Конспект урока "Определение подобных треугольников"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Конспект урока "Определение подобных треугольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 246 КБ |
konspekt_uroka_opredelenie_podobnyh_treugolnikov.doc | 208 КБ |
opredelenie_podobnyh_treugolnikov.ppt | 825.5 КБ |
domashnee_zadanie.docx | 15.48 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 11.41 КБ |
rabochaya_karta_1.docx | 19.38 КБ |
rabochaya_karta_2.docx | 19.66 КБ |
risunki.docx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Учитель | Голубева Э.С |
Дата | 16.01.2020 |
Класс | 8 |
Учебник (УМК) | А.С.Атанасян ;Геометрия 7-9 |
Тема урока | «Определение подобных треугольников» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Оборудование | • Карточки с заданиями ,компьютер, транспортиры, линейки, презентация, раздаточный материал (рабочая карта), оценочный лист. |
Организация пространства |
|
Образовательные задачи |
|
Планируемые результаты: |
|
Формирование универсальных учебных действий учащихся |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Закройте пожалуйста глаза,и покрутитесь на месте.скажите не открыва глаз,легко определит где вы находитесь?Закройте уши руками и скажите легко ли понять что я говорю?
Это сделать затруднительно.Поэтому мне бы хотелось чтобы на нашем уроке вы вниметель смотрель ,слушали и мыслили.
Девизом к сегодняшнему уроку будут слова гениального ученого Альберта Эйнштейна:
«Есть только два способа прожить жизнь.
Первый - будто чудес не существует.
Второй - будто кругом одни чудеса!»
Учитель: Я желаю всем вам сегодня, чтобы знания, полученные на нашем уроке, были очередным чудом. Итак, начинаем урок!
(слайд № 1)
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить.
Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида. Его ещё называют “дьявольским”, “проклятым”. Загадочность его заключается в том, что в нем бесследно исчезают самолеты и корабли. Природа этого места остается, тайной и по сей день
(Слайд №2,3,4).
Учитель: Как вы думаете, что это за место?
(Слайд № 5)
Обучающиеся: Бермудский треугольник.
II. Мотивация и актуализация знаний.
Учитель: Какой же геометрической фигуре мы посвятим сегодняшний урок?
Обучающиеся: Треугольнику.
Учитель: У вас на рабочих столах лежат оценочные листы, в которых по мере прохождения заданий на уроке вы будите выставлять сами себе оценку по пяти бальной шкале. Затем, в конце урока, найдя среднее арифметическое ваших оценок, вы оцените себя, прокомментируя свою деятельность.
Учитель: Давайте вспомним все, что нам известно о треугольнике.
(Слайд № 6)
Вопросы:
- Какая фигура называется треугольником?
- Какие элементы треугольника вы знаете?
- Какими могут быть треугольники в зависимости от величины углов, длин сторон?
- Расскажите о равнобедренном треугольнике
(Слайд № 7)
о равностороннем треугольнике
(Слайд № 8)
о прямоугольном треугольнике
(Слайд № 9)
- Чему равна сумма углов треугольника?
(Слайд № 10)
- Признаки равенства треугольников.
(Слайд № 11)
Учитель: Оцените себя в оценочном листе.
Ребята, это еще маленькая часть того, что мы должны знать и узнаем в будущем.
III. Изложение нового материала.
Показываю два равных треугольника.
Учитель: Что вы можете сказать об этих треугольниках?
Обучающиеся: Равные.
Учитель: Как проверить, что они равны?
Обучающиеся: Треугольники должны совместиться наложением.
Учитель: А что вы можете сказать о предметах которые вы видите?(матрешки, елочные шары, формочки для выпекания) ?
Обучающиеся: ...?(они одинаковые по форме ,но разного размера)
Учитель: Называются эти фигуры подобными . Какова же будет тема нашего урока?
Обучающиеся: Подобные треугольники.
Учитель: Тема нашего урока: “Определение подобных треугольников”
(слайд № 14).
Учитель: Какие цели вы поставите перед собой?
Обучающиеся:
- Сформулировать определение подобных треугольников;
- Изучить характеристики подобных треугольников и их свойства;
- Узнать, где применяется подобие треугольников.
(слайд № 15)
Учитель: Приглашаю вас в геометрическую лабораторию. Как и при любом исследовании, результаты будут зависеть от того, насколько точно и аккуратно будет сделана работа. Перед вами на столах наборы для исследования, рассмотрев несколько примеров, ваша задача ввести понятие подобных треугольников и сформулировать их основные свойства.
Учитель: Для того чтобы начать работу, давайте, вспомним понятия:
- Что называется отношением двух отрезков?
- Когда отрезки являются пропорциональными отрезками?
1этап. Для каждого из рисунков, заполните таблицу 1 и таблицу 2 по рядам соответственно, результаты внесите в рабочую карту:
(слайд № 16)
На выполнение этого этапа исследования отводится 6-7 минут, затем выполняем самопроверку с плаката
(слайд № 17)
2 этап. Ответьте на вопросы:
- Что можно сказать про углы каждой пары треугольников? (соответственные углы каждой пары треугольников равны).
- Что можно сказать про стороны каждой пары треугольников? (соответственные стороны каждой пары треугольников пропорциональны).
- Сформулировать определение подобных треугольников, вписав необходимые пропущенные слова:
Если углы двух треугольников РАВНЫ и стороны одного треугольника ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫ сходственным сторонам другого, то такие треугольники называются ПОДОБНЫМИ.
(слайд № 18)
Число равное отношению сходственных сторон подобных треугольников называется КОЭФФИЦИЕНТОМ ПОДОБИЯ.
Физкультминутка:
3 этап. Определите, чему равны коэффициенты подобия каждой пары треугольников из 1 этапа исследования. Ответы запишите в рабочую карту. Выполняем самопроверку со слайда..
(слайд № 19,20)
4 этап. Сравните данные коэффициенты подобия треугольников с соответствующими им отношениями периметров и площадей. Результаты запишите в рабочую карту.
Ответьте на вопросы:
- Чему равно отношение периметров подобных треугольников? (отношение периметров подобных треугольников равно коэффициенту подобия)
- Чему равно отношение площадей подобных треугольников? (отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия)
Ответы запишите в рабочую карту. Выполняем самопроверку с плаката.
Учитель: Оцените себя в оценочном листе.
IV. Решение задач.
Учитель:прежде чем приступить к решению задач мне бы хотелось рассказать вам об открытии Фалеса
Теперь рассмотрим, где же на практике применяется подобие треугольников. Ребята, уже совсем немного времени вам остаётся до ОГЭ в 9 классе, поэтому мы решим задачу из раздела реальная математика:
(Слайд № 23)
Один ученик решает задачу у доски, остальные в рабочих тетрадях.
Учитель: Оцените себя в оценочном листе.
VI.. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление оценок.
Возвращаемся к слайду, содержащему цели урока, дети отвечают, что узнали, чему научились.
(слайд № 24)
Вычислите в оценочном листе средний бал и прокомментируйте свою деятельность на уроке, поставив себе оценку.
Выставляю оценки за урок.
VI I.. Домашнее задание (слайд № 25)
п. 56-58, из рабочей карты выучить определения и свойства, №533, 536 для всех
№1 На рисунке изображён колодец с «журавлём». Короткое плечо имеет длину 1 м, а длинное плечо — 4 м. На сколько метров опустится конец длинного плеча, когда конец короткого поднимется на 0,5 м?
|
3. подготовить рисунки или макеты подобных фигур.
4. подготовить историческую справку о Фалесе Милетском.
VII. Заключительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке все хорошо постарались для того, чтобы достигнуть поставленных вами целей. В ходе проведения исследования были открыты новые для нас понятия и сформулированы свойства. В дальнейшем мы с вами узнаем как подобие можно применить в жизненных ситуациях. На сегодня все молодцы и спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девизом к сегодняшнему уроку будут слова гениального ученого Альберта Эйнштейна «Есть только два способа прожить жизнь. Первый - будто чудес не существует. Второй - будто кругом одни чудеса!»
Бермудские острова, владение Великобритании в северо-западной части Атлантического океана, близ берегов Северной Америки .
Пуэрто-Рико, содружество Пуэрто-Рико, владение США в Вест-Индии, на острове Пуэрто-Рико и близ лежащих островах Флорида, полуостров на юго-востоке Северной Америки, часть штата Флорида (США).
Треугольник ∆ АВС – треугольник А,В,С – вершины АВ, ВС, АС – стороны А А В С
Равнобедренный треугольник Две стороны равны Углы при основании равны Биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой
Равносторонний треугольник Все стороны равны Углы все равны
Прямоугольный треугольник 90 ° 30 ° с а в
Сумма углов треугольника
Признаки равенства треугольников По двум сторонам и углу между ними По стороне и двум прилежащим к ней углам По трём сторонам
Цели урока: Сформулировать определение подобных треугольников; Изучить характеристики подобных треугольников и их свойства; Узнать, где применяется подобие треугольников.
Решение задач
Итоги урока Сформулировать определение подобных треугольников; Изучить характеристики подобных треугольников и их свойства; Узнать, где применяется подобие треугольников.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Домашнее задание 1)п. 56-58, из рабочей карты выучить определения и свойства, №541, 548 для всех №1 На рисунке изображён колодец с «журавлём». Короткое плечо имеет длину 1 м, а длинное плечо — 4 м. На сколько метров опустится конец длинного плеча, когда конец короткого поднимется на 0,5 м?
|
2. подготовить рисунки или макеты подобных фигур.
3. подготовить историческую справку о Фалесе Милетском
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
Этап урока | оценка |
Теоретический материал о треугольниках | |
Исследовательская работа | |
Решение задач | |
Итоговая оценка (среднее арифметическое всех полученных результатов) |
Оценочный лист
Этап урока | оценка |
Теоретический материал о треугольниках | |
Исследовательская работа | |
Решение задач | |
Итоговая оценка (среднее арифметическое всех полученных результатов) |
Оценочный лист
Этап урока | оценка |
Теоретический материал о треугольниках | |
Исследовательская работа | |
Решение задач | |
Итоговая оценка (среднее арифметическое всех полученных результатов) |
Оценочный лист
Этап урока | оценка |
Теоретический материал о треугольниках | |
Исследовательская работа | |
Решение задач | |
Итоговая оценка (среднее арифметическое всех полученных результатов) |
Оценочный лист
Этап урока | оценка |
Теоретический материал о треугольниках | |
Исследовательская работа | |
Решение задач | |
Итоговая оценка (среднее арифметическое всех полученных результатов) |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ КАРТА
к исследовательской работе «Определение подобных треугольников»
1 Этап. Для данного рисунка, заполните таблицу, результаты внесите в рабочую карту:
Таблица 1
Углы | Стороны | Отношение сторон | Периметр | Площадь | |||||
1 треугольник | = | = | = | AB= | BC= | AC= | = = = | = | = |
2 треугольник | = | = | = | DE= | EF= | DF= | = | = |
2 Этап. Продолжите фразы:
- Углы каждой пары треугольников __________________________?
Опр. Если , то стороны и и и называются СХОДСТВЕННЫМИ.
- Стороны каждой пары треугольников _______________________________?
Заполните пропуски, используя ответы на предыдущие этапы исследования:
Если углы двух треугольников ______________и стороны одного треугольника ________________сходственным сторонам другого треугольника, то такие треугольники называются ПОДОБНЫМИ.
Опр. Число равное отношению сходственных сторон подобных треугольников называется КОЭФФИЦИЕНТОМ ПОДОБИЯ (обозначается k)
3 этап. Найдите коэффициент подобия для пары треугольников из этапа 1.
4 Этап. Сравните данные коэффициенты подобия треугольников с соответствующими им отношениями периметров и площадей.
- Подобие треугольников обозначается знаком «».
Опр. При записи подобия треугольников имеет значение ПОРЯДОК ЗАПИСИ ВЕРШИН ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
- Чтобы записать, что данные треугольники подобны, необходимо:
- вершины первого треугольника записать в произвольном порядке: ;
2) вершины второго треугольника записать определенным образом: на соответствующих местах должны стоять названия вершин, обозначающих равные углы.
Пример.
Даны два подобных треугольника Запишите отношение сходственных сторон.
Решение.
1)
Сделайте вывод:
- Отношение периметров подобных треугольников равно _______________________________________.
- Отношение площадей подобных треугольников равно ___________________________________________.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ КАРТА
к исследовательской работе «Определение подобных треугольников»
1 Этап. Для данного рисунка, заполните таблицу, результаты внесите в рабочую карту:
Таблица 2
Углы | Стороны | Отношение сторон | Периметр | Площадь | |||||
1 треугольник | = | = | = | IH= | HK= | IK= | = = = | = | = |
2 треугольник | = | = | = | LM= | MN= | LN= | = | = |
2 Этап. Продолжите фразы:
- Углы каждой пары треугольников __________________________?
Опр. Если , то стороны и и и называются СХОДСТВЕННЫМИ.
- Стороны каждой пары треугольников _______________________________?
Заполните пропуски, используя ответы на предыдущие этапы исследования:
Если углы двух треугольников ______________и стороны одного треугольника ________________сходственным сторонам другого треугольника, то такие треугольники называются ПОДОБНЫМИ.
Опр. Число равное отношению сходственных сторон подобных треугольников называется КОЭФФИЦИЕНТОМ ПОДОБИЯ (обозначается k)
3 этап. Найдите коэффициент подобия для пары треугольников из этапа 1.
4 Этап. Сравните данные коэффициенты подобия треугольников с соответствующими им отношениями периметров и площадей.
- Подобие треугольников обозначается знаком «».
Опр. При записи подобия треугольников имеет значение ПОРЯДОК ЗАПИСИ ВЕРШИН ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
- Чтобы записать, что данные треугольники подобны, необходимо:
- вершины первого треугольника записать в произвольном порядке: ;
2) вершины второго треугольника записать определенным образом: на соответствующих местах должны стоять названия вершин, обозначающих равные углы.
Пример.
Даны два подобных треугольника Запишите отношение сходственных сторон.
Решение.
1)
Сделайте вывод:
- Отношение периметров подобных треугольников равно _______________________________________.
- Отношение площадей подобных треугольников равно ___________________________________________.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по геометрии 8 класс: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников."
В работе дан развернутый конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Подобные треугольники. Отношение подобных треугольников"....
подобные треугольники
тест №10 по теме "определение подобных треугольников"...
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Урок с использованием ЭОР
Цель урока: сформулировать определение пропорциональных отрезков, подобных треугольников, коэффициента пропорциональности, доказать теорему об отношении площадей подобных фигур, уметь применить знания...
Конспект урока "Подобные треугольники"
Конспект урока в 8 классе "Подобные треугольники"...
Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс
Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...
Конспект урока по теме "Подобные треугольники" 8 класс
Урок-практикум по решению задач проводится с целью обобщить и систематизировать знания по теме: “Признаки подобия треугольников". На уроке использован материал из сборника "...
Конспект урока по геометрии "Подобные треугольники" 8 класс
Конспект к уроку по геометрии "Подорбные треугольники"...