Рабочая программа по геометрии для 9 класса к учебнику Л.С.Атанасяна
рабочая программа по геометрии (9 класс)
Рабочая программа составлена из расчета 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_9a_klass.doc | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №296
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАЗРАБОТАНО и ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом №134 от 30.08.2019 Директор ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга ____________ /С.А.Алексеева/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОМЕТРИЯ
для 9а класса
учебный год 2019-2020
Жукова Т.Г.,
учитель математики
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2019
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Геометрия» 9 класс.
Нормативная основа программы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (ФГОС основного общего образования) (ред. от 31.12.2015 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Устав ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ средней школы № 296 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
- Учебный план ГБОУ средней школы № 296 на 2019-2020 учебный год;
- Авторская программа по геометрии: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.
Геометрия 7-9 М., «Просвещение» 2014 г.ФГОС
Цели и задачи обучения предмету «Геометрия» в 9 классе
Цели:
- овладевать системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- освоить навыки и умения проведения доказательств, обоснование выбора решений;
- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии и азы стереометрии;
- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов и процессов.
Задачи:
- научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
- познакомить с использованием векторов и методом координат при решении геометрических задач;
- развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания обучающихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану в образовательном учреждении на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Межпредметные связи: алгебра, физика, информатика, химия, биология, искусство
Планируемые результаты освоения учебного курса обучающимися :
личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать геометрические утверждения;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
- осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
- представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о фигурах и их свойствах;
- практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчёты.
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса
Обучающиеся научатся:
- выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
- решать простейшие задачи в координатах;
- применять векторы и координаты при решении задач;
- решать треугольники; применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- решать задачи на построение правильных многоугольников, нахождение длины и площади круга;
- строить образы фигур при осевой и центральной симметрии, параллельном переносе, повороте;
- применять систему математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности;
- доказывать все основные теоремы курса геометрии за 9 класс.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- работать с координатами вектора;
- различать уравнения окружности и прямой;
- использовать соотношения между сторонами и углами треугольника;
- пользоваться скалярным произведением векторов и применять его в геометрических задачах;
- использовать синус, косинус и тангенс угла, теоремы синусов и косинусов при решении задач;
- находить длину окружности и площадь круга;
- различать многоугольники правильные, какие окружности описаны около правильного многоугольника и вписаны в него;
- определять движением и различать какие бывают движения;
- распознавать что такое планиметрия и стереометрия, какие бывают геометрические тела и поверхности, многогранники, тела и поверхности вращения.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
- наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентации.
- практические методы: самостоятельные работы, компьютерные тренинги, компьютерные и обычные тестовые работы, проводимые как в классе, так и дома.
Активные методы обучения:
- проблемные ситуации
- групповая и парная работа
Средства обучения:
- для обучающихся : учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- итоговый,
- срезовый
Формы контроля:
- проверочная работа;
- контрольная работа;
- устный или письменный зачет;
- тест;
- компьютерное тестирование;
- фронтальный опрос;
- индивидуальные разноуровневые задания
Нормы оценки знаний
Знания, умения и навыки обучающихся по геометрии оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Промежуточная аттестация проводится в форме устных и письменных зачетов, тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольной работы.
Письменная проверка знаний, умений и навыков
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам;
- построение чертежей, не соответствующих условиям задачи.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- небрежное выполнение чертежей;
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Снижение отметки за общее впечатление от работы не допускается.
Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако обучающимся не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Рабочая программа составлена с учетом следующего УМК:
- Т.А.Бурмистрова, «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы». М., «Просвещение», 2009
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Поздняк, И. И. Юдина, Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9 классы». М., «Просвещение», 2013
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, и др., Методическое пособие к учебнику. Изучение геометрии в 7-9 классах. М.. «Просвещение»,2010
- Б. Г. Зив, В. А. Гольдич, «Дидактические материалы по геометрии. 9 класс». М., «Просвещение», 2010
- А. Н. Рурукин, КИМ. Геометрия.9 класс. М., «ВАКО»,2012
- Н. Ф. Гаврилова, «Поурочные разработки. Геометрия.9 класс». М., «ВАКО», 2012
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы (кратко) |
1 | Повторение курса геометрии 8 класса. | 6 | Формулы площадей четырехугольников. Вписанная и описанная окружность. Понятие вектора. |
2 | Метод координат. | 10 | Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. |
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. |
4 | Длина окружности и площадь круга. | 11 | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. |
5 | Движения. | 8 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. |
6 | Начальные сведения из стереометрии. | 10 | Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Об аксиомах геометрии (беседа). |
7 | Повторение. | 11 | Повторение основных тем курса геометрии основной школы. |
ИТОГО | 68 |
Приложение № 2 к Положению о рабочей программе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Год обучения: 2019-2020 Предмет: геометрия Учитель: Жукова Т.Г. Класс: 9а
№п.п. | Название темы (раздела) | Количество часов, отведенное | Контроль | ||
По плану | Дано | По плану | Проведено | ||
1 | Повторение курса геометрии 8 класса | 6 | 1 | ||
2 | Метод координат | 10 | 1 | ||
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 1 | ||
4 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 | ||
5 | Движения | 8 | 1 | ||
6 | Начальные сведения из стереометрии | 10 | |||
7 | Повторение | 11 | 1 | ||
ИТОГО: | 68 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
Год обучения: 2019-2020 Предмет: геометрия Учитель: Жукова Т.Г. Класс: 9а
№ п/п | № урока | дата | Тема урока | Вид контроля | |
по плану | по факту | ||||
Повторение курса геометрии 8 класса (6ч) | |||||
1 | 1 | Четырехугольники | |||
2 | 2 | Площади четырехугольников | |||
3 | 3 | Подобие треугольников | |||
4 | 4 | Окружности, касательная к окружности | |||
5 | 5 | Векторы | |||
6 | 6 | Контрольная работа №1 (вводный контроль) | Контрольная работа | ||
Метод координат (10ч) | |||||
7 | 1 | Координаты вектора | |||
8 | 2 | Координаты вектора | |||
9 | 3 | Простейшие задачи в координатах | |||
10 | 4 | Простейшие задачи в координатах | |||
11 | 5 | Уравнение окружности и прямой | |||
12 | 6 | Уравнение окружности и прямой | |||
13 | 7 | Уравнение окружности и прямой | |||
14 | 8 | Решение задач | |||
15 | 9 | Решение задач | |||
16 | 10 | Контрольная работа №2 «Метод координат» | Контрольная работа | ||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11ч) | |||||
17 | 1 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | |||
18 | 2 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | |||
19 | 3 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | |||
20 | 4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||
21 | 5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||
22 | 6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||
23 | 7 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |||
24 | 8 | Скалярное произведение векторов | |||
25 | 9 | Скалярное произведение векторов | |||
26 | 10 | Скалярное произведение векторов | |||
27 | 11 | Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | Контрольная работа | ||
Длина окружности и площадь круга (12ч) | |||||
28 | 1 | Правильные многоугольники | |||
29 | 2 | Правильные многоугольники | |||
30 | 3 | Правильные многоугольники | |||
31 | 4 | Правильные многоугольники | |||
32 | 5 | Правильные многоугольники | |||
33 | 6 | Длина окружности и площадь круга | |||
34 | 7 | Длина окружности и площадь круга | |||
35 | 8 | Длина окружности и площадь круга | |||
36 | 9 | Длина окружности и площадь круга | |||
37 | 10 | Решение задач | |||
38 | 11 | Решение задач | |||
39 | 12 | Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга» | Контрольная работа | ||
Движения (8ч) | |||||
40 | 1 | Понятие движения | |||
41 | 2 | Симметрия. Осевая симметрия, центральная симметрия | |||
42 | 3 | Симметрия. Осевая симметрия, центральная симметрия | |||
43 | 4 | Параллельный перенос и поворот | |||
44 | 5 | Параллельный перенос и поворот | |||
45 | 6 | Параллельный перенос и поворот | |||
46 | 7 | Решение задач | |||
47 | 8 | Контрольная работа №5 «Движения» | Контрольная работа | ||
Начальные сведения из стереометрии (10ч) | |||||
48 | 1 | Многогранник | |||
49 | 2 | Многогранники | |||
50 | 3 | Многогранники | |||
51 | 4 | Многогранники | |||
52 | 5 | Многогранники | |||
53 | 6 | Тела и поверхности вращения | |||
54 | 7 | Тела и поверхности вращения | |||
55 | 8 | Тела и поверхности вращения | |||
56 | 9 | Тела и поверхности вращения | |||
57 | 10 | Об аксиомах планиметрии | |||
Повторение (11ч) | |||||
58 | 1 | Решение задач по теме «Векторы и метод координат» | |||
59 | 2 | Площади | |||
60 | 3 | Окружность | |||
61 | 4 | Подобие | |||
62 | 5 | Теорема Пифагора | |||
63 | 6 | Правильные многоугольники | |||
64 | 7 | Длина окружности и площадь круга | |||
65 | 8 | Контрольная работа №6 по повторению | Контрольная работа | ||
66 | 9 | Работа над ошибками | |||
67 | 10 | Итоговый урок | |||
68 | 11 | Итоговый урок |
____________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс (по учебнику Л.С.Атанасяна и др.)
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразователь...
Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Л.С.Атанасяна
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспе...
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна...
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна с календарно-тематическим планом...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна и др.
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдиной. Общее количество часов на год - 68 часов....
рабочая программа по геометрии , 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, автор Т.А.Бурмистрова «Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы», Москва, «Просвящение», 20...
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.1 час в неделю, всего 34 урока....