Рабочая программа курса "Геометрия" для 7-9 класса
рабочая программа по геометрии (7, 8, 9 класс)
Рабочая программа соответствует ФГОС основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_7-9.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ярковская средняя общеобразовательная школа
Согласована с заместителем директора по УВР _________________________ _____________ О.С. Асеева | Утверждена Приказом № ______ от _________________________________ Директор школы: _____________ Е.А. Альбах
|
Рабочая программа
по геометрии
для 7 - 9 классов
(срок реализации - 3 года)
Составитель:
Карлова Вера Николаевна,
учитель 1 квалификационной категории
Ярки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре разработана для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Ярковской СОШ;
- Устава МКОУ Ярковской СОШ.
Цель:
формирование научно-теоретического мышления школьников, раскрытие внутренней гармонии математики, формирование понимания красоты и изящества математических рассуждений, эстетическое воспитание учащихся.
Задачи:
- развитие логического мышления учащихся;
- формирование умения и навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов;
- формирование умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развитие логической интуиции;
- развитие воображения школьников, обогащение их пространственные представления.
На изучение курса «Геометрия» на данном уровне отводится 210 часов. Курс 7-го класса «Геометрия» предусматривает 70 часов в год, 2 часа в неделю, 8 класс «Геометрия» 72 часов в год, 2 часа в неделю, 9 класс «Геометрия» 68 часа в год, 2 часа в неделю.
Геометрия входит в предметную область «Математика, Информатика» учебного плана школы.
Изучение геометрии предусматривает использование следующего учебно-методического комплекса:
Учебник «Геометрия». 7 - 9 класс. Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др., Просвещение, 2016 год.
Срок реализации программы – 3 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения программы курса «Геометрия»:
личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований
и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи
с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
7 класс
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Выпускник получит возможность:
5) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
6) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла.
8 класс
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
1) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 90°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,
отношения фигур (равенство, подобие)
2) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
3) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Выпускник получит возможность:
5) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
6) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) использовать свойства измерения площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
Выпускник получит возможность:
6) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;
7) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
9 класс
Наглядная геометрия
1) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
2) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
3) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
4) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
6) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
1) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов,
отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
2) оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
3) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
5) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
6) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
7) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
8) приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
1) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
2) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
3) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
7) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
1) вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
2) использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
3) овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
4) приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Векторы
Выпускник научится:
1) оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
2) находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при
необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
3) вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
4) овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
5) приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Содержание учебного предмета, курса «Геометрия»
7 класс
Глава I. Начальные геометрические сведения (10 ч)
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков. Измерение углов. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Перпендикулярные прямые. Решение задач.
Глава II. Треугольники (20ч)
Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава III. Параллельные прямые (16ч)
Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Аксиома параллельных прямых.
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18ч)
Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трём элементам.
Повторение (6ч)
8 класс
Глава V. Четырёхугольники (14ч)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральная симметрия.
Глава VI. Площадь (14ч)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Глава VII. Подобные треугольники (20ч)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность (20ч)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Повторение (4ч)
9 класс
Глава IX. Векторы (8ч)
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Глава X. Метод координат (10ч)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12ч)
Правильные многоугольники Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Глава XIII. Движения (8ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (8ч)
Многогранники. Тела и поверхности вращения.
Об аксиомах планиметрии (2ч)
Повторение (9ч)
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Раздел, глава | тема | количество часов | контрольная работа |
1 | Глава I. Начальные геометрические сведения | 10 | 1 | |
Прямая и отрезок. Луч и угол | 1 | |||
Сравнение отрезков и углов | 1 | |||
Измерение отрезков. Измерение углов | 4 | |||
Перпендикулярные прямые | 1 | |||
Решение задач | 2 | |||
Контрольная работа № 1 | 1 | |||
2 | Глава II. Треугольники | 20 | 1 | |
Первый признак равенства треугольников | 3 | |||
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 4 | |||
Второй признак равенства треугольников | 2 | |||
Третий признак равенства треугольников | 2 | |||
Задачи на построение | 6 | |||
Решение задач | 2 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | |||
3 | Глава III. Параллельные прямые | 16 | 1 | |
Признаки параллельности двух прямых | 4 | |||
Аксиома параллельных прямых | 5 | |||
Решение задач | 6 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | |||
4 | Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 | |
Сумма углов треугольника | 2 | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | |||
Прямоугольные треугольники | 5 | |||
Построение треугольника по трём элементам | 3 | |||
Решение задач | 2 | |||
Контрольная работа № 5 | 1 | |||
5 | Повторение | 6 | 1 | |
Решение задач | 5 | |||
Годовая контрольная работа | 1 | |||
ИТОГО | 70 | 6 |
8 класс
№ п/п | Раздел, глава | тема | количество часов | контрольная работа |
1 | Глава V. Четырёхугольники | 14 | 1 | |
Многоугольники | 2 | |||
Параллелограмм и трапеция | 6 | |||
Прямоугольник, ромб, квадрат | 4 | |||
Решение задач | 1 | |||
Контрольная работа № 1 | 1 | |||
2 | Глава VI. Площадь | 14 | 1 | |
Площадь многоугольника | 2 | |||
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции | 6 | |||
Теорема Пифагора | 3 | |||
Решение задач | 2 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | |||
3 | Глава VII. Подобные треугольники | 20 | 2 | |
Определение подобных треугольников | 2 | |||
Признаки подобия треугольников | 5 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | |||
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач | 7 | |||
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 4 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | |||
4 | Глава VIII. Окружность | 20 | 1 | |
Касательная к окружности | 3 | |||
Центральные и вписанные углы | 5 | |||
Четыре замечательные точки треугольника | 5 | |||
Вписанная и описанная окружности | 4 | |||
Решение задач | 2 | |||
Контрольная работа № 5 | 1 | |||
5 | Повторение | 4 | 1 | |
Годовая контрольная работа | 1 | |||
ИТОГО | 72 | 6 |
9 класс
№ п/п | Раздел, глава | тема | количество часов | контрольная работа |
1 | Глава IX. Векторы | 8 | ||
Понятие вектора | 2 | |||
Сложение и вычитание векторов Умножение вектора на число. | 3 | |||
Применение векторов к решению задач | 3 | |||
2 | Глава X. Метод координат | 10 | 1 | |
Координаты вектора | 2 | |||
Простейшие задачи в координатах | 2 | |||
Уравнения окружности и прямой | 3 | |||
Решение задач | 2 | |||
Контрольная работа № 1 | 1 | |||
3 | Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 | |
Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 3 | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 4 | |||
Скалярное произведение векторов | 2 | |||
Решение задач | 1 | |||
Контрольная работа № 2 | 1 | |||
4 | Глава XII. Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 | |
Правильные многоугольники | 4 | |||
Длина окружности и площадь круга | 4 | |||
Решение задач | 3 | |||
Контрольная работа № 3 | 1 | |||
5 | Глава XIII. Движения | 8 | 1 | |
Понятие движения | 3 | |||
Параллельный перенос и поворот | 3 | |||
Решение задач | 1 | |||
Контрольная работа № 4 | 1 | |||
6 | Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии | 8 | ||
Многогранники | 4 | |||
Тела и поверхности вращения | 4 | |||
7 | Об аксиомах планиметрии | 2 | ||
8 | Повторение | 9 | 1 | |
Годовая контрольная работа | 2 | |||
ИТОГО | 68 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...