Конспект урока: Угол между прямыми в пространстве
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Основная цель урока - знакомство с правилом нахождения угла между прямыми в пространстве (три случая); к уроку создана презентация, которая помогает сделать этот материал более наглядным и доступным для изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugol_mezhdu_pryamymi.doc | 944.5 КБ |
ugol_mezhdu_pryamymi_v_prostranstve.ppt | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Угол между прямыми в пространстве».
Цели и задачи: ввести определение, начать работу по выработке умений находить угол между прямыми в пространстве.
Организационный момент (2мин)
Отметить отсутствующих, сообщить тему урока, цели и задачи.
Опрос и устная работа (12мин)
К доске вызываю одного ученика доказать теорему об углах с сонаправленными сторонами. Пока он готовится, остальные работают устно.
▪ Повторим случаи взаимного расположения прямых в пространстве.
После того как учащиеся перечислят возможные случаи, показываю слайд №2.
▪▪ Далее предлагаю выполнить тренировочные упражнения.
Определить взаимное расположение прямых:
( показываю слайд №3)
Дано: EANM-тетраэдр
X, Y, F, K – середины сторон AE, ME, MN, AN
Определить взаимное расположение прямых:
- AE и MN
- XK и FY
- XE и KN
- NY и XM
После решения задачи слушаем ответ ученика, который готовился у доски.
Объяснение (10мин)
Итак, вы умеете определять взаимное расположение прямых в пространстве. Сегодня мы должны понять, как находить угол между прямыми в пространстве. Запишем тему урока.
У нас три случая взаимного расположения прямых, каждый из них нужно рассмотреть.
Параллельные прямые и пересекающиеся всегда лежат в одной плоскости. В курсе планиметрии мы уже определяли угол между такими прямыми. В курсе стереометрии эти определения точно такие же(показываю слайд №4). Повторим их. Нам осталось ввести понятие угла между скрещивающимися прямыми(даю определение, используя этот же слайд; учащиеся записывают в тетрадь).
Определение
▪ если a||b, то aˆb=0˚
▪ если a и b- пересекающиеся, то aˆb=φ
φ-меньший из четырех образовавшихся углов
▪ если прямые скрещивающиеся, то aˆb=OAˆOB=φ, OA||a и OB||b
0˚≤aˆb≤90˚
Упражнения (18мин)
Задача №1 (слайд №5)
Эту задачу разбираем коллективно, записываем решение в тетрадь.
Дано: a¢ плABC
a||AB
MN-средняя линия ∆ABC
∟A=25˚ ∟B=100˚
Найти:
•aˆMN •aˆAC
•aˆBC •ACˆBC
Решение:
- MN||AB, так как MN- средняя линия ∆ABC
a||AB- дано,
значит MN||a по транзитивности,
значит aˆMN=0˚
- aˆAC=ABˆAC=∟BAC=25˚
- aˆBC=ABˆBC=80˚
- ACˆBC=∟ACB=180˚-(100˚+25˚)=55˚
Ответ : aˆMN=0˚
aˆAC=25˚
aˆBC=80˚
ACˆBC=55˚
Задача№2. (слайд№6)
Эту задачу предлагаю решать самостоятельно. Хожу по рядам и проверяю промежуточные ответы, верные решения буду учитывать в конце урока при выставлении оценок.
Дано:
ABCD-параллелограмм В С
a¢плABC
a||BC
∟A :∟B=4:5 А D a
Найти:
• aˆAD
•aˆAB
Решение: (на слайде№7; показываю после того, как многие уже получат свои ответы; прошу комментировать решение учащихся, которые решили задачу верно)
∟A=4x • a||BC, BC||AD, значит a||AD,
∟B=5x значит aˆAD=0˚
4x+5x=180˚ • Рассмотрим пл ᵦ(aͼᵦ BCͼᵦ )
9x=180˚ тогда AB пересекает пл ᵦ в точке B ,
x=20˚ значит a и AB-скрещивающиеся прямые,
∟A=80˚ aˆAB=ADˆAB=80˚
∟B=100˚
Ответ: aˆAD=0˚
aˆAB=80˚
Задача№3 (слайд№8; еще одна задача для тренировки)
Дано:
∆ABC(∟C=90˚) m
BC=√6 B
AC=3√2
m||AC
m¢плABC C A
Найти:
mˆAB
Решение: (на слайде№9; работаем так же как с задачей№2)
• Так как прямые m и AB скрещивающиеся, то
mˆAB=ACˆAB=∟BAC
• tg∟BAC=BC/AC
tg∟BAC=√6/3√2=√3/3, значит
∟BAC=30˚
Ответ: mˆAB=30˚
Подведение итогов и домашнее задание (3мин)
Объявляю отметки тем, кто отвечал у доски, был активен в решении задач; если нужно можно задать дополнительные вопросы.
Даю домашнее задание ( слайд№10)
п.9 №45(б); №46(а).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимное расположение прямых в пространстве
задача Дано: EANM - тетраэдр X,Y,F,K - середины сторон AE,ME,MN,AN Определить взаимное расположение прямых: ▪ AE и MN ▪ XK и FY ▪ XE и KN ▪ NY и XM
Угол между прямыми в пространстве Если прямые a и b параллельны, то a^b =0° Если прямые a и b пересекающиеся, то a^b = ᵠ Если прямые a и b скрещивающиеся, то a^b = AO^OB ; aǁOA, bǁOB. 0°≤a^b≤90°
задача Дано: a¢ пл ABC aǁAB MN -средняя линия∆ ABC ∟ A=25°, ∟B=100° . Найти: ▪ a^MN ▪a^AC ▪ a^BC ▪AC^BC
задача Дано: ABCD -параллелограмм a¢ пл ABC aǁBC ∟ A : ∟B=4 :5 Найти: ▪ a^AD ▪ a^AB B C A D a
Решение задачи ∟ A=4x ▪ aǁBC, BCǁAD, значит aǁAD, ∟ B=5x значит a^AD=0° 4x+5x=180° ▪ Рассмотрим пл β ( a ͼβ , BC ͼβ ), 9x=180° тогда AB пересекает пл β в X=20° точке B, значит a и AB - ∟ A=80° скрещивающиеся прямые , ∟ B=100° a^AB=AD^AB=80° B C A D a
задача Дано: ∆ ABC (∟C=90°) BC=√6 AC=3√2 mǁAC m¢ пл ABC Найти: m^AB B m C A
Решение задачи ▪ так как прямые m и AB - скрещивающиеся, то m^AB=AC^AB=∟BAC B ▪ tg∟BAC=BC/AC tg∟BAC=√6/ 3√2=√3 / 3, C A значит ∟ BAC=30°
Домашнее задание п.9 №45(б), №46(а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью»
Конспект урока по теме «Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью» Важным этапом обучения решению задач являются уроки решения ключевых задач. Рассмотрим применение да...
урок по теме "Угол между прямыми в пространстве"
Урок разработан для повторения и обобщения материала по данной теме в 10 классе...
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме"Угол между прямой и плоскостью." "Угол между плоскостями"
Презентация по теме "Угол между прямой и плоскостью". "Угол между плоскостями" к учебнику А.В.Погорелова.Урок изучения нового материала....
конспект урока "Угол между прямой и плоскостью"
конспект урока по геометрии...
Конспект урока по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по геометрии в 11 классе по теме "Угол между прямой и плоскостью"
На данном уроке по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по геометрии" ученики повторяют понятие угла между прямой и плоскостью, решают задачи на нахождение угла между прямой и плоскость...
План-конспект урока "Взаимное расположение прямых в пространстве"
Межпредметные связи на уроках математики как современный принцип обучения на примере урока по геометрии "Взаимное расположение прямых в пространстве"...