Особенности работы в программе “GeoGebra” на уроках геометрии в среднеобразовательной школе.
консультация по геометрии
Как отметил однажды немецкий учёный Карл Гаусс, «математика – наука не столько для ушей, сколько для глаз». И это касается прежде всего геометрии, которая изучает пространственные структуры и отношения. Для школьников геометрия ‒ один из самых сложных предметов, ведь он требует пространственного мышления и навыков моделирования геометрических объектов. Здесь на помощь ученикам и самому учителю приходят информационно-коммуникационные технологии...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности работы в программе “GeoGebra” на уроках геометрии в среднеобразовательной школе.
Демидова Н.С.,
учитель математики,
МБОУ «СОШ № 5»
г. Обнинска Калужской области
В настоящее время существует множество ресурсов, позволяющих выполнять построения с использованием геометрических объектов. Условно такие графические пакеты разделяют на два типа: программы трёхмерной и двухмерной геометрии. В этой статье мы рассмотрим некоторые особенности работы в бесплатной программе 3D геометрии “GeoGebra”. Её преимущество перед некоторыми другими ресурсами заключается в том, что она сочетает в себе геометрические, алгебраические и числовые представления, даёт возможность создавать объёмные конструкции, основанные на линиях, точках, векторах, конических сечениях. С её помощью пользователь может строить чертежи, менять параметры объектов, сохраняя общий алгоритм построения, а также проводить интерактивные эксперименты.
К примеру, программу “GeoGebra” удобно использовать для изучения темы «Признаки подобия треугольников» в 8 классе. При помощи специальных инструментов построим произвольный треугольник, поделим две его стороны пополам, соединим получившиеся точки и получим среднюю линию треугольника. Используя инструмент «параллельность прямых», убедимся в том, что средняя линия параллельна стороне треугольника. Затем измерим длину средней линии и стороны, которая параллельна средней линии. В результате мыувидим, что средняя линия равна половине стороны треугольника, параллельной ей.Ученики смогут убедиться в верности полученных результатов, проведя похожий экспериментна других треугольниках.
Аналогично, используя похожие инструменты, с помощью этой программы можно объяснить тему описанной около треугольника окружности и показать на практике, что около треугольника можно описать только одну окружность, т. к. серединные перпендикуляры имеют только одну точку пересечения.
И наоборот, на схеме мы также можем продемонстрировать, что в любой треугольник можно вписать окружность. Для этого нарисуем в программе треугольник с вершинами АВС. Затем проведём биссектрисы углов А и В и убедимся, что они пересекаются в одной единственной точке. Таким образом, учитель наглядно продемонстрирует ученикам сразу два следствия из теоремы: первое – это то, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и второе –это то, что центр окружности, вписанной в треугольник, является точкой пересечения его биссектрис. Таких примеров использования программы для объяснения материала – множество. Фактически её можно применять на каждом уроке геометрии для объяснения нового материала или закрепления – уже пройдённого.
Итак, использование ИКТ на уроках геометрии даёт преподавателю целый ряд преимуществ по сравнению с традиционным подходом. Благодаря информационным технологиям реализуются сразу несколько основных принципов преподавания математики: наглядность, динамика и моделирование. В последнее время в образовательный процесс активно внедряются электронные образовательные ресурсы, которые «характеризуются высоким уровнем структурной организации и наиболее развитой системой абстракции» [3, с. 32]. Большую роль в работе учителя играют такие инструменты, как проекторы, документ-камеры, многофункциональные устройства и, естественно, сам компьютер. Отдельного внимания заслуживает интерактивная геометрическая среда “GeoGebra”. Эта бесплатная программа позволяет создавать динамические чертежи и модели, которые помогают быстро и наглядно объяснять материал.
Список литературы
- Агазаде Ш. М. Информационные технологии в преподавании геометрии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 282‒285.
- Агазаде Ш. М. Организация активного учения учащихся при изучении некоторых тем курса математики основной школы. Пермь: Молодой ученый, 2014. − №7. С. 1–5.
- Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе. Выпуск 1 : сборник научных статей / Жаркова Е. Н. и др. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2011. 125 c.
- Александров А.Д. О геометрии//Журнал «Математика вшколе»,1980.№ 3. С.56–62.
- Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005.
- Возможности образовательной области Математика и информатика для реализации компетентностного подхода в школе и вузе. Часть 1: Материалы Международной научно-практической конференции. 18 − 19 октября 2013 г. / Абрамова И. В. и др. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. 183 c.
- Колягин Ю.М., Короткова Л.М., Скоробогатов В.Д. Учебник как элемент компьютерно-ориентированной среды обучения в основной школе (на примере учебника математики). М.: Школьные технологии, 2008. − № 3. С.111–123.
- Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника. М.: Информатика и образование, 2000. − № 8. С. 35–37.
- Методика изучения математики в основной школе : курс лекций для организации самостоятельной работы студентов по вопросам частных методик / Васильева Г.Л. и др. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. 96 c.
- Сергеев С.Ф. Импрессивность, присутствие и интерактивность в обучающих средах. М.: Школьные технологии, 2006. − № 6. С. 36−42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры применения программы GeoGebra на уроках математики
Примеры применения программы GeoGebra на уроках математики...

Использование программы «GeoGebra» на уроках математики для визуализации изучаемого материала.
Сегодня использование информационных технологий на уроках позволяет учителю грамотно решать сразу несколько задач:- повышение мотивации учащихся к обучению, -визуализация изучаемого материала, -модели...

Применение программы GeoGebra на уроках алгебры в 9 классе при изучении главы "Функции"
Текст выступления на техническом форуме (2019 г.) по теме "Применение программы GeoGebra на уроках алгебры в 9 классе при изучении главы "Функции" УМК А.Г. Мерзляк и др....

Статья: работа с одаренными детьми на уроках геометрии в средней школе
В статье рассматривается работа с одаренными детьми на уроках геометрии в средней школе, влияние геометрии на развитие одаренных детей, умение педагога распознать такого ребенка и развить ...
Конспект урока по математике для 1 курса с использованием программы Geogebra. Тема урока "Скрещивающиеся прямые в пространстве"
Тема урока: «Скрещивающиеся прямые в пространстве»Тип урока: урок изучения нового материала.Форма проведения: использование инерактивного оборудования.Цель: дать обучающимся конкретное пре...

План-конспект урока по математике на 1 курсе с использованием программы GeoGebra. Тема урока «Тетраэдр. Параллелепипед»
Тема урока: «Тетраэдр. Параллелепипед»Тип урока: урок изучения нового материалаФорма проведения: использование интерактивного оборудования Цель: ввести понятие тетраэдра, паралле...