Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (9 класс)
рабочая программа по геометрии (9 класс)

Иргит Эреге Шолбановна

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geometrii_9_klass.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Кызыла РТ»

Рассмотрено:

на заседании ШМО

Протокол №1 от 28 августа 2020 г.

Руководитель ШМО

Иргит Э. Ш. _______________

Согласовано:

Заместитель директора по НМР

Олчанмай Ю.М. _______________

31 августа 2020 г.

Утверждено:

Директор школы

Масленникова Н.А. _______________

31 августа 2020 г.

Приказ №88 от 31.08.2020 г.

Общеобразовательная рабочая программа

по геометрии

для обучающихся 9 «а» класса

на 2020 – 2021 учебный год

учитель: Иргит Эреге Шолбановна

Кызыл – 2020 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. КЫЗЫЛА РТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

9 класс

Рабочая программа учебного предмета «геометрия» для учащихся 9 «а» класса составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  4. Авторской программы:

УМК: Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – 20 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование предмета: геометрия

Класс: 9 «а»

Уровень общего образования: основное общее 

Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год

Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю

Учебник: Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – 20 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 предмет геометрия относится к области естественных наук и на его изучение в 9 классе отводится 34 учебных недель.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ

Личностные:

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.

При изучении геометрии, обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения геометрии, обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • научатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • научатся планировать учебную деятельность на уроке;
  • научатся высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, научатся использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
  • научатся определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • научатся ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • научатся делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • научатся добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет – ресурсах;
  • научатся добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
  • научатся перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. 

Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • научатся доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • научатся слушать и понимать речь других;
  • научатся выразительно читать и пересказывать текст;
  • научатся вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

Предметные:

При изучении геометрии, учащиеся научатся:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
  • распознавать виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;
  • определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

При изучении раздела геометрии «Геометрические фигуры» учащиеся научатся:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение, подобие, симметрию, поворот, параллельный перенос);
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

При изучении раздела геометрии «Измерение геометрических величин» учащиеся научатся:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
  • вычислять периметры треугольников;
  • решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых, формул площадей фигур;
  • решать практические задачи, связанные нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • решать задачи на доказательства с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.

При изучении раздела геометрии «Координаты», учащиеся научатся:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

При изучении раздела геометрии «Векторы», учащиеся научатся:

  • оперировать с векторами; находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на чисто;
  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения векторов на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ

Векторы и метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.

Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный n – угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя, сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии.

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.

Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ

Класс: 9 «а»

Количество часов: 68 часов, в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ: 5

Итоговых контрольных работ: 1

Планирование составлено на основе авторской программы: Геометрия. 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина – 20 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

9 "а"

План

Факт

Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа).

1

Повторение курса геометрии 8 класса.

1

02.09.2020

 

2

Повторение курса геометрии 8 класса.

1

02.09.2020

 

Глава IX. Векторы (8 часов).

3

Понятие вектора.

1

09.09.2020

 

4

Откладывание вектора от данной точки.

1

09.09.2020

 

5

Сложение и вычитание векторов.

1

16.09.2020

 

6

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов.

1

16.09.2020

 

7

Умножение вектора на число.

1

23.09.2020

 

8

Применение векторов к решению задач.

1

23.09.2020

 

9

Средняя линия трапеции.

1

30.09.2020

 

10

Средняя линия трапеции.

1

30.09.2020

 

Глава X. Метод координат (10 часов).

11

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

07.10.2020

 

12

Координаты вектора.

1

07.10.2020

 

13

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

1

14.10.2020

 

14

Простейшие задачи в координатах. Решение задач.

1

14.10.2020

 

15

Уравнение окружности.

1

21.10.2020

 

16

Уравнение окружности. Решение задач.

1

21.10.2020

 

17

Уравнение прямой.

1

04.11.2020

 

18

Решение задач.

1

04.11.2020

 

19

Контрольная работа №1.

1

11.11.2020

 

20

Работа над ошибками №1.

1

11.11.2020

 

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов).

21

Синус, косинус, тангенс, котангенс.

1

18.11.2020

 

22

Синус, косинус, тангенс угла.

1

18.11.2020

 

23

Теорема о площади треугольника.

1

25.11.2020

 

24

Теорема синусов и теорема косинусов.

1

25.11.2020

 

25

Решение треугольников.

1

02.12.2020

 

26

Решение треугольников. Измерительные работы.

1

02.12.2020

 

27

Скалярное произведение векторов.

1

09.12.2020

 

28

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1

09.12.2020

 

29

Решение задач.

1

16.12.2021

 

30

Контрольная работа №2.

1

16.12.2021

 

31

Работа над ошибками №2.

1

23.12.2021

 

Глава XII. Длина окружности и площадь круга (13 часов).

32

Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

23.12.2021

 

33

Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1

13.01.2021

 

34

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

13.01.2021

 

35

Построение правильных многоугольников.

1

20.01.2021

 

36

Длина окружности.

1

20.01.2021

 

37

Длина окружности. Решение задач.

1

27.01.2021

 

38

Площадь круга.

1

27.01.2021

 

39

Площадь кругового сектора.

1

03.03.2021

 

40

Решение задач.

1

03.03.2021

 

41

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

10.02.2021

 

42

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач.

1

10.02.2021

 

43

Контрольная работа №3.

1

17.02.2021

 

44

Работа над ошибками №3.

1

17.02.2021

 

Глава XIII. Движения (9 часов).

45

Отображение плоскости на себя. Понятие движения.

1

24.02.2021

 

46

Свойства движения.

1

24.02.2021

 

47

Решение задач по теме "Понятие движения. Осевая и центральная симметрии".

1

03.03.2021

 

48

Параллельный перенос.

1

03.03.2021

 

49

Поворот.

1

10.03.2021

 

50

Решение задач по теме "Параллельный перенос. Поворот".

1

10.03.2021

 

51

Решение задач по теме "Движение".

1

17.03.2021

 

52

Контрольная работа №4.

1

17.03.2021

 

53

Работа над ошибками №4.

1

31.03.2021

 

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (11 часов).

54

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

31.03.2021

 

55

Призма. Параллелепипед.

1

07.04.2021

 

56

Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

07.04.2021

 

57

Пирамида.

1

14.04.2021

 

58

Цилиндр.

1

14.04.2021

 

59

Конус.

1

21.04.2021

 

60

Сфера и шар.

1

21.04.2021

 

61

Решение задач по теме "Тела вращения".

1

28.04.2021

 

62

Об аксиомах планиметрии.

1

28.04.2021

 

63

Контрольная работа №5.

1

05.05.2021

 

64

Работа над ошибками №5.

1

05.05.2021

 

Повторение (4 часов).

65

Итоговое повторение по темам "Векторы" и "Метод координат".

1

12.05.2021

 

66

Итоговое повторение по темам "Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов" и "Длина окружности и площадь круга".

1

12.05.2021

 

67

Итоговое повторение по темам "Движения" и "Начальные сведения из стереометрии".

1

19.05.2021

 

68

Итоговая контрольная работа.

1

19.05.2021

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс

Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...

Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс

Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс...

Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 8 класс

Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 8 класс...

Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 8 класс

Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 8 класс...

Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 9 класс

Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 9 класс...

Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 9 класс

Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 9 класс...

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (7 класс)

Рабочая программа по геометрии 2020-2021 учебный год (7 класс)...