Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (9 класс)
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx | 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Кызыла РТ»
Рассмотрено: на заседании ШМО Протокол №1 от 28 августа 2020 г. Руководитель ШМО Иргит Э. Ш. _______________ | Согласовано: Заместитель директора по НМР Олчанмай Ю.М. _______________ 31 августа 2020 г. | Утверждено: Директор школы Масленникова Н.А. _______________ 31 августа 2020 г. Приказ №88 от 31.08.2020 г. |
Общеобразовательная рабочая программа
по геометрии
для обучающихся 9 «а» класса
на 2020 – 2021 учебный год
учитель: Иргит Эреге Шолбановна
Кызыл – 2020 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. КЫЗЫЛА РТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
9 класс
Рабочая программа учебного предмета «геометрия» для учащихся 9 «а» класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Авторской программы:
УМК: Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – 20 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование предмета: геометрия
Класс: 9 «а»
Уровень общего образования: основное общее
Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год
Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю
Учебник: Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – 20 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 предмет геометрия относится к области естественных наук и на его изучение в 9 классе отводится 34 учебных недель.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ
Личностные:
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии, обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии, обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- научатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- научатся планировать учебную деятельность на уроке;
- научатся высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, научатся использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- научатся определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- научатся ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- научатся делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- научатся добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет – ресурсах;
- научатся добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
- научатся перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- научатся доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- научатся слушать и понимать речь других;
- научатся выразительно читать и пересказывать текст;
- научатся вступать в беседу на уроке и в жизни;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
При изучении геометрии, учащиеся научатся:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
- распознавать виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
При изучении раздела геометрии «Геометрические фигуры» учащиеся научатся:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение, подобие, симметрию, поворот, параллельный перенос);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
При изучении раздела геометрии «Измерение геометрических величин» учащиеся научатся:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять периметры треугольников;
- решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- решать задачи на доказательства с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
При изучении раздела геометрии «Координаты», учащиеся научатся:
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
При изучении раздела геометрии «Векторы», учащиеся научатся:
- оперировать с векторами; находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на чисто;
- находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения векторов на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
- вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ
Векторы и метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный n – угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии.
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ
Класс: 9 «а»
Количество часов: 68 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ: 5
Итоговых контрольных работ: 1
Планирование составлено на основе авторской программы: Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – 20 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
9 "а" | ||||
План | Факт | |||
Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа). | ||||
1 | Повторение курса геометрии 8 класса. | 1 | 02.09.2020 |
|
2 | Повторение курса геометрии 8 класса. | 1 | 02.09.2020 |
|
Глава IX. Векторы (8 часов). | ||||
3 | Понятие вектора. | 1 | 09.09.2020 |
|
4 | Откладывание вектора от данной точки. | 1 | 09.09.2020 |
|
5 | Сложение и вычитание векторов. | 1 | 16.09.2020 |
|
6 | Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. | 1 | 16.09.2020 |
|
7 | Умножение вектора на число. | 1 | 23.09.2020 |
|
8 | Применение векторов к решению задач. | 1 | 23.09.2020 |
|
9 | Средняя линия трапеции. | 1 | 30.09.2020 |
|
10 | Средняя линия трапеции. | 1 | 30.09.2020 |
|
Глава X. Метод координат (10 часов). | ||||
11 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | 07.10.2020 |
|
12 | Координаты вектора. | 1 | 07.10.2020 |
|
13 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. | 1 | 14.10.2020 |
|
14 | Простейшие задачи в координатах. Решение задач. | 1 | 14.10.2020 |
|
15 | Уравнение окружности. | 1 | 21.10.2020 |
|
16 | Уравнение окружности. Решение задач. | 1 | 21.10.2020 |
|
17 | Уравнение прямой. | 1 | 04.11.2020 |
|
18 | Решение задач. | 1 | 04.11.2020 |
|
19 | Контрольная работа №1. | 1 | 11.11.2020 |
|
20 | Работа над ошибками №1. | 1 | 11.11.2020 |
|
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов). | ||||
21 | Синус, косинус, тангенс, котангенс. | 1 | 18.11.2020 |
|
22 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | 18.11.2020 |
|
23 | Теорема о площади треугольника. | 1 | 25.11.2020 |
|
24 | Теорема синусов и теорема косинусов. | 1 | 25.11.2020 |
|
25 | Решение треугольников. | 1 | 02.12.2020 |
|
26 | Решение треугольников. Измерительные работы. | 1 | 02.12.2020 |
|
27 | Скалярное произведение векторов. | 1 | 09.12.2020 |
|
28 | Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. | 1 | 09.12.2020 |
|
29 | Решение задач. | 1 | 16.12.2021 |
|
30 | Контрольная работа №2. | 1 | 16.12.2021 |
|
31 | Работа над ошибками №2. | 1 | 23.12.2021 |
|
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (13 часов). | ||||
32 | Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | 23.12.2021 |
|
33 | Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | 13.01.2021 |
|
34 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | 13.01.2021 |
|
35 | Построение правильных многоугольников. | 1 | 20.01.2021 |
|
36 | Длина окружности. | 1 | 20.01.2021 |
|
37 | Длина окружности. Решение задач. | 1 | 27.01.2021 |
|
38 | Площадь круга. | 1 | 27.01.2021 |
|
39 | Площадь кругового сектора. | 1 | 03.03.2021 |
|
40 | Решение задач. | 1 | 03.03.2021 |
|
41 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 10.02.2021 |
|
42 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | 1 | 10.02.2021 |
|
43 | Контрольная работа №3. | 1 | 17.02.2021 |
|
44 | Работа над ошибками №3. | 1 | 17.02.2021 |
|
Глава XIII. Движения (9 часов). | ||||
45 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | 1 | 24.02.2021 |
|
46 | Свойства движения. | 1 | 24.02.2021 |
|
47 | Решение задач по теме "Понятие движения. Осевая и центральная симметрии". | 1 | 03.03.2021 |
|
48 | Параллельный перенос. | 1 | 03.03.2021 |
|
49 | Поворот. | 1 | 10.03.2021 |
|
50 | Решение задач по теме "Параллельный перенос. Поворот". | 1 | 10.03.2021 |
|
51 | Решение задач по теме "Движение". | 1 | 17.03.2021 |
|
52 | Контрольная работа №4. | 1 | 17.03.2021 |
|
53 | Работа над ошибками №4. | 1 | 31.03.2021 |
|
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (11 часов). | ||||
54 | Предмет стереометрии. Многогранник. | 1 | 31.03.2021 |
|
55 | Призма. Параллелепипед. | 1 | 07.04.2021 |
|
56 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 07.04.2021 |
|
57 | Пирамида. | 1 | 14.04.2021 |
|
58 | Цилиндр. | 1 | 14.04.2021 |
|
59 | Конус. | 1 | 21.04.2021 |
|
60 | Сфера и шар. | 1 | 21.04.2021 |
|
61 | Решение задач по теме "Тела вращения". | 1 | 28.04.2021 |
|
62 | Об аксиомах планиметрии. | 1 | 28.04.2021 |
|
63 | Контрольная работа №5. | 1 | 05.05.2021 |
|
64 | Работа над ошибками №5. | 1 | 05.05.2021 |
|
Повторение (4 часов). | ||||
65 | Итоговое повторение по темам "Векторы" и "Метод координат". | 1 | 12.05.2021 |
|
66 | Итоговое повторение по темам "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов" и "Длина окружности и площадь круга". | 1 | 12.05.2021 |
|
67 | Итоговое повторение по темам "Движения" и "Начальные сведения из стереометрии". | 1 | 19.05.2021 |
|
68 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 19.05.2021 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс...
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 8 класс
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 8 класс...
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 8 класс...
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 9 класс
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 9 класс...
Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (7 класс)
Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (7 класс)...