Физико-математический поход
материал по геометрии (8 класс)
Повышение интереса к изучаемым предметам через практическое их применение в реальной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulaga_fiz.mat_.pohod_.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Физико-математический поход
Внеклассное мероприятие для обучающихся 8 класса (окончание учебного года)
Как классный руководитель, я стараюсь сделать классную жизнь радостной и разнообразной. В частности, окочание учебного года мы традиционно празднуем в два этапа: проводим совместное с детьми итоговое родительское собрание с презентацией и концертными номерами и организуем пикник на территории музея «Аксайская таможенная застава XVIIIв.». Как учитель математики и физики, влюблённый в свои предметы, я не могу не воспользоваться шансом продемонстрировать на практике жизненную необходимость знания этих наук, их неразрывную связь с реальностью. Поэтому помимо всех традиционных удовольствий, связанных с празднованием окончания учебного года на природе, мои дети (и опять-таки с удовольствием) выполняют задания по математике и физике.
Цели:
-показать детям тесную связь изученного в течение 8 класса на уроках математики и физики материала с реальной жизнью;
-повторение и обобщение пройденного материала по физике и геометрии;
-формирование стойкого интереса к таким сложным для детей предметам, как математика и физика;
-подготовка к итоговой аттестации (реальные задачи);
-формирование дружного, сплочённого классного коллектива.
Темы
Математика:
-подобие треугольников (решение на практике задач на определение расстояния до недоступного предмета и высоты предмета);
-масштаб;
-деление в заданном отношении;
-задачи на концентрацию раствора;
-задача на нахождение средней скорости движения
Физика:
-способы теплопередачи;
-тепловые процессы, расчёт количества теплоты при различных тепловых процессах;
-действия тока;
-закон Джоуля-Ленца;
-оптика: линзы, фокус линзы, отражение и преломление света;
-магнитное поле;
-равномерное движение.
Оборудование:
-секундомер; термометр; шагомер; рулетка;
-теодолит (астролябия);
-походные весы (безмен);
-алюминиевая фольга на бумажной основе;
-батарейка ААА (1,5 В);
-планшеты, бумага,карандаши, линейки;
-прозрачный полиэтиленовый пакет;
-справочные таблицы по физике
План мероприятия
1.Подготовительный этап, распределение обязанностей
2.Движение к месту назначения (музей Аксайская таможенная застава XVIIIв.)
3.Соревнования
4.Подведение итогов, награждение победителей
Ход мероприятия
Перед началом похода дети по желанию организуются в несколько групп, распределяют обязанности, совместно с родителями подготавливают всё необходимое. Так как в походе участвуют и несколько родителей, родителям предоставляется и роль жюри во время соревнований.
При выходе каждая группа получает задание №1: Найти скорость на каждом этапе пути.Рассчитать среднюю скорость движения во время пути. Движение намеренно происходит с остановками, различные участки проходятся с разной скоростью. Ответственный в каждой группе фиксирует протяженность и время на каждом этапе. По прибытии на место группа делает необходимые расчёты, озвучивает и объясняет полученный результат.
Ответ: Чтобы найти среднюю скорость движения, надо длину всего пути разделить на всё время движения
После того, как расположились и освоились на месте, команды получают задание №2: Продемонстрировать и объяснить различные способы развести костёр, используя предоставленное оборудование
Ответ:
- Трением
- Сфокусировав солнечные лучи с помощью самодельной линзы (полиэтиленовый пакет с водой)
- Используя тепловое действие тока (контакты батарейки соединить полосой фольги на бумажной основе с тонкой перемычкой)
Итак, костёр разведён. Совместными усилиями взвешивается котелок, вначале пустой, затем с водой и располагается над огнём. Команды получают задание №3:
Рассчитать, какое количество (в килограммах) сухих дров нужно сжечь, чтобы закипятить в алюминиевом котелке воду для чая?Объяснить, соответствует ли результат вычислений реальности и почему?
Ответ: составим и решим уравнение теплового баланса: Q = qmдр, Q1=сAlmAl(t2–t11),
Q2=свmв(t2–t11), Q = Q1 + Q2. В реальности дров понадобилось гораздо больше из-за больших потерь тепла на нагревание окружающей среды.
Вода для чая кипит, и команды получают задание №4: Решите две задачи:
1)Какова будет концентрация сахарного раствора, если сейчас добавить в котелок 200г сахара?
2)Сколько граммов сахара нужно добавить сейчас в котёл, чтобы получить 5% раствор?
Ответ: составим и решим пропорцию: (mводы + mсах) – 100%
mсах - x%
Команды озвучивают жюри результаты вычислений и объясняют свои решения.
Чтобы подбросить дров в огонь, их надо распилить. И командам выдаётся по одной жерди и задание №5: Распилить жердь в заданном отношении (например, 5 : 7, отношение выбирается исходя из длины имеющихся жердей). Команды представляют на суд жюри распиленные жерди, свои расчёты и объяснения.
Чай выпит, пора осматривать окрестности. Следующее задание №6: Решите две задачи:
1)Какова высотасамого высокого отдельно стоящего на поляне дерева?(Ответ дайте в метрах)
2)Определите расстояние до дерева, растущего на противоположном берегу пруда, от заданной точки (ответ дайте в метрах).
Ответ: 1)А1
В1
А В С
АА1 – дерево, ВВ1 – палка известной высоты, АС – тень от дерева, ВС – тень от палки. Так как угол падения солнечных лучей в данный момент и на вершину дерева, и на вершину палки одинаков, и дерево и палка перпендикулярны поверхности Земли, то прямоугольные треугольники АА1С и ВВ1С подобны по острому углу. Следовательно, их стороны пропорциональны. Измерив высоту палки, длину её тени и тени дерева, из пропорции находим высоту дерева.
2) В
В1
С С1
А1
А
А – недоступный пункт, В и С – доступные пункты на местности. Измерив с помощью астролябии углы В и С треугольника АВС, построив на бумаге треугольник А1В1С1, в котором углы В1 и С1 соответственно равны углам В и С, подобный треугольнику АВС, из пропорциональности сторон находим АВ – расстояние от доступного объекта В до недоступного объекта А.
Задание №7 «Почемучка»: Ответьте на вопросы:
-Посмотрите на дно пруда.Почему камешки на дне пруда кажутся больше и ближе, чем в реальности?
-Посмотрите вокруг.Почему небо – голубое, трава – зелёная, а туча – чёрная?
-Посмотрите на птиц. Почему летом у них перья плотно прижаты к телу, а зимой часто взъерошены?
-Посмотрите друг на друга. Почему в светлой одежде прохладнее, чем в тёмной?
-Почему после купания на берегу становится прохладно?
-Почему гвоздь при забивании нагревается?
-Почему при одинаковой температуре металл на ощупь кажется холоднее дерева?
-Почему мы чувствуем тепло от костра? От Солнца?
-Почему лучше использовать березовые дрова, чем сосновые?
-Почему выступающий в жару пот охлаждает тело?
-Почему чай остывает быстрее, если на него дуть?
-Почему в сухую погоду жара переносится легче, чем при высокой влажности воздуха?
-Почему водяной пар, содержащийся в воздухе, мы не видим, а над закипающим чайником – видим?
-Почему тесто при нагревании не размягчается, а затвердевает?
-Почему высота полёта самолётов, двигатели которых работают на смеси горючего и воздуха, ограничена?
-Почему провода обычно делают из меди или алюминия?
-Почему сопротивление различных проводников не одинаково?
-Почему при прохождении электрического тока проводник нагревается?
-Почему колебания стрелки компаса быстрее прекращаются, если корпус прибора латунный или алюминиевый, и медленнее - если он пластмассовый?
-Представьте себе, что Земля «потеряла» своё магнитное поле. Какие это повлекло бы последствия? Полезно или вредно магнитное поле для жизни на планете?
-Почему недалеко от места удара молнии могут выйти из строя чувствительные электроприборы?
-Почему в облачную погоду предметы не дают тени?
-Почему в ясную погоду с утра отражённый от поверхности воды солнечный свет слепит глаза, а днём – нет?
-Почему контуры предметов, находящихся по другую сторону костра, изменчивы? Как называется это явление?
-Почему выпуклая водяная линза является собирающей?
-Почему не всегда линзы с выпуклыми поверхностями – собирающие, а с вогнутыми – рассеивающие?
После подвижных игр, обеда и т.п. командам даётся итоговое задание №8 – начертить план местности в заданном масштабе.
Жюри подводит итоги игры, вручает заранее приготовленные призы отличившимся участникам.
Вывод
В игровой форме, на практике, чередуя интеллектуальные задания со спортивными, дети приобретают желание познавать мир, объяснять свои наблюдения, желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физико-математический КВН. Внеклассное мероприятие по физике, математике, информатике 9-11 классы
На основе соревновательной игры активизировать эвристическую деятельность учащихся; Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся; Поднять ...
Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля
Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в форме ЕГЭ...
Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля
Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в форме ЕГЭ...
внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия
внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока. Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей: 1 уч. «Здравств...
Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...
Формирование математической компетенции на уроках физико – математического цикла.
Ребёнок должен попасть в такую среду компетентностей, когда он должен будет тянуться вверх. Тогда он почувствует реальную планку своего развития....
Урок №94. Лабораторная работа №7 «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника» 9 физико-математический и инженерный профиль
В рамках дистанционного обучения разработан план занятий с использованием видео материала для 9 ых классов по выполнению лабораторной работы....