конспект урока "Обобщение по теме "Метод координат"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

Луценко Ольга Александровна

План-конспект урока геометрии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_koordinat.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»

Публикация открытого урока по геометрии в 9 классе

Учитель: Луценко Ольга Александровна

Тема урока:  «Метод координат»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Цели:

1. Дидактическая.

  • Закрепить и обобщить полученные знания и навыки в процессе решения задач
  • Совершенствовать навыки решения задач, умение планировать поиск решения задачи.
  • Подготовить учащихся к контрольной работе

2. Развивающая.

  • Развивать внимание, мышление
  • Продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания
  • Работать над совершенствованием математически грамотной речи
  • Формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу

3. Воспитательная.

  • Воспитание самостоятельности, уважительного отношения к окружающим, умения доводить любое учебное задание до конца  

Использованные источники:

Л.И. Сергиенко, П.И. Самойленко «Планирование учебного процесса по математике». М.: Высшая школа

Ход урока:

1. Организационный момент.

Цель – настроить учащихся на рабочий ритм.

Учитель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, этим  мы пожелаем друг другу успеха на  уроке.

Вопрос: «На доске записана тема урока. Определите, чем мы сегодня будем заниматься, попробуйте сформулировать цели урока.»

«Сегодня на уроке мы должны повторить все формулы по данной теме и проверить умение применять их при решении задач».

 Девизом нашего занятия пусть послужат слова:  «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий». (эпиграф)

2. Проверка домашнего задания.

Цель – выявить и устранить, какие трудности возникли при выполнении домашнего задания

Учитель: «У кого есть вопросы по домашнему заданию?»

3. Математический диктант.

Цель – повторение ранее изученных формул и правил

Учитель: «Считаем в уме, в тетрадь записываем ответ».

Вариант 1

Вариант 2

Дано: {3; -2},    {1; 2},  А(0; 4),  В(-2; 5),  С(-3; -1)

Запиши разложение вектора            по координатным векторам

Запиши разложение вектора    по координатным векторам

Вычисли координаты вектора АВ

Вычисли координаты вектора ВС

Найди длину вектора АВ

Найди длину вектора ВС

Вычисли координаты точки Д, которая является серединой отрезка ВС

Вычисли координаты точки Е, которая является серединой отрезка АС

Запиши уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 9.

Запиши уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 8.

Запиши уравнение прямой, проходящей через точку В параллельно оси абсцисс.

Запиши уравнение прямой, проходящей через точку С параллельно оси ординат.

Передаем свою работу соседу. Проверяем ответы. Выставляем отметку. Меняемся работами. Кто получил 5? 4? 3? 2?

4. Устный счет.

Цель – повторить умение работать с графиками, определять по уравнению вид линии.

  1. Составь уравнение окружности по чертежу

http://5klass.net/datas/geometrija/Uravnenie-okruzhnosti/0013-013-6.jpg

http://900igr.net/datai/pedagogika/Svoja-igra/0017-007-Sostavte-uravnenie-okruzhnosti.png

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=274817492-32-72&n=21

5. Обобщение теоретического материала по теме «Уравнение линии»

Цель – выявить соответствие расположения прямой в зависимости от уравнения.

Заполни таблицу. Какой линии удовлетворяет данное уравнение:

Вид уравнения

Расположение прямой (схематично)

Вид уравнения

Расположение прямой (схематично)

ах + ву + с = 0

ах + с = 0

ах + ву = 0

ву = 0

ву + с = 0

ах = 0

6. Решение задач.

Цель – подготовиться к решению тестовой работы, выявить и устранить возможные затруднения и пробелы в знаниях.

Текст задач выписан на раздаточном материале. У доски работают три человека, остальные на местах.

Раздаточный материал

Задача 1. Найдите  координаты и длину вектора

    , если    {3; -2},  {-6; 2}

Задача 2. Окружность задана уравнением

(х - 1)² + у² = 9. Составьте уравнение прямой, проходящей через центр окружности и точку    К(-3; 8).

Задача 3. Докажите, что треугольник АВС равнобедренный, если А(-6; 1), В(2;4), С(2; -2).

7. Тестовая работа контролирующего характера.

Цель – проверить готовность к контрольной работе.

Учащиеся решают задачи с выполнением кратких записей в тетради, ответы выписывают на заготовках в двух экземплярах, одну из которых вкладывают в тетрадь и сдают учителю, а по второй проверяют свои ответы.

Учитель называет ответы, сразу опрашивает учащихся, какие отметки они получили (предварительные сведения).

 Вариант 1.

1. Дано:   = -  + 2  .  Найди координаты вектора   

А.{2; -1}      Б.{-1; 2}       В.{0; 2}     Г.{1; -2}

2. Дано: {3; -2}, {2; -3}

Найдите координаты вектора  =  - 4 

А.{5; -10}  Б.{-5; -14}   В.{11; 10}  Г.{-5; 10}

3. Дано: С(2; -5), Д(-3; 4). Найдите координаты вектора

А. {-5; 9}    Б. {-5; -1}    В. {5; -9}   Г.{-1; -5}

4. Дано: Р(-1; 3), Т(2; -1). Найди координаты середины отрезка РТ.

А.  (1; 2)    Б. (1,5; 1)    В. (0,5; 1)      Г. (-1; 1)

5. Составь уравнение окружности, если ее центр лежит в точке  (5; -3),а радиус равен 4

А. (х + 5)² + (у - 3)² = 4.  

Б. (х - 5)² + (у + 3)² = 4.              

В. (х + 5)² + (у - 3)² = 16.

Г.(х - 5)² + (у + 3)² = 16.

6. Составь уравнение прямой, проходящей через точки М(-2; -1) и К(1; 5). Запиши полученный ответ.

 Вариант 2.

1. Дано:    = 2  - 3.  Найди координаты вектора  

А.{-3; 2}      Б.{-2; 3}       В.{2; 3}     Г.{2; -3}

2. Дано: {3; -2}, {2; -3}

Найдите координаты вектора  = - + 3 

А.{5; -10}  Б.{-5; -14}   В.{11; 10}  Г.{-5; 10}

3. Дано: С(-1; 6), Д(3; -2). Найдите координаты вектора

А. {-4; 8}   Б. {4; -8}     В. {2; 4}     Г. {2; -8}

4. Дано: Р(-1; 3), Т(2; -1). Найди расстояние между точками Р и Т.

А.             Б. 5         В.             Г.

5. Составь уравнение окружности, если ее центр лежит в точке  (4; -5),а радиус равен 3

А. (х + 4)² + (у – 5)² = 3.    

Б. (х – 4)² + (у + 5)² = 3.              

В. (х + 4)² + (у – 5)² = 9.    

Г. (х - 4)² + (у + 5)² = 9.

6. Составь уравнение прямой, проходящей через точки Д(3; -2) и М(-1; 2). Запиши полученный ответ.

8. Задание на дом.

На раздаточном материале

Задача 1. Найдите  координаты и длину вектора

   , если    {3; -2} ,  {-6; 2}

Задача 2. Даны координаты вершин параллелограмма АВСД: А(-6; 1), В(0; 5), С(6; -4), Д(0; -8). Докажите, что АВСД – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.

Задача 3. Окружность задана уравнением

(х + 1)² + (у – 2)² = 16. Составьте уравнение прямой, проходящей через центр окружности и параллельной оси абсцисс.

9. Выставление отметок за урок.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: «Полезен был для вас этот урок?»

Что  узнали вы на уроке?

Закончите фразу:  Теперь я могу…

Самоанализ

урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»

Тема урока:  «Метод координат»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся

Цели:

1. Дидактическая.

  • Закрепить и обобщить полученные знания и навыки в процессе решения задач
  • Совершенствовать навыки решения задач, умение планировать поиск решения задачи.
  • Подготовить учащихся к контрольной работе.

2. Развивающая.

  • Развивать память, внимание, мышление
  • Продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания
  • Работать над совершенствованием математически грамотной речи
  • Формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу

3. Воспитательная.

  • Воспитание самостоятельности, уважительного отношения к окружающим, умения доводить любое учебное задание до конца  

Исходя из конкретных целей урока был выбран соответствующий учебный материал: задачи из сборника для подготовки к ГИА, тесты из собственного набора ЦОР.

Для проведения урока была выбрана  общеклассная ФОПД, использовалась также индивидуальная и парная форма работы.

Использовались следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Для подготовки к уроку  использовались ресурсы глобальной сети Интернет и программные ресурсы компьютера.

Контроль  усвоения  материала производился на большинстве  этаповурока в различных формах. Самостоятельная работа показала хороший уровень усвоения учащимися материала.

Домашнее задание – задачи, необходимые для подготовки к контрольной работе, -  соответствует санитарным нормам.(15-25 мин)

Учащиеся продемонстрировали на уроке сравнительно высокий уровень подготовки (знание материала предыдущих тем, умение   грамотно отвечать на вопросы учителя, вести обсуждение).

Очевидна заинтересованность учащихся в выполнении заданий.

На уроке было поставлено _____________ отметок, из них положительных _________, из чего можно сделать вывод: Урок поставленных целей достиг.

Цели урока

Реализация

  1. Дидактические
  • Закрепить и обобщить полученные знания и навыки в процессе решения задач
  • Совершенствовать навыки решения задач, умение планировать поиск решения задачи.
  • Подготовить учащихся к контрольной работе

Образовательные цели были реализованы в полном объеме:

учащиеся повторили и обобщили знания и умения по теме «Векторы» и «Уравнение прямой и окружности», показали умение проводить сравнительный анализ,  делать выводы.

Учащиеся самостоятельно выявили зависимость расположения графика прямой линии от вида уравнения.

Показали хорошие знания по теме.

2. Развивающие

  • Развивать память, внимание, мышление
  • Продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания
  • Работать над совершенствованием математически грамотной речи
  • Формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу

Продумывать  способ формирования групп в зависимости от целей урока.

На данном уроке было оправдана работа в парах, работа у доски по желанию для создания благоприятного микроклимата при повторении и обобщении ранее изученного материала.

Необходимо обратить внимание на развитие монологической и диалогической речи учащихся на следующих уроках.

Учащиеся справились с временными рамками проверочных работ, т.е. готовы к выполнению контрольной работы.

  • Формирование  универсальных учебных действий (Самостоятельное формирование познавательных целей, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, активное слушание)
  • Развивать самостоятельное формирование познавательных целей, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
  • Формировать    универсальные  логические действия       ( анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации,  подведение под понятие, установление причинно-следственных связей)
  • Развивать регулятивные умения (самоанализ  своей деятельности, рефлексия) Самоконтроль.

Учащиеся самостоятельно ставили познавательные задачи, поиск нужной информации осуществляли, используя  знания, полученные на предыдущих уроках и активное слушание учителя и одноклассников.

Они структурировали знания с помощью составления таблицы зависимости графика линии от уравнения, работы с чертежами, проверочными работами различной формы и опорного конспекта.

На уроке была  продумана работа по формированию универсальных логических действий:

Анализ объектов,

Выбор оснований для классификации,

Подведение под понятие, установление причинно-следственных связей    

Учащиеся осуществляли самоанализ своей деятельности на различных этапах урока, а также самоконтроль, провели рефлексию выполнения целей урока, которые они ставили в начале урока

Учащиеся  проводили самоанализ своей деятельности сразу после завершения этапа урока

3. Воспитательные

  • Воспитание самостоятельности, уважительного отношения к окружающим, умения доводить любое учебное задание до конца  

Учащиеся работали все активно и при фронтальном опросе и в парах и индивидуально, проявляя настойчивость, комментировали ответы одноклассников, исправляли ошибки.

Считаю необходимым обратить внимание на воспитание активности.

Этапы урока

Реализация индивидуализации обучения

Предложения

Организационный момент

Цель – настроить учащихся на рабочий ритм, создание положительного настроя.

Постановка целей урока (учащиеся записывают в тетрадь), озвучивают их

Каждый самостоятельно поставил цель урока, имел возможность сравнить(сопоставить) с целями одноклассников

Предложить озвучить: для чего необходимо повторение, где может пригодиться?

2.        Проверка домашнего задания

Цель – выяснить и устранить, какие трудности возникли у учащихся при выполнении домашнего задания

Предложить с индивидуальными вопросами подойти после урока

3. Математический диктант

Цель – повторение ранее изученных формул и правил

Проверить работу сразу после выполнения, работая в парах разобрать ошибки, фронтально разобрать те задания, в которых больше всего допущено ошибок

4. Устный счет.

Цель – повторить умение работать с графиками, определять по уравнению вид линии.

Предоставление права выбора типа задания.

Предложить индивидуально выбрать тип задания для устного объяснения его решения

5. Обобщение теоретического материала по теме «Уравнение линии»

Цель – выявить соответствие расположения прямой в зависимости от уравнения.

Создание ситуации успеха.

Учет индивидуальных особенностей учащихся.

Больше дать время на выполнение задания.

Взаимоконтроль.

6. Решение задач.

Цель – подготовиться к решению тестовой работы, выявить и устранить возможные затруднения и пробелы в знаниях.

Предложить индивидуально выбрать тип задания

7. Тестовая работа контролирующего характера.

Цель – проверить готовность к контрольной работе.

Самостоятельная работа контролирующего характера в тестовой форме.

Самоконтроль.

Предложить разобрать задания, вызвавшие затруднения.

8. Задание на дом.

Цель – подготовка к контрольной работе

Можно было дать дифференцированное задание

9. Выставление отметок за урок.

Самооценка своей деятельности на уроке (на различных этапах урока). Включая работу в группах и парах. Заслушать некоторых

Каждый сам оценил свою деятельность на различных этапах урока и сделал вывод о готовности к контрольной работе.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проверить выполнение целей урока ( мнение учащихся)

Каждый из учащихся сопоставил,  выполнил ли он поставленные перед собой цели в начале урока

Некоторые учащиеся озвучили выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока - обобщения английского языка в 5классе по теме «Мой дом» с использованием ИКТ

Данный урок является уроком-обобщением  и контроля по теме «Мой дом»  с использованием информационных технологий. Урок ориентирован на закрепление изученного материала по теме, а также навык...

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Конспект урока-обобщения по теме: "Союз"

Цель: обобщение,систематизация и закрепление знаний по данной теме.Задачи:Проверить знание учащимися теоретического материала.2. Практически закрепить полученные знания(работа по карточкам,разбо...

Конспект урока в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа"

Конспект урока по математике в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа" с использованем ЭОР (моя итоговая работа по окончании курсов МИОО "Использование ЭОР в процессе обуч...

Конспект урока по теме:Географические координаты

Урок формирования новых знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудито...

конспект урока по географии "Географические координаты" 5-6 класс

Данный конспект можно использовать на уроках географии при изучении темы географические координаты....

Конспект урока по теме "Метод координат. Определение места точки на плоскости", 6 класс.

Урок по теме "Метод координат, Определение места точки на плоскости" относится к этапу подготовки учащихся к освоению системы команд исполнителя Чертежник. С одной стороны, практическая рабо...