«Прямые и плоскости в пространстве»
методическая разработка по геометрии (10 класс)
Сценарий интеллектуального марафона по теме «Прямые и плоскости в пространстве» в 10 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Охи
имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева
Сценарий интеллектуального марафона
по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
в 10 классе
Авторы:
Е.Н.Костина учитель математики МБОУ СОШ№5, учитель математики
Е.А.Рождественская учитель математики МБОУ СОШ№5, учитель математики
г. Оха
2022 г.
Интеллектуальный марафон по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
Цель: повышение интереса к изучению математики
Задачи:
- В увлекательной игровой форме расширить знания по математике.
- Развивать логическое, абстрактное, пространственное мышление.
- Развивать творческое мышление.
- Воспитывать у учащихся веру в свои силы; стремление к проявлению собственной инициативы.
- Воспитывать умение работать в группе.
Средства:
- Компьютер
- Проектор
- Презентация
- Таблица для подсчета баллов, магнитики
- Ручки, листы для черновиков каждому игроку
- Карточки
Участники:
- Ведущий
- 2 команды по 6 человек, капитаны, название
- Жюри – 3 человека
- Фотограф
Этапы марафона | Время, мин | Деятельность | |
ведущего | учащихся | ||
Организационный момент Доброе утро, ребята! Тема нашего марафона на слайде «Прямые и плоскости в пространстве» Сегодня состоится командная игра, в которой вам помогут ваши знания, сообразительность, интуиция. | 2 | Отгадывают ребус, формулируют тему | |
Представление команд (Домашнее задание: придумать девиз, название команды, выбрать капитана) | 3 | Представляют команды | |
Разминка (Карточка 1) Первый конкурс «Разминка» Каждому члену команды ведущий задает вопрос, верный ответ – 1 балл. | 6 | Задает вопросы каждому члену команды | Отвечают на вопросы |
Теоретический этап (Карточка 2) Каждая команда получает высказывания, которые нужно дополнить, верный ответ – 1 балл. | 5 | Объясняет правило выполнения задания | Отвечают на вопросы |
Графический этап (Карточка 3) Задание на построение, верный рисунок – 3 балла. | 5 | Объясняет правило выполнения задания | Выполняют построения |
Логический этап (Карточка 4) Каждой команде выполнить задание на карточке, верный ответ за каждое задание – 2 балла (итого 6 баллов за карточку). | 7 | Объясняет правило выполнения задания | Выполняют задания |
Творческий этап (Карточка 5: сообщение ведущего) Работа с конструктором Написание синквейна (Карточка 6) | 7 | Рассказывает о правильных многогранниках. Объясняет правило выполнения задания Напоминает правило написания синквейна Заключительное слово о додекаэдре | Слушают сообщение Работают с конструктором. Пишут синквейн. Представляют свои работы. |
Рефлексия (Карточка 7) Каждая команда дорисовывает диаграмму | 3 | Подводит итоги | Выполняют задания |
Награждение |
Предварительный просмотр:
Приложения к сценарию интеллектуального марафона
по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
в 10 классе
Карточка 1
Карточка для ведущего
Конкурс «Разминка»: верно ли, что…?
Вопросы для команды 1
1. Прямые a и b параллельны, если эти прямые не имеют общих точек? 2. если прямая пересекает вершину треугольника, то она лежит в плоскости этого треугольника? 3. Любые три точки принадлежат плоскости? 4. если средняя линия трапеции лежит в плоскости, то основания трапеции пересекают эту плоскость? 5. Если прямая пересекает плоскость, то в плоскости можно провести прямую, параллельную данной прямой? 6. Через две скрещивающиеся прямые можно провести плоскость? | Вопросы для команды 2 1. Если прямая пересекает две стороны треугольника, то она лежит в плоскости этого треугольника? 2. Если хорда окружности принадлежит плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости? 3. Любые четыре точки принадлежат плоскости? 4. Две прямые параллельные одной плоскости, параллельны? 5. Через две параллельные прямые можно провести плоскость? 6. Если три вершины параллелограмма лежат в плоскости, то четвертая вершина параллелограмма принадлежит этой плоскости? |
Карточка 2
Теоретический этап
Вопросы Две прямые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек, значит они (1) Две плоскости образуют угол 90°, значит они (2) Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то вторая (3) Две прямые не лежат в одной плоскости, значит они (4) Прямая и плоскость не имеют общих точек, значит они (5) Две прямые имеют общую точку, значит они (6) Прямая перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости, значит она (7) к этой плоскости. Прямая и плоскость имеют одну общую точку, значит прямая (8) эту плоскость. Если одна прямая лежит в плоскости, а другая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на этой первой прямой, то эти прямые (9) Прямая, перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, значит она (10) этой плоскости. | Ответы 1. ………………………………. 2. ………………………………. 3. ………………………………. 4. ………………………………. 5. ………………………………. 6. ………………………………. 7. ………………………………. 8. ………………………………. 9. ………………………………. 10. ……………………………. |
Карточка 2
Эталон для жюри
Теоретический этап
Вопросы Две прямые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек, значит они (1) Две плоскости образуют угол 90°, значит они (2) Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то вторая (3) Две прямые не лежат в одной плоскости, значит они (4) Прямая и плоскость не имеют общих точек, значит они (5) Две прямые имеют общую точку, значит они (6) Прямая перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости, значит она (7) к этой плоскости. Прямая и плоскость имеют одну общую точку, значит прямая (8) эту плоскость. Если одна прямая лежит в плоскости, а другая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на этой первой прямой, то эти прямые (9) Прямая, перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, значит она (10) этой плоскости. | Ответы
|
Карточка 3
Графический этап
Задание Сделайте чертежи, используя данные в задачах обозначения. Плоскости α и β имеют общую прямую а, плоскости α и γ общую прямую b, а плоскости β и γ параллельны. |
✂…………………………………………………………………………………………………...
Карточка 3
Графический этап
Задание Сделайте чертежи, используя данные в задачах обозначения. Плоскости α и β имеют общую прямую а, плоскости α и γ общую прямую b, а плоскости β и γ параллельны. |
✂…………………………………………………………………………………………………...
Карточка 3
Графический этап
Задание Сделайте чертежи, используя данные в задачах обозначения. Плоскости α и β имеют общую прямую а, плоскости α и γ общую прямую b, а плоскости β и γ параллельны. |
✂…………………………………………………………………………………………………...
Карточка 3
Графический этап
Задание Сделайте чертежи, используя данные в задачах обозначения. Плоскости α и β имеют общую прямую а, плоскости α и γ общую прямую b, а плоскости β и γ параллельны. |
Карточка 3
Эталон для жюри
Графический этап
Задание Сделайте чертежи, используя данные в задачах обозначения. Плоскости α и β имеют общую прямую а, плоскости α и γ общую прямую b, а плоскости β и γ параллельны. |
Ответ |
Карточка 4
Логический этап
Вопросы 1. Взаимное расположение двух прямых в пространстве (схема). 2. Сформулировать и изобразить: если , , то . 3. Сформулировать теорему по рисунку и указать, признак это или свойство. |
✂…………………………………………………………………………………………………...
Эталон для жюри
Логический этап
Ответ 1. Ответ 2. Если одна из двух прямых лежит в некоторой плоскости, а другая прямая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на этой прямой, то эти прямые скрещивающиеся. Ответ 3. Свойство: если плоскость проходит через прямую, параллельную другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то прямая пересечения этих плоскостей параллельна данной прямой. |
Карточка 6
Правило написания синквейна
✂…………………………………………………………………………………………………...
Карточка 7
Рефлексия
Название команды____________________________________
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве». 10 класс.
Итоговый тест систематизирует знания учащихся по теме "Параллельность прямых и плоскостей в пространстве"....
Контрольная работа "Прямые и плоскости в пространстве"
Контрольная работа состоит из 4 вариантов, в каждом из которых по 4 задания. Она может быть проведена для учащихся со слабой подготовкой по геометрии....
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями
Данные задачи могут быть использованы при изучении темы "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями." Задачи представлены в табличной форме....
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Параллельность прямых и плоскостей в пространстве"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийФорма урока: урок проводится в форме коллоквиума, обеспечивающей повторение и систематизацию учебного материала, контроль знаний учащихся, ...
Карточка "Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве"
Позволяет организовать блочное изучение этой темы, составить в ходе совместного заполнения опорный конспект, проверить знания учащихся....
Научно – методическая разработка по теме: «Методика изучения темы: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве» в процессе обучения математике в профильных классах» Автор: учитель математики МОУ СОШ №2 г. Мглина Матвеенко В.Н.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ . АПРОГРАММЫ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ С 4 ЧАСАММ МАТЕМАТИКИ В НЕДЕЛЮ...
Презентация по геометрии "Расположение прямых и плоскостей в пространстве"
В данной презентации (3 части) подробно рассматривается весь учебный материал для изучения расположения прямых и плоскостей, их взаимоотношений в пространстве....