Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)
Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-znachimaya_rabota._keys_._rol_gosudarstva_v_rynochnoy_ekonomike.docx | 507.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа.
Кейс-задания по обществознанию.
11 класс. Тема «Роль государства в рыночной экономике»
Выполнила Бычихина Г.Л.
Прочитать тексты и выполнить задание к ним.
1. «Нет и не может быть эффективной, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства… обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; взаимоотношения между трудом и капиталом… контроль за внеэкономической деятельностью… обеспечение экономической безопасности страны и т.д. Ни одна из этих функций не исчезает и не утрачивает своей роли. В последнее время возникли и качественно новые функции государства. Принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки… решение экологических вопросов. О каких же задачах государства идет речь на этапе становления рыночной экономики? Это прежде всего формирование новой системы отношений собственности… Становление малого предпринимательства… Формирование основных элементов рыночной экономики, включая финансовый и фондовый рынки, институты регулирования рынка труда и занятости, инфраструктуру рыночной экономики в целом.»
( Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики)
2. «…Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, - монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами… Но, вмешательство в рыночные дела должно быть осторожным, надо соразмерять разнонаправленные результаты. Так, применение антитрестовских законов препятствует возникновению монополий и тем самым охраняет конкуренцию, но может иной раз обусловить и экономические потери, когда концентрация ресурсов обещает эффект. Антикризисная политика воспитывает иждивенцев среди предприятий и отраслей хозяйства, меры социальной защиты и поддержки – дармоедов среди тех, кто может работать. В реальности оптимум невозможен, поэтому в регулировании рынка перебор чередуется с недобором…»
( В.И.Данилов-Данильян. Бегство к рынку.)
3.«Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере.… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества»
(А. Пороховский)
4.«Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость. К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования –конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен… Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам… Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику. Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения. ( В.И. Кушлин и др.)
5. Рассмотрите схему
6. Рассмотрите таблицу и рисунок.
Задания.
1. О каких новых функциях государства в экономике говорится в статье?
2. Каковы задачи государства в создании условий для функционирования рынка в России?
3. Для рыночной экономики характерно:
- преобладание государственных предприятий
- самостоятельность предприятий в вопросах производства
- государственное ценообразование
- централизованное планирование производства
4. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:
1. установление необходимых объемов производства
2. проведение антимонопольной политики
3. регулирование ценообразования
4. распределение ресурсов между предприятиями
5. Выберите верные суждения о роли государства в экономике.
1.В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.
2.Государство в условиях рынка удовлетворяет потребности в общественных товарах или общественных благах.
3. Государство оказывает определенное влияние на рыночную экономику при проведении денежной политики.
4.Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.
6. Опираясь на текст, объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод?
7.Заполнить таблицу
Рыночная экономическая система | Роль государства (иллюстрация примерами) | |
достоинства | недостатки («провалы» рынка) | |
8. Опираясь на тексты и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики
9. Как вы думаете, к каким деформациям механизма рынка может привести излишнее вмешательство государства в экономику, сформулируйте три суждения.
10. Рассмотрите схему «Механизмы государственного регулирования рыночной экономики» и ответьте на вопросы:
1. Косвенное регулирование экономики предполагает использование преимущественно административных методов или экономических? Свой ответ поясните.
2.В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная – на обеспечение её сбалансированного развития.
Как вы думаете, к какому направлению относится прямое регулирование экономики и к какому - косвенное? Свой ответ поясните.
11. Рассмотрите таблицу и рисунок (№6)
Как вы думаете, почему вся тяжесть государства лежит на плечах народа? В чем это выражается?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - конференция "Рыночная экономика"
Урок для 6 класса по теме "Рыночная экономика" готовят и проводят ученики 10 класса после завершения изучения темы "Экономика". Ребята показывают как усвоили этот раздел и в доступной форме рассказыва...
Презентация к уроку обществознания "Рынок и рыночная экономика"
Презентация содержит сопровождение к уроку по обществознанию "Рынок и рыночная экономика" 10 класс. Содержит раскрытие понятия "рынок", условия возникновения ранка. признаки, типы, функции....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
Урок: «Модели рыночной экономики»
Данный урок составлен для учащихся 10 класса при двухчасовом недельном планировании уроков экономики по новой учебной программе «Экономика» для старшеклассников, разрабатываемой в рамках проекта Еврок...
Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия
Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...
«Кейс-метод в структуре современного урока химии с использованием цифровой лаборатории «Точка роста»
Кейс-метод- специфическая разновидность исследовательской аналитической технологии.Кейс-метод выступает как технология коллективного обучения (работа в группах) и взаимный обмен информацией.Синергичес...
Презентация к уроку обществознания для 8 класса "Рыночная экономика"
Презентация к уроку обществозания 8 класса по учебнику Л. Боголюбова....