Рабочая программа для 8 класса по геометрии
рабочая программа по геометрии (8 класс)
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_a_geometriya.docx | 42.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
142900, Московская область, тел. 31-540
г. о. Кашира, улица Маршала Астахова, д.1
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ____________Л.В.Фросина Протокол ШМО №1 от «30 » августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________Т.А.Лемешко « 30 » августа 2021 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №1» ____________Т.Е.Шустрова «_____»_____________2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Класс: 8 «А»
Составитель: Харыбина Елена Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории
Кашира
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 8 «А» класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 );
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 с изменениями);
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
- учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2021 – 2022 учебный год.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СРЕДСТВАМИ УМК по предмету:
1) учебник: Атанасян Л.С.Геометрия 7- 9 класс: Учебник/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина.- М.: Просвещение, 2018.
2) Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7-9 класса. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА.
Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа, что составляет 67 учебных часа в год.
Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В процессе обучения геометрии будет реализован компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;
- освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:
- общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);
- практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин; овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);
- социально-личностную компетентность (развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, которые необходимы для продолжения образования и для самостоятельной деятельности; формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи; воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей геометрии, эволюцией геометрических идей).
Планируемые результаты освоения программы
по геометрии
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные:
- Проявление интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы, использование этих достижений в других науках и прикладных сферах.
- Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализация его прав, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр .); готовность к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
- Установка на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознание важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
- Способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение видеть математические закономерности в искусстве.
- Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладение простейшими навыками исследовательской деятельности.
- Ориентация на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды.
- Готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.
- Способность осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные:
- Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
- Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного предмета «Геометрия»
1.Четырёхугольники (14ч).
Многоугольник. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат.
В результате изучения данных тем обучающийся должен знать: виды многоугольников; определение параллелограмма, свойства параллелограмма, признаки параллелограмма, теоремы; определение прямоугольника, свойства прямоугольника, признаки прямоугольника; определения трапеции, ромба, квадрата.
Уметь:
- строить выпуклый многоугольник;
-доказывать свойства параллелограмма и применять их при решении задач;
-доказывать признаки параллелограмма и применять их при решении задач;
-доказывать теоремы и свойства прямоугольника;
-решать задачи, опираясь на изученные свойства.
2.Площадь (14 ч).
Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.
В результате изучения данных тем обучающийся должен знать: формулы для вычисления площадей многоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; теорему Пифагора, теорему, обратную теореме Пифагора.
Уметь:
- выводить формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, трапеции;
-решать задачи на применение формул;
-решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике.
3.Подобные треугольники (19 ч).
Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применения подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
В результате изучения данных тем обучающийся должен знать: определение подобных треугольников, признаки подобия треугольников, применения подобия к доказательству теорем и решению задач, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Уметь:
- определять подобные треугольники; доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников;
-доказывать признаки подобия треугольников и применять их при решении задач;
-определять среднюю линию треугольника; решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника;
-использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач;
- определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность (17 ч).
Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
В результате изучения данных тем обучающийся должен знать: определение касательной к окружности, доказательство свойства и признака касательной к окружности; определения центрального и вписанного углов, четыре замечательные точки треугольника, определения вписанной и описанной окружностей.
Уметь:
- находить расстояние от точки до прямой;
-доказывать свойство и признак касательной;
-определять касательную к окружности;
-проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности;
-определять градусную меру центрального и вписанного углов;
-вписывать окружность в многоугольник и описывать окружность около многоугольника;
-решать задачи на применение изученных теорем.
5. Повторение.(3ч).
Систематизировать знания и умения.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Пункт учебника | Наименование разделов и тем | План | Факт |
Глава 5. Четырёхугольники (14 ч.) | ||||
1 | п.40-42 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырёхугольник. | ||
2 | п.43 | Параллелограмм. Вклад А.И. Добрякова в развитие геометрии. | ||
3 | Параллелограмм. Решение задач. | |||
4 | п.44 | Признаки параллелограмма | ||
5 | п.45 | Трапеция | ||
6 | Трапеция | |||
7 | п.46 | Прямоугольник. Вклад отечественных учёных в использование золотого сечения в архитектуре. | ||
8 | п.47 | Ромб и квадрат | ||
9 | Ромб и квадрат | |||
10 | п.48 | Осевая и центральная симметрии | ||
11 | Решение задач. Меры длины на Руси. | |||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники». | |||
Глава 6. Площадь (14ч.) | ||||
13 | п.49 | Работа над ошибками. Понятие площади многоугольника. Площадь квадрата | ||
14 | п.51 | Площадь прямоугольника | ||
15 | п.52 | Площадь параллелограмма | ||
16 | Площадь параллелограмма. Задачи. | |||
17 | п.53 | Площадь треугольника. Современные достижения отечественной науки в области вычислений. | ||
18 | Площадь треугольника | |||
19 | п.54 | Площадь трапеции | ||
20 | Площадь трапеции | |||
23 | п.55 | Теорема Пифагора. . Вклад российских учёных в развитие математического мышления. | ||
24 | п.56 | Теорема, обратная теореме Пифагора | ||
25 | п.57 | Формула Герона | ||
26 | Решение задач. История школьной геометрии в России. | |||
27 | Решение задач | |||
28 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | |||
Глава 7. Подобные треугольники (19ч.) | ||||
29 | п.58 59 | Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников | ||
30 | п.60 | Отношение площадей подобных треугольников. Исследования российских ученых в области геометрии. | ||
31 | п.61 | Первый признак подобия треугольников | ||
32 | Первый признак подобия треугольников | |||
33 | п.62 | Второй признак подобия треугольников | ||
34 | Второй признак подобия треугольников | |||
35 | п.63 | Третий признак подобия треугольников | ||
36 | Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» | |||
37 | п.64 | Работа над ошибками. Средняя линия треугольника | ||
38 | Средняя линия треугольника. Вклад в математику С.А.Чаплыгина. | |||
39 | Средняя линия треугольника | |||
40 | п.65 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Факты из истории геометрии. | ||
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | |||
42 | п.66 | Практические приложения подобия треугольников. Вклад русских учёных в путешествие по «ленте времени». | ||
43 | Практические приложения подобия треугольников. | |||
44 | п.68 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 17.02 | |
45 | п.69 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | ||
46 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | |||
47 | Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к решению задач» | |||
Глава 8. Окружность (17 ч.) | ||||
48 | п.70 | Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности. | ||
49 | п.71 | Касательная к окружности. | ||
50 | Касательная к окружности. Вклад русских учёных в курсе математики «У истоков геометрии». | |||
51 | п.72 | Градусная мера дуги окружности | ||
52 | Градусная мера дуги окружности | |||
53 | п.73 | Теорема о вписанном угле. Вклад Н.И.Лобачевского в развитие геометрии. | ||
54 | Теорема о вписанном угле | |||
55 | п.74 | Свойства биссектрисы угла | ||
56 | п.75 | Свойства серединного перпендикуляра к отрезку | ||
57 | п.76 | Теорема о пересечении высот треугольника | ||
58 | п.77 | Вписанная окружность. С.В.Ковалевская и ее вклад в науку. | ||
59 | Вписанная окружность. | |||
60 | п.78 | Описанная окружность. | ||
61 | Описанная окружность. | |||
62 | Решение задач. | |||
63 | Решение задач. | |||
64 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | 17.05 | ||
Повторение (6ч.) | ||||
65 | Работа над ошибками. Решение задач. | |||
66 | Решение задач. Использование материала курса 8 класса учёными математиками, разработчиками ОГЭ и ЕГЭ. | |||
67 | Решение задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс по геометрии
Рабочая программа 8 класс по геометрии...
Рабочая программа 8 класс по геометрии
Рабочая программа 8 класс по геометрии...
Рабочая программа 8 класс по геометрии Л.С. Атанасян
Рабочая программа 8 класс по геометрии Л.С. Атанасян по 2 часовой программе...
Рабочая программа 10 класс по геометрии Л.С. Атанасян
Рабочая программа 10 класс по геометрии Л.С. Атанасян по 2 часовой программе...
Рабочая программа 5 класс "Наглядная геометрия"
Рабочая программа ...
Рабочая программа 8 класса по геометрии
Рабочая программа 8 класса по геометрии (Атанасян, 68 ч)...
Рабочая программа 9 класса по геометрии
Рабочая программа 9 класса по геометрии (Атансян, 68 ч)...