рабочая программа по геометрии 8 класс (Атанасян)
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Глушкова Галина Петровна

программа и календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geometriya_8.docx51.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОМЕТРИЯ 8 КЛАСС.

Рабочая программа по ГЕОМЕТРИИ 8 класс разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральным государственным стандартом ОСНОВНОГО общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями);

-Учебным планом   МБОУ «Жарынская средняя школа»;

- Календарным учебным графиком МБОУ «Жарынская средняя школа».

  • Рабочая программа предусматривает использование учебника Л.С. Атанасян и другие. Геометрия 7 - 9  – М.: Просвещение, 2016

 и ориентирована на использование «Сборника рабочих программ. 7-9 классы. Геометрия», составитель:  Т.А. Бурмистрова. М. : «Просвещение» 2015.  Авторской программы Л.С.Атанасян Геометрия 7-9) .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов

личностные:

  • формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
  • осознание роли математики в развитии России и мира;
  • возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

предметные:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

 распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

 изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;   осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

 проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

 вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

 решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

 расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

 решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

 решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

 транспортир).

В результате изучения геометрии   обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т – тестовая работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Четырёхугольники (14 ч).

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

II. Площади фигур. (14 ч.)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

III. Подобные треугольники. (20 ч.)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

IV. Окружность. (15 ч.)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

V. Повторение. Решение задач. (3 ч.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела, темы

Наименование раздел, тем

Количество часов

Всего

Практические занятия

Лабораторные занятия (опыты)

Экскурсии

Контрольные работы

  1. 2

Четырехугольники

14

2

  1. 3

Площади фигур

14

1

  1. 4

Подобные треугольники

18

1

  1. 5

Окружность

15

1

  1. 6

Повторение

5

1

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Изучаемые вопросы (содержание)

Вид контроля

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

1/1

Повторение

1

1) Измерение отрезков и углов

2) Равенство треугольников

3) Треугольники

4) Перпендикулярные и параллельные прямые

Текущий

Глава 2, 3

2/2

Повторение

1

Текущий

Глава 4

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ - 14 часов

3/1

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника

1

1) Многоугольники

2) Выпуклые многоугольники

3) Сумма углов выпуклого многоугольника

ФО

п.  40, 41 №364, 365(б)

4/2

Четырехугольник

1

1) Многоугольник

2) Элементы многоугольника

3) Четырехугольник

ИРД

п. 41, 42

№ 365(г), 369

5/3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

1

1) Параллелограмм

2) Свойства параллелограмма

ФО

п.42, 43,№372(в), 376(а)

6/4

Признаки параллелограмма.

1

1) Параллелограмм

2) Признаки параллелограмма

ФО

п.43, 44

№ 375, 379

7/5

Трапеция. Средняя линия трапеции

1

1) Трапеция и ее элементы

2) Средняя линия трапеции

ФО

п.44, 45

№392(б), 390

8/6

Равнобедренная трапеция и ее свойства

1

1) Равнобедренная трапеция

2) Свойства равнобедренной трапеции

9/7

 Теорема Фалеса

1

Теорема Фалеса

ИРД

СР [2], С-3

№ 389(а), 391

10/8

Задачи на построение. Деление отрезка на n равных отрезков

1

1) Основные типы задач на построение

2) Деление отрезка на части

СР

№ 394, 393(б), 396

11/9

Контрольная работа № 1 по теме «Параллелограмм и трапеция»

1

12/10

Анализ контрольной работы. Прямоугольник. Его свойства и признаки

1

1) Прямоугольник

2) Элементы прямоугольника

3) Свойства и признаки прямоугольника

ФО

п. 46

№401(а), 400

13/11

Ромб и квадрат. Свойства и признаки

1

1) Понятие ромба

2) Понятие квадрата

3) Свойства и признаки квадрата и ромба

ФО

п.46, 47, № 405, 406, 408(а)

14/12

Средняя линия треугольника

1

1) Треугольник

2) Средняя линия треугольника

15/13

Осевая и центральная симметрии.

1

Осевая и центральная симметрия как свойство геометрических фигур

ФО

п.48, №419, 423, 422

16/14

Контрольная работа № 2 по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»

1

ПЛОЩАДЬ - 14 часов

17/1

Анализ контрольной работы.  Понятие площади плоских фигур

1

1) Понятие о площади

2) Равносоставленные и равновеликие фигуры

3) Свойства площадей

п.48, 49

18/2

Площадь многоугольника.

1

ФО

п. 49, №447-449

19/3

Площадь квадрата

1

Площадь квадрата

п. 50,№ 450, 451

20/4

Площадь прямоугольника.

1

Площадь прямоугольника.

ИРД

5МД

п. 51,№ 452, 453

21/5

Площадь параллелограмма (основная формула).

1

ФО

п.52, №459(а,б), 464(а)

22/6

Площадь треугольника (основная формула) и следствия из нее.

1

Формула площади треугольника

ФО

п.53, №468(а,б), 471, 476

23/7

Площадь трапеции.

1

1) Теорема о площади трапеции

2) Формула пощади трапеции

ФО

п.54, №480, 518

24/8

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы

1

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы

ИРД

№ 481, 482

25/9

Теорема Пифагора.

1

Теорема Пифагора.

ФО

П. 55,

№ 484, 486

26/10

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

Теорема, обратная теореме Пифагора.

ИРД

№ 488, 491

27/11

Решение задач

1

Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора для решения задач

СР

№ 495, 492

28/12

Контрольная работа № 3 по теме «Площади многоугольников»

1

29/13

Анализ контрольной работы. Формула Герона

1

Формула Герона

ФО

№479, 515

30/14

Решение задач.

1

ИРД

ИРК

№ 502, 517, 514

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ - 18 часов

31/1

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия

1

1) Подобие треугольников

2) Коэффициент подобия

ФО

п.56-58, №536

32/2

Отношение площадей двух подобных треугольников

1

Связь между площадями подобных фигур

ИРД

МД

п. 59,№ 541, 545

33/3

Свойство биссектрисы

1

Свойство биссектрисы

34/4

Первый признак подобия треугольников.

1

Первый признак подобия треугольников.

ФО

п.59, 60, 61,

№ 551, 552, 553

35/5

Второй и третий признак подобия треугольников.

1

Второй и третий признак подобия треугольников.

ФО

 п.61, 62, 63, №563, 559,560

36/6

Третий признак подобия треугольников.

1

Третий признак подобия треугольников.

ИРД

п. 61 – 63, № 550, 561

37/7

Решение задач

1

Применение признаков подобия при решении задач

ФО

38/8

Теорема о точке пересечения медиан треугольника

1

Свойство медиан треугольника

ИРК

39/9

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

1) Пропорциональные отрезки

2) Среднее пропорциональное

3) Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

п.64, 65, №572, 574

40/10

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

№ 580, 578

41/11

Практические приложения подобия треугольников.

1

ФО

п.64, 65, №585, 623

42/12

Подобия произвольных фигур

1

ИРД

№ 624,625

43/13

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники»

1

п. 58 - 67

44/14

Анализ контрольной работы. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла

1

1) Понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника

2) Основное тригонометрическое тождество

ФО

п.68, №591(в,г), 592(а,б), 593(а,б)

45/15

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

1

Синус, косинус и тангенс для углов 300, 450, 600.

ФО

п.69, №599, 601

46/16

Решение прямоугольных треугольников

1

1) Решение прямоугольных треугольников

2) Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами

ИРД

№ 602, 604

47/17

Площадь треугольника, параллелограмма (дополнительные формулы)

1

п. 68 - 69

48/18

Самостоятельная работа по теме «Синус, косинус и тангенс острого угла»

1

СР

п. 68 - 69

ОКРУЖНОСТЬ – 15 часов

49/1

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

Взаимное расположение прямой и окружности.

ФО ИРД

п.70, №631(а,б), 633

50/2

Взаимное расположение двух окружностей

1

Взаимное расположение двух окружностей

51/3

Касательная к окружности и секущая. Свойство касательной

1

1) Касательная и секущая к окружности

2) Точка касания

ФО

п.71, №637, 640, 638

52/4

Признак касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки

1

1) Признак касательной к окружности.

2) Равенство касательных

ИРД

№ 643, 644

53/5

Дуга, хорда. Градусная мера дуги окружности. Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле

1

1) Дуга, хорда

2) Центральные и вписанные углы

3) Градусная мера дуги окружности

4) Теорема о вписанном угле

ФО

п.72, 73 №649(в,г), 655, 656

54/6

Решение задач

1

ИРД

№ 663, 666, 667

55/7

Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд

1

1) Соотношения в окружности

2) Свойства секущих, касательных, хорд

3) Теорема об отрезках пересекающихся хорд

56/8

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис

1

1) Теорема о свойстве биссектрисы угла

2) Четыре замечательные точки треугольника

ФО

п.74, 75

№676, 678

57/9

Точка пересечения медиан, высот, серединных перпендикуляров. Окружность Эйлера

1

1) Точка пересечения медиан

2) Точка пересечения высота

3) Точка пересечения серединных перпендикуляров

4) Окружность Эйлера

ИРД

п. 76,

№ 679, 681, 720

58/10

Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в многоугольник

1

1) Понятие о вписанной окружности

2) Теорема об окружности, вписанной в треугольник

ФО

п.77, №690, 691, 693

59/11

Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около многоугольника

1

1) Понятие об описанной окружности

2) Теорема об окружности, описанной около многоугольника

3) Свойство углов вписанного четырехугольника

ФО

п.78, №696, 702

60/12

Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности

1

1) Периметр и радиус вписанной окружности

2) Формула площади треугольника, описанного около окружности

ИРД

№ 705, 708

61/13

Вписанная и описанные четырехугольники. Решение задач.

1

1) Вписанная и описанная окружность

2) Вписанные и описанные четырехугольники

ФО

62/4

Площадь четырехугольника (дополнительные формулы). Решение задач.

1

ИРД

63/15

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

Повторение курса геометрии 8 класса - 3 ч

64/1

Решение задач.

1

ФО

65/2

Промежуточный контроль. Контрольная работа.

1

КР

66/3

Повторительно-обобщающий урок.

1

ФО

Итого:

66

                    Учитель _____________ Глушкова Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....