Определение и признаки параллельных прямых
учебно-методический материал по геометрии (7 класс)
Данный урок разработан для введения понятия параллельных прямых, рассмотрение признаков параллельности двух прямых, на основе создания критической ситуации для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 81 КБ |
Практическая работа | 53.5 КБ |
тест | 165 КБ |
Презентация к уроку | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Определение параллельных прямых. Признаки параллельных прямых»
Цель деятельности учителя: Создать условия для введения понятия параллельных прямых, рассмотрение признаков параллельности двух прямых.
Термины и понятия: Параллельные прямые, накрест лежащие углы, соответственные углы, односторонние углы.
Планируемые результаты:
Предметные умения: владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы.
- Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.
- Коммуникативные: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, решать конфликты на основе согласования интересов.
- Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Ход урока
- Орг. момент. (5-6 мин)
Записать на доске в сторонке ОЦЕНКА КАЖДОГО БЛОКА:
- «+» ВСЕ ПОНЯЛ
- «?»ПОНЯЛ, НО ЕСТЬ ВОПРОСЫ
- «-» НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО
Рассадить класс на три группы:
- Безотечество
- Колмогорова
- Башмакова Ал
- Михайлов
- Павлов
- Мухаметдинов
- Кокоурова анг
- Кондрашина
- Макаров
- Ксенофонтов
- Стерлюхина
- Назимов
- Матвеева
- Вершкова
- Суханов
- Цыремпилова
- Чернюк
- Шевцов
- Кокоурова ал
- Эпиграф к уроку:
СЛАЙД 1 “В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам” (Карл Маркс).
- Так вот, ребята, изучая геометрию, мы и карабкаемся по ее каменистым тропам, и очень надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.
2. Первичное усвоение новых знаний.
Посмотрите на доску: Даны две прямые. Каково может быть их взаимное расположение?
СЛАЙД 2- прямые пересекаются и прямые не пересекаются.
СЛАЙД 3 Как называются данные прямые?
Греческое слово «параллелос», означающее «рядом идущие», «друг подле друга проведённые» (прямые), стало употребляться как геометрический термин ещё 2500 лет назад в школе Пифагора.
- А теперь оглянемся вокруг. Приведите примеры параллельных прямых, отрезков. (Учащиеся приводят примеры.) Показ СЛАЙДА 4,5,6
- Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны? (Нет.)
- Как же нам быть в таких ситуациях?
(В этих случаях помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых признаки.)
- Итак, сформулируйте тему урока.
«Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых».
- Исходя из темы нашего урока Сформулируйте и запишите цель урока. (Дать определение параллельных прямых. Сформулировать признаки параллельных прямых.) СЛАЙД 7
Запишите на полях число 23.12. Клас.раб, тему урока и цель.
3. Работа с учебником Давайте поработаем с учебником (прочитайте текст учебника п. 24 стр. 52 и ответьте на вопросы):СЛАЙД 8, (3мин)
- Какие прямые называются параллельными?
- Изобразите и обозначьте параллельные прямые
- Какие отрезки называются параллельными?
- Изобразите и обозначьте параллельные отрезки СЛАЙД 9
- Ребята, как вы считаете, можно ли опустить в определении слова «на плоскости». (Нет, т.к. прямые a и b не пересекаются и не лежат в одной плоскости. Такие прямые называются скрещивающимися) СЛАЙД 10
- СЛАЙД 11 Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении прямых a и b секущей c? (8 углов) (5мин )
- СЛАЙД 12 Некоторые пары этих углов имеют специфические названия:
- Накрест лежащие; СЛАЙД 13,14
- Односторонние. СЛАЙД 15,16
- Соответственные; СЛАЙД 17,18,19,20
- Выполнение задания на нахождение этих углов на рисунке. СЛАЙД 21-27
Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)
- Исследовательская работа. (см. Приложение) (10 мин)
А теперь поработаем в группах
Задание: сформулировать признак параллельности двух прямых
Работа в парах. Исследовать, сделать вывод. Выступить. Признаки записать в тетрадь.
Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,?,-)
5. Первичное закрепление. (Решение задач)
Задача 1.
Вопрос. Какие прямые будут параллельными?
Задача 2.
Вопрос. Чему равен угол?
Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,?,-)
Давайте проверим , а все ли нам сегодня удалось усвоить и понять: Выполняем тест. Обмениваемся с соседом. Проверяем по готовым ответам .
- Рефлексия: учащиеся письменно должны закончить предложение: (5мин)
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
Сегодня мне удалось…
Было интересно…
Было трудно…
Достигли ли мы с вами поставленной цели урока??(ДА)
7. Домашнее задание. п. 24-25
- Выучить определение параллельных прямых;
- Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
- Выучить признаки параллельности прямых.
Решить задачи: № 186, 188
Выставление оценок за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Приложение.
Практическая работа № 1
Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами
некоторых углов.
Оборудование: транспортир.
с а 1 в 2 | с 1 а
в 2 |
рис. 1 | рис. 2 |
Порядок выполнения работы:
- ∠ 1 и ∠ 2 – это __________________________________________ углы.
- Измерить с помощью транспортира ∠ 1 и ∠ 2 на рис. 1 и рис. 2
- Результаты измерения записать в таблицу:
рис. 1 | рис. 2 |
∠ 1= | ∠ 1= |
∠ 2= | ∠ 2= |
- Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:
на рис. 1___________________________________________________________
на рис. 2___________________________________________________________
- Сделать вывод (сформулировать признак):
Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .
Практическая работа № 2
Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами
некоторых углов.
Оборудование: транспортир.
с а 1 в 2 | с а 1 в 2 |
рис. 1 | рис. 2 |
Порядок выполнения работы:
- ∠ 1 и ∠ 2 – это __________________________________________ углы.
- Измерить с помощью транспортира ∠ 1 и ∠ 2 на рис. 1 и рис. 2
- Результаты измерения записать в таблицу:
рис. 1 | рис. 2 |
∠1= | ∠ 1= |
∠2= | ∠ 2= |
- Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:
на рис. 1___________________________________________________________
на рис. 2___________________________________________________________
- Сделать вывод (сформулировать признак):
Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .
Практическая работа № 3
Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами
некоторых углов.
Оборудование: транспортир.
с а 1 в 2 | с
а 1 в 2 |
рис. 1 | рис. 2 |
Порядок выполнения работы:
- ∠ 1 и ∠ 2 – это __________________________________________ углы.
- Измерить с помощью транспортира ∠ 1 и ∠ 2 на рис. 1 и рис. 2
- Результаты измерения записать в таблицу:
рис. 1 | рис. 2 |
∠ 1= | ∠ 1= |
∠ 2= | ∠ 2= |
∠ 1 + ∠ 2 = | ∠ 1 + ∠ 2 = |
- Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:
на рис. 1___________________________________________________________
на рис. 2___________________________________________________________
- Сделать вывод (сформулировать признак):
Если при пересечении двух прямых секущей сумма __________________ углов равна ______ , то прямые __________________________ .
Предварительный просмотр:
Тест.
- На рисунке изображены углы. Выберите верные утверждения:
а) ∠ 1 и ∠ 3 – вертикальные;
б) ∠ 5 и ∠ 1 – односторонние;
в) ∠ 7 и ∠ 6 – соответственные;
г) ∠ 5 и ∠ 3 – накрест лежащие;
д) ∠ 2 и ∠ 4 – смежные;
е) ∠ 7 и ∠ 1 – накрест лежащие;
ж) ∠ 3 и ∠ 7 – односторонние.
- Выберите верные утверждения (см. рис.)
Прямые a и b параллельны, если:
а) ∠ 1 = ∠ 3 | б) ∠ 8 + ∠ 5 = 180° |
в) ∠ 7 = ∠ 6 | г) ∠ 8 + ∠ 3 = 180° |
д) ∠ 5 = ∠ 3 | е) ∠ 2 = ∠ 6 |
ж) ∠ 1 + ∠ 4 = 180° | з) ∠ 1 + ∠ 7 = 180° |
- Выберите неправильные концовки определения:
Прямые параллельны, если при пересечении двух прямых секущей…
а) односторонние углы равны;
б) сумма соответственных углов равна 180°;
в) вертикальные углы равны;
г) накрест лежащие углы равны;
д) сумма смежных углов равна 180°;
е) соответственные углы равны.
Тест.
- На рисунке изображены углы. Выберите верные утверждения:
а) ∠ 1 и ∠ 3 – вертикальные;
б) ∠ 5 и ∠ 1 – односторонние;
в) ∠ 7 и ∠ 6 – соответственные;
г) ∠ 5 и ∠ 3 – накрест лежащие;
д) ∠ 2 и ∠ 4 – смежные;
е) ∠ 7 и ∠ 1 – накрест лежащие;
ж) ∠ 3 и ∠ 7 – односторонние.
- Выберите верные утверждения (см. рис.)
Прямые a и b параллельны, если:
а) ∠ 1 = ∠ 3 | б) ∠ 8 + ∠ 5 = 180° |
в) ∠ 7 = ∠ 6 | г) ∠ 8 + ∠ 3 = 180° |
д) ∠ 5 = ∠ 3 | е) ∠ 2 = ∠ 6 |
ж) ∠ 1 + ∠ 4 = 180° | з) ∠ 1 + ∠ 7 = 180° |
- Выберите неправильные концовки определения:
Прямые параллельны, если при пересечении двух прямых секущей…
а) односторонние углы равны;
б) сумма соответственных углов равна 180°;
в) вертикальные углы равны;
г) накрест лежащие углы равны;
д) сумма смежных углов равна 180°;
е) соответственные углы равны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даны две прямые. Каково может быть их взаимное расположение?
Как называются данные прямые? Параллельные.
Примеры параллельных прямых
Примеры параллельных прямых
Примеры параллельных прямых
Тема: «Параллельные прямые. Признаки параллельных прямы.» Цель урока: дать определение параллельным прямым; сформировать признаки параллельных прямых.
Работа с учебником (прочитайте текст учебника п. 24 стр. 52 и ответьте на вопросы): Какие прямые называются параллельными? Изобразите и обозначьте параллельные прямые Какие отрезки называются параллельными? Изобразите и обозначьте параллельные отрезки
Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Как вы считаете, можно ли опустить в определении слова «на плоскости»?
Прямые a и b не пересекаются и не лежат в одной плоскости.
Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении прямых a и b секущей c ?
8 углов.
Накрест лежащие: 3 и 6,
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5 Односторонние: 3 и 5
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5 Односторонние: 3 и 5, 4 и 6
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5 Односторонние: 3 и 5, 4 и 6 Соответственные: 1 и 5
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5 Односторонние: 3 и 5, 4 и 6 Соответственные: 1 и 5, 2 и 6
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5 Односторонние: 3 и 5, 4 и 6 Соответственные: 1 и 5, 2 и 6, 3 и 7
Накрест лежащие: 3 и 6, 4 и 5 Односторонние: 3 и 5, 4 и 6 Соответственные: 1 и 5, 2 и 6, 3 и 7, 4 и 8
Назовите пары накрест лежащих углов:
Назовите пары накрест лежащих углов: 6 и 3, 7 и 2.
Назовите пары накрест лежащих углов: 6 и 3, 7 и 2. Назовите пары односторонних углов:
Назовите пары накрест лежащих углов: 6 и 3, 7 и 2. Назовите пары односторонних углов: 6 и 7, 2 и 3.
Назовите пары накрест лежащих углов: 6 и 3, 7 и 2. Назовите пары односторонних углов: 6 и 7, 2 и 3. Назовите пары соответственных углов:
Назовите пары накрест лежащих углов: 6 и 3, 7 и 2. Назовите пары односторонних углов: 6 и 7, 2 и 3. Назовите пары соответственных углов: 5 и 7, 6 и 8, 1 и 3, 2 и 4.
Найдите пары: накрест лежащих углов; односторонних углов; соответственных углов.
Какие прямые будут параллельными?
Чему равен угол?
Ответы : 1. а, в, г, д, ж. 2. б, в, д. 3. а, б, в, д. Оценка « 5 »- все три задания выполнены верно, при этом указаны все вариантов ответа; Оценка « 4 »- верно выполнены 2 задания, в одном из заданий допускается не полный перечень правильных ответов; Оценка « 3 » - правильно выполнены 1 и 2 задания, но есть пропущенные варианты ответов; Оценка « 2 »- неполный перечень ответов во всех заданиях с допущенными ошибками.
Рефлексия На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…. Сегодня мне удалось(или не удалось)… Было интересно… Было трудно….
Домашнее задание. п. 24-25 Выучить определение параллельных прямых; Знать названия углов и уметь их находить на рисунке. Выучить признаки параллельности прямых. Решить задачи: № 186, 188
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)
1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n 2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n 3) развив...
Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)
1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n 2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n 3) развив...
Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"
Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. 7 класс
Урок изучения нового материала. Математическое лото, ребусы,работа по готовому чертежу, физкультминутка, мини-тест и многое другое на этом уроке....
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. 7 класс
Урок изучения нового материала. Математическое лото, ребусы,работа по готовому чертежу, физкультминутка, мини-тест и многое другое на этом уроке....
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых
Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Учебник А.Г. Мерзляк...