"Параллельные прямые. Способы построения параллельных прямых"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Пенегина Юлия Сергеевна

Технологическая карта урока на тему: "Параллельные прямые. Способы построения параллельных прямых"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема: Параллельные прямые

Класс: 7

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Цели: Познакомить учащихся с различными способами построения параллельных прямых;

Этап урока

Деятельность учителя

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания учеников. (Слайд1)

Включение в рабочий ритм урока.

В тетрадь. Записываем дату и «Классная работа»

2. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, подумайте, что общего между трамвайными рельсами, и электрическими проводами? Что необычного можно заметить на картинках?

- Это обман зрения

  Начать урок мне бы хотелось с фразы: в геометрии истинность каждого утверждения необходимо доказывать, нельзя полагаться только на наблюдения.

В действительности они не пересекаются, а как мы называем  в геометрии прямые, которые не пересекаются?

Формулируем тему урока

(Слайд 2)

Учащиеся рассуждают, обосновывают свои предположения

-  мы столкнулись со странным явлением: устремляя взгляд далеко в бесконечность, можно увидеть пересечение параллельных прямых

- Параллельные прямые

Проблемная ситуация

Постановка цели урока

Задания:

1.Построить прямую а

Какие инструменты мы будем использовать для построение?

2.Построить точку А не лежащую на прямой а

3. Построить прямую через точку А, параллельную прямой а

2. Какие инструменты мы будем использовать для построения?

Достаточно ли использовать для точного построения только линейку?

Верно, есть несколько способов  построения параллельных прямых

Какая цель нашего урока?

Урока

(Слайд 3)

В тетрадь. Записывают дату и «Классная работа», тему урока

Выполняют практические задания (один у доски)

  1. Линейку

2.Нет

Познакомиться с различными способами построения параллельных прямых; Научиться строить параллельные прямые.

Основная часть

Историческая справка

Обобщает, сказанное учениками

(Слайд 5)

Выполняют задание на листах

Актуализация знаний

Устное обсуждение ответов

(Слайд 6)

Решают тест

Выполняют взаимопроверку

Связь с жизнью

 

Так уж важны для нас параллельные прямые, может быть без них можно существовать?

Почему рельсы параллельны?

Почему стены домов параллельны?

(Слайд 7)

Учащиеся рассуждают, обосновывают свои предположения

 

Если бы они не были параллельными, значит, они соприкасались друг с другом, а это привело к замыканию, пробоям, при которых электрическая цепь размыкается и ток отключается.

Если бы рельсы не были параллельными, то они где-нибудь бы сходились и трамвай потерпел бы крушение.

Если бы стены не были параллельны, то они упали бы и дом невозможно было бы построить

Практическое построение

 

        

Конечно, нам, как современным людям нужно уметь строить параллельные прямые. Если будем прокладывать садовые дорожки, делать в саду грядки, сбивать штакетник.

 

 

Что нам нужно для построения параллельных прямых? (Слайд 7)

Линейка, угольник

и подручные материалы.

 

Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки

Построение параллельных прямых с помощью циркуля и линейки

Построение параллельных прямых

Ученики по алгоритму строят параллельные прямые.

На производстве Построение параллельных прямых с помощью специальных инструментов

Рейсшина – чертежный прибор для проведения параллельных линий, который состоит из линейки с поперечной планкой

Малка – инструмент для перенесения угловых размеров при разметке деталей, для построения параллельных прямых

Практическая работа

Задание: через точки А и В провести прямые параллельные прямой с.

Изучение теоремы: Две прямые, параллельные третьей, параллельны

Доказательство теоремы

Выполняют задание двумя способами, закрепляют полученные знания

Обсуждение с учителем

Построение параллельных прямых с помощью программы Geogebra

-Как вы думаете в мире современных технологий можно ли построить параллельные прямые не используя подручные инструменты?

Построение параллельных прямых с помощью программы Geogebra

- Можно, с помощью цифровых технологий, специальных программ

Рефлексия. Подведение итогов

Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии. Вам для этого помогут слова:

1. На уроке я понял…

2. Я узнал, что …

3. Теперь я…

4. Мне понравилось


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В геометрии истинность каждого утверждения необходимо доказывать, нельзя полагаться только на наблюдения

Слайд 2

Параллельные прямые Цель: Познакомиться с различными способами построения параллельных прямых; Научиться строить параллельные прямые. a b

Слайд 4

Исторический отдел Греческое слово «параллелой» означает «рядом идущее», «друг подле друга проведенные ». С тало употребляться как геометрический термин еще 2500 лет назад в школе Пифагора. В «Началах» Евклида учения о параллельных излагается в одной из его 13 книг. Символ « параллельности » известен с античных времён, его использовали Герон и Папп Александрийский . Сначала символ был похож на нынешний знак равенства, но с появлением последнего, во избежание путаницы, символ был повёрнут вертикально. Евкли́д — древнегреческий математик, геометр, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.

Слайд 5

Теоретический отдел 2. Какие прямые называются параллельными? А ) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они пересекаются Б ) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они совпадают В ) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются 3. Какие два отрезка называются параллельными? А ) Два отрезка называются параллельными, если не пересекаются Б ) Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых 1. На каком рисунке изображены параллельные прямые? рис.1 рис.2 рис.3 4. Как звучит аксиома параллельных прямых? А ) Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит бесконечное множество прямых, параллельных данной Б ) Через точку, не лежащую на данной прямой, нельзя провести ни одной прямой, параллельной данной В ) Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной

Слайд 6

На каком рисунке изображены параллельные прямые? рис.1 рис.2 рис.3

Слайд 7

2 . Какие прямые называются параллельными ? А ) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они пересекаются Б ) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они совпадают В ) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются

Слайд 8

3 . Какие два отрезка называются параллельными ? А ) Два отрезка называются параллельными, если не пересекаются Б ) Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых

Слайд 9

4. Как звучит аксиома параллельных прямых ? А ) Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит бесконечное множество прямых, параллельных данной Б ) Через точку, не лежащую на данной прямой, нельзя провести ни одной прямой, параллельной данной В ) Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной

Слайд 10

4 верных ответа – оценка « 5 » 3 верных ответа – оценка « 4 » 2 верных ответа – оценка « 3 » Меньше 2 верных ответа – оценка « 2 »

Слайд 11

Отдел исследований

Слайд 12

Практический отдел 1 способ: С помощью линейки и угольника

Слайд 13

Практическая работа Задание: через точку А провести прямую параллельную прямой с. с В А а

Слайд 14

2 способ: С помощью циркуля линейки

Слайд 15

Практическая работа Задание: через точку В провести прямую параллельную прямой с. А с В

Слайд 16

Алгоритм построения с помощью циркуля и линейки : Выберем произвольную точку на данной прямой и назовем ее C . 2 . С помощью циркуля начертим окружность радиуса В C с центром в точке C . 3 . На пересечении окружности и прямой отметим точку и назовем ее E . 4 . С тем же радиусом В C построим окружность с центром в точке E . 5 . С прежним радиусом BC построим третью окружность с центром в точке B . 6 . Отметим точку пересечения второй и третьей построенных окружностей и назовем ее O . 7 . Через точки B и О проведем прямую, которая будет параллельной заданной .

Слайд 17

Рейсшина – чертежный прибор для проведения параллельных линий, который состоит из линейки с поперечной планкой Малка – инструмент для перенесения угловых размеров при разметке деталей, для построения параллельных прямых

Слайд 18

Теорема : Две прямые, параллельные третьей, параллельны а b с a ║ b А В

Слайд 19

Доказательство: а b с с О а b Аксиома: Через точку, не лежащую на данной прямой можно провести только одну прямую, параллельную данной

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.

Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ Методика проведения уроков Класс: 6 Раздел: Проектирование и изготовление швейного изделия Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 6 классе в рамках модуля «И...

Презентация к уроку Практические способы построения параллельных прямых

Презентация к уроку  "Практические способы построения параллельных прямых"...

Конспект урока "Практические способы построения параллельных прямых"

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме «Практические способы построения параллельных прямых», разработанный с использованием технологии проблемного обученияНа уроке учащиеся прак...

Урок по теме: "Практические способы построения параллельных прямых"

Данный урок является уроком  закрепления знаний по теме «Параллельные прямые» и получения нового знания по теме «Практические способы построения параллельных прямых», геом...