Конспект урока по теме "Параллельный перенос"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Конспект урока по теме "Параллельный перенос, 9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geometrii_parallelnyy_perenos.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 9 классе
по теме "Параллельный перенос"
Цели урока:
- обучающая: повторить понятие движения, осевой и центральной симметрии; установить, что есть параллельный перенос, учиться выполнять параллельный перенос и при менять его при решении задач;
- развивающая: развивать логическое мышление, умение доказательно излагать свою мысль и делать выводы;
- воспитывающая: формировать умение работать в коллективе, в паре, умение делать собственный выбор; учить видеть красоту геометрии в искусстве;
- валеологическая: создание оптимальных условий учебного процесса за счет рационального чередования видов деятельности.
Оборудование: интерактивный комплекс, раздаточный материал, презентация в формате Power Point.
Комментарии к использованию презентации:
Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Компьютер позволяет вносить элемент новизны при решении задач, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по решению каждой задачи строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения задач. Презентация содержит 37 слайдов и имеет простой интерфейс; навигация по слайдам осуществляется с помощью управляющих кнопок. Информация в каждом слайде разделена на фрагменты. Возникновение нового фрагмента происходит при нажатии кнопок или автоматически. Время появления каждого слайда регулируется пользователем.
План урока:
1. Организационное начало урока.
2. Активизация познавательной деятельности (опрос теории и математический диктант).
3. Актуализация опорных знаний.
4. Изучение новой темы.
5. Первичное применение приобретенных знаний.
6. Разноуровневая практическая работа.
7. Подведение итогов урока.
8. Релаксация.
9. Задание на дом.
Ход урока:
1. Организационное начало урока. 2мин.
- Слова В.А.Сухомлинского: «Сегодня мы учимся вместе – Я, ваш учитель, и вы, мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса». Слайд 1.
- Сегодня мы последуем совету писателя и будем с желанием поглощать знания, которые пригодятся нам в будущем.
- Тема урока «Параллельный перенос». Слайд 2
- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем…(цели и план урока). Слайд 3-7.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся. 10мин
- На прошлом уроке мы с вами говорили о видах симметрии, изученных в 8 классе, и вывели понятие движения. Ответьте на вопрос «Что есть движение в геометрии?»
- Какие виды симметрии вы знаете? Почему осевая и центральная симметрия являются движением? (потому что представляют собой отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками) Слайд 8.
- Вспомните свойства движения. Слайд 8.
- На ваших столах лежат бланки для выполнения заданий математического диктанта. Положите их перед собой. Задания будут демонстрироваться на экране. Слайд 9-14.
- А теперь выполним самопроверку с экрана. Слайд 15-20. За каждое верно выполненное задание поставьте себе 1 балл. Если задание выполнено верно, но есть недочеты, то 0,5 балла.
Критерии вывесить на доску: 0 – 3 балла – оценка «2»
2,5 – 3,5 балла – оценка «3»
4 – 5 баллов - оценка «4»
5,5 – 6 баллов – оценка «5»
3. Актуализация опорных знаний. 3мин
- Параллельные прямые – это… (прямые, не имеющие общих точек) Слайд 21
- Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно параллельны, то этот четырехугольник является ….. (параллелограммом) Слайд 22
- Назовите свойства параллелограмма (противоположные стороны равны и противоположные углы равны, диагонали точкой пересечения делятся пополам). Слайд 23
- Ребята, дайте определение вектора (вектор – это отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек является началом, а какая концом). Слайд 24
- Какие векторы называют равными? (сонаправленные векторы, длины которых равны).
4. Изучение нового материала. 7мин
- Параллельным переносом называется преобразование, при котором каждая точка фигуры перемещается в одном и том же направлении и на одно и то же расстояние. Слайд 25
- Чтобы задать параллельный перенос, достаточно задать некоторый вектор. Слайд 25
- Для этого нужно указать направление и расстояние. Слайд 26
- Пусть даны две точки М и N. Зададим вектор a. От точек М и N отложим векторы, равные вектору а. На концах векторов получим точки М1 и N1. Слайд 27
- Что вы можете сказать о расстояниях между точками М и N и точками М1 и N1? (они равны)
- Т.о., отрезок М1N1 из отрезка МN параллельным переносом в направлении и на длину вектора а. Является ли параллельный перенос движением? (да, т.к. произошло отображение плоскости на себя и сохранилось расстояние между точками) – после ответа детей Слайд 28
- Опираясь на свойства симметрии фигур, сформулируйте сами свойства параллельного переноса (фигуры отображаются в равные им фигуры) - после ответа детей показать Слайды 29-31
5. Первичное применение приобретенных знаний. 7мин
Задание демонстрируется на доске: № 1162, № 1163(а+пояснение). Слайд 32
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, можно совещаться в парах. Учитель контролирует работу, дает пояснения, оказывает необходимую помощь.
6 . Разноуровневая практическая работа. 7 мин
Задание демонстрируется на доске: Слайд 33. Выполняются задания на обороте листа с МД.
А. Начертите отрезок АВ и вектор a. Постройте отрезок А1В1, который получится из АВ параллельным переносом на вектор a.
В. Начертите ΔАВК и вектор a. Постройте ΔА1В1К1, который получится из ΔАВК параллельным переносом на вектор a.
С. Начертите пятиугольник AВCDE и вектор a. Постройте пятиугольник A1B1C1D1E1, который получится из AВCDE параллельным переносом на вектор a.
По завершении работы - Слайд 34 Работы сдаются на проверку учителю.
7.Подведение итогов работы на уроке. 3мин
- Итак, подведем итоги. Что нового вы для себя узнали сегодня? (понятие параллельного переноса и необходимые условия для его выполнения дети должны проговорить) – затем Слайд 35
- Свои оценки за МД вы уже знаете, к концу рабочего дня я просмотрю ваши результаты, а также проверю практическую работу и выставлю вам оценки в дневникиш.
8. Релаксация. 4мин
- И в завершении урока я предлагаю вам побывать в галерее нидерландского художника-графика Маурица Корнелиса Эшера (1898-1972 г.г.), который однажды сказал: «Математики открыли ворота, ведущие на обширную территорию, но сами не ступили на нее. Они больше интересуются тем, как открываются ворота, нежели садом, лежащим за ними». Если вы присмотритесь к его картинам, то найдете в них немало примеров симметрии, параллельного переноса и еще одного вида движения, который мы с вами изучим на следующем уроке. Приятного просмотра! Слайд 36 4 минуты
Просмотр фильма «Мауриц Эшер: игры разума» - под музыку демонстрируются невероятно завораживающие и будоражащие ум картины художника с его афоризмами. Ссылка на видео: https://youtu.be/3jYi2k3NRHk
- Быть может вам, ребята, удастся в будущем заглянуть за ворота и попасть в тот сад, о котором говорил этот необыкновенно талантливый художник.
В рабочую группу класса в Whats App отправить данную ссылку для возможности повторного просмотра + видео «Невозможное возможно.Творчество М.К.Эшера» https://youtu.be/CP0qFEdksP8
9. Задание на дом. 1мин
В нов.уч. - п. 120 (в стар.уч. - п.116), № 1163 (б), 1165. Слайд 37
- Ребята, я благодарю вас за сотрудничество на уроке. До новых встреч и открытий!
Математический диктант. Ф.И. _____________________________________________
задание | баллы | |
Задание 1. Построение: | Задание 2. Построение: | |
Задание 3. Ответ: ______________________ _____________________ . | Задание 4. Решение: ___________________ . | |
Задание 5. Ответ: _______ . | Задание 6. Ответ: _____________________ . | |
Итого баллов: Оценка: | ||
…………………………………………………………………………………………………………………….
Математический диктант. Ф.И. _____________________________________________
задание | баллы | |
Задание 1. Построение: | Задание 2. Построение: | |
Задание 3. Ответ: ______________________ _____________________ . | Задание 4. Решение: ___________________ . | |
Задание 5. Ответ: _______ . | Задание 6. Ответ: _____________________ . | |
Итого баллов: Оценка: | ||
Критерии оценивания:
0 – 3 балла | – | оценка «2» |
2,5 – 3,5 балла | – | оценка «3» |
4 – 5 баллов | – | оценка «4» |
5,5 – 6 баллов | – | оценка «5» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Параллельный перенос" с использованием компьютерной презентации
План-конспект. Урок посвящен объяснению нового материала с использованием компьютерной презентации. Настоящий документ содержит план урока с распечаткой слайдов; обозначены действия учителя и уч...
Конспект урока по письму :" Перенос слов"
Конспект урока по письму :" Перенос слов" для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....
Конспект урока по русскому языку во 2а классе (I вид) Тема: «Слог. Перенос слов».
В конспекте представлены разнообразные необычные интересные виды работ по теме «Слог. Перенос слов». В конспекте отражены коллективные и индивидуальные формы работы по закреплению пройденного материал...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
План-конспект урока + Презентация по геометрии "Параллельный перенос и поворот" 9 класс
План-конспект+Презентация урока по геометрии "Параллельный перенос и поворот" 9 класс. К учебнику "Геометрия 7-9 класс" Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др....
Методическая разработка. Конспект урока «Политравмы. Правила и способы переноса пострадавших»
Конспект урока или внеурочного задания по ОБЖ знакомит обучающихся с понятием политравма и объясняет правила и способы переноса пострадавших при различных травмах. Урок составлен с учетом всех требова...