МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Свойства медиан треугольника»
методическая разработка по геометрии (8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свойства медиан треугольника Медиана – это отрезок, соединяющий высоту и середину противоположной стороны
В треугольнике три вершины, а значит и медианы три Медианы - чаще всего это отдельные отрезки, не всегда совпадают с высотами или биссектрисами
Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, совпадает с высотой и биссектрисой. В равностороннем треугольнике все медианы совпадают с биссектрисами и высотами. Все медианы треугольника пересекаются в одной точке . Медиана делит треугольник на два равновеликих, а три медианы, на 6 равновеликих теугольников . Равновеликими называют треугольники, площади которых равны.
Все эти свойства несложно запомнить, они легко закрепляются на практике. Для большего понимания темы, решим задачу: В прямоугольном треугольнике известны катеты, которые равны a=3 и b=4. Найти значение медианы m , проведенной к гипотенузе c .
Гипотенузу находим через теорему Пифагора: + = с = √ + =√ 9+16 =√25 = 5 Найдем значение медианы: Для того, чтобы найти значение медианы, нам необходимо найти гипотенузу, так как медиана, проведенная к гипотенузе равна ее половине .
Выводы: Таким образом мы узнали, что такое медиана. Определили свойства медианы Узнали, как запомнить формулу нахождения медианы через стороны треугольника
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по геометрии
для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития)
по теме: «Свойства медиан треугольника»
Автор:
Джураева Шаходат Шадмановна
Учитель математики ГБОУ школы № 561
РАССМОТРЕНО | РЕКОМЕНДОВАНО | |
Педагогический совет | Директор школы | |
Государственного бюджетного | ________________/Е.И.Карьянова/ | |
общеобразовательного учреждения | Приказ № 333/1-о от 16 июня 2022г | |
школы № 561 Калининского района | ||
Санкт-Петербурга | ||
Протокол № 11 от 16 июня 2022 г |
В методической разработке представлены материалы открытого урока по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Свойства медиан треугольника»
Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты урока, конспекта урока, перечня используемой литературы и приложений.
Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического здоровья).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………....5 - 6
2. Организация учебной деятельности………………………………………..….7 - 8
2.1 Технологическая карта урока…………………………………………………9 - 11
3. Конспект урока………………………………………………………….……..12 - 13
4. Литература …………..………………………………………………………………14
5. Приложение …………………………………………………..……………………..15
1. Пояснительная записка
В методической разработке представлены материалы открытого урока по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Свойства медиан треугольника»
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основано на компетентностно - модульном подходе к обучению. Обучение, основанное на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности.
Учителю отводится роль организатора учебного процесса, роль помощника в освоении новых знаний. Одно из основных нарушений у детей с ограниченными умственными возможностями – это низкие познавательно-ориентировочный рефлексы, непроизвольное внимание, механическая память, доминирование наглядно-образного мышления. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) работают, в большей степени, по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение заданий, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность средняя, быстро утомляются, необходима смена видов деятельности. В процессе преподавания предмета «Геометрия» в специальной (коррекционной) школе учителю нужно использовать разнообразные формы организации учебной деятельности, основанной на самостоятельности и ответственности за результат самих обучающихся, которые способствуют формированию компетенций: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых учителем. Формирование компетенции у обучающихся происходит через мотивацию к изучению основных понятий урока, решению примеров, задач и самостоятельную работу. Такие методические разработки с планами уроков по геометрии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются эффективной помощью учителю в организации учебной деятельности, при этом нужно учитывать, что выполнение объёма заданий на уроке и дома должно корректироваться учителем в зависимости от уровня подготовки обучающихся.
Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты урока, конспекта урока, перечня используемой литературы и приложений. Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Данная методическая разработка адресована учителям, работающим по учебнику «Геометрия. 7 – 9 класс» авторов Л. С. Атанасяна , В. Ф Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э. Г. Поздняка, И. И. Юдиной. Цель методической разработки — помочь учителю наиболее эффективно организовывать, осуществлять и контролировать учебный процесс на уроках геометрии в 8 классе.
Структура урока включает в себя следующие этапы:
1. Организационный этап – приветствие обучающихся, проверка присутствующих, мотивация обучающихся на предстоящую работу, определение темы и объявление цели урока.
2. Основной этап – актуализация и углубление уже имеющихся знаний, открытие новых знаний, закрепление новых знаний через выполнение заданий в рабочей тетради, обсуждение результатов.
3.Заключительный этап – оценивание проделанной работы, получение домашнего задания, эмоциональная рефлексия.
Методическая разработка состоит из:
● пояснительной записки, в которой обозначены цели урока, методы обучения, знания и умения, которые обучающиеся получат в процессе изучения темы, а также перечислены общие компетенции, формированию которых способствует разработанный урок;
● плана урока, который включает в себя тему, тип и цели урока, средства обучения и технологическую карту урока. В технологической карте обозначены этапы урока, определена деятельность учителя и обучающихся, также описан и предполагаемый результат на каждом этапе урока;
● в конспекте урока пошагово описана деятельность педагога и содержание теоретического материала по теме урока;
● приложения включают в себя набор слайдов № 1-9.
● список литературы включает в себя источники информации, используемые для разработки предложенного урока.
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
При реализации данной методической разработки могут быть использованы образовательные платформы do2.rcocoit, ЯКласс, Учи.ру, РЭШ, платформы для вебинаров и конференций Zoom, Skype, Discord, Pruffme, Сферум и трансляции в YouTube.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема урока: «Свойства медиан треугольника»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формируемые результаты | ||
Предметные: | формировать и актуализировать знания обучащихся о свойствах медиан треугольника, ввести определение свойства медиан треугольника и, связанные с ним, новые понятия и формулу. | |
Личностные: | формировать умение представлять результат своей деятельности | |
Метапредметные: | формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | |
Планируемые результаты: | обучащийся научится решать задачи на нахождение элементов треугольника. | |
Основные понятия: | треугольник, основные свойства треугольника, периметр, высота, медиана треугольника, биссектриса, гипотенуза, катеты | |
Используемые педагогические технологии: | элементы интерактивных, личностно-ориентированных, игровых педагогических технологий. | |
Психолого-педагогические задачи урока: | создавать на занятии ситуацию удовлетворения обучающихся успехами в обучении. |
Структура урока включает в себя следующие этапы:
1. Организационный этап – приветствие обучающихся, проверка присутствующих, мотивация обучающихся на предстоящую работу, определение темы и объявление цели урока.
2. Основной этап – актуализация и углубление уже имеющихся знаний, открытие новых знаний, закрепление новых знаний через выполнение заданий в рабочей тетради, обсуждение результатов.
3.Заключительный этап – оценивание проделанной работы, получение домашнего задания, эмоциональная рефлексия.
Методическая разработка состоит из:
● пояснительной записки, в которой обозначены цели урока, методы обучения, знания и умения, которые обучающиеся получат в процессе изучения темы, а также перечислены общие компетенции, формированию которых способствует разработанный урок;
● плана урока, который включает в себя тему, тип и цели урока, средства обучения и технологическую карту урока. В технологической карте обозначены этапы урока, определена деятельность учителя и обучающихся, также описан и предполагаемый результат на каждом этапе урока;
● в конспекте урока пошагово описана деятельность педагога и содержание теоретического материала по теме урока;
● приложения включают в себя набор слайдов № 1-9.
● список литературы включает в себя источники информации, используемые для разработки предложенного урока.
Организационная структура урока
1. Организационный этап
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация опорных знаний:
1) Как называют и обозначают треугольник?
2) Что называют периметром треугольника?
3) Какие существуют виды треугольников в зависимости от вида их углов?
4) Какой треугольник называют прямоугольным; тупоугольным; остроугольным?
5) Какие два треугольника называют равными?
6) Как называют пары сторон и пары углов равных треугольников, которые совмещаются при наложении?
7) Что называют высотой треугольника?
4. Открытие новых знаний
Теоретический материал
5. Актуализация опорных знаний
1) Что называют медианой треугольника?
2) Назови свойства медиан треугольника
3) Что называют биссектрисой треугольника?
4) Сколько у каждого треугольника высот; медиан; биссектрис?
6. Информация о домашнем задании
7. Итоги урока. Рефлексия.
2.1. Технологическая карта урока
п/п | Этапы урока | t | Средства обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результаты деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | 2 | Презентация
| Взаимное приветствие учителя и учеников. Проверка готовности к уроку. | Готовность обучающихся к работе | Метапредметные: умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности |
2 | Мотива- ционный момент | 4 | Слайд № 1 | Привлекает внимание обучающихся к новой теме. Обсуждаем, свойства медиан. Объявляет тему и цели урока. Знакомит с критериями и формой оценивания деятельности обучающихся на уроке. | Определение темы урока. Восприятие и осмысление целей урока, критериев и формы оценивания работы на уроке. | Метапредметные: умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности |
3 | Актуализация опорных знаний | 5 |
Слайды № 2 - 6 | Организует опрос по повторению ранее изученного материала | Объясняют термины и имена. Отвечают на вопросы, следя за объяснением учителя. Все новые понятия, рассмотренные на уроке, учащиеся записывают в тетради. | Метапредметные: умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности |
4 | Открытие новых знаний | 15 | Слайды № 2 - 8 | Определение свойства медиан треугольника. Все медианы треугольника пересекаются в одной точке. Обсуждает с учениками, доказательство со ссылкой на определение. Обсуждает с учениками, как найти значение медианы m, проведенной к гипотенузе c, если в прямоугольном треугольнике известны катеты. Предложит учащимся найти значение медианы m, проведенной к гипотенузе c, если в прямоугольном треугольнике известны катеты. Обсудит результаты работы учащихся. Выводы | Работают парами Дают ответы на вопросы, используя ранее изученные знания о треугольнике | Метапредметные: способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности |
5 | Закрепление новых знаний | 8 | Слайд № 9 | Организация самостоятельной работы по выполнению заданий в рабочей тетради. Организация проверки правильности выполнения заданий. Делает выводы по уроку, возвращаясь к уроку | Проверяют правильность выполнения заданий. | Метапредметные: способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности |
6 | Домашнее задание | 3 | Дает домашнее задание и мотивирует обучающихся на его выполнение. | Записывают домашнее задание. Выдвигают предложения по презентации домашнего задания | Метапредметные: способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности | |
7 | Рефлексия | 3 | Задает вопрос о проведенном уроке. Обсуждает с учениками, что нового мы узнали на уроке, что вызвало трудности, что оказалось интересным. Высказывает своё мнение о деятельности обучающихся на уроке, благодарит их за совместную работу | Высказывают свое отношение к уроку | ||
Время урока | 40 |
3. Конспект урока
Урок изучения нового материала по теме «Свойства медиан треугольника».
Цели урока:
Образовательная: | актуализировать знания учащихся о свойствах медиан треугольника, ввести определение свойства медиан треугольника и, связанные с ним, новые понятия и формулу. |
Развивающая: | способствовать развитию пространственных представлений, наблюдательности, логического мышления. |
Воспитательная: | воспитание у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения. |
Задачи урока. | учить выдвигать гипотезы, развивать внимание, память, мышление, воображение |
формирование умения практического применения приобретенных знаний | |
формирование грамотной математической речи | |
формировать нравственные ценности | |
повышение интереса к предмету | |
Оборудование: | проектор, экран, презентация, доска, мел. |
Программные средства: | PowerPoint; Microsoft Office. |
Образовательные технологии: | технология подготовки урока в современной информационной среде; технология сотрудничества. |
План урока. | 1. Организационный момент.
|
Сценарий урока.
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Учитель сообщает тему урока и форму его проведения.
2. Мотивационный момент.
Учитель привлекает внимание обучающихся к новой теме: «обсуждаем, свойства медиан треугольника.». Объявляет тему и цели урока (слайд №1).
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: «повторяем ваши знания о треугольнике».
4. Открытие новых знаний.
Все новые понятия, рассмотренные на уроке, обучащиеся записывают в тетради.
- Определение свойства медиан треугольника (слайд№2).
- Все медианы треугольника пересекаются в одной точке (слайд №3). Обсуждение с учениками, доказательство со ссылкой на определение (слайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8).
- Обсуждение с учениками, как найти значение медианы m, проведенной к гипотенузе c, если в прямоугольном треугольнике известны катеты. Работа парами. Предложить учащимся найти значение медианы m, проведенной к гипотенузе c, если впрямоугольном треугольнике известны катеты. Обсудить результаты работы учащихся.
- Выводы
5. Актуализация опорных знаний (слайд №9).
- Учитель: «теперь перейдем к выполнению заданий в рабочей тетради»
- Обучающиеся: выполняют задания в листе рабочей тетради
- Учитель: проверим правильность выполнения заданий.
- Обучающиеся: проверяют правильность выполнения заданий и оценивают свою работу на уроке согласно критериям оценивания.
6. Домашнее задание.
- Учитель: - Подготовьте ответ на вопрос: «Какие свойства имеет медиан треугольника?».
- № 105.
7. Рефлексия.
Учитель: «Что вы открыли для себя, изучая свойства меридиан треугольника?».
Обсуждение с учениками, что нового мы узнали на уроке, что вызвало трудности, что оказалось интересным.
4. Литература
1) Л. С. Атанасян, В. Ф Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э. Г. Поздняк, И. И. Юдина. «Геометрия 7- 9» - М.:Просвещение, 2018.
2) Лукичева Е. Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика). - СПб.: СПб АППО, 2012.
3) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
4) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 31.12.2015г. № 1577)
5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации на 2020-2021 учебный год, приказ № 249 от 18 мая 2020 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...
Сообщение на тему: "Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат".
В сообщении представлен опыт работы учителя, классного руководителя по адаптации учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья к новым учебным условиям в условиях специальной (ко...
Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
Для учителей-дефектологов корекционных школ...
Редкие часы методическая разработка занятия, реализация образовательной практики с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ограниченными возмож...
Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий
Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...
8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»
Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...