Кейс метод по геометрии
методическая разработка (геометрия, 11 класс) по теме
Эссе «Возможность реализации в рамках школьной программы «практического» или «исследовательского» кейс-метода и факторы необходимого учета преподавателя при этом».
При изучении «кейс-метода» один из вопросов поставлен о том, можно ли предложить последний в рамках школьной программы и что при этом необходимо учесть преподавателю.
В случае с «практическим» кейс-методом, полагаю, преподаватель должен учесть следующие моменты. Во-первых, умение обучаемых работать индивидуально и коллективно (групповая работа). Во-вторых, осознание обучаемых в необходимости практического применения изученного материала, а именно, кейс должен содержать информацию на столько связанную с реальной жизнью, чтобы у обучаемых не возникало сомнений в необходимости ее практического применения. В-третьих, способности каждого ученика и способности класса в целом, речь идет о дифференцированном подходе в процессе обучения. В-четвертых, восприятие информации обучаемыми, т.е. при подготовке кейса мы должны рассчитывать не только на устную информацию, воспринимаемую слуховыми органами, но и на зрительное восприятие, а также на неоднократный неидентичный материал. В-пятых, межпредметные связи, т.е., например, при изучении в рамках математики пропорций, необходимо учесть применение равенства отношений и в других предметах (физика, химия). В случае подготовки кейса преподавателем, работающим с конкретными обучаемыми, перечень факторов необходимого учета гораздо шире, поскольку индивидуален.
Об «исследовательском» кейс-методе. Во-первых, развитие аналитического мышления. Во-вторых, индивидуальная и коллективная подготовленность обучаемых, в данном случае мы говорим о дифференцированном подходе к интеллектуальным способностям обучаемых каждого и в целом. В-третьих, приближенность (типичность) модели ситуации к жизни. В-четвертых, способность обучаемых к самостоятельной работе, т.е., их возможности к поиску и анализу информации прямого отношения к проблеме. В-пятых, наличие перечня информационного материала для исследовательской работы, а именно, упростить поиск и анализ исследовательского материала изучаемой проблемы, а также предложение научиться правильно добывать и обрабатывать информацию и следовать теме модели исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zadanie_v_ramkah_setevogo_proekta.doc | 600 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод».
Предмет | геометрия |
Класс | 11 |
Время | 2 урока (45 мин) |
Вид кейса | Практический |
Тип кейса | Аналитический (Case-incident method) |
Тема урока: Нахождение площади поверхности тел вращения.
Цели урока:
образовательная – отработка умения находить площади поверхности тел вращения (конус, цилиндр, шар) с использованием формул;
развивающая – развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи;
воспитательная – формирование умения работать самостоятельно и в паре; умение задавать вопросы; понимать другое решение.
Задачи для учащихся:
1. Знать формулы для нахождения площадей поверхности тел вращения.
2. Различать тела вращения.
3. Уметь решать задачи с использованием формул.
Практическая часть:
Скоро новый год. В детском саду дети готовятся к новогоднему представлению. Все костюмы готовы за исключением головных уборов для следующих персонажей: петрушка, кот в сапогах, солдат-пехотинец и знайка. Шефами этого садика являются ребята из расположенной рядом школы, где работает кружок «Юные мастерицы». Девочки со своим руководителем вызываются помочь своим подшефным в решении этой проблемы. Перед ними встает вопрос: какое количество материала будет затрачено для каждого из головных уборов, если в наличии имеется шелк шириной 1,5 м (для петрушки и знайки), сатин шириной 2 м (для солдата) и бархат шириной 0,9 м (для кота в сапогах).
Ребята разбиваются на группы для того чтобы произвести соответствующие расчеты (размеры для головных уборов представлены в практической части). Перед участниками каждой группы стоят следующие задачи:
- изучить информацию кейса;
- выбрать необходимое тело вращения для изготовления головного убора;
- выяснить какие данные для формулы вычисления площади поверхности данного тела вращения можно извлечь из представленных размеров;
- найти площадь поверхности тела вращения;
- высчитать необходимое количество материала.
Содержание кейса:
Цили́ндр (др.-греч. κύλινδρος — валик, каток) — геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её. Цилиндрическая поверхность — поверхность, получаемая таким поступательным движением прямой (образующей) в пространстве, что выделенная точка образующей движется вдоль плоской кривой (направляющей). Часть поверхности цилиндра, ограниченная цилиндрической поверхностью называется боковой поверхностью цилиндра. Другая часть, ограниченная параллельными плоскостями, это основания цилиндра. Таким образом, граница основания будет по форме совпадать с направляющей.
В большинстве случаев под цилиндром подразумевается прямой круговой цилиндр, у которого направляющая — окружность и основания перпендикулярны образующей. У такого цилиндра имеется ось симметрии.
Площадь боковой поверхности
Площадь боковой поверхности цилиндра равна длине образующей, умноженной на периметр сечения цилиндра плоскостью, перпендикулярной образующей.
Площадь боковой поверхности прямого цилиндра вычисляется по его развёртке. Развёртка цилиндра представляет собой прямоугольник с высотой и длиной, равной периметру основания. Следовательно, площадь боковой поверхности цилиндра равна площади его развёртки и вычисляется по формуле:
Sбок.пов. = PH
В частности, для прямого кругового цилиндра:
P = 2ПR
Sбок.пов. = 2ПRH, где П3, R- радиус основания цилиндра, H- высота цилиндра.
Площадь полной поверхности
Площадь полной поверхности цилиндра равна сумме площадей его боковой поверхности и его оснований.
Для прямого кругового цилиндра:
Sбок.пов. = 2ПR(H+R), где П3, R- радиус основания цилиндра, H- высота цилиндра.
Ко́нус (от др.-греч. κώνος «шишка») — тело, полученное объединением всех лучей, исходящих из одной точки (вершины конуса) и проходящих через плоскую поверхность. Иногда конусом называют часть такого тела, полученную объединением всех отрезков, соединяющих вершину и точки плоской поверхности (последнюю в таком случае называют основанием конуса, а конус называют опирающимся на данное основание). Также можно сказать, что это тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов.
Sбок.пов. = ПRL, где П3, R- радиус основания конуса, L- длина образующей.
Sполн.пов. = ПR(L+R), где П3, R- радиус основания конуса, L- длина образующей.
Шар — геометрическое тело; совокупность всех точек пространства, находящихся от центра на расстоянии не больше заданного. Это расстояние называется радиусом шара. Шар образуется вращением полукруга около его неподвижного диаметра. Этот диаметр называется осью шара, а оба конца указанного диаметра — полюсами шара. Поверхность шара называется сферой.
S = 4ПR, где П3, R- радиус шара.
S = ПD, где П3, D- радиус шара.
Новогодние костюмы и головные уборы:
- Костюм «Петрушка»: окружность головы 60 см, высота колпака 70 см.
2.Шляпа «Знайки»: окружность головы 58 см, сторона квадрата 50см, высота шляпы 55 см.
3.Костюм «Кот в сапогах»: окружность головы 52 см, длина окружности полей 100 см, высота верхней части 42см.
4.Каска солдата-пехотинца: окружность головы 64см.
Материалы кейса:
1.Учебник: Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2010.
2. интернет-ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Критерии оценок работы по этапам занятия
Наименование критерия | балл |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
50 баллов – отметка «5»
40 баллов – отметка «4»
Отметки «3» и «2» за данную работу не выставляются, учащимся дается возможность исправить допущенные ошибки после консультации учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по геометрии. Кейс-метод
Площадь четырехугольника. В кейсе предложены материалы для использования при изучении темы площади прямоугольника с практическим применением в жизни....
Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка
Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...
Кейс-метод (гарвардский метод).
Метод разработан преподавателями Гарвардской бизнес-школы (HBS) в Бостоне. Традиционные лекции они заменили обсуждением конкретных случаев на экономической практике. С 1908 года HBS собрала обширный м...
Технология кейс-метода в обобщающем повторении геометрии 9 класс.
Технология кейс -метода...
Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия
Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...
Кейс-метод на уроках геометрии
Статья содержит материал краткую информацию о сути метода и пример собственно разработанного кейса к уроку закрепления материала по теме "Подобие треугольников" 8 класс...
Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка
целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....