Итоговое собеседование по геометрии в 7 классе
методическая разработка по геометрии (7 класс)
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Геометрия-7 класс разработан с использованием УМК по геометрии Л.С. Атанасяна, 7-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_sobesedovanie_po_geometrii_7_klass_-2022g.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Удомельская средняя общеобразовательная школа №1 им.А.С.Попова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
контрольно-измерительного материала
для выявления предметных результатов
за курс геометрии в 7 классе
Итоговое собеседование по геометрии за курс 7 класса
Составила: учитель математики
высшей квалификационной категории
Димова Виктория Александровна
E-mail: viktoria-dim@mail.ru
г.Удомля, Тверская область
Аннотация
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Геометрия-7 класс разработан с использованием УМК по геометрии Л.С. Атанасяна, 7-9 классы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, в соответствии с рабочей программой по учебному предмету «Геометрия» в 2021 году. Одобрен школьным методическим объединением учителей математики и информатики, согласован с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Апробирован в течении трёх лет с 2021 года по 2023 год в МБОУ УСОШ №1 им.А.С.Попова.
Рекомендуется учителям математики общеобразовательных организаций.
Актуальность
Успешное развитие основного общего образования во многом зависит от того, насколько оно сумеет вписаться в общемировые образовательные процессы и занять в них позицию, соответствующую его современным образовательным требованиям и возможностям. С данной точки зрения разработка контрольно-измерительных материалов (далее КИМ), способствующих качественной подготовке обучающихся в области основного общего образования, повышает эффективность образовательного процесса и является весьма значимой на сегодняшний день [1].
К КИМам относятся контрольные работы, диагностические и проверочные работы, математические и графические диктанты, карточки с индивидуальным заданием, тесты и тренажеры. Содержание контрольно-оценочных средств направлено на выявление ключевых компетенций обучающихся.
Регулярная и объективная оценка усвоения обучающимися материала и применение знаний для решения практических задач является важнейшей составляющей учебного процесса. Контроль в процессе обучения и оценка результатом позволяет не только выявить уровень формирования знаний и умений обучающихся, но и получить информацию об эффективности данной методики преподавания.
Контрольно-оценочные средства являются необходимым условием реализации образовательных программ. Итоговое оценивание важно проводить на основе накопленной базы знаний и умений, как в предметной области, так и межпредметной, а также показателей индивидуальной положительной динамики обучающихся.
Значимость и место контрольно-измерительных материалов в курсе геометрии
К концу 7-го класса учащиеся уже имеют достаточный объем теоретических знаний по геометрии, которые используют при решении математических задач, выполнении основных геометрических построений. Значимыми условиями этого является "погружение" в изучаемую тему, система зачетов и итоговое собеседование по предмету. Итоговое собеседование семиклассники сдают в конце года. В него включаются наиболее важные теоремы курса. Материал по темам, рассмотрение которых завершается итоговым собеседованием, изучается в следующей последовательности:
- Изучается теоретическая часть по геометрии: постановка проблемы и поиск её решения, используется поисково-исследовaтельский метод или кейс-технология.
- Pассмaтpивается ряд типовых задач, составляется алгоритм pешения.
- Выполняется решение более содержательных задач (составление рисунка, поиск различных способов решения и выявление наиболее простого, «красивого» решения).
- Проводятся обобщающие уроки, которые посвящены решению творческих задач, которые заставляют вникнуть в суть изучаемой темы.
- Проводятся по изучаемой теме самостоятельные работы, графические диктанты, тестирование с применением компьютерных технологий, теоретический зачет, контрольная работа.
Данный подход к изучению геометрии позволяет эффективно прорабатывать каждую тему курса. Ученик успевает обдумать тонкости изучаемого материала, сделать необходимые сравнения, обобщения, классифицировать и систематизировать изученные понятия.
Итоговое собеседование – форма контрольно-измерительного материала, которая позволяет проверить учебно-познавательные и коммуникативные компетенции учащегося за курс геометрии 7 класса.
Цель: определение уровня знаний обучающихся по геометрии за курс 7 класса.
Задачи:
- проверить знания теоретического материала по геометрии;
- выявить умение делать рисунки геометрических фигур и их правильного обозначения;
- проверить уровень подготовки к заданиям ГИА;
- определить уровень готовности учащихся к последующему изучению предмета.
Описание
Проведение устного собеседования предполагает:
- Составление расписания с указанием времени и номера аудитории для каждого учащегося. (Для более объективной оценки распределение в аудитории учитывает то, что учитель не работает в классе данного учащегося.)
- Предварительная подготовка в школе аудиторий для проведения самого собеседования, для ожидания.
- Подготовка соответствующих аудиторий для собеседования: контрольно-измерительные материалы, черновики, измерительные приборы (линейка, транспортир, циркуль)
- Устное собеседование включает 10 билетов, предполагает письменную подготовку и устный ответ, состоит из пяти вопросов.
- Первые 4-5 обучающихся заходят в аудиторию, выбирают билет и готовятся в течении 15 минут, используя для ответа черновик.
- По истечении времени учащийся устно отвечает у доски на каждый вопрос билета, с необходимыми построениями, доказательством. Учитель имеет права задать дополнительные вопросы по содержанию билета.
(При проведении собеседования учитываются психологические, индивидуальные особенности обучающихся, т.е. продление времени, полная запись ответа в черновике и проверка написанного, уточняющие вопросы учителя, возможность взять другой билет.)
- В соответствии со временем в аудиторию приглашается следующий учащийся.
- По окончании устного собеседования учитель сообщает итоговый балл и отметку, полученную за устное собеседование, которая определяется по шкале перевода как сумма баллов за все выполненные задания..
- В случае если учащийся набрал минимального количества баллов, т.е. менее 3 баллов, то выставляется отметка «2» и учащийся приглашается на пересдачу.
- Во время устного собеседования учащемуся запрещено пользоваться средствами мобильной связи, справочным материалом, прибегать к помощи иных лиц, разговаривать, ходить и пересаживаться.
- Нарушение учащимся данного Порядка ведет к прерыванию устного собеседования и аннулированию его результатов.
- Инструкция для обучающихся на устном собеседовании по геометрии
На подготовку или выполнение письменной части устного собеседования по геометрии отводится 15 минут, на устный ответ 5-7 минут.
КИМ представлен в виде билета с теоретическими и практическими вопросами: обязательная и дополнительная часть.
Обязательная часть содержит задания минимального базового уровня: дать определение геометрической фигуры, её свойства, выполнить простые рисунки и решить типовую задачу; дополнительная часть – доказательство теоремы и решение более сложной задачи, предоставив полное решение и ответ.
За правильное выполнение любого задания из обязательной части вы получаете один балл. Если вы приводите неверное решение, неверный ответ или не приводите никакого ответа, получаете 0 баллов за задание.
При выполнении любого задания дополнительной части необходимо подробно описать ход решения и дать правильный ответ.
Правильное выполнение заданий дополнительной части оценивается 2 баллами.
При выполнении любого задания дополнительной части используются следующие критерии оценки заданий:
Баллы | Критерии оценки выполненного задания |
2 | Приведено верное обоснованное решение, приведен правильный ответ. |
1 | Приведено верное решение, но допущена вычислительная ошибка или описка, при этом может быть получен неверный ответ. |
0 | Неверное решение, неверный ответ или отсутствие решения. |
Задания | Баллы | Примечание |
1, 2, 4 | 3 | каждый правильный ответ 1 балл |
3, 5 | 4 | каждый правильный ответ 2 балла |
Максимальный балл за работу – 7 баллов.
Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь правильно выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметки и обратите внимание, что начинать работу следует с заданий обязательной части.
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе
Отметки | Число баллов, необходимое для получения отметки |
«3» (удовлетворительно) | 3-4 |
«4» (хорошо) | 5-6 |
«5» (отлично) | 7 |
Желаем успехов!
- Содержание заданий с ответами:
(1 балл) Установить истинность высказывания:
+/- | ||
1 | Через любую точку проходит более одной прямой. | + |
2 | Теорема – утверждение, которое принимается без доказательства. | - |
3 | Если угол равен 50 º, то смежный с ним 130º | + |
4 | Сумма вертикальных углов всегда равна 180º | - |
5 | Вертикальные углы равны. | + |
6 | Аксиома – утверждение, принимаемое без доказательства. | + |
7 | Через любые три точки проходит ровно одна прямая. | - |
8 | Если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то эти две прямые перпендикулярны. | - |
9 | Если сторона и угол одного треугольника соответственно равны стороне и углу другого треугольника, то такие треугольники равны. | - |
10 | В треугольнике против меньшей стороны лежит меньший угол. | + |
11 | Каждая сторона треугольника меньше разности двух других сторон. | - |
12 | Существует треугольник со сторонами 4, 6 и 9м | + |
13 | Если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны. | - |
14 | Если две стороны треугольника равны 3 и 4, то его третья сторона меньше 7. | + |
15 | Если две стороны треугольника равны 3 и 4, то его третья сторона не больше 7. | - |
16 | В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. | + |
17 | Если при пересечении двух прямых третьей прямой соответственные углы равны, то эти две прямые параллельны. | + |
18 | Если при пересечении двух прямых третьей прямой односторонние углы в сумме составляют 180 º , то эти две прямые параллельны. | + |
19 | Сумма углов прямоугольного треугольника равна 90 º | - |
20 | Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 30 º, равен половине гипотенузы. | + |
21 | Если при пересечении двух прямых третьей прямой односторонние углы равны и, то эти две прямые параллельны. | - |
22 | Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90 º | + |
23 | Если при пересечении двух прямых третьей прямой внутренние накрест лежащие углы равны, то две прямые параллельны. | + |
24 | Каждая сторона треугольника больше суммы двух других сторон | - |
25 | Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив прямого угла, называется катетом | - |
26 | Прямоугольные треугольники равны по двум катетам | + |
27 | Все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой | + |
28 | Перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, больше любой наклонной, проведенной из этой же точки к этой прямой | - |
29 | Внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним. | + |
30 | Если два угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный | + |
31 | Если три угла треугольника равны, то треугольник равносторонний. | + |
32 | Смежные углы равны | - |
33 | Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30 ̊ | + |
34 | Высота равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является медианой и высотой. | + |
35 | Если один из углов треугольника равен 42 º, то внешний угол при той же вершине равен 148 º | - |
36 | Существует треугольник с углами 68º, 32º, 90 º | - |
37 | Катеты образуют прямой угол | + |
38 | Два перпендикуляра к одной прямой параллельны | + |
39 | Если катет и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны катету и острому углу другого, то такие треугольники равны | + |
40 | Высота равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, делит основание на равные отрезки. | + |
41 | Два перпендикуляра к одной прямой перпендикулярны | - |
42 | В равностороннем треугольнике каждый угол равен 60º | + |
43 | Катет меньше гипотенузы | + |
44 | Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. | + |
45 | Высота равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, делит угол пополам. | + |
46 | Если в треугольнике есть угол 60 º, этот треугольник равносторонний | - |
47 | Две прямые, параллельные третьей, параллельны | + |
48 | Если три стороны одного треугольника равны соответственно трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. | + |
49 | Любой равносторонний треугольник является равнобедренным | + |
50 | Через любые две точки проходит прямая, и при том только одна. | + |
51 | Любой равнобедренный треугольник является равносторонним | - |
52 | В любом треугольнике медианы пересекаются в одной точке. | + |
(1 балл) Сделать рисунок и обозначить буквами:
1) Равнобедренный треугольник; 2) Хорда окружности; 3) Второй признак равенства треугольников; 4) Биссектриса треугольника; 5) Односторонние углы; 6) Перпендикуляр к прямой; 7) Вертикальные углы; 8) Тупоугольный треугольник; 9) Отрезок, луч, прямая; 10) Внешний угол треугольника; | 11) Прямоугольный треугольник; 12) Смежные углы; 13) Равносторонний треугольник; 14) Соответственные углы; 15) Накрест лежащие углы; 16) Радиус окружности; 17) Первый признак равенства треугольников 18) Расстояние от точки до прямой; 19) Медианы треугольника; 20) Высоты треугольника. |
(2 балла) Ответить на вопрос (с доказательством):
- Луч. Отрезок. Угол. Сравнение и измерение отрезков и углов.
- Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
- Признаки равенства треугольников (один признак доказать).
- Медиана. Биссектриса. Высота.
- Равнобедренный и равносторонний треугольник. Свойства (одно свойство доказать).
- Окружность. Задачи на построение (одну любую задачу)
- Параллельные прямые. Углы при параллельных прямых (доказать любой признак).
- Виды треугольника. Сумма углов треугольника, внешний угол (любую теорему доказать).
- Прямоугольный треугольник. Его свойства (одно доказать).
- Признаки равенства прямоугольных треугольников (один признак доказать).
Решить задачу (1-2 уровень сложности)
1 уровень сложности (базовый) – 1 балл | 2 уровень сложности (повышенный) – 2 балла |
|
|
- Шкала перевода баллов в отметку.
Для общеобразовательных классов | Для классов с детьми с ОВЗ |
0-2 – оценка «2» 3-4 – оценка «3» 5-6 – оценка «4» 7 – оценка «5» | 0-1 – оценка «2» 2-4 – оценка «3» 5 – оценка «4» 6-7 – оценка «5» |
БИЛЕТ 3
| ||||
БИЛЕТ 4
|
БИЛЕТ 5
| ||||
БИЛЕТ 6
|
БИЛЕТ 7
| ||||
БИЛЕТ 8
|
БИЛЕТ 9
| ||||
БИЛЕТ 10
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса «Геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать математические модели;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
- уметьиспользовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметьвыдвинуть контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Геометрия» являются следующие умения.
- Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
- основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, расстояние;
- угле, биссектрисе угла, смежных углах;
- свойствах смежных углов;
- свойстве вертикальных углов;
- биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
- параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;
- основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях;
- равенстве геометрических фигур;
- признаках равенства треугольников;
- Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
- находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;
- устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;
- применять теорему о сумме углов треугольника
- выполнять основные геометрические построения;
- находить решения жизненных (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Библиографический список и ссылки:
- «Геометрия 7-9, учебник для образовательных учреждений» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.- Просвещение, 2019 г.
- Дидактические материалы по геометрии. 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. "Геометрия. 7-9 классы". ФГОС (к новому учебнику). 6-е издание, перер.
- Самостоятельные и контрольные работы. 7 класс. Базовый уровень. Учебное пособие / М.А.Иченская
- Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.].
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в школе. - №6 -2008. с. 20-30.
- https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/19726/1/ppo_2014_008.pdf
- https://science-education.ru/ru/issue/view?id=164 Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговый тест по геометрии 7 класс
итоговый тест по геометрии...
Презентация по геометрии на тему" Итоговое повторение курса геометрии 8 класс"
Презентация содержит основные теоремы и задачи рассматриваемые в курсе геометрии 8 класса....
Презентация на тему "Итоговое собеседование в 9-х классах "
Презентация на тему "Итоговое собеседование "...
Итоговое собеседование ( русский язык, 9 класс).
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи. Модель собеседования включает следующие типы заданий: 1) чтение текста вслух; 2) пересказ текст...
Критерии оценивания итогового собеседования русский язык 9 класс
Итоговое собеседование 9 класс. Критерии оценивания...
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ СРЕДИ 8 - Х КЛАССОВ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у восьмиклассников общеобразовательных организаций в целях промежуточной аттестации...
Итоговое собеседование по геометрии в 8 классе
Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Геометрия-8 класс разработан с использованием УМК по геометрии Л.С. Атанасяна, 7-9 классы...