Урок "Площадь треугольника и прямоугольника"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Тормозова Оксана Александровна

Конспект урока по теме "Площадь треугольника и прямоугольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  «Площадь треугольника и прямоугольника».

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Вид урока: комбинированный (деловая игра, творческий проект)

Планируемые образовательные результаты:

1)  личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности.

2)  метапредметные:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение планировать и осуществлять деятельность направленную на решение математических задач.

3) предметные:

  • владение базовым понятийным аппаратом (освоение основных фактов и методов планиметрии);
  • овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применении к решению математических и нематематических задач (выполнять устные, письменные вычисления, использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, использовать формулы для нахождения площадей геометрических фигур).

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (предварительно класс разбит на 3-4 группы, в зависимости от наполняемости).

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня на уроке мы поговорим о практическом применении математики и ее компонентов в повседневной жизни.

 Но прежде хочу продемонстрировать вам фрагмент одного очень старого советского мультфильма.

Воспроизводится видеоролик (фрагмент мультфильма «Кто пасется на лугу?»).

Первый вопрос, который у вас должен был сейчас возникнуть: «А как связаны молоко и математика?» На первый взгляд никакой взаимосвязи нет. Но, давайте рассмотрим молоко с точки зрения продукта торговли.

На прилавки магазинов оно поступает явно не в корове, а в специальных пакетах, которые представляют собой геометрические тела, такие как….

Напомните, как они называются?

На экране изображение пакетов из-под молока, форма которых прямоугольный параллелепипед и пирамида. Учащиеся должны ответить.

Да, так вот сегодня на уроке, мы с вами постараемся представить, что каждая из ваших команд – это рабочая группа крупнейших компаний по производству молочной продукции. ОАО «Молочные реки», молокозавод «Буренка» и молкомбинат «Муму».

Выберем, кто же у нас кем будет.

Учащиеся вытягивают лист с названием предприятия.

И в связи со сложившейся ситуацией в нашей стране, когда огромную роль стало играть развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, правительство объявило конкурс «Самый экономичный и практичный пакет под молоко!», в котором ваши компании примут участие. Условия конкурса – создание наиболее выгодного и практичного пакета. То есть необходимо разработать макет пакета под молоко.

Для этой цели вам выделили стартовый капитал по 100 коровок. Также у каждой команды в ходе нашей игры будет возможность еще увеличить свой «золотой» запас, правильно отвечая на вопросы и решая задачи: устный ответ – 10 коровок.

А для более успешной работы в группе вам необходимо выбрать руководителя вашей группы, который будет координировать ваши действия и в конце нашего общения заполнит бланк для оценивания фамилиями членов команды и расставит уровень вашей работы, а также финансиста, который будет проводить расчеты.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Прежде, чем мы перейдем к оформлению ваших макетов, давайте вспомним некоторые понятия и формулы, которые нам понадобятся в реализации вашего проекта. У вас есть опорные конспекты, которые я попрошу вас заполнять по мере нашего общения. И не забывайте, что за каждый правильный ответ – 10 коровок.

Задаются устные вопросы, правильно ответивший получает коровки.

Мы сказали, что пакет под молоко представляет собой геометрическое тело – прямоугольный параллелепипед, пирамида. Запишите в свои опорные конспекты, пожалуйста. А что же является их гранями, какие геометрические фигуры?

Ребята должны назвать. (Треугольник, прямоугольник, квадрат).

Верно. Нам на стадии разработки проекта надо будет выяснить, сколько картона понадобится для изготовления пакета. Как вы думаете, что для этого нам необходимо знать?

Учащиеся должны ответить, что площади этих фигур. Если затрудняются, подвести их наводящими вопросами.

Да, правильно, площадь его поверхности, которая состоит из прямоугольников и треугольников. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.

Площадь треугольника и прямоугольника.

Записывают тему в опорных конспектах.

А по какой формуле находится площади данных фигур?

Учащиеся называют основные формулы для нахождения площадей данных геометрических фигур и записывают их в опорные конспекты.

.

III. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Молодцы. А теперь приведите, пожалуйста, примеры применения данных формул в нашей повседневной жизни.

Приводят примеры.

IV. Включение изученного в систему знаний.

А теперь вернемся к разработке ваших проектов для участия в конкурсе. Итак, ваша задача состоит в том, чтобы разработать дизайн пакета под молоко и просчитать его себестоимость, используя предложенные данные и материалы, которые находятся у вас на столах, также таблицы со значениями стоимости материалов. Т.е. рассчитать количество и стоимость картона, необходимого на изготовление самой упаковки, а также стоимость нанесенных надписей и логотипов на упаковку. Обратите внимание, что картон необходим еще и на сгибы, не только на грани, поэтому к общей площади еще надо добавить 10% от нее, чтобы получить весь картон, затраченный на производство упаковки. Так же на обязательные условия: не менее 1 логотипа на пакете, название предприятия, наименование продукции и девиз. Хорошо бы уложиться в  имеющиеся у вашей компании средства. Затем вам надо будет провести презентацию своего проекта, обращая внимание на его плюсы, минусы.

У каждой команды на столе находится набор из макета пакета (у 1 и 2  команд – прямоугольные параллелепипеды, у 3 – пирамида из картона), маркеры и логотипы в виде коровок. Учащиеся делают соответственные измерения и расчеты. Создают макет и проводят презентацию (1-2 человека  от команды).

Готовы. Пожалуйста, представители ОАО «Молочные реки» (молокозавод «Буренка» и молкомбинат «Муму»).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Хорошо, все справились с заданием. Я думаю, что любая компания билась бы на рынке труда за привлечение себе таких специалистов. Вы сегодня попробовали себя и в роли руководителей, и финансистов, дизайнеров и логистов.

Посмотрите как еще можно использовать пакеты из-под молока.

Подведем итог нашего занятия.

Вспомните, какие основные формулы мы сегодня повторили?

Пожалуйста, посмотрите на свое домашнее задание: задача на расчет стоимости ламината для ремонта пола и творческое задание.

Спасибо вам большое за урок. И мне бы очень хотелось, чтобы вы оценили нашу совместную работу одним из трех смайликов. Приклейте его на ваш пакет под молоко в соответствии с тем настроением, эмоциями и полезностью, которое вы получили на уроке.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учится!

Спасибо.

Завершить урок мне хотелось бы небольшим подарком вашему классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический лабиринт. 5 класс. Тема: Угол. Треугольник. Прямоугольник.

Нестандартный урок "Математический лабиринт". Основная цель  «Математического лабиринта»: повторение важных понятий темы; развитие логического мышления, умения применять полученные знания при реш...

Урок: «Площадь. Площадь прямоугольника, треугольника, квадрата» 5 класс

ЦЕЛИ УРОКА:Создать условия для получения  теоретических сведений по теме, и учится применять их на практике.ЗАДАЧИ:Получение теоретических знаний по теме, усвоение учащимися понятий  «площад...

Подготовка к ОГЭ. Элементы треугольника и прямоугольника.

В данном материале представлены задачи, связанные с элементами треугольника и прямоугольника....

"Площадь прямоугольника и треугольника".

Размещаемый материал является конспектом урока по геометрии в 5 классе. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Виленкин Н.Я. "Математика,5".Это второй урок в темати...

Конспект урока ИЗО «Круг, треугольник, квадрат (прямоугольник) – что мы можем увидеть в каждой из этих фигур и в их сочетании». 1 класс

Урок разработан на основе авторской программы Е.С.Медковой  "Утро художника", допущенной Министерством образования и науки РФ.  Содержание программы основывается на реалиях то...