Методическая разработка урока "Объем шара"
методическая разработка по геометрии (11 класс)
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тела вращения»;
вывести формулу объема шара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta_11g.docx | 823.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Объем шара
Цель деятельности учителя | Создать условия для выведения формулы объема шара с помощью определенного интеграла, применения полученных формул при решении типовых задач |
Термины и понятия | Объем, шар, интеграл |
Планируемые результаты
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, выводить формулу для вычисления объема шара с помощью интеграла | Познавательные: умеют восстанавливать причинно – следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные : умеют определять сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Коммуникативные : умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. |
Организация пространства
Формы работы | Фронтальная; индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Теоретический материал по теме |
1 этап. Актуализация опорных знаний. Объяснение новой темы
Цели: выяснить затруднения обучающихся; проверить уровень сформированности знаний по изученной теме; подготовить к восприятию новой темы |
- Дайте определение шара - Чему равна площадь поверхности шара? |
2 этап. Объяснение новой темы
Цель: вывести формулу объема шара с помощью интеграла | Фронтальная работа - Мы уже рассматривали формулы для вычисления объемов некоторых многогранников и круглых тел. (На слайде иллюстрации с изображением многогранников и круглых тел) - Давайте вспомним и запишем под каждой фигурой уже известные нам формулы объемов.
Задумывались ли вы над таким вопросом: как давно появились эти формулы и кто первым открыл их? Еще до нашей эры формулы объемов многих тел (параллелепипеда, призмы и цилиндра) были известны. Позднее, благодаря трудам древнегреческих ученых Демокрита, Евклида и Архимеда, были открыты формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса, шара и других тел. В современных учебниках формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса и шара выводятся на основе интегральной формулы. Но этот простой и изящный способ появился благодаря трудам И. Ньютона и Г. Лейбница гораздо позднее того, когда были открыты сами формулы. Изучим и мы доказательство формулы
(Показать портреты перечисленных ученых)
Для доказательства используем метод координат, который ввел Рене Декарт.
Теорема об объеме шара доказана. В практических приложениях часто указывается диаметр шара, поэтому в процессе решения задач полезно использовать формулу: , где D – диаметр шара. |
3 этап. Решение задач
Цель: выработать навыки решения типовых задач | Фронтальная / индивидуальная форма работы
Дополнительная задача. На надгробном камне могилы Архимеда в Сиракузах изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Это символ открытия формул объема шара и площади сферы, а также важного вывода, что «объем шара, вписанного в цилиндр, в … раз меньше объема цилиндра и также относятся поверхности этих тел». Найдите отношение объема шара к объему цилиндра и отношение площади шара к площади цилиндра. Решение : вспомнив формулы, о которых говорилось в условии задачи, запишем отношение ; Эти отношения и соотношения следует выделить и запомнить. |
4 этап. Итоги урока. Рефлексия.
- Сумели ли вы получить новые знания? - Чему равно соотношение объемов шара и цилиндра? Всегда ли это выполняется? При каком условии? | Домашнее задание: п. 82, стр. 174; решить №710, 713 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"
В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...
Методическая разработка на тему "Комбинации шара с многогранниками и круглыми телами".
§1. КОМБИНАЦИИ ШАРА С МНОГОГРАННИКАМИ. Т е о р е м а 1.1. Через любые четыре точки, не принадлежащие одной плоскости, можно провести одну и только одну ...
Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР. Объём шара и его частей
План-конспект урока с применением ИКТ. Объём шара и его частей....
Методическая разработка "Игрушки из тканевых шаров"
В разработке представлен материал для учителей технического труда, кружководов и родителей. Материал рассчитан для учащихся 2-8 классов VIII вида....
Методическая разработка проведения мастер-класса (фотоурок) «Правила работы с фольгированными шарами, запаивание шаров. Заяц с фольгированной головой»
Цель: научить детей надувать и связывать зайчика из латексных шаров с использованием фольгированного шара. Задачи: образовательные: знакомство с фольгированными шарами, с разными размерами, видам...