Методическая разработка урока "Объем шара"
методическая разработка по геометрии (11 класс)

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тела вращения»;

вывести формулу объема шара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_11g.docx823.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Объем шара

Цель деятельности учителя

Создать условия для выведения формулы объема шара с помощью определенного интеграла, применения полученных формул при решении типовых задач

Термины и понятия

Объем, шар, интеграл

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, выводить формулу для вычисления объема шара с помощью интеграла

Познавательные: умеют восстанавливать причинно – следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные : умеют определять сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные : умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная; индивидуальная

Образовательные ресурсы

Теоретический материал по теме

1 этап. Актуализация опорных знаний. Объяснение новой темы

Цели: выяснить затруднения обучающихся; проверить уровень сформированности знаний по изученной теме; подготовить к восприятию новой темы

  1. Проверка домашнего задания

701-1var.jpg                        704-1var.jpg

709-1var.jpg

  1. Теоретический опрос:

- Дайте определение шара

- Чему равна площадь поверхности шара?

2 этап. Объяснение новой темы

Цель: вывести формулу объема шара с помощью интеграла

Фронтальная работа

- Мы уже рассматривали формулы для вычисления объемов некоторых многогранников и круглых тел.

(На слайде иллюстрации с изображением многогранников и круглых тел)

- Давайте вспомним и запишем под каждой фигурой уже известные нам формулы объемов.

 вставка.jpgвставка2.jpgвставка3.jpg

Задумывались ли вы над таким вопросом: как давно появились эти формулы и кто первым открыл их? Еще до нашей эры формулы объемов многих тел (параллелепипеда, призмы и цилиндра) были известны. Позднее, благодаря трудам древнегреческих ученых Демокрита, Евклида и Архимеда, были открыты формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса, шара и других тел. В современных учебниках формулы для вычисления объемов пирамиды, конуса и шара выводятся на основе интегральной формулы. Но этот простой и изящный способ появился благодаря трудам И. Ньютона и Г. Лейбница гораздо позднее того, когда были открыты сами формулы. Изучим и мы доказательство формулы

 объем шара.jpg 

(Показать портреты перечисленных ученых)

 демокрит.jpg  евклид.jpg  архимед.jpg  ньютон.jpg  лейбниц2.png

Для доказательства используем метод координат, который ввел Рене Декарт.

 

объем шара2.jpg 

Теорема об объеме шара доказана.

В практических приложениях часто указывается диаметр шара, поэтому в процессе решения задач полезно использовать формулу: , где D – диаметр шара.

3 этап. Решение задач

Цель: выработать навыки решения типовых задач

Фронтальная / индивидуальная форма работы

  1. Разобрать на доске и в тетрадях №711, 712

Загрузка...        Загрузка...

Дополнительная задача.

На надгробном камне могилы Архимеда в Сиракузах изображен цилиндр с вписанным в него шаром. Это символ открытия формул объема шара и площади сферы, а также важного вывода, что «объем шара, вписанного в цилиндр, в … раз меньше объема цилиндра и также относятся поверхности этих тел». Найдите отношение объема шара к объему цилиндра и отношение площади шара к площади цилиндра.

Решение : вспомнив формулы, о которых говорилось в условии задачи, запишем отношение

 ;    

Эти отношения и соотношения следует выделить и запомнить.

4 этап. Итоги урока. Рефлексия.

- Сумели ли вы получить новые знания?

- Чему равно соотношение объемов шара и цилиндра? Всегда ли это выполняется? При каком условии?

Домашнее задание: п. 82, стр. 174; решить №710, 713


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"

    В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...

Методическая разработка на тему "Комбинации шара с многогранниками и круглыми телами".

§1. КОМБИНАЦИИ ШАРА С МНОГОГРАННИКАМИ.        Т е о р е м а 1.1. Через любые четыре точки, не принадлежащие одной плоскости, можно провести одну и только одну ...

Методическая разработка урока по геометрии с использованием ЭОР. Объём шара и его частей

План-конспект урока с применением ИКТ. Объём шара и его частей....

Методическая разработка "Игрушки из тканевых шаров"

В разработке представлен материал для учителей технического труда, кружководов и родителей. Материал рассчитан для учащихся 2-8 классов VIII вида....

Методическая разработка проведения мастер-класса (фотоурок) «Правила работы с фольгированными шарами, запаивание шаров. Заяц с фольгированной головой»

Цель: научить детей надувать и связывать зайчика из латексных шаров с использованием фольгированного шара. Задачи: образовательные: знакомство с фольгированными шарами, с разными размерами, видам...