конспект урока "Обобщение по теме "Метод координат"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»
Публикация открытого урока по геометрии в 9 классе
Учитель: Луценко Ольга Александровна
Тема урока: «Метод координат»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся
Цели:
1. Дидактическая.
- Закрепить и обобщить полученные знания и навыки в процессе решения задач
- Совершенствовать навыки решения задач, умение планировать поиск решения задачи.
- Подготовить учащихся к контрольной работе
2. Развивающая.
- Развивать внимание, мышление
- Продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания
- Работать над совершенствованием математически грамотной речи
- Формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу
3. Воспитательная.
- Воспитание самостоятельности, уважительного отношения к окружающим, умения доводить любое учебное задание до конца
Использованные источники:
Л.И. Сергиенко, П.И. Самойленко «Планирование учебного процесса по математике». М.: Высшая школа
Ход урока:
1. Организационный момент.
Цель – настроить учащихся на рабочий ритм.
Учитель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, этим мы пожелаем друг другу успеха на уроке.
Вопрос: «На доске записана тема урока. Определите, чем мы сегодня будем заниматься, попробуйте сформулировать цели урока.»
«Сегодня на уроке мы должны повторить все формулы по данной теме и проверить умение применять их при решении задач».
Девизом нашего занятия пусть послужат слова: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий». (эпиграф)
2. Проверка домашнего задания.
Цель – выявить и устранить, какие трудности возникли при выполнении домашнего задания
Учитель: «У кого есть вопросы по домашнему заданию?»
3. Математический диктант.
Цель – повторение ранее изученных формул и правил
Учитель: «Считаем в уме, в тетрадь записываем ответ».
Вариант 1 | Вариант 2 |
Дано: {3; -2}, {1; 2}, А(0; 4), В(-2; 5), С(-3; -1) | |
Запиши разложение вектора по координатным векторам | Запиши разложение вектора по координатным векторам |
Вычисли координаты вектора АВ | Вычисли координаты вектора ВС |
Найди длину вектора АВ | Найди длину вектора ВС |
Вычисли координаты точки Д, которая является серединой отрезка ВС | Вычисли координаты точки Е, которая является серединой отрезка АС |
Запиши уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 9. | Запиши уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 8. |
Запиши уравнение прямой, проходящей через точку В параллельно оси абсцисс. | Запиши уравнение прямой, проходящей через точку С параллельно оси ординат. |
Передаем свою работу соседу. Проверяем ответы. Выставляем отметку. Меняемся работами. Кто получил 5? 4? 3? 2?
4. Устный счет.
Цель – повторить умение работать с графиками, определять по уравнению вид линии.
- Составь уравнение окружности по чертежу
5. Обобщение теоретического материала по теме «Уравнение линии»
Цель – выявить соответствие расположения прямой в зависимости от уравнения.
Заполни таблицу. Какой линии удовлетворяет данное уравнение:
Вид уравнения | Расположение прямой (схематично) | Вид уравнения | Расположение прямой (схематично) |
ах + ву + с = 0 | ах + с = 0 | ||
ах + ву = 0 | ву = 0 | ||
ву + с = 0 | ах = 0 |
6. Решение задач.
Цель – подготовиться к решению тестовой работы, выявить и устранить возможные затруднения и пробелы в знаниях.
Текст задач выписан на раздаточном материале. У доски работают три человека, остальные на местах.
Раздаточный материал Задача 1. Найдите координаты и длину вектора , если {3; -2}, {-6; 2} Задача 2. Окружность задана уравнением (х - 1)² + у² = 9. Составьте уравнение прямой, проходящей через центр окружности и точку К(-3; 8). Задача 3. Докажите, что треугольник АВС равнобедренный, если А(-6; 1), В(2;4), С(2; -2). |
7. Тестовая работа контролирующего характера.
Цель – проверить готовность к контрольной работе.
Учащиеся решают задачи с выполнением кратких записей в тетради, ответы выписывают на заготовках в двух экземплярах, одну из которых вкладывают в тетрадь и сдают учителю, а по второй проверяют свои ответы.
Учитель называет ответы, сразу опрашивает учащихся, какие отметки они получили (предварительные сведения).
Вариант 1. 1. Дано: = - + 2 . Найди координаты вектора А.{2; -1} Б.{-1; 2} В.{0; 2} Г.{1; -2} 2. Дано: {3; -2}, {2; -3} Найдите координаты вектора = - 4 А.{5; -10} Б.{-5; -14} В.{11; 10} Г.{-5; 10} 3. Дано: С(2; -5), Д(-3; 4). Найдите координаты вектора А. {-5; 9} Б. {-5; -1} В. {5; -9} Г.{-1; -5} 4. Дано: Р(-1; 3), Т(2; -1). Найди координаты середины отрезка РТ. А. (1; 2) Б. (1,5; 1) В. (0,5; 1) Г. (-1; 1) 5. Составь уравнение окружности, если ее центр лежит в точке (5; -3),а радиус равен 4 А. (х + 5)² + (у - 3)² = 4. Б. (х - 5)² + (у + 3)² = 4. В. (х + 5)² + (у - 3)² = 16. Г.(х - 5)² + (у + 3)² = 16. 6. Составь уравнение прямой, проходящей через точки М(-2; -1) и К(1; 5). Запиши полученный ответ. | Вариант 2. 1. Дано: = 2 - 3. Найди координаты вектора А.{-3; 2} Б.{-2; 3} В.{2; 3} Г.{2; -3} 2. Дано: {3; -2}, {2; -3} Найдите координаты вектора = - + 3 А.{5; -10} Б.{-5; -14} В.{11; 10} Г.{-5; 10} 3. Дано: С(-1; 6), Д(3; -2). Найдите координаты вектора А. {-4; 8} Б. {4; -8} В. {2; 4} Г. {2; -8} 4. Дано: Р(-1; 3), Т(2; -1). Найди расстояние между точками Р и Т. А. Б. 5 В. Г. 5. Составь уравнение окружности, если ее центр лежит в точке (4; -5),а радиус равен 3 А. (х + 4)² + (у – 5)² = 3. Б. (х – 4)² + (у + 5)² = 3. В. (х + 4)² + (у – 5)² = 9. Г. (х - 4)² + (у + 5)² = 9. 6. Составь уравнение прямой, проходящей через точки Д(3; -2) и М(-1; 2). Запиши полученный ответ. |
8. Задание на дом.
На раздаточном материале
Задача 1. Найдите координаты и длину вектора , если {3; -2} , {-6; 2} Задача 2. Даны координаты вершин параллелограмма АВСД: А(-6; 1), В(0; 5), С(6; -4), Д(0; -8). Докажите, что АВСД – прямоугольник, и найдите координаты точки пересечения его диагоналей. Задача 3. Окружность задана уравнением (х + 1)² + (у – 2)² = 16. Составьте уравнение прямой, проходящей через центр окружности и параллельной оси абсцисс. |
9. Выставление отметок за урок.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: «Полезен был для вас этот урок?»
Что узнали вы на уроке?
Закончите фразу: Теперь я могу…
Самоанализ
урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»
Тема урока: «Метод координат»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся
Цели:
1. Дидактическая.
- Закрепить и обобщить полученные знания и навыки в процессе решения задач
- Совершенствовать навыки решения задач, умение планировать поиск решения задачи.
- Подготовить учащихся к контрольной работе.
2. Развивающая.
- Развивать память, внимание, мышление
- Продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания
- Работать над совершенствованием математически грамотной речи
- Формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу
3. Воспитательная.
- Воспитание самостоятельности, уважительного отношения к окружающим, умения доводить любое учебное задание до конца
Исходя из конкретных целей урока был выбран соответствующий учебный материал: задачи из сборника для подготовки к ГИА, тесты из собственного набора ЦОР.
Для проведения урока была выбрана общеклассная ФОПД, использовалась также индивидуальная и парная форма работы.
Использовались следующие технологии: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Для подготовки к уроку использовались ресурсы глобальной сети Интернет и программные ресурсы компьютера.
Контроль усвоения материала производился на большинстве этаповурока в различных формах. Самостоятельная работа показала хороший уровень усвоения учащимися материала.
Домашнее задание – задачи, необходимые для подготовки к контрольной работе, - соответствует санитарным нормам.(15-25 мин)
Учащиеся продемонстрировали на уроке сравнительно высокий уровень подготовки (знание материала предыдущих тем, умение грамотно отвечать на вопросы учителя, вести обсуждение).
Очевидна заинтересованность учащихся в выполнении заданий.
На уроке было поставлено _____________ отметок, из них положительных _________, из чего можно сделать вывод: Урок поставленных целей достиг.
Цели урока | Реализация |
| Образовательные цели были реализованы в полном объеме: учащиеся повторили и обобщили знания и умения по теме «Векторы» и «Уравнение прямой и окружности», показали умение проводить сравнительный анализ, делать выводы. Учащиеся самостоятельно выявили зависимость расположения графика прямой линии от вида уравнения. Показали хорошие знания по теме. |
2. Развивающие
| Продумывать способ формирования групп в зависимости от целей урока. На данном уроке было оправдана работа в парах, работа у доски по желанию для создания благоприятного микроклимата при повторении и обобщении ранее изученного материала. Необходимо обратить внимание на развитие монологической и диалогической речи учащихся на следующих уроках. Учащиеся справились с временными рамками проверочных работ, т.е. готовы к выполнению контрольной работы. |
| Учащиеся самостоятельно ставили познавательные задачи, поиск нужной информации осуществляли, используя знания, полученные на предыдущих уроках и активное слушание учителя и одноклассников. Они структурировали знания с помощью составления таблицы зависимости графика линии от уравнения, работы с чертежами, проверочными работами различной формы и опорного конспекта. На уроке была продумана работа по формированию универсальных логических действий: Анализ объектов, Выбор оснований для классификации, Подведение под понятие, установление причинно-следственных связей Учащиеся осуществляли самоанализ своей деятельности на различных этапах урока, а также самоконтроль, провели рефлексию выполнения целей урока, которые они ставили в начале урока Учащиеся проводили самоанализ своей деятельности сразу после завершения этапа урока |
3. Воспитательные
| Учащиеся работали все активно и при фронтальном опросе и в парах и индивидуально, проявляя настойчивость, комментировали ответы одноклассников, исправляли ошибки. Считаю необходимым обратить внимание на воспитание активности. |
Этапы урока | Реализация индивидуализации обучения | Предложения |
Организационный момент | Цель – настроить учащихся на рабочий ритм, создание положительного настроя. | |
Постановка целей урока (учащиеся записывают в тетрадь), озвучивают их | Каждый самостоятельно поставил цель урока, имел возможность сравнить(сопоставить) с целями одноклассников | Предложить озвучить: для чего необходимо повторение, где может пригодиться? |
2. Проверка домашнего задания | Цель – выяснить и устранить, какие трудности возникли у учащихся при выполнении домашнего задания | Предложить с индивидуальными вопросами подойти после урока |
3. Математический диктант | Цель – повторение ранее изученных формул и правил | Проверить работу сразу после выполнения, работая в парах разобрать ошибки, фронтально разобрать те задания, в которых больше всего допущено ошибок |
4. Устный счет. | Цель – повторить умение работать с графиками, определять по уравнению вид линии. Предоставление права выбора типа задания. | Предложить индивидуально выбрать тип задания для устного объяснения его решения |
5. Обобщение теоретического материала по теме «Уравнение линии» | Цель – выявить соответствие расположения прямой в зависимости от уравнения. Создание ситуации успеха. | Учет индивидуальных особенностей учащихся. Больше дать время на выполнение задания. Взаимоконтроль. |
6. Решение задач. | Цель – подготовиться к решению тестовой работы, выявить и устранить возможные затруднения и пробелы в знаниях. | Предложить индивидуально выбрать тип задания |
7. Тестовая работа контролирующего характера. | Цель – проверить готовность к контрольной работе. | Самостоятельная работа контролирующего характера в тестовой форме. Самоконтроль. Предложить разобрать задания, вызвавшие затруднения. |
8. Задание на дом. | Цель – подготовка к контрольной работе | Можно было дать дифференцированное задание |
9. Выставление отметок за урок. | Самооценка своей деятельности на уроке (на различных этапах урока). Включая работу в группах и парах. Заслушать некоторых | Каждый сам оценил свою деятельность на различных этапах урока и сделал вывод о готовности к контрольной работе. |
10. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Проверить выполнение целей урока ( мнение учащихся) | Каждый из учащихся сопоставил, выполнил ли он поставленные перед собой цели в начале урока Некоторые учащиеся озвучили выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока - обобщения английского языка в 5классе по теме «Мой дом» с использованием ИКТ
Данный урок является уроком-обобщением и контроля по теме «Мой дом» с использованием информационных технологий. Урок ориентирован на закрепление изученного материала по теме, а также навык...
Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»
Материалы к уроку физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...
Конспект урока-обобщения по теме: "Союз"
Цель: обобщение,систематизация и закрепление знаний по данной теме.Задачи:Проверить знание учащимися теоретического материала.2. Практически закрепить полученные знания(работа по карточкам,разбо...
Конспект урока в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа"
Конспект урока по математике в 6 классе "Координаты на прямой. Положительные и отрицательные числа" с использованем ЭОР (моя итоговая работа по окончании курсов МИОО "Использование ЭОР в процессе обуч...
Конспект урока по теме:Географические координаты
Урок формирования новых знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудито...
конспект урока по географии "Географические координаты" 5-6 класс
Данный конспект можно использовать на уроках географии при изучении темы географические координаты....
Конспект урока по теме "Метод координат. Определение места точки на плоскости", 6 класс.
Урок по теме "Метод координат, Определение места точки на плоскости" относится к этапу подготовки учащихся к освоению системы команд исполнителя Чертежник. С одной стороны, практическая рабо...