, причины и закономерности. При недоступности таких объектов могут использоваться их заменители: модели, оригинальные тексты, фотографии, схемы и др.

Своей мотивирующей направленностью особый интерес представляют открытые задания, которые изначально не предполагают четкое видение результатов их выполнения. В них предлагается не просто ответить на конкретный вопрос или решить задачу, а проявить творческое начато и придумать то, чего до сих пор не было. Такого рода задания предопределяют уникальность получаемых учащимися образовательных продуктов.

Наиболее привлекательны такие индукторы, которые создают не учебные, а реальные проблемные ситуации. Они характеризуются тем, что сам учитель не знает ее решения и сам вовлекается в поисковую деятельность наравне с учениками. Он выступает в двух ролях: педагога, который организует учебный процесс, и человека, которому действительно интересна изучаемая проблема. В таком случае продуктивность урока наиболее высока.

Образовательными продуктами могут быть понятия, идеи, решения задач, схемы, тексты, суждения, объяснения явлений и т.п.

II. Система заданий.

Само конструкция – диалог ученика с самим собой. Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социализация–“обнародование”, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).

  • Деконструкция–превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.
  • Реконструкция–поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.
  • Разрыв–кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.

III. Рефлексия–самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

Афиширование–представление работ на общее обсуждение.

Мастерские отличаются и особенностью организации деятельности учащихся.

На уроке математики:

  1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
  2. Групповая форма учебного взаимодействия.
  3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
  4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
  5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений. 

Познакомившись с идеей математической мастерской, можно выделить следующие ее типы:_

  1. Мастерская построения знаний.
  2. Мастерская формулирования круга проблем, решаемых при изучении какой-то определенной темы.
  3. Мастерская по решению математических задач.

Итак, мастерская всегда предоставляет свободу для открытий. Их бывает много: от открытий в изучении углубленного курса математики до открытий в самом себе. Каждая мастерская идет обычно два часа, хотя возможно проводить и короткие мастерские, в пределах часа.

Темы мастерских могут быть разнообразны, начиная с философских: «Доказать». «Следует». «Я понял». «Определение понятия и понятие определения» и заканчивая сугубо математическими: «Площадь». «Предел». «Интеграл», «Условные неравенства». «Призма и цилиндр». «Пирамида и конус» и др.

Приведем несколько примеров математических мастерских по различным темам углубленного курса математики.

Мастерская по теме «Площадь» (V-VIIклассы)

  1. Каждому ученику предлагается на клетчатой бумаге нарисовать любую фигуру, ограниченную ломаной, звенья которой являются отрезками, соединяющими узлы сетки.
  2. Ученики меняются листами с нарисованными фигурами и вычисляют площадь фигуры, принимая за единицу одну клетку.
  3. Пары учеников рассказывают друг другу способ вычисления площади и проверяют работы.
  4. Работы вывешиваются и обсуждаются.
  5. Проводится работа в группах по 4 человека - «четверках». Предлагается провести экспериментальную проверку утверждения древних вавилонян о том, что площадь любого четырехугольника равна произведению полусуммы его противоположных сторон. (Данная формула верна только для прямоугольника. С ее помощью можно вычислить приближенно площадь четырехугольников, у которых углы близки к прямым).
  6. Заслушиваются мнения «четверок».
  7. Проводится вторая экспериментальная проверка в парах. Каждомe ученику предлагается нарисовать многоугольник на клетчатой бумаге и найти его площадь, приняв за единицу одну клетку. Затем парам предлагается обсудить достоверность формулы площади многоугольника: S = п + т-1, где п - количество узлов сетки, лежащих внутри многоугольника, а m - количество узлов сетки, лежащих на его границах (в частности, в вершинах).
  8. Пары объединяются в «четверки» и обсуждают результаты исследования.
  9. «Четверкам» предлагается взять веревочку и на клетчатой бумаге ограничить ею фигуру наибольшей площади. Хорошо, если ученики придут к выводу, что из всех фигур, имеющих данный периметр, наибольшую площадь имеет круг.
  10. Заслушиваются мнения «четверок».
  11. Каждому ученику предлагается записать на листочке все проблемы и вопросы, которые по этой теме так и остались без решения, без ответов.
  12. Ребята зачитывают проблемы, учитель записывает их на доске.
  13. Обсуждение мастерской («рефлексия»).

Мастерская по теме «Что значит слово "доказать"?»

(VI-IX классы)

  1. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы будем стремиться познать смысл слова "доказать". Оно написано на доске. Для успеха нашей работы попробуйте "не противиться своим мыслям", доверьтесь своей руке, когда пишете. Ваша рука очень умная, она сама четко, образно изложит ваши мысли. Вам будет предложено рассмотреть ряд ситуаций. Когда их обсуждение будет проходить в парах или "четверках", важно слышать то, что говорит ваш товарищ. Остальное сделает фантазия, воображение. Мысли необходимо зацепиться за какое-нибудь слово, фразу. Если вы согласны с утверждением, высказыванием вашего товарища, попытайтесь пересказать его своими словами. Если нет, то свои доводы выскажите в доброжелательной форме, попробуйте наметить путь поиска истины».
  2.  Проводится работа в «пятерках». Предлагается ситуация: «Вы попали к жителям другой планеты - прилетели на "летающей тарелке". Они мгновенно съедают всех пришельцев, кроме землян. Вам надо доказать, что вы - земляне. Приведите убедительные аргументы».
  3. Заслушиваются аргументы «пятерок».
  4. Предлагается вторая ситуация для рассмотрения в «пятерках»: «Вы нанимаетесь на работу. Желающих устроиться работать на это место много. Вам надо доказать, что именно вы больше всего подходите фирме. Опишите аргументы, которые вы приведете в свою защиту. Очередь большая, вы можете успеть сказать не более трех фраз. Что вы скажете?».
  5. Заслушиваются аргументы групп.
  6. Работа с карточками. На столе лежат листки с написанными фразами. Каждая пара берет один из них. Надо установить, что утверждается в данной фразе и оценить истинность утверждения. На размышление отводится 2-3 минуты, затем происходит обсуждение. Приведем примеры некоторых фраз:

а)        «Если все вороны черные, то все нечерные предметы не вороны»;

б)        «Если все совершенные числа четные, то все нечетные числа несовершенные»;

в)        «Большая часть великих идей современных математиков, если не все, получила свое начало в наблюдениях» (Дж. Сильвер);

г)        «Надменность - всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя» (Р. Декарт);

д)        «На мысли следует нападать с помощью мыслей: по идеям не палят из ружей» (А. Ривароль);

е)        «Побеждать - глупейшее занятие! Не победить, а убедить - вот что достойно славы» (В. Гюго).

  1. Обсуждаются варианты доказательств.
  2. Проводится работа в «пятерках» до окончания занятия. Каждой «пятерке» предлагается написать несколько суждений, истинность которых надо доказать и перечислить аргументы, из которых она следует.
  3. Заслушиваются написанные суждения и аргументы, обосновывающие их истинность.
  4. Учитель предлагает написать учащимся, что может служить аргументами при доказательстве некоторого тезиса или некоторой гипотезы, а затем обсудить их мнения.
  5. На доске написаны слова: высказаться, осмыслить, убедить, объяснить, показать, рассказать, отрицать, проверить, разобрать, установить, обосновать, растолковать, рассудить, потребовать, сделать вывод, разложить, догадаться, аргументировать, решить, понять, найти, опровергнуть, построить, развить, смоделировать. «Пятерки» выбирают одно-два слова, которые с их точки зрения наиболее отражают смысл требования «доказать».
  6. Группы получают листы, на которых написаны определения доказательства, взятые из энциклопедий, логических словарей и книг по логике. Требуется прочитать, понять и высказать свое отношение к указанным определениям данного понятия.
  7. На доске написаны слова: беседа, спор, диалог, монолог, обмен, восприятие, обсуждение, защита, отстаивание, опровержение, обоснование, рассуждение, показ, демонстрация, постановка опыта, вывод из общепринятых истин, догадка, сравнение, обобщение, документ, критический анализ, уточнение тезиса. Группам необходимо описать процесс поиска построения доказательства, используя эти слова и любые другие.
  8. Обсуждение мастерской.

Приведенные примеры математических мастерских демонстрируют процесс обучения без принуждения и порабощения мысли ученика. Кроме того, анализ методических особенностей их реализации в классах с углубленным изучением математики позволяет выявить общую структуру занятий:

индивидуальная работа (использование личного жизненного опыта), работа в парах (обмен информацией), работа в группах; разговор в классе (группы представляют свою работу); коррекция (группы вносят исправления и дополнения); слово учителя (выделение важных моментов, находок и ошибок); обсуждение мастерской (осознание сделанного, формирование нерешенных проблем).

Таким образом, на математических мастерских должны обсуждаться важные ключевые вопросы, от понимания которых зависит успех усвоения всех последующих тем. Время, затраченное на их проведение, окупится глубиной понимания и быстротой изучения другого теоретического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

ИК.Материалы к разделу "Методы, формы организации деятельности учащихся. Педагогические технологии"

Материалы (методические разработки, задания,технологические карты к урокам) к разделу "Педагогические технологии"...