Задачи на построение. Технологическая карта урока
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Головченко Наталья Евгеньевна

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме "Примеры задач на построение" с использованием методики А. Г. Ривина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата                                                                                                                                                                     Класс  7

Тема Задачи на построение 

Цель: создать условия для формирования представления о задачах на построение с использованием циркуля и линейки без делений;

           создать условия для самостоятельного изучения учащимися  простейших задач на построение с помощью учебника:

           1)  построение угла, равного данному;  

           2) построение биссектрисы угла;

           3) построение перпендикулярных прямых;

           4) построение середины отрезка;         

           создать условия для развития навыков умственного труда: алгоритма деятельности, решение проблемной задачи, развитие алгоритмического,

           логического, творческого мышления; формирование навыков исследовательской, творческой деятельности при решении задач на построение;

          воспитывать ответственное отношение к труду,  воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.

 

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют решать простейшие задачи на построение

Познавательные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Регулятивные: понимают сущность алгоритмических предписаний и умеют действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г)

Образовательные ресурсы

  • Учебник Геометрия, 7-9: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2013
  • Задания для фронтальной работы

Тип урока

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Учебный

элемент

Этапы модуля

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УЭ – 0

Организационный момент

Приветствие, проверка посещения, проверка наличия домашнего задания, подготовка необходимых принадлежностей.

Услышишь - забудешь,
Увидишь - запомнишь,
 Построишь - поймёшь.      
                       Конфуций

Проверяют готовность своего рабочего места.

Делают записи в тетрадях.

УЭ – 1

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

 - Что представляет собой множество всех точек, удалённых от данной точки на

    данное расстояние?

- Что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности?

- Назовите самую большую хорду в окружности?

- Что называется: точкой, прямой, лучом, углом, треугольником?

2.  Повторение темы «Признаки равенства треугольников».

Учащиеся называют три признака равенства треугольников, которые появляются

на экране по мере их озвучивании.

Первый признак равенства треугольников - по двум сторонам и углу между ними.

Второй признак равенства треугольников – по стороне и двум прилежащим углам.

Третий признак равенства треугольников – по трем сторонам.

Отвечают на поставленные вопросы.

  УЭ – 2

Входной контроль

Вариант 1

1. Начертите прямую а.

2. Начертите луч ВС, отметьте точку А ВС.

3. Начертите отрезок СМ длиной 6,5 см.

4. Начертите прямую РТ, где РТ = 5 см.

5. Отметьте на прямой РТ точку А, где АТ = 2 см. Найдите длину АР.

                                                                   Вариант 2

1. Начертите луч а.

2. Начертите прямую РЕ, отметьте точку С РЕ.

3. Начертите отрезок АЕ длиной 7,2 см.

4. Начертите прямую РТ, где РТ = 4 см.

5. Отметьте на прямой РТ точку А, где АТ = 2 см. Найдите длину РА.

Выполняют задание

УЭ – 2

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Геометрические задачи на построение, возможно, самые древние математические задачи. Задачи на построение способствуют пониманию происхождения различных геометрических фигур, возможности их преобразования. Они развивают логическое мышление, геометрическую интуицию, а также такие качества личности, как внимание, настойчивость, целеустремленность, инициативу, изобретательность, дисциплинированность, трудолюбие. Задачи на построения не просты. Не существует единого алгоритма для решения таких задач. Каждая из них, по своему, уникальна, и каждая требует индивидуального подхода для решения.

Формулируют тему и задачи

УЭ – 3

Изучение новой темы

(Для эффективного изучения учебного материала применяется методика А. Г. Ривина.)

Перед началом работы текст каждого подпункта изучаемого материала целесообразно разбить на 3 абзаца:

1-й абзац: формулировка задачи (выделить, что дано и что требуется  построить)

2-й абзац: построение

3-й абзац: доказательство

Алгоритм работы.

1. Получите карточку с цветовым сигналом.

2. В тетради запишите указанное в карточке задание и цветовой сигнал.

3. Найдите первого партнера по маршруту (смотрите ниже), на другой странице тетради запишите задание, указанное в его карточке, цветовой сигнал и фамилию партнера.

4. Прочитайте партнеру первый абзац.

5. Задайте вопросы друг другу с целью проверки изученного материала.

6. Запишите каждый кратко обсуждаемый абзац в своих тетрадях.

7. Приступайте к работе над заданием партнера по алгоритму (с п. 4).

8. Поблагодарите друг друга за совместную работу и ищите по маршруту своего второго партнера, запишите его фамилию и цветовой сигнал в тетради.

9. Второму партнеру расскажите 1-й абзац своего текста.

10. Работайте над вторым абзацем и далее, как над первым (с п. 4).

11. Последнему партнеру расскажите весь текст и выслушайте его текст (три абзаца).

12. Отчитайтесь по своей работе учителю или консультанту.

13. Получите новую карточку и работайте по данному алгоритму.

Каждый из учащихся получает одну из следующих карточек:

1-я карточка (красный цвет)

2-я карточка (синий цвет)

Постройте угол, равный данному

(п. 23, стр. 44)

Разделите данный угол пополам

(п. 23, стр. 45)

3-я карточка (желтый цвет)

4-я карточка (зеленый цвет)

Разделите данный отрезок пополам

(п. 23, стр. 46)

Постройте прямую перпендикулярную данной (п. 23, стр. 46)

Класс разбит на группы по 8 человек. Каждой группе предлагаются карточки с двумя цветовыми сигналами (1 группа: 4 карточки красного и 4 карточки синего цвета; 2 группа: 4 карточки желтого и 4 карточки зеленого цвета), а также маршрут движения в группе.

Маршрут движения

1 группа

Долматова

Землянова

Каребина

Лотц

Андриянов

1

*

3

2

Вавилова

2

1

*

3

Васильева

3

2

1

*

Волкова

*

3

2

1

2 группа

Попова

Рыбина

Усова

Трутнев

Лысенко

1

*

3

2

Мельникова

2

1

*

3

Пакшина

3

2

1

*

Подымако

*

3

2

1

Условные обозначения: 1 – 1-й абзац изучаемого текста

                                          2 – 2-й абзац изучаемого текста

                                          3 – 3-й абзац изучаемого текста

                              * – весь текст (три абзаца)

 

 

Самостоятельно изучают новый материал работая по алгоритму, предложенному учителем

УЭ – 4

Динамическая пауза

Физкультминутка.  Давайте немного передохнем.

Выполняют

УЭ – 5

Контроль за усвоением изученного материала

 Фронтальный контроль в группе, осуществляется учителем и консультантами

Выполняют построения

УЭ – 6

Подведение итогов (рефлексия)

 Подведем итог работы.                          

Предлагает вспомнить цели, которые были поставлены

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли цели?

             - Чему вы научились?

Предлагает оценить  свою работу на уроке.

Рефлексия

Вспоминают цели.

- Оценивают свою деятельность на модуле

    Сегодня я узнал ….

    Я понял, что ….

    Теперь я могу ….

    Было трудно ….

УЭ – 7

Домашнее задание

                                 

                                 

                                 

п. 23, № 148, № 151, № 153


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

«Построение технологической карты урока по теме: Решение задач на проценты».

Итоговая работа По модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: ...

Применение подобия к решению задач на ОГЭ. (Технологическая карта урока)

Урок проводится при повторении темы: " Подобие" в 9 классе.Материал урока можно использовать для подготовки к ОГЭ. К уроку прилагается презентация....

Технологическая карта урока по теме "Задачи на построение"

Тема урока: Задачи на построение. 7 классЦель урока:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению построения с помощью циркуля и линейки.Задачи:Личностные: осознание математи...

Технологическая карта урока Тема урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Раздел программы: Информационное моделированиеЦель урока: Познакомить учащихся с понятием диаграмм и графиков в электронных таблицах...

Технологическая карта урока на тему: "Решение задач на построение"

Поурочные планы на 3 урока по теме: "Решение задач на построение"...

Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...