Урок геометрии в 7 классе на тему «Сумма углов треугольника»
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- провести исследование и определить, чему равна сумма углов треугольника;
- доказать теорему о сумме углов треугольника;
- учиться решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_7klass.docx | 535.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Чернослободская ОШ»
Урок геометрии в 7 классе
на тему «Сумма углов треугольника»
Разработала учитель математики
Гунякина Любовь Викторовна
Цели урока:
- провести исследование и определить, чему равна сумма углов треугольника;
- доказать теорему о сумме углов треугольника;
- учиться решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.
Задачи:
- образовательные: знать формулировку теорему о сумме углов треугольника; уметь называть элементы треугольника, доказывать теорему о сумме углов треугольника, применять при решении практических задач.
- воспитательные: воспитание ответственности, внимания; воспитание интереса к предмету.
- развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: формирования новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент. (1сл)
-Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Готовясь к уроку, я натолкнулась на высказывание французского писателя Анатоля Франса, который сказал: «Учиться можно весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (2сл)
-Учитель: Что значит поглощать?
-Учитель: Принимать, употреблять.
-Учитель: А что значит поглощать с аппетитом?
-Учитель: С желанием, с удовольствием.
-Учитель: Кто готов поглощать знания сегодня с аппетитом,
поднимите руку вверх.
- Мотивация к учебной деятельности
-- Учитель: Предлагаю начать урок с ребуса.
-Ученики: Треугольник
-- Учитель: Совершенно верно, здесь зашифровано слово треугольник.
- Актуализация опорных знаний учащихся
-Учитель: А что такое треугольник?
-Ученики: Треугольник - это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.
- Учитель: перечислите элементы треугольника
-Ученики: 3 вершины, 3 стороны, 3 угла.
- Учитель: Ответьте, какие виды углов, образуются при пересечении двух параллельных прямых секущей. Покажите на чертеже и запишите все пары внутренних накрест лежащих углов. (Для удобства обозначьте их цифрами)
- Учитель: Угол… и Угол… какие?
Ученики: (смежные)
- Учитель: чему равна сумма смежных углов?
Ученики: 180 градусов
- Учитель: Вместе эти углы … какой угол образуют?
-Ученики: Развернутый
- Учитель: Чему равна градусная мера развернутого угла?
Ученики: 180 градусов
- Выявление места и причины затруднений.
- Учитель: Решите задачу (время 30с)
Дано: ABC,
∠ A = 20°,∠ С = 30°
Найти: ∠ В.
-Учитель: Кто решил?
-Ученики: никто.
-Учитель: А почему?
-Ученики: Не хватает знаний.
Учитель: Что нужно знать чтобы вычислить градусную меру угла В?
Ученики: Величину суммы углов в треугольнике
Учитель: То есть, для решения задачи надо знать величину суммы углов треугольника.
-Учитель: Значит, какую цель мы поставим перед собой?
-- Учитель: Сформулировать цель вам помогут незаконченные фразы.
«Сегодня на уроке я узнаю…»,
«Докажу…»
«Сегодня на уроке я буду учиться…»
-Ученики: Узнать, чему равна сумма углов треугольника, учиться решать задачи …
Учитель подводит итоги:
Сегодня на уроке мы должны узнать какова сумма углов треугольника. Доказать теорему о сумме углов треугольника. Будем учиться решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.
-Учитель: Если цель урока узнать чему равна сумма углов треугольника, то кто может назвать тему урока?
- Ученики: Сумма углов треугольника
-Учитель: Правильно. Запишите тему урока
в тетрадь: «Сумма углов треугольника».
- Изучение нового материала
-Учитель: Сейчас поработаем в парах, проведём исследовательскую работу. (Время на выполнение задания 2 минуты)
- С помощью транспортира измерьте углы треугольника. Результаты измерения занесите в таблицу.
- Вычислите сумму углов ∠1 + ∠2 + ∠3 треугольника. Результаты занесите в таблицу.
Проверка на доске (один ученик из пары выходит и пишет на доске)
∠ 1 | ∠ 2 | ∠ 3 | ∠1+∠2+∠3 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
(Опрос детей и заполнение таблицы)
-Учитель: Чему равна градусная мера каждого угла? Чему равна сумма углов треугольника?
-Учитель: Что заметили?
-Ученики: Все суммы близки к 180º.
-Учитель: Посмотрите, ребята, треугольники были взяты произвольные, углы в треугольниках различные, а результаты у всех получились почти одинаковыми.
Какую гипотезу можно выдвинуть на основании этого исследования?
-Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 ти градусам.
-Учитель: Ребята, но это только наша гипотеза, что сумма углов треугольника равна 180-ти градусам. А любая гипотеза требует доказательства, давайте попробуем ее доказать.
-Учитель: Докажем действительно ли сумма углов в треугольнике равна 180 градусам.
С чего мы начинаем доказательство теоремы?
-Ученики: С её формулировки
- Учитель: Что нам дано?
-Ученики: Произвольный треугольник
- Учитель: Обозначим его АВС.
- Учитель: Что надо доказать?
-Ученики: Сумма углов треугольника равна 1800
Учитель чертит на доске произвольный треугольник.
Запись на доске
Дано: АВС
Доказать:
∠A + ∠B + ∠C = 180°
Доказательство:
Поиск доказательства теоремы
-Учитель: Каждое доказательство и решение задачи в геометрии начинается со слова «Рассмотрим».
-Учитель: Рассмотрим треугольник АВС. (запись на доске)
Дополним построение, проведем через вершину В прямую а, параллельную стороне АС.
-Учитель: На основании чего мы это можем сделать?
-Ученики: На основании аксиомы параллельных прямых. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую параллельную данной и только одну
-Учитель: Тогда боковые стороны будут, чем являться?
-Ученики: Секущей
-Учитель: Для удобства обозначим углы треугольника 1,2, 3,4,5
-Учитель: Какими будут углы 1 и 4? Углы 3 и 5?
- Ученики: они равны как накрест лежащие при параллельных прямых и соответствующих секущих.
-Учитель: Итак, мы получили: 1 = 4, 5 = 3
Запись на доске: 2) 4= 1 (накрест лежащие) 5= 3 (накрест лежащие)
Учитель. Вместе углы 4, 2 и 5 какой угол образуют?
-Ученик: Развернутый
-Учитель: Чему равна градусная мера развернутого угла?
-Ученики: 180-ти градусам
-Учитель: Значит, можем записать:
Запись на доске: 3)4 + 2 + 5 = 180 ° (так как в сумме они дают развернутый угол). Подставим в это равенство углы, равные 4 и 5 , т.е.
1 и 3
Запись на доске: 4) 1 + 2 + 3= 180°.
-Учитель: Получили, что сумма углов треугольника равна 180 градусам. (Вывод могут сделать сами обучающиеся).
∠A + ∠B + ∠C = 180°
По ходу доказательства теоремы, учителем делается запись на доске.
Доказательство:
- Проведем, а | | АС. (аксиома параллельных прямых)
- 4= 1 (накрест лежащие) 5= 3 (накрест лежащие)
- 4 + 2 + 5 = 180º.(т.к. образуют развернутый угол)
Значит, 1 +2 + 3 = 180º или
∠А+∠В+∠С=180° ч т д
Физкультминутка для глаз
- Учитель: Где вы можете применить данную теорему?
-Ученики: В решении задач, где нужно найти градусную меру угла треугольника, или доказать что треугольник равнобедренный, равносторонний.
- Учитель: Вернемся к задаче, которую рассматривали в начале урока. Можем ли теперь, используя данную теорему, вычислить градусную меру ∠В?
-Ученики: Да
-Учитель: Как?
-Ученики: 180° – (20° + 30°) = 130°
Дано: ABC,
∠ A = 20°,∠ С = 30°
Найти: ∠ В.
-Учитель: А где в жизни необходимо знание теоремы о сумме углов треугольника?
-Ученики: В архитектуре, искусстве.
-Учитель: Существуют ли в обычной нашей жизни треугольники сумму углов, которых не измерить?
Вариант ответа 1)Бермудский треугольник 2)треугольники на небе…
- Учитель: Могут ли в треугольнике два угла быть равными 100 и 120 градусов и почему?
- Учитель: Могут ли в треугольнике быть два прямых угла?
- Учитель: Какой вывод можем сделать?
Ученики : В любом треугольнике хотя бы два угла острые.
VI. Первичное закрепление
- Решим устно задачу (сл12)
- Работа в группе
-Учитель: А сейчас поработаем в группе. Ребята, сидящие за первыми партами, повернитесь назад к своим товарищам. Задание для работы в розовом конверте. Время на выполнение 3 минуты.
Правила работы в группе
Заполните таблицу, вычисляя третий угол треугольника. Используя ключ к ответам, узнай имя древнегреческого ученого, и запишите внизу страницы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
∟А | 25° | 35° | 45° | 20° | ||
∟В | 75° | 57° | 60° | 60° | ||
∟С | 35° | 33° | 90° | 60° |
Е 80° | П 65° | Д 100° |
Р 40° | В 110° | М 70° |
К 90° | Т 30° | К 35° |
Н 55° | Л 45° | Б 75° |
И 60° | С 0° | Г 85° |
-Учитель: Чья группа справиться первой, поднимает руку. (Результаты измерений и вычислений вывешиваются на доску)
-Учитель: Какое слово у вас получилось? (Евклид)
-Учитель: Вы знаете, кто это?
-Учитель: ЕВКЛИД (Евклид – это древнегреческий ученый, который доказал, что сумма углов треугольника равна 180°)
-Учитель: Вы поработали в парах, в группах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно) задание для самостоятельной работы в голубом конверте.(2 минуты)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
ТЕСТ
1 вариант
1.Закончите предложение:
Сумма углов треугольника равна…
а)180°; б)210°; в) 150°
2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 400 и 600 ?
а)да; б)нет
3.Два угла треугольника соответственно равны 1000 и 500 , найдите третий угол.
а) 45°; б) 30°; в)70
4.Два угла треугольника равны по 300 каждый. Чему равен третий угол?
а) 120°; б)150°; в)70°
2 вариант
1.Закончите предложение:
Сумма углов треугольника равна…
а)280°; б)180°; в)150°
2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 1300 и 700 ?
а)да; б)нет
3.Два угла треугольника соответственно равны 400 и 600 , найдите третий угол.
а) 120°; б) 60; в)80°
4.Два угла треугольника равны по 600 каждый. Чему равен третий угол?
а) 60°; б) 120°; в) 75
Ответы
Вариант 1
- а
- а
- б
- а
Вариант 2
- б
- б
- в
- а
-Учитель: Проверьте.
(Открыть на доске эталон для самопроверки)
-Учитель: Кто справился с заданием без ошибок?
-Учитель: У кого допущена одна ошибка?
-Учитель: У кого допущено больше двух ошибок? Вы поставили себе знаки вопроса рядом с теми заданиями, где возникли у вас проблемы? Это значит, что на задания такого типа нужно обратить внимание. Эти листочки берёте с собой домой.
- Подведение итогов урока и рефлексия учебной деятельности.
-Учитель: Ребята, наш урок заканчивается, вернемся к целям, которые поставили в начале урока и определим.
- Узнать какова сумма углов треугольника;
- Доказать теорему о сумме углов треугольника.
- Учиться решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.
Мы их достигли? (да)
- Рефлексия.
-Учитель: Ребята, какой праздник через несколько дней будем отмечать?
-Ученики: 8 марта
-Учитель: Что мужчины в основном дарят женщинам в этот день?
-Ученики: Цветы
-Учитель: Давайте соберём букет в вазу и подарим его … красный цветок- есть проблема, нужна помощь. Синий – не всё понятно. Жёлтый – всё хорошо.
Вы замечательно сегодня поработали, мне очень приятно. Каждая из вас сегодня умница и каждый молодец.
Надеюсь, этот материал вы не забудете, и он поможет вам в изучении следующих тем геометрии. Запишите домашнее задание. Спасибо за урок
(Домашнее задание записано на доске)
Домашнее задание § 30, № 223(а), 229.
Исследовательская работа
- С помощью транспортира измерьте углы треугольника. Результаты измерения занесите в таблицу.
- Вычислите сумму углов ∠1 + ∠2 + ∠3 треугольника. Результаты занесите в таблицу.
№ | ∠ 1 | ∠ 2 | ∠ 3 | ∠1+∠2+∠3 |
Исследовательская работа
- С помощью транспортира измерьте углы треугольника. Результаты измерения занесите в таблицу.
- Вычислите сумму углов ∠1 + ∠2 + ∠3 треугольника. Результаты занесите в таблицу.
№ | ∠ 1 | ∠ 2 | ∠ 3 | ∠1+∠2+∠3 |
Исследовательская работа
- С помощью транспортира измерьте углы треугольника. Результаты измерения занесите в таблицу.
№ | ∠ 1 | ∠ 2 | ∠ 3 | ∠1+∠2+∠3 |
- Вычислите сумму углов ∠1 + ∠2 + ∠3 треугольника. Результаты занесите в таблицу.
ТЕСТ
1 вариант
1.Закончите предложение:
Сумма углов треугольника равна…
а)180°; б)210°; в) 150°
2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 400 и 600 ?
а)да; б)нет
3.Два угла треугольника соответственно равны 1000 и 500 , найдите третий угол.
а) 45°; б) 30°; в)70
4.Два угла треугольника равны по 300 каждый. Чему равен третий угол?
а) 120°; б)150°; в)70°
2 вариант
1.Закончите предложение:
Сумма углов треугольника равна…
а)280°; б)180°; в)150°
2.Существует ли треугольник, два угла у которого равны 1300 и 700 ?
а)да; б)нет
3.Два угла треугольника соответственно равны 400 и 600 , найдите третий угол.
а) 120°; б) 60; в)80°
4.Два угла треугольника равны по 600 каждый. Чему равен третий угол?
а) 60°; б) 120°; в) 75
Заполните таблицу, вычисляя третий угол треугольника.
Используя ключ к ответам, узнай имя древнегреческого ученого.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
∟А | 25° | 35° | 45° | 20° | ||
∟В | 75° | 57° | 60° | 60° | ||
∟С | 35° | 33° | 90° | 60° |
Е 80° | П 65° | Д 100° |
Р 40° | В 110° | М 70° |
К 90° | Т 30° | К 35° |
Н 55° | Л 45° | Б 75° |
И 60° | С 0° | Г 85° |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника"
Урок геометрии с применением мультимедийной презентации, электронной физминутки, тестированием....
Контрольная работа по геометрии 7 класс по теме "Сумма углов треугольника"
Контрольная работа по теме "Сумма углов треугольника" состоит из пяти заданий, содержит четыре варианта. Данный материал содержит подборку задач для классной и домашней работы по указанной теме....
презентация к уроку геометрии 7 класс по теме "Сумма углов треугольника"
данный материал позволит учащимся лучше усвоить материал Сумма углов треугольника...
Конспект урока геометрии для 7класса на тему: "Сумма углов треугольника"
Технология: информационно-коммуникативная.Тип урока: изучение новой темы.Вид урока: комбинированный.Формы урока: фронтальные, индивидуальные, самостоятельная работа, диалог....
Контрольная работа №4 по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника"
Контрольная работа представлена в 4-х вариантах в готовом виде для печати (раздаточный материал)....
Конспект урока по геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника»
Разработка урока по геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Свойство внешнего угла треугольника" с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Урок в 7 классе по теме "Сумма углов треугольника"
Урок по теме :"Сумма углов треугольника"...