Модули по теме "Параллельность прямых, прямой и плоскости, плоскостей"
методическая разработка по геометрии (10 класс)

Материал может быть использован на уроке геометрии в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_po_teme_parallelnost_pryamyh_pryamoy_i_ploskosti.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

М. 2. «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

№ УЭ

Содержание учебного материала, задания.

Цели и задачи.

Комментарии для учащихся.

УЭ 0

Знать:

  1. Определение параллельных прямых в пространстве.
  2. Теорему о параллельных прямых.
  3. Теорему о параллельности трёх прямых.
  4. Определение параллельных прямой и плоскости.
  5. Признак параллельности прямой и плоскости.
  6. Утверждения 10 и 20.

Уметь:

  1. Применять перечисленные определения и теоремы к решению задач.

УЭ 1

Цель: сформулировать:

  • определение параллельных прямых в пространстве;
  • теорему о параллельных прямых;
  • теорему о параллельности трёх прямых.

Формировать умение применять перечисленные определения и теоремы к решению задач.

Работаете в тетради по теории.

Работаем с учителем.

Работаете в рабочей тетради вместе с учителем.

  1. Запишите тему «Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых».
  2. Прочитайте п. 4 § 1, стр. 9 – 10.
  3. Запишите определение параллельных прямых, в качестве иллюстрации используете рис. 10 учебника.
  4. Запишите теорему о параллельных прямых с доказательством, в качестве иллюстрации используете рис. 11 учебника.
  5. Прочитайте п. 5 § 1, стр. 10 - 11.
  6. Запишите формулировку Леммы (рис. 13(а)).
  7. Прочитайте доказательство Леммы.
  8. Запишите формулировку о параллельности трёх прямых (рис. 14).
  9.  Прочитайте доказательство теоремы.
  10. Решение задач № 16, 17, 18 (б), 19.

УЭ 2

Цель: сформулировать: 

  • определение параллельных прямой и плоскости;
  • признак параллельности прямой и плоскости;
  • утверждения 10 и 20.

Формировать умение применять перечисленные определения и теоремы к решению задач.

Работаете в тетради по теории вместе с учителем.

Работаем с учителем.

Работаете в рабочей тетради вместе с учителем.

2.1. Рассмотрите три случая взаимного расположения прямой и плоскости (в учебнике рис. 5 (а, б), рис. 15).

2.2. Запишите тему «Параллельность прямой и плоскости».

2.3. Прочитайте п. 6 § 1, стр. 11 – 12.

2.4. Запишите определение параллельных прямой и плоскости в качестве иллюстрации используете плоскости стен, пола и потолка классной комнаты и линии их пересечения и рис. 15 (б) учебника.

2.5. Запишите признак параллельности прямой и плоскости.

2.6. Прочитайте доказательство теоремы.

2.7. Запишите утверждения 10 и 20 (рис. 16).

2.8. Решение № 20, 21, 22.

УЭ 3

ИТОГ:

  1. Посмотрите УЭ 0 и скажите всё ли вы знаете.
  2. В чём испытывали трудность?

УЭ 4

Домашнее задание: выучить теорию, подготовиться к теоретическому опросу, № 18 (а), 23, 24.

Повторить определение подобных треугольников, признаки подобия треугольников (записать в тетради по теории).

М. 3. «Параллельность прямых, прямой и плоскости»

№ УЭ

Содержание учебного материала, задания.

Цели и задачи.

Комментарии для учащихся.

УЭ 0

Знать:

  1. Определение параллельных прямых в пространстве.
  2. Теорему о параллельных прямых.
  3. Теорему о параллельности трёх прямых.
  4. Определение параллельных прямой и плоскости.
  5. Признак параллельности прямой и плоскости.
  6. Утверждения 10 и 20.

Уметь:

  1. Применять перечисленные определения и теоремы к решению задач.

УЭ 1

Цель: вспомнить теорию по теме «Параллельность прямых, прямой и плоскости».

Работаете в рабочей тетради.

Каждое утверждение должно сопровождать-ся чертежом.

Работаем в парах.

После проверки сдаём тетради на проверку.

  1. Отвечаем на вопросы письменно:

1 вариант:

  1. Сформулируйте определение параллельных прямых в пространстве (с иллюстрацией).
  2. Сформулируйте и докажите теорему о параллельных прямых.
  3. Сформулируйте Лемму.
  4. Сформулируйте теорему о параллельности трёх прямых.

2 вариант:

  1. Сформулируйте определение параллельных прямой и плоскости (с иллюстрацией).
  2. Какие случаи взаимного расположения прямой и плоскости (с иллюстрацией)?
  3. Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости.
  4. Сформулируйте утверждения 10 и 20.

Каждое правильное утверждение – 1 балл.

1.2. Взаимопроверка:

«5» - 4 балла;

«4» - 3 балла;

«3» - 2 балла.

УЭ 2

Цель: формирование умений и навыков применять теорию по теме к решению задач.

2.1. Ответьте устно на вопросы:

  1. Какие треугольники называются подобными?
  2. Сколько существует признаков подобия треугольников?
  3. Сформулируйте признаки подобия треугольников.

2.2. Решение № 26.

  1. Решение типовых задач по готовым чертежам:

Задача 1.         Параллельность прямой и плоскости.

Дано: AB||α,

АВ=7, АВК∩α=СD, АС=6, СК=8.

1. Каково взаимное расположение прямых АВ и CD?

2. Найдите CD.

Решение:

1. AB||CD.

2 . ∆АКВ ∞ ∆CKD.

     7 = 14

     х     8  ,     х = 4.

Приведите необходимые обоснования.

Задача 2. Плоскость α пересекает стороны АВ и АС треугольника АВС соответственно в точках В1 и С1.

Известно, что BC||α, АВ:В1В=8:3, АС=16 см.

  1.  Докажите, что В1С1 ||ВС. 2. Найдите ACl.

Решение:

Способ 1

  1. BC||α, АВС∩α=В1С1=>В1С1||ВС.
  2. АС11С=5:3, 5m+3m=16, m=2, АС1=5m,  АС1=10.

Способ 2 AB1=AC1 АВ    АС

  АС1=10.

Дайте обоснование решения.

  1. Решение № 27.
  2. Решение № 29 (вспомните определение и свойство трапеции).

Работаете в рабочей тетради вместе с учителем.

Перенесите чертежи и условие задач в рабочую тетрадь, решение задач обсудите в парах и запишите в тетрадь более подробно. Можно пользоваться помощью учителя.

Работаете в рабочей тетради вместе с учителем.

УЭ 3

ИТОГ:

  1. Посмотрите УЭ 0 и скажите всё ли вы знаете.
  2. В чём испытывали трудность?

УЭ 4

Домашнее задание: подготовиться к самостоятельной работе, № 28, 30.

М. 4. «Параллельность плоскостей»

№ УЭ

Содержание учебного материала, задания.

Цели и задачи.

Комментарии для учащихся.

УЭ 0

Знать:

  1. Понятие параллельных плоскостей.
  2. Признак параллельности двух плоскостей.
  3. Свойства 10 и 20 параллельных плоскостей.

Уметь:

  1. Применять перечисленные определение, признак, свойства к решению задач.

УЭ 1

Цель: сформулировать:

  • случаи взаимного расположения двух плоскостей;
  • определение параллельных плоскостей;
  • признак параллельности двух плоскостей;
  • свойства 10 и 20 параллельных плоскостей.

Работаете в тетради по теории.

Работаем с учителем.

 

  1. Запишите тему «Параллельность плоскостей».
  2. Прочитайте п. 10 § 3, стр. 20 – 22.
  3. Проанализируйте рис. 28 и ответьте на вопрос: сколько возможно случаев расположения двух плоскостей?
  4. Перенесите рис. 28(а) и рис. 28(б) в тетрадь и запишите случаи взаимного расположения двух плоскостей.
  5. Запишите определение параллельных плоскостей, в качестве иллюстрации используете рис. 28(б) учебника, запишите обозначение параллельности плоскостей (α║β).
  6. Запишите признак параллельности двух плоскостей, в качестве иллюстрации используете рис. 29 учебника.
  7. Запишите доказательство признака, в качестве иллюстрации используете рисунок, предложенный ниже:

  1. Прочитайте п. 11 § 3, стр. 21 - 22.
  2. Запишите формулировку свойства 10 параллельных плоскостей (без доказательства), в качестве иллюстрации используете рис. 30 учебника.
  3. Запишите формулировку свойства 20 параллельных плоскостей (без доказательства), в качестве иллюстрации используете рис. 31 учебника.

  1. Ответьте устно на вопросы:
  • Каковы случаи взаимного расположения двух плоскостей?
  • Сформулируете определение параллельных плоскостей.
  • Приведите примеры параллельных плоскостей.
  • Сформулируете признак параллельности двух плоскостей.
  • Какой метод используется в доказательстве теоремы?
  • Что предполагается в теореме?
  • Какое утверждение (изученное нами ранее) используется при доказательстве теоремы?
  • Сформулируйте теорему о параллельных прямых, которая также используется при доказательстве признака.
  • Что за противоречие получается при доказательстве признака?
  • Сформулируйте свойства 10 и 20 параллельных плоскостей.

УЭ 2

Цель: формирование умений и навыков применять теорию по теме к решению задач.

2.1. Разбор задачи по готовому решению.

Задача: Точка В не лежит в плоскости ∆ АDC, точки M, N и P – середины отрезков ВА, ВС и ВD соответственно.

а) Докажите, что плоскости MNP и АDC параллельны.

б) Найдите площадь ∆ MNP, если площадь ∆ АDC равна 48 см2.

Решение:

а) MP║AD, PN║DC, NM║CA согласно свойству средней линии треугольника. Следовательно, MNP║ADC (по признаку параллельности двух плоскостей).

б) < PMN = < DAC, < MNP= < ACD как углы с сонаправленными сторонами, поэтому                        ∆ MNP  ∆ АDC (по первому признаку подобия треугольников).

                 

         (по теореме об отношении площадей   подобных).

                       (согласно свойству средней линии треугольника).

        

Следовательно,

Ответ: 12 см2.

  1. . Решение задач.

№ 63(а), № 65.

2.3. Решение задач по готовым чертежам.

2.4. Самостоятельная работа.

№ 63(б).

Работаете в рабочей тетради вместе с учителем.

Перенесите чертеж и условие задачи в рабочую тетрадь, решение задачи запишите в тетрадь более подробно.

Работаете в рабочей тетради вместе с учителем.

Решать задачу можно в парах, оформлять в рабочей тетради. После решения тетрадь сдать.

УЭ 3

ИТОГ:

  1. Посмотрите п.1.11.УЭ 1 и скажите на все ли вопросы вы можете дать ответ?
  2. В чём испытывали трудность на уроке?

УЭ 4

Домашнее задание: выучить теорию, № 50, 55, 58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический диктант по теме: "Параллельность прямых, прямой и плоскости" для 10 класса.

Математический диктант по геометрии по теме: "Параллельность прямых, прямой и плоскости" для 10 класса составлен в двух вариантах по 12 вопросов в каждом к УМК Л.С. Атанасяна. Цель: проверить знание о...

Конспект урока по теме: "Вычисление угла между векторами, прямыми, прямыми и плоскостью"

Урок обобщения и систематизации знаний, на котором используется частично - поисковый метод. Основная цель : отработка навыков нахождения угла между векторами, прямыми, прямой и плоскостью. В результат...

Тесты по теме "Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости", "Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости"

Тесты предназначены для проверки усвоенияследующих понятий и определений: взаимное расположение прямых в пространстве, определение скрещивающихся прямых, определение параллельных прямых, признак парал...

Теоретический тест "Параллельность прямых, прямой и плоскости" по геометрии 10 класс.

Теоретический тест по теме "Параллельность прямых, прямой и плоскости" по геометрии 10 класс на 2 варианта....

21. Интерактивный тест по теме:" Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости".

Данный тест может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установить низкий уровень безопасности (серви...