Кейс-метод на уроках геометрии
статья по геометрии (8 класс)
Статья содержит материал краткую информацию о сути метода и пример собственно разработанного кейса к уроку закрепления материала по теме "Подобие треугольников" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keysy.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс –метод на уроках геометрии
Метод анализа конкретных ситуаций входит в систему АМО и относится к неимитационным неигровым методам. Он является одним из наиболее доступных и сравнительно простых в организации учебного занятия.
Цель кейс-метода –способствовать формированию следующих навыков:
- Анализировать и сортировать информацию
- Определять проблемы конкретной ситуации
- Осуществлять поиск альтернативных путей решения и их оценки
- Выбирать оптимальное решение
При использовании кейс – метода главной задачей учителя становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически, он создает условия, «развивающую среду», в которой происходит активизация познавательной деятельности и формирование компетенций учащихся.
Итак, кейс-метод –это метод краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько формирование у слушателей новых качеств и умений.
Выделяют:
- Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом учебное назначение может сводиться к тренингу учащихся, закреплению знаний, умений и навыков. Кейсы должны быть максимально детальными.
- Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
- Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальны, а такие, какими они могут быть в жизни.
В своей работе я применяю кейс-метод на этапе закрепления знаний. Кейсы, которые я использую на уроках геометрии, имеют практический характер.
Структура кейса:
- Ситуация- случай, проблема, история из реальной жизни.
- Контекст ситуации
- Комментарий ситуации, представленный автором
- Вопросы или задания для работы с кейсом
- Приложения
Мой подход к составлению кейса имеет следующие особенности: беру задачу с обычным кратким условием. Удобно использовать задания из материалов ОГЭ (практические задачи №1 и № 15) и на ее основе придумываем ситуацию. Ситуация должна быть знакома и понятна учащимся. Информация, содержащаяся в описании должна быть актуальна, и описана как можно более подробно.
Совсем недавно учащиеся работали с кейсом «Геометрия у бабушки в саду», где им необходимо было применить первый признак подобия треугольников для решения проблемы, описанной в кейсе.
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при работе с кейсом, очевидны. В первую очередь, неумение работать с большим объемом информации, анализировать ее, выделять главное. И конечно, применять на практике теоретические знания. Работа с кейсами позволяет устранить эти трудности, что положительно влияет на формирование общеучебных компетенций.
« Геометрия у бабушки в саду»
На весенних каникулах Денис поехал к бабушке в деревню. В деревне все уже готовились к огородным работам. Бабушка заботливо поливала рассаду на окнах, а Дениса попросила убрать мусор в саду. Большую часть этого сада занимал тополь, вокруг которого лежало множество сухих веток, старого пуха и семян. Денису не нравился этот тополь: летом из-за его тени клубника поспевала позже, а пух залетал в открытое окно дома.
Вечером, уставший от работы, Денис спросил бабушку, нельзя ли спилить этот тополь, раз из-за него столько проблем. И бабушка рассказала, что давно хотела это сделать, только боится, что дерево упадет на соседский забор и сломает его. Лезть на дерево, чтобы измерить высоту тополя никому не хотелось, и рисковать чужим забором тоже. И тогда Денис вспомнил, как недавно на уроке геометрии учитель рассказывал о Фалесе Милетском, измерившем высоту пирамиды, не поднимаясь на ее вершину. И его осенило.
Утром Денис взял у бабушки рулетку и принялся за работу. Сначала он измерил расстояние от тополя до забора соседей. Затем расстояние от тополя до небольшой лужи, расположенной между ними. Находясь, в 1,5 метрах от лужи он увидел, что верхушка тополя отражается в ней. Денису осталось измерить свой рост и перенести данные на бумагу. И уже через несколько минут он сообщил бабушке, удастся ли спилить тополь, не повредив забор.
Измерения, которые получил Денис:
15 м – расстояние от тополя до забора
13 м – расстояние от лужи до тополя
1,65 м - рост Дениса.
Постройте математическую модель задачи и предложите возможные пути решения проблемы, с которой столкнулся Денис. Ответьте на вопросы:
- Какие знания из курса геометрии потребовались Денису для расчетов?
- Какие знания из курса физики потребовались Денису для расчетов?
- Какова длина тополя?
- Обрадуется ли бабушка результатам расчета?
План работы группы
- Определите организатора, который будет руководить работой группы
- Определите секретаря, который будет фиксировать предложенные решения
- Внимательно изучите материалы кейса
- Обсудите изученную информацию, вспомните необходимые теоретические сведения
- Обменяйтесь мнениями и составьте план работы над ситуацией
- Определите сущность ситуации
- Зафиксируйте основные и второстепенные проблемы
- Выработайте решение ситуации
- Оформите решение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по геометрии. Кейс-метод
Площадь четырехугольника. В кейсе предложены материалы для использования при изучении темы площади прямоугольника с практическим применением в жизни....
Кейс метод по геометрии
Эссе «Возможность реализации в рамках школьной программы «практического» или «исследовательского» кейс-метода и факторы необходимого учета преподавателя при этом»....
Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).
Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Технология кейс-метода в обобщающем повторении геометрии 9 класс.
Технология кейс -метода...
Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия
Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...
Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"
Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания....