Конспект урока: Угол между прямыми в пространстве
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Основная цель урока - знакомство с правилом нахождения угла между прямыми в пространстве (три случая); к уроку создана презентация, которая помогает сделать этот материал более наглядным и доступным для изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugol_mezhdu_pryamymi.doc944.5 КБ
Office presentation icon ugol_mezhdu_pryamymi_v_prostranstve.ppt529.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Угол между прямыми в пространстве».

Цели и задачи: ввести определение, начать работу по выработке умений находить угол между прямыми в пространстве.

Организационный момент  (2мин)

Отметить отсутствующих, сообщить тему урока, цели и задачи.

Опрос и устная работа  (12мин)

К доске вызываю одного ученика доказать теорему об углах с сонаправленными сторонами. Пока он готовится, остальные работают устно.

 Повторим случаи взаимного расположения прямых в пространстве.

После того как учащиеся перечислят возможные случаи, показываю слайд №2. 

▪▪ Далее предлагаю выполнить тренировочные упражнения.

Определить взаимное расположение прямых:

( показываю слайд №3)

Дано: EANM-тетраэдр

      X, Y, F, K – середины сторон AE, ME, MN, AN

Определить взаимное расположение прямых:

  1. AE и MN
  2. XK и FY
  3. XE и KN
  4. NY и XM

После решения задачи слушаем ответ ученика, который готовился у доски.

Объяснение (10мин)

Итак, вы умеете определять взаимное расположение прямых в пространстве. Сегодня мы должны понять, как находить угол между прямыми в пространстве. Запишем тему урока.

У нас три случая взаимного расположения прямых,  каждый из них нужно рассмотреть.

Параллельные прямые и пересекающиеся всегда лежат в одной плоскости. В курсе планиметрии мы уже определяли угол между такими прямыми. В курсе стереометрии эти определения точно такие же(показываю слайд №4). Повторим их. Нам осталось ввести понятие угла между скрещивающимися прямыми(даю определение, используя этот же слайд; учащиеся записывают в тетрадь).

Определение

▪ если a||b, то aˆb=0˚

если a и b- пересекающиеся, то aˆb=φ

   φ-меньший из четырех образовавшихся углов

 если прямые скрещивающиеся, то aˆb=OAˆOB=φ, OA||a и OB||b

0˚≤aˆb≤90˚

Упражнения (18мин)

Задача №1 (слайд №5)

Эту задачу разбираем коллективно, записываем решение в тетрадь.

Дано: a¢ плABC  

a||AB

MN-средняя линия ABC

A=25˚    B=100˚

Найти:

•aˆMN                •aˆAC

•aˆBC                •ACˆBC

Решение:

  1. MN||AB, так как MN- средняя линия ABC

 a||AB- дано,

 значит MN||a по транзитивности,

значит aˆMN=0˚

  1. aˆAC=ABˆAC=BAC=25˚
  2. aˆBC=ABˆBC=80˚
  3. ACˆBC=ACB=180˚-(100˚+25˚)=55˚

Ответ : aˆMN=0˚

             aˆAC=25˚

             aˆBC=80˚

             ACˆBC=55˚

Задача№2. (слайд№6)

Эту задачу предлагаю решать самостоятельно. Хожу по рядам и проверяю промежуточные ответы, верные решения буду учитывать в конце урока при выставлении оценок.

Дано:

ABCD-параллелограмм                              В                   С

a¢плABC

a||BC

A :B=4:5                                          А                      D         a

Найти:

• aˆAD

•aˆAB

Решение: (на слайде№7; показываю после того, как многие уже получат свои ответы; прошу комментировать решение учащихся, которые решили задачу верно)

A=4x                                • a||BC, BC||AD, значит a||AD,

B=5x                                    значит aˆAD=0˚

4x+5x=180˚                         • Рассмотрим пл ᵦ(   BCͼ)

9x=180˚                                 тогда   AB пересекает пл  в точке B ,

x=20˚                                        значит a и AB-скрещивающиеся прямые,

A=80˚                                aˆAB=ADˆAB=80˚

                                             

B=100˚

                                        Ответ:  aˆAD=0˚

                                                 aˆAB=80˚ 

Задача№3 (слайд№8; еще одна задача для тренировки)

Дано:

ABC(C=90˚)                                                m

BC=√6                                 B

AC=3√2                                                                        

m||AC

m¢плABC                            C                      A

Найти:

mˆAB

Решение: (на слайде№9; работаем так же как с задачей№2)

• Так как прямые m и AB  скрещивающиеся, то

mˆAB=ACˆAB=BAC

• tgBAC=BC/AC

  tgBAC=√6/3√2=√3/3, значит

  BAC=30˚

 Ответ: mˆAB=30˚

Подведение итогов и домашнее задание (3мин)

Объявляю отметки тем, кто отвечал у доски, был активен в решении задач; если нужно можно задать дополнительные вопросы.

    Даю домашнее задание ( слайд№10)

    п.9   №45(б);  №46(а).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Угол между прямыми в пространстве . Учитель математики школы №341 Паничева Марина Владимировна

Слайд 2

Взаимное расположение прямых в пространстве

Слайд 3

задача Дано: EANM - тетраэдр X,Y,F,K - середины сторон AE,ME,MN,AN Определить взаимное расположение прямых: ▪ AE и MN ▪ XK и FY ▪ XE и KN ▪ NY и XM

Слайд 4

Угол между прямыми в пространстве Если прямые a и b параллельны, то a^b =0° Если прямые a и b пересекающиеся, то a^b = ᵠ Если прямые a и b скрещивающиеся, то a^b = AO^OB ; aǁOA, bǁOB. 0°≤a^b≤90°

Слайд 5

задача Дано: a¢ пл ABC aǁAB MN -средняя линия∆ ABC ∟ A=25°, ∟B=100° . Найти: ▪ a^MN ▪a^AC ▪ a^BC ▪AC^BC

Слайд 6

задача Дано: ABCD -параллелограмм a¢ пл ABC aǁBC ∟ A : ∟B=4 :5 Найти: ▪ a^AD ▪ a^AB B C A D a

Слайд 7

Решение задачи ∟ A=4x ▪ aǁBC, BCǁAD, значит aǁAD, ∟ B=5x значит a^AD=0° 4x+5x=180° ▪ Рассмотрим пл β ( a ͼβ , BC ͼβ ), 9x=180° тогда AB пересекает пл β в X=20° точке B, значит a и AB - ∟ A=80° скрещивающиеся прямые , ∟ B=100° a^AB=AD^AB=80° B C A D a

Слайд 8

задача Дано: ∆ ABC (∟C=90°) BC=√6 AC=3√2 mǁAC m¢ пл ABC Найти: m^AB B m C A

Слайд 9

Решение задачи ▪ так как прямые m и AB - скрещивающиеся, то m^AB=AC^AB=∟BAC B ▪ tg∟BAC=BC/AC tg∟BAC=√6/ 3√2=√3 / 3, C A значит ∟ BAC=30°

Слайд 10

Домашнее задание п.9 №45(б), №46(а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью»

Конспект  урока  по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» Важным этапом обучения решению задач являются уроки решения ключевых задач. Рассмотрим применение да...

урок по теме "Угол между прямыми в пространстве"

Урок разработан для повторения и обобщения материала по данной теме в 10 классе...

Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме"Угол между прямой и плоскостью." "Угол между плоскостями"

Презентация по теме "Угол между прямой и плоскостью". "Угол между плоскостями"  к учебнику А.В.Погорелова.Урок изучения нового материала....

Конспект урока по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по геометрии в 11 классе по теме "Угол между прямой и плоскостью"

На данном уроке по элективному курсу  "Подготовка к ЕГЭ по геометрии" ученики повторяют понятие угла между прямой и плоскостью, решают задачи на нахождение угла между прямой и плоскость...

План-конспект урока "Взаимное расположение прямых в пространстве"

Межпредметные связи на уроках математики как современный принцип обучения на примере урока по геометрии "Взаимное расположение прямых в пространстве"...