Урок геометрии в 8 классе "Площадь трапеции"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Тибаева Елена Александровна

Конспект урока геометрии в 8 классе с применением технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse_po_teme_trapetsiya.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32
им. прп. Серафима  Саровского»

Открытый урок
по геометрии


в рамках методической недели
естественно-математического цикла

Подготовила:
учитель математики
Тибаева Е.А.

Курск

2019


Часть 1

Дата 10.04.2019

Урок № 1

Класс 8

Предмет Геометрия

ОУ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского»

Тема урока: Площадь трапеции

УМК Атанасян Л.С. и др.

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 1/1

Тип урока: урок-рефлексия

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке

Определение трапеции, понятие площади фигуры.

Формулы площадей треугольника, параллелограмма, прямоугольника, квадрата.

Умение применять свойства площадей, формулы нахождения площадей фигур.

Алгоритмы решения задач на нахождение площади.

Формула площади трапеции.

Умение применять формулу при решении задач.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь решать задачи на нахождение площади трапеции.

Уметь работать с математическим текстом.

Уметь работать в группе, выражать свои мысли полно и точно.

Уметь создавать обобщения, устанавливать аналогии,
делать выводы.

Уметь выслушивать мнение собеседника и вносить свои предложения, проводить самооценку.

Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Технология развития критического мышления

Практикум

Проблемный метод

Средства обучения

Карточки, задания на доске, раздаточный материал (параллелограмм и 2 треугольника)

Оборудование: линейка, геометрические фигуры

Источники информации:

  1. для учителя

  1. для обучающихся
  1. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия. 9 класс: поурочные разработки уроков к учебнику Атанасяна Л.С. – М: Учитель, 2013.
  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». – URL: https://oge.sdamgia.ru/test?theme=15 (Дата обращения 08.12.2018)
  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия. 7 – 9 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2014.

Цель урока:

(определяется планируемыми результатами и способами их достижения)

Задачи урока:

(конкретизация цели)

Формирование регулятивных УУД при решении задач по теме «Площадь трапеции»

Совершенствование навыков целеполагания, контроля и оценки.

Формирование навыков прогнозирования и планирования в ходе решения задач.

Формирование умения работать с математическим текстом.

Расширить полученные знания и закрепить приобретенные умения по теме «Площадь трапеции».

Часть 2

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, дети, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. У всех на столах лежат учебники, линейки, карандаши и, конечно же, тетради с вашим домашним заданием. С нее и начнем.

2. Актуализация знаний. Все ли справились с домашней работой? Поднимите руки, у кого все получилось. Давайте проверим задачи. Какие номера были заданы?

Учащиеся: № 464, 469 (а,в)

Учитель: Кто желает продемонстрировать решение этих номеров? (2 учащихся выходят к доске с учебниками). Но решение задач – это не все ваше домашнее задание. Что еще было задано?

Учащиеся: Повторить теорию по теме «Многоугольники и площадь».

Учитель: Верно, традиционно, 3 человека выходят к доске на опрос. Кто эти счастливчики? (3 учащихся выходят к доске). Мне нужен помощник! Кто поможет оценить своих одноклассников и выставит им оценки?

Ученик-«учитель» заполняет бланк, выставляет отметку. Остальные задают вопросы.

Ф.И.

1

2

3

4

5

Отметка

После проверки теоретических сведений все сверяют решение задач на доске, задают вопросы.

3. Решение проблемной ситуации.

Учитель: Мы повторили с вами основные теоретические сведения, которые вам помогут решить следующую задачу: у вас на столах лежат разные фигуры. Что с ними, по вашему мнению, можно сделать?

Учащиеся: Сравнить, сложить новую фигуру, найти периметр, площадь.

Учитель: Тогда объединим ваши предположения. Сложите из ваших фигур в паре какую-нибудь одну фигуру и найдите ее площадь и периметр.

Учащиеся по очереди записывают на доске варианты решений и замечают: фигуры разные, площади одинаковые, периметры разные.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Разные фигуры имеют разные периметры, но могут иметь равные площади.

Учитель: Как вы вычисляли площади?

Учащиеся: По свойству площадей (шестиугольник, трапеция) и по формулам (прямоугольник, параллелограмм, треугольник)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Неужели нам придется каждый раз находить площадь трапеции по частям?

Учащиеся: Можно попробовать найти формулу или все время пользоваться свойствами площади.

Учитель: Вы уже догадались, как звучит наша тема урока.

Учащиеся: Площадь трапеции.

Учитель: А что мы еще должны сделать на уроке? Как звучит цель нашего урока?

Учащиеся: Вывести формулу трапеции, научиться применять ее при решении задач.

Учитель: Молодцы! Может, кто-то уже догадался, как получить формулу для нахождения площади трапеции? Если возникнут трудности, вы можете воспользоваться подсказкой: откройте учебник на странице 125.  Есть ли желающие доказать данную формулу?

На доске (заготовлен заранее): чертеж трапеции, условия задачи. 1 учащийся доказывает теорему.

5. Первичное закрепление материала.

Учитель: Хорошо! Что называется трапецией? Как называются стороны трапеции? Какие элементы необходимы для вычисления площади? Как найти площадь трапеции? А периметр?

Откройте стр.128. №480 (а) – устно.

Учитель

Учащиеся

О какой фигуре идет речь? Что необходимо найти?

Что нужно знать, чтобы найти площадь трапеции?

Все ли известно для этого?

Трапеция. Найти площадь.

Основания, высоту.

Да. S = ½(21+17)*7=133 (см2)

6. Закрепление материала с проверкой по эталону. 

Учитель: Предлагаю №481 выполнить письменно.

Условие

Решение

Дано:

АВСD – трапеция

АВ=ВС=6 см

Угол С = 135º

Найти: S

  1. Д.п. СН – высота, треугольник CDH – прямоугольный, угол Д = 45 (как односторонний с углом С), значит, треугольник CDH – равнобедренный (по признаку).
  2.  DH=СН=АВ=6см, AD = 12см.
  3. S = ½ (6+12) · 6 = 54 (см2)

Ответ: 54

7. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Давайте подведем итоги. Какая тема урока сегодня была? Что мы делали на уроке? А что вы будете делать дома? (учащиеся записывают дз в дневники: п.54, №480 (б), 482) Площади каких фигур умеем находить? Как вы думаете, где пригодится нам эта тема? Вы правы, такие задания вам встретятся не только в быту, но и на экзамене. Давайте попробуем выяснить нашу готовность к ОГЭ. У вас на столах лежат листочки с заданиями и перфокарты. Необходимо указать, верно утверждение или нет. На перфокартах укажите фамилию, а также составьте ряд из + и –.   Времени вам 5 минут!

1. Площадь трапеции изменяется в квадратных единицах.

2. Если сторона квадрата равна 7 см, то его площадь равна 28 см.

3. Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон.

4. Если площади фигур равны, то и сами фигуры равны.

5. Площади равных треугольников равны.

6. Площадь треугольника равна половине произведения оснований.

7. Площадь прямоугольного треугольника равна произведению катетов.

8. Площадь параллелограмма равна произведению основания на высоту.

9. Площадь ромба с диагоналями 6 см и 8 см равна 48 см2.

10. Площадь трапеции равна полусумме оснований.

Учитель: Вы заметили, вопросы довольно простые. Предлагаю следующие критерии для оценивания работы (записаны на доске). Обменяйтесь перфокартами и оцените работы. 8 верных ответов – «3», 9 верных ответов – «4», 10 верных ответов – «5».  А я заметила, что ваше настроение поднялось.

Спасибо всем за урок! Успехов в течение дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии в 9 классе "Площади параллелограмма, треугольника и трапеции""

Данный урок – это второй урок в теме. На первом уроке  мы повторили понятие площади, единицы измерения площадей, выяснили свойства площадей и вывели формулы площади прямоугольника и квадрат...

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Параллелограмм и трапеция"

На готовых чертежах можно показать прилежащие и противолежащие стороны и углы; найти их величину, используя свойства фигур. Можно использовать презентацию как при объяснении, так и при повторении мате...

Урок геометрии по теме: Трапеция

Материал содержит разработку первого урока по данной теме и презентацию....

Урок геометрии в 8 классе "Площадь трапеции" по учебнику «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян

Урок формирования нового знания по теме "Площадь трапеции"....

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Трапеция. Элементы трапеции. Виды трапеции"

Конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Трапеция. Элементы трапеции. Виды трапеции"...

Тестовые задания по геометрии 8 кл. Трапеция. Средняя линия треугольника и трапеции

Материал содержит задания ( с ответами)  по геометрии 8 класса по теме  "Трапеция. Средняя линия треугольника и трапеции"...

презентация у уроку геометрии по теме "Трапеция" 9 класс. Подготовка к ОГЭ

В презентации представлены основные виды задач по теме "Трапеция" для подготовки учащихся к ОГЭ....