Кейс-метод на уроках геометрии
статья по геометрии (8 класс)

Статья содержит материал краткую информацию о сути метода и пример собственно разработанного кейса к уроку закрепления материала по теме "Подобие треугольников" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keysy.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс –метод на уроках геометрии

Метод анализа конкретных ситуаций входит в систему АМО и относится к неимитационным неигровым методам. Он является одним из наиболее доступных и сравнительно простых в организации учебного занятия.

Цель кейс-метода –способствовать формированию следующих навыков:

  • Анализировать и сортировать информацию
  • Определять проблемы конкретной ситуации
  • Осуществлять поиск альтернативных путей решения и их оценки
  • Выбирать оптимальное решение

При использовании кейс – метода главной задачей учителя становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.  Фактически,  он создает условия, «развивающую среду», в которой происходит активизация познавательной деятельности и формирование компетенций учащихся.

Итак, кейс-метод –это метод краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленный не столько на освоение знаний, сколько формирование у слушателей новых качеств и умений.

Выделяют:

  • Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно  отраженные. При этом учебное назначение может сводиться к тренингу учащихся, закреплению знаний, умений и навыков. Кейсы должны быть максимально детальными.
  • Научно-исследовательские  кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
  • Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальны, а такие, какими они могут быть в жизни.

В своей работе я применяю кейс-метод на этапе закрепления знаний. Кейсы, которые я использую на уроках геометрии, имеют практический характер.

Структура кейса:

  • Ситуация- случай, проблема, история из реальной жизни.
  • Контекст ситуации
  • Комментарий ситуации, представленный автором
  • Вопросы или задания для работы с кейсом
  • Приложения

Мой подход к составлению кейса имеет следующие особенности: беру задачу с обычным кратким условием. Удобно использовать  задания из материалов ОГЭ (практические задачи №1 и № 15) и на ее основе придумываем ситуацию. Ситуация должна быть знакома и понятна учащимся. Информация, содержащаяся в описании должна быть актуальна,  и описана как можно более подробно.

Совсем недавно учащиеся работали с кейсом «Геометрия у бабушки в саду», где им необходимо было применить первый признак подобия треугольников для решения проблемы, описанной в кейсе.

Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при работе с кейсом, очевидны. В первую очередь, неумение работать с большим объемом информации, анализировать ее, выделять главное. И конечно, применять на практике теоретические знания. Работа с кейсами позволяет устранить эти трудности, что положительно влияет на формирование общеучебных компетенций.

« Геометрия у бабушки в саду»

На весенних каникулах Денис поехал к бабушке в деревню. В деревне все уже готовились к огородным работам. Бабушка заботливо поливала рассаду на окнах, а Дениса  попросила убрать мусор в саду. Большую часть этого сада занимал тополь, вокруг которого лежало множество сухих веток, старого пуха и семян. Денису не нравился этот тополь: летом из-за его тени клубника поспевала позже, а пух залетал в открытое окно дома.

Вечером, уставший от работы, Денис  спросил бабушку, нельзя ли спилить этот тополь, раз из-за него столько проблем. И бабушка рассказала, что давно хотела это сделать, только боится, что дерево упадет на соседский забор и сломает его. Лезть на дерево, чтобы измерить высоту тополя никому не хотелось, и рисковать чужим забором тоже. И тогда Денис вспомнил, как недавно на уроке геометрии учитель рассказывал о Фалесе Милетском, измерившем высоту пирамиды, не поднимаясь на ее вершину. И его осенило.

Утром Денис взял у бабушки рулетку и принялся за работу. Сначала он измерил расстояние от тополя до забора соседей. Затем расстояние от тополя до небольшой лужи, расположенной между ними. Находясь, в 1,5 метрах от лужи он увидел, что верхушка тополя отражается в ней. Денису осталось измерить свой рост и перенести данные на бумагу. И уже через несколько минут он сообщил бабушке, удастся ли спилить тополь, не повредив забор.

Измерения, которые получил Денис:

15 м – расстояние от тополя до забора

13 м – расстояние от лужи до тополя

1,65 м - рост Дениса.

Постройте математическую модель задачи и предложите возможные пути решения проблемы, с которой столкнулся Денис. Ответьте на вопросы:

  1. Какие знания из курса геометрии потребовались Денису для расчетов?
  2. Какие знания из курса физики потребовались Денису для расчетов?
  3. Какова длина тополя?
  4. Обрадуется ли бабушка результатам расчета?

План работы группы

  1. Определите организатора, который будет руководить работой группы
  2. Определите секретаря, который будет фиксировать предложенные решения
  3. Внимательно изучите материалы кейса
  4. Обсудите изученную информацию, вспомните необходимые теоретические сведения
  5. Обменяйтесь мнениями и составьте план работы над  ситуацией
  6. Определите сущность ситуации
  7. Зафиксируйте основные и второстепенные проблемы
  8. Выработайте решение ситуации
  9. Оформите решение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по геометрии. Кейс-метод

Площадь четырехугольника. В кейсе предложены материалы для использования при изучении темы площади прямоугольника с практическим применением в жизни....

Кейс метод по геометрии

Эссе «Возможность реализации в рамках школьной программы «практического» или «исследовательского» кейс-метода и факторы необходимого учета преподавателя при этом»....

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...

Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"

Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания....