Разработка урока по геометрии в 7 классе "Свойство медианы равнобедренного треугольника"
методическая разработка по геометрии (7 класс)

Разработка урока по геометрии в 7 классе "Свойство медианы равнобедренного треугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0001df5d-20bab4b9.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цель:

     сформулировать и доказать теорему о свойстве медианы равнобедренного треугольника.

 

 Задачи урока:

    учебно-познавательная:

  1. углубить знания по теме «Равнобедренный треугольник»
  2. сформулировать умение применения теоремы о свойстве медианы равнобедренного треугольника в стандартных и нестандартных ситуациях;

   

     развивающая: развитие грамотной речи, развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, анализировать и делать выводы.

    воспитательная: воспитание интереса к предмету, настойчивости, воли при решении поставленной задачи.

   

   Оборудование:

     портрет Евклида, набор задач с готовыми чертежами, иллюстрации к историческим сведениям, чертежные инструменты, карточки задания, раздаточные материалы с печатной основой, мультимедийный проектор, рисунки учащихся.

Ход урока.

Разминка для пальцев.

  1. руки вытянуты вперёд, одновременное сжимание и разжимание пальцев обеих рук на счёт «раз – два»;
  2. «погладим котёночка»;
  3. «весёлые маляры», синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз, затем влево – вправо;
  4. «курочка пьёт воду»;
  5. «зайчик»;
  6. «кольцо»;
  7. «гусь».

Мой юный друг!

       Сегодня ты пришел вот в этот класс

   На геометрии очередной урок,

   Чтоб подвести изученному небольшой итог,

   А также умом своим на новое взглянуть.

   Пускай не станешь ты Евклидом. А вдруг?

   Ведь столько не разгадано ещё вокруг?

Учитель: Кто ж такой Евклид?

Ученик: Евклид – древнегреческий ученый, живший в III веке до н.э.

Учитель: А в чем состоит заслуга Евклида?

Ученик: Его заслуга состоит в том, что он написал великий труд книгу «Начала».

Учитель: Из скольких частей состоят «Начала»?

Ученик: «Начала» состоят из 13 частей.

Учитель: Ребята, 9 из них посвящены вопросам геометрии и более двух тысяч лет геометрию изучали по этой книге. Поэтому геометрия, которую мы изучаем в школе называется.

Ученики: евклидовой.

Учитель: «Начала» считаются популярным рукописным памятником древности. Мировая наука начинается с геометрии. Ребята, большое место в «Началах» Евклида уделено сведениям о треугольниках. И в частности одному «удивительному» треугольнику. У вас на партах лежат модели треугольников. Выберите треугольник, который удивляет вас своими свойствами. Какой это треугольник? Верно, это равнобедренный треугольник. Ребята, а знаете ли вы, что среди равнобедренных треугольников есть «золотой» или «возвышенный»? Вы удивились этому? Сегодня на уроке мы с вами откроем еще одно свойство равнобедренного треугольника.      

                                           

          С

            А        D        B

   Итак, как называется    АВС? Чем в этом треугольнике является отрезок CD?

Ученик: Отрезок CD является медианой.

Учитель: Давайте уточним какой именно медианой?

Ученик: Медианой, проведенной к основанию равнобедренного треугольника.

Учитель: Ребята, эта медиана обладает удивительным свойством. И цель нашего урока узнать: в чем заключается это свойство.

   Итак, тема нашего урока: «СВОЙСВО МЕДИАНЫ РАВНОБЕДРЕННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА».

   Ребята, мы назвали равнобедренный треугольник удивительным, и я предлагаю открыть новое свойство необычно.

   Скажите, пожалуйста, какое важное событие скоро произойдет в спортивном мире.

 Ученик: Зимние олимпийские игры в Италии в г.Турине.

 Учитель: А что объединяет математику и спорт?

 Ученик: Чтобы быть хорошим спортсменом и быть хорошим математиком нужно много тренироваться.

Учитель: Верно. «Ведь  способности как и мускулы растут при тренировке». А есть ли ещё сходства?

Ученик: В математике так же как и в спорте проводят олимпиады.   

Учитель: Верно. Спортивные олимпиады так же, как и «Начала» Евклида, родились в древней Греции.

   Давайте и мы с вами проведем геометрические старты. Ведь геометрия является разновидностью физкультуры, а именно интеллектуальной физкультурой.

   Итак, объявляется подготовка к олимпиаде. Все выходим на кросс-опрос.

  1. какой треугольник называется равнобедренным?

Ответ: треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны. Эти равные стороны называются боковыми, а третья сторона основанием.

  1. что ты сможешь сказать об этом треугольнике?

        С

         А        М

Ответ: он равнобедренный. АС, МС – боковые стороны.

  1. сформулируйте свойство равнобедренного треугольника

Ответ: в равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

  1. что ты можешь сказать об этом треугольнике

       

В

         500        500

        

        А        С

Ответ: этот треугольник равнобедренный

  1. почему?

Ответ: у него два угла равны. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный.

Учитель: Подготовка прошла успешно.

   Команда 7а в полном составе к олимпийским стартам. Место проведения: с. Бакалдинское, школа. Зрители - учителя района.

   Право зажечь олимпийский огонь предоставляется лучшему ученику.

   Зажечь огонь. Звучит спортивный марш.

   Как и положено на олимпийских стартах вы сейчас представите свою команду. Я вижу вы подготовили выставку рисунков. Какова тема вашей выставки?

Ученик: Высота, биссектриса и медиана треугольника.

Учитель: Что такое высота треугольника?

Ученик: Высотой треугольника, опущенной из данной вершины, называется перпендикуляр, проведенный из этой вершины к прямой, которая содержит противолежащую сторону треугольника.

Учитель: Что такое биссектриса треугольника?

Ученик: Биссектрисой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий эту вершину с точкой на противолежащей стороне.

Учитель: Что такое медиана треугольника?

Ученик: Медианой треугольника, проведенной из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны треугольника.

Учитель: 

        В

                                N                                 K

        

        А

        D        С

   Чем в треугольнике АВС является:

  1. отрезок BD
  2. отрезок CN
  3. отрезок АК?

   Ну, что ж вы неплохо представили свою команду. Молодцы!

   Начинаем соревнования:

1) «Геометрический биатлон». Тестирование.

        Вариант 1

Чем является отрезок BK в данных треугольниках:

1)                            2)                                   3)

         

              B           A    K             C        A

        K

 A           K          C           B

        B             C

а) медиана

б) высота

в) биссектриса

        

        

        вариант 2

Чем является отрезок BM в данных треугольниках:

1)                            2)                                   3)

          A                          C                             B

        M

                   M

                                 A

        C

     B        B      A           M    С              

а) высота

б) биссектриса                              

в) медиана

ответ: 1в.: 1)в; 2)б; 3)а

                2в.: 1)в; 2)б; 3)а

Подвести итоги!

2) «Геометрическое ориентирование».

Найдите ошибку.

        В        В        В

                         500        9        8

        5             8

    А              600        С                           700                 700

        А        С        А        С

        8

                В

        В        6

        D

                                                                                                        7

                                             700

        А            С        А                               С

        К

        Ответ обоснуйте. Подвести итоги

Физминутка

 3) «Геометрический слалом».

Учитель:  Ребята, вы наверное знаете, что горный слалом один из сложных видов спорта. Чтобы пройти хорошо горную трассу, её нужно исследовать. Мы тоже сейчас займемся геометрическим исследованием (в результате исследования учащиеся должны сформулировать и доказать теорему о свойстве медианы равнобедренного треугольника). Результаты исследования должны быть представлены в виде схемы. Учащиеся вместе с учителем рассматривают рисунок и делают выводы.

   Итак, перед нами рисунок. Узнай об этом треугольнике все что можно.

          С

        А        В

                                  D

В результате исследования должна получиться следующая схема:

         С

        А        В

                                                               D

             АВС-                                     CAD                                CD - медиана

   равнобедренный                            CBD                          D – середина отрезка

AC=BC               CAD=   CBD                                                           AD=BD

                                            CAD =   CBD

                   

                              ACD =   BCD                           ADC =   BDC

                                                                                                               

                                                                                                                     ADC+  BDC=1800

                                                                                                                                                   (смежные)

                ADC = 900

                        CD – биссектриса                             BDC = 900   

                                                                               CD - высота    

Учащиеся делают вывод: В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой.

   Каждый учащийся самостоятельно ещё раз доказывает теорему, используя схему:                                                    С

        А                D                 В

   Закрепление. Решение задач.

        

        

  1                  B                                      2           A

                                Найдите     DBA                                             Найдите   DBA

           400          

        B        

                                                                           500        C

  A                   D                 C

           D

  3                 C          Найдите    DBA        4         D     A 

                                                                                 B

                                                                                                 Найдите    DBA

                         B                                                    

                                                                                                    300

                                  A

D        C        M          K

    5         K          

                                                                    Найдите     DBA

                                   D

                       

                         400

         A               C                         B

   Подведение итогов. Объявление победителей. Выставление оценок.

Учитель: Знания, накопленные в геометрии, использовались в архитектуре, в живописи. Древние зодчие, художники были прекрасными геометрами. использовали они и свойства равнобедренного треугольника, в частности «золотого треугольника» - у которого углы при основании по 720, а при вершине 360. Он обладает особым свойством: биссектриса угла при основании делит противолежащую сторону в золотом сечении. Равнобедренный треугольник основа пропорциональной сетки, которую используют художники и архитекторы при написании картин и создании прекрасных зданий.

   Примеры. Миланский собор, картина Леонардо да Винчи «Джоконда». (см. приложение 1, 2, 3)

   Домашнее задание: П 26, №28, работа по схеме.

   Задание для сильных учащихся: исследовательская работа «Золотой треугольник».

Учитель:  Я надеюсь, что смотр знаний, каким является олимпиада, откроет имена талантливых юных математиков. Дерзайте! У вас все впереди. И может быть, кому-то из вас суждено будет сделать открытие в математической науке.

   Сейчас идет реализация национального проекта «Образование» - одним из направлений его является поддержка талантливой молодежи, в том числе и учащихся, имеющих высокие показатели в учебе (победители олимпиад).

   Может в их числе будет кто-то из вас.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометрии 7 класс "Свойство медианы равнобедренного треугольника"

Презентация для доказательства теоремы на уроке геометрии по теме  "Свойство медианы равнобедренного треугольника"...

Свойство медианы равнобедренного треугольника

Презентация к уроку геометрия 7 класс "Свойство медианы равнобедренного треугольника"...

Урок математики в 7 классе по теме: «Свойства медианы равнобедренного треугольника»

Цель :Воспитательная: воспитывать настойчивость в учёбе, умение общаться, слушать, ответственное отношение к учебному труду.Образовательная: изучить свойство медианы и биссектрисы равнобедренного треу...

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Свойство медианы равнобедренного треугольника"

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Свойство медианы равнобедренного треугольника"...

Разработка урока по геометрии "Свойства равнобедренного треугольника"

Разработка урока объяснения нового материалапо геометрии "Свойства равнобедренного треугольника". Урок разработан с учетом требований  ФГОС. ...

Конспект урока по геометрии в 7 классе "Равнобедренный треугольник и его свойства"

Цели урока:  1) развивать  исследовательские навыки;2) ввести понятия равнобедренного треугольника, равносторонне­го треугольника;3) рассмотреть свойства равнобедренного треугольника и показ...