Конспект урока по математике "Объем прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
В данном материале представлен коспект урока по математике на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"
Цель урока: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obem_pryamougolnogo_parallelepipeda_1.docx | 119.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: МАТЕМАТИКА
Уровень образования: СРЕДНИЙ
Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- презентация,
- чертёжные принадлежности.
Технологическая карта урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые способы деятельности | ||
Этапы деятельности | Осуществляемые действия | познавательные | коммуникативные | регулятивные | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I этап. Постановка цели и задач урока | |||||
Организационный момент. | |||||
1 | Создание проблемной ситуации: Педагог предлагает рассмотреть задачу прикладного характера и подводит учащихся к выводу, что для решения таких задач необходимы формулы, которые будут рассмотрены сегодня на уроке (с некоторыми учащиеся частично знакомы): Сколько пакетов с соком войдет в коробку? Приложение № 1 (слайд 1) | Учащиеся знакомятся с условиями предлагаемой задачи, обсуждают вопрос о том, что им не хватает знаний для решения этой задачи. | Самостоятельное формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Формирование процесса целеполагания и планирования работы |
IIэтап. Восприятие и осознание нового материала | |||||
2 | Школьная лекция с элементами беседы. Объемом геометрического тела будем называть положительное число, которое характеризует часть пространства, занимаемую геометрическим телом и удовлетворяющую следующим условиям:
Единичным называют куб, ребро которого равно единице. Объем единичного куба принимают за единицу объема. Поясните, что такое . Вспомните, как по-другому называют . Измерить объем геометрического тела – это значит найти число, показывающее, сколько единичных кубов содержит данное тело. Равновеликим называют геометрические тела, объемы которых равны. | Учащииеся слушают лекцию учителя, добавляют информацию к ранее изученным сведениям. | Умение воспринимать и обрабатывать информацию в устной форме | Умение слушать и слышать другого | Умение организовать деятельность по выполнению поставленной учебной задачи (волевая саморегуляция) |
3 | Работа с учебником: п.74, 75 стр.157,159. Педагог предлагает ученикам познакомиться с теоретическим материалом по заданному плану:
материал, сделать опорный конспект на отдельных листах. Обратите внимание! В обоих случаях формула объема – произведение площади основания на высоту. Демонстрация на интерактивной доске 3D фигуры прямоугольного параллелепипеда | Учащиеся: - самостоятельно работают с учебником, изучая вывод формул объемов прямоугольного параллелепипеда и прямой призмы с целью добывания знаний из предложенных источников; - систематизируют материал и заполняют опорный конспект. | Умения обрабатывать систематизировать, классифицировать и оформлять информацию. | Умение представить конкретное содержание и сообщить его в письменной форме. | Овладение алгоритмом решения организационной задачи; умение принимать решение |
4 | Коллективное решение задач под руководством педагога: 1) Педагог предлагает вернуться к задаче 1, рассматриваемой в начале урока, и решить ее. 2) просит задавать вопросы; 3) осуществляет индивидуальную помощь. | 1.Учащиеся высказывают свои версии решения задачи, обсуждают способы ее решения, дискутируют. 2. Записывают решение задачи в рабочую тетрадь. | Умения, связанные с мыслительными операциями (видеть проблему, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, рассуждать и др.) | Умение вести диалог, выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении решения проблемы, аргументировать свою точку зрения. Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Умение планировать цель и определять пути ее достижения. Овладение алгоритмом решения организационных задач. |
5 | Первичная проверка понимания учащимися нового материала: устная работа с использованием ИКТ: фронтальный опрос Приложение № 3 ( слайд ) Педагог: - просит задавать вопросы; - выставляет оценки активным участникам данной деятельности. | Учащиеся устно решают предложенные задачи, используя презентацию. | Умение воспроизводить информацию | Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Оценка осознания уровня усвоения предложенного материала |
6 | Организация учителем работы в парах с выбором заданий: 1.Собрать листки с опорными конспектами и создать наиболее функциональный, записать его у доски, с последующим обсуждением и доказательством того, что он самый лучший; 2. Решить задачу, сделав необходимый чертеж и запись решения с последующей проверкой у доски. | Учащиеся выбирают для своей пары задания, предложенные учителем; обсуждают полученную информацию, высказывают свою точку зрения, дискутируют и решают поставленные задачи с последующей проверкой решений у доски. Представитель от пары выступает сообщением. Приложение №4 | Умение обрабатывать информацию, обобщать и систематизировать ее содержание, оформлять в устном и письменном виде. Использование знако -символического действия | Умение сотрудничать, аргументировать свою точку зрения невраждебным способом, организовывать и планировать деятельность малой группы, осуществлять деловое лидерство | Умение планировать последовательность действий, осуществляя поставленную задачу, контроли -ровать время; принимать решения |
IIIэтап. Подведение уроков урока | |||||
7 | Педагог каждому ученику: - просит задавать вопросы; - выставляет оценки представителям от пар, выступающих с сообщениями; 3. Совместно с учащимися проверяет решения задач, исправляет ошибки; 4. Предоставляет достоверную информация о реальных результатах учения; 5. Дает оценку успешности достижения цели; 6. Вместе с учениками намечает способы коррекции знаний. | Каждый ученик: 1. Дает самооценку качества и уровня овладения знаниями и способами действий 2. Сравнивает самооценку с оценкой учителя 3. Намечает перспективу последующей работы | Установление причинно-следственных связей: устанавливают связь между целью урока, своей деятельностью и полученным результатом. | Формирование собственного мнения и позиции. Сотрудничество в использовании информации для решения поставленной задачи и осознания результата деятельности | Оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества работы и уровня усвоения. |
Домашнее задание | |||||
8 | Задает домашнее задание:
В основании прямого параллелепипеда лежит ромб, диагонали которого относятся как . Найти объем параллелепипеда, если его диагонали равны 17 см и 25 см. (Ответ: 1200) | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание; задают учителю имеющиеся вопросы. | Работа с информацией | Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Умение организовать деятельность по выполнению поставленной учебной задачи |
Приложение № 1
Сколько пакетов с соком войдет в коробку?
Приложение № 2
Решение задачи 1.
1) 40×60×34=81600(см3)-объём коробки.
2) 17×6×10=1020(см3)-объём пакета с соком.
3)81600÷1020=80(шт.)-пакетов поместится.ответ:
80 пакетов.
Приложение № 3
- Определите верность утверждений.
- Равные тела имеют равные объемы.
- Два прямоугольных параллелепипеда имеют равные объемы, если их высоты равны.
- Два прямоугольных параллелепипеда имеют равные объемы, если равны площади их оснований.
- Заполните таблицу, зная, что в ней говорится о кубе:
Ребро | ||||
Объем |
- Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, стороны основания которого равны 3 см и 4 см, а боковое ребро – 5 см.
- Основание прямой призмы – прямоугольный треугольник с катетами 3 см и 4 см, а боковое ребро – 5 см. Найдите объем призмы.
Приложение №4
- Полная поверхность куба равна . Найдите объем куба.
(Ответ:
- Объем куба равен . Найдите площадь боковой поверхности куба.
(Ответ:
- Каждое ребро прямого параллелепипеда равно 4 см, а острый угол основания . Найдите объем параллелепипеда.
(Ответ:
- Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 8 см, 12 см,18 см. Найдите ребро куба, объем которого равен объему этого параллелепипеда.
(Ответ: 12 см)
- В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с гипотенузой 13 см и одним из катетов 12 см. Высота призмы 5 см. Найдите объем призмы.
(Ответ: )
- Диагональ прямоугольного параллелепипеда равна 10 см и образует с плоскостью основания угол . Найдите объем параллелепипеда, если разность сторон основания равна 1 см.
(Ответ:
Приложение №5
Проверка усвоения учебного материала:
- Каждое ребро прямого параллелепипеда имеет длину 6 см. Один из углов основания . Найдите .
- Основание прямоугольного параллелепипеда – квадрат. Найдите объем, если высота 6 см, а диагональ параллелепипеда образует с плоскостью основания угол .
- В основании прямой призмы лежит прямоугольный треугольник с гипотенузой 13 см и одним из катетов 12 см. Высота призмы 5 см. Найдите объем призмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс
Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....
Открытый урок Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда» 6 класс
Открытый урок Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда»6 "А" класс...
План-конспект урока на тему "Прямоугольный параллелепипед" по ФГОС
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА УЧИТЕЛЬ: Якупова Альфия Иман-Маликовна МЕСТО РАБОТЫ: МБОУ «Сеитовская ООШ» Красноярского района Астраханской области МАТЕМАТИКА 5 класс ТЕМА УРОКА: Прямоугольн...
Конспект урока на тему: "Прямоугольный параллелепипед"
данный урок является первым по данной теме, с помощью этого урока можно выйти на тему самостоятельно....
Конспект урока по теме "Прямоугольный параллелепипед" ,5 класс (ФГОС)
Краткое изложение этапов урока с указанием видов деятельности учащихся и учителя....
Конспект урока "Объем.Объем прямоугольного параллелепипеда"
Конспект урока для 5 класса по теме "Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда". На данном уроке вводится понятие объема. Учащиеся познакомятся с правилом вычисления объема прямоугольного парал...
План- конспект урока по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 кл
план конспект + презентация по теме: "Прямоугольный параллелепипед" изучение нового материала по математике 5 кл...