Площадь параллелограмма
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Конспект урока для открытого урока по теме "Площадь параллеограмма", по геометрии 8 класс, УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchad_parallelogramma.docx | 74.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Площадь параллелограмма»
Дата проведения: 3.04.2021
Учитель: Печенкина Евгения Евгеньевна
Класс: 8
Предмет: геометрия
Тема урока: «Площадь параллелограмма»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Место проведения: МБОУ г. Мурманск, Гимназия №5
Цели в блоках достижения:
Предметные результаты:
- Сформулировать теорему для вычисления площади параллелограмма разными видами деятельности;
- Развивать умение получать новые математические факты при решении нестандартных задач;
- Развивать умение распознавать(видеть) и применять формулы к решению практических задач;
- Формировать умение формулировать и записывать формулы.
Личностных результатов:
- Формировать устойчивый интерес к поиску решения проблемы;
- Формировать мотивацию к решению проблем;
- Формировать устойчивый познавательный интерес.
Метапредметных результатов:
- регулятивные:
- Формировать умение осуществлять взаимоконтроль;
- Формировать умение управлять своей деятельностью на уроке.
- познавательные:
- Формировать умение выдвигать предположения и осуществлять их проверку;
- Формировать умение работать в группе.
- коммуникативные:
- Формировать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений;
- Формировать навыки сотрудничества.
Теоретический материал:
- Теорема площади прямоугольника;
- Теорема площади параллелограмма.
Формы работы:
- Групповая;
- Парная;
- Индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
- Компьютер;
- Проектор и интерактивная доска;
- Раздаточный материал.
План урока:
- Профессиональный этап (для учителя)
- Организационный этап – 2 мин;
- Актуализация знаний – 5 мин;
- Мотивация учащихся – 7 мин;
- Основной этап – 16 мин;
- Первичное закрепление – 8 мин;
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
- Профессиональный этап (для учителя):
- Логико-математический анализ:
Формулировка теоремы площади параллелограмма (учебник геометрии 8 класс, автор Мерзляк, Якир, Полонский):
Площадь параллелограмма равна произведению его сторон и высоты, проведённой к этой стороне.
Категорическая формулировка | Условная формулировка |
Площадь параллелограмма равна произведению его сторон и высоты, проведённой к этой стороне. | Если четырёхугольник является параллелограммом, то его площадь равна произведению его сторон и высоты, проведённой к этой стороне. |
Логическая структура теоремы:
(Для любого объекта из множества четырёхугольников, если объект х является параллелограммом, то его площадь равна произведению его стороны и высоты, проведённой к этой стороне)
Математическая расшифровка:
х – любой объект;
Х – множество четырёхугольников;
А(х) (условие теоремы) – х является параллелограммом;
В(х) (заключение теоремы) – площадь равна произведению его сторон и высоты, проведённой к этой стороне.
- Виды утверждений:
Утверждение, обратное данному:
(Для любого объекта из множества четырёхугольников, если площадь четырёхугольника равна произведению его стороны на высоту, проведённой к этой стороне, то этот четырёхугольник параллелограмм)
Утверждение, противоположное данному:
(Для любого объекта из множества четырёхугольников, если объект х не является параллелограммом, то его площадь не равна произведению его стороны на высоту, проведённой к этой стороне)
Утверждение, обратное противоположному:
(Для любого объекта из множества четырёхугольников, если площадь четырёхугольника не равна произведению его стороны на высоту, проведённой к этой стороне, то четырёхугольник не является параллелограммом)
- Необходимые знания:
Знания необходимые для формулировки теоремы площади параллелограмма:
- Площадь прямоугольника;
- Высота многоугольника.
Знания необходимые для доказательства теоремы площади параллелограмма:
- Площадь прямоугольника;
- Высота многоугольника.
- Организационный этап:
Учитель: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста. Сегодня вы будете работать на уроке индивидуально, в парах и группах. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число на полях, классная работа.
Ребята, математика эта та наука, с которой вы встречаетесь везде. Сегодня мы с вами окунёмся в творческую область нашей жизни и наш урок будет построен на проекте «Битва дизайнеров».
Сегодня вы все побудете в роли дизайнеров. Скажите, пожалуйста, перед тем как сделать какую-то дизайнерскую работу, что необходимо сделать?
Ученики: создать чертёж, макет, образец.
Учитель: Верно! А как можно ещё сказать?
Ученики (учитель): модель.
Учитель: Отлично! При создании модели обязательно дизайнер, что должен учитывать?
Ученики: площадь, периметр и т.д.
Учитель: сейчас мы проверим насколько вы готовы «с точки зрения» теории к данной роли.
- Актуализация знаний
Учитель: Сегодня у вас этап повторения материала пройдёт в формате голосования за правильный ответ с помощью пульта, которые вам выданы. Возьмите их все в руки и зафиксируйте у себя в тетради номер вашего пульта.
Вам будет предложена игра «Да-нетка» с вопросами, где вам нужно будет нажать на кнопку +, если вы согласны, и кнопку - , если не согласны.
После каждого вопроса, когда вы проголосуете уже, будет обсуждение правильного ответа.
Математический диктант:
Задания. «Да-Нетка». Поставьте знак «+», если вы согласны с утверждением; знак «-», если вы не согласны с утверждением.
- Площадь многоугольника – это величина той части плоскости, которую занимает многоугольник.
- Площадь многоугольника выражается отрицательным числом.
- Число, выражающее площадь многоугольника, показывает, сколько раз единица измерения укладывается в данном многоугольнике.
- Площадь спортивной площадки равна 120 м2. Это значит, что на спортивной площадке помещается 120 квадратов со стороной 1 метр.
- Равные многоугольники имеют равные площади.
- Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна разности площадей этих многоугольников.
- Площадь квадрата равна квадрату его стороны.
- Площадь прямоугольника равна произведению его противоположных сторон.
- Площадь многоугольника измеряется в квадратных единицах.
- Смежные стороны параллелограмма равны и параллельны.
- Высота параллелограмма – это перпендикуляр, опущенный из вершины параллелограмма на противоположную сторону.
- Ромб – это параллелограмм с равными сторонами;
- Если мы геометрическую фигуру разрежем на несколько геометрических фигур и сложим данную фигуру обратно, то площадь не изменится.
- Мотивация учащихся
Учитель: Итак, построить модель для нас не создаст затруднений, но сегодня вы познакомитесь ещё с процессом построения модели - моделированием. Сегодня мы вместе с вами, при изучении теоремы, будем обучаться этапам моделирования.
У вас на партах лежат этапы математического моделирования. В группах выложите их в правильной последовательности. Выполним проверку по слайду
1. Построение математической(геометрической)модели.
2. Решение математической задачи.
3. Анализ полученного на втором этапе результата, исходя из смысла рассматриваемой задачи.
Учитель: Все три этапа мы сегодня рассмотрим при доказательстве одной очень интересной и важной теоремы.
Задание (дизайнерская задача):
Вам предстоит выполнить заказ, который заключается в оформлении картины для стены. Необходимо выложить мозаику из плитки, которая лежит на вашей парте.
Заказчик представил пример такой картины.
Пример на слайде.
Разбор плитки (Какими фигурами являются?)
Заказчик предоставил сведения о картине:
- Квадратная форма
- S = 1600 см^2
Учитель: Сколько плитки нам понадобиться? Как вычислить?
Ученики: Узнать площадь каждой плитки.
Проблемная ситуация: «Как вычислить площадь параллелограмма?»
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученики: Площадь параллелограмма.
Тема урока: «Площадь параллелограмма»
Учитель: Можно ли получить из параллелограмма геометрическую фигуру, площадь которой мы уже знаем?
Ученики: Достроить до прямоугольника.
Работа с построением
Учитель: какие геометрические фигуры образовались, которые нам необходимо будет вычесть?
Ученики: образовались прямоугольные треугольники
Учитель: как найти их площадь?
Ученики: как половина прямоугольника.
Учитель: как достроить?
Ученики: провести высоты параллелограмма.
Учитель: можно ли как-то преобразовать рисунок?
Ученики: да. Можно левый треугольник присоединить справа.
Учитель: ребята, какой этап моделирования мы с вами выполнили?
Ученики: Первый этап, построение математической модели.
Учитель: Возьмите в руки вырезанные параллелограммы, выполните преобразование практическим путём. И запишите вычисление площади параллелограмма через площадь прямоугольника.
Ученики:
- Основной этап
Учитель: попробуйте сформулировать теорему площади параллелограмма.
Ученики: разные формулировки.
Учитель: площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведённой к этой стороне.
Математическая расшифровка:
– площадь;
а – сторона, к которой провели высоту (основание);
- высота.
Учитель: Какую взаимосвязь устанавливает данная формула?
Ученики: площади, стороны (к которой опустили высоту), высоты.
Учитель: выразите все переменные, которые можно найти из данной формулы.
- найдём основание;
- найдём высоту.
Устные задания по формулировке:
Найдите ошибку в формулировке и исправьте её.
- Площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту.
- Площадь параллелограмма равна произведению его сторон.
Поиск доказательства:
Учитель: Ребята, что нам необходимо для доказательства теоремы?
Ученики: Определить, что нам дано и что требуется доказать. Дан параллелограмм, а надо доказать
Учитель: верно, доказательство теоремы мы выполнили с вами практическим путём. Аналитическим путём докажите самостоятельно дома. Это будет 2-ой этап моделирования, который как называется?
Ученики: Решение математической задачи.
Учитель: Отлично!
- Первичной закрепление
Пример на задаче.
Дан параллелограмм со сторонами 5 и 9, к меньшей проведена высота 8 см. Найдите площадь параллелограмма и высоту, проведённую к большей стороне.
Выход в жизнь.
Фронтальная беседа.
Вернуться к проблемной ситуации.
Учитель: Вычислите площадь плитки для мозаики и закончите дизайнерскую работу.
- Рефлексия
Вопросы учителя:
- Какие трудности возникли во время урока?
- Над чем нужно поработать?
- Что понравилось на уроке?
- Итоги урока
Самоанализ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 9 классе "Площади параллелограмма, треугольника и трапеции""
Данный урок – это второй урок в теме. На первом уроке мы повторили понятие площади, единицы измерения площадей, выяснили свойства площадей и вывели формулы площади прямоугольника и квадрат...
Презентация Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции
Презентация подготовлена к уроку геометрии в 8 классе по теме "Площади четырёхугольников". Урок проводился в математическом классе и успели разобрать весь материал, представленный в презентации. После...
Площадь параллелограмма и трапеции
урок обобщения и систиматизации знаний учащихся с использованием групповой формы работы. на уроке используются тесты для проверки усвоения учебного материала....
Презентация к уроку геометрии по теме "Площадь параллелограмма"
Урок изучения нового материала с использованием слайдовой презентации и видеоролика с доказательством теоремы о площади параллелограма....
Урок геометрии по теме "Площадь параллелограмма"
Урок изучения нового материала с использованием слайдовой презентации и видеоролика с доказательством теоремы о площади параллелограма....
Конспект и презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Площадь параллелограмма".
Тема "Площадь параллелограмма" рассматривалась на уроке геометрии в 8 общеобразовательном классе. Главная задача урока – научить применять формулу площади параллелограмма при решении задач.При п...
"Площадь треугольника. Площадь параллелограмма" - метод. разработка 9 класс
Урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве....
- Мне нравится (18)