рабочая программа по геометрии 8 класс (Атанасян)
рабочая программа по геометрии (8 класс)
программа и календарно-тематическое планирование по геометрии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geometriya_8.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОМЕТРИЯ 8 КЛАСС.
Рабочая программа по ГЕОМЕТРИИ 8 класс разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным государственным стандартом ОСНОВНОГО общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями);
-Учебным планом МБОУ «Жарынская средняя школа»;
- Календарным учебным графиком МБОУ «Жарынская средняя школа».
- Рабочая программа предусматривает использование учебника Л.С. Атанасян и другие. Геометрия 7 - 9 – М.: Просвещение, 2016
и ориентирована на использование «Сборника рабочих программ. 7-9 классы. Геометрия», составитель: Т.А. Бурмистрова. М. : «Просвещение» 2015. Авторской программы Л.С.Атанасян Геометрия 7-9) .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов
личностные:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
- осознание роли математики в развитии России и мира;
- возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
В результате изучения геометрии обучающийся научится:
Наглядная геометрия
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность:
5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии
и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся получит возможность:
8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Обучающийся научится:
1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность:
7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников
Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Четырёхугольники (14 ч).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
II. Площади фигур. (14 ч.)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
III. Подобные треугольники. (20 ч.)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
IV. Окружность. (15 ч.)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
V. Повторение. Решение задач. (3 ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела, темы | Наименование раздел, тем | Количество часов | ||||
Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия (опыты) | Экскурсии | Контрольные работы | ||
| Четырехугольники | 14 | 2 | |||
| Площади фигур | 14 | 1 | |||
| Подобные треугольники | 18 | 1 | |||
| Окружность | 15 | 1 | |||
| Повторение | 5 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Изучаемые вопросы (содержание) | Вид контроля | Дом. задание | Дата проведения | ||
план | факт | |||||||
1/1 | Повторение | 1 | 1) Измерение отрезков и углов 2) Равенство треугольников 3) Треугольники 4) Перпендикулярные и параллельные прямые | Текущий | Глава 2, 3 | |||
2/2 | Повторение | 1 | Текущий | Глава 4 | ||||
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ - 14 часов | ||||||||
3/1 | Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника | 1 | 1) Многоугольники 2) Выпуклые многоугольники 3) Сумма углов выпуклого многоугольника | ФО | п. 40, 41 №364, 365(б) | |||
4/2 | Четырехугольник | 1 | 1) Многоугольник 2) Элементы многоугольника 3) Четырехугольник | ИРД | п. 41, 42 № 365(г), 369 | |||
5/3 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | 1 | 1) Параллелограмм 2) Свойства параллелограмма | ФО | п.42, 43,№372(в), 376(а) | |||
6/4 | Признаки параллелограмма. | 1 | 1) Параллелограмм 2) Признаки параллелограмма | ФО | п.43, 44 № 375, 379 | |||
7/5 | Трапеция. Средняя линия трапеции | 1 | 1) Трапеция и ее элементы 2) Средняя линия трапеции | ФО | п.44, 45 №392(б), 390 | |||
8/6 | Равнобедренная трапеция и ее свойства | 1 | 1) Равнобедренная трапеция 2) Свойства равнобедренной трапеции | |||||
9/7 | Теорема Фалеса | 1 | Теорема Фалеса | ИРД СР [2], С-3 | № 389(а), 391 | |||
10/8 | Задачи на построение. Деление отрезка на n равных отрезков | 1 | 1) Основные типы задач на построение 2) Деление отрезка на части | СР | № 394, 393(б), 396 | |||
11/9 | Контрольная работа № 1 по теме «Параллелограмм и трапеция» | 1 | ||||||
12/10 | Анализ контрольной работы. Прямоугольник. Его свойства и признаки | 1 | 1) Прямоугольник 2) Элементы прямоугольника 3) Свойства и признаки прямоугольника | ФО | п. 46 №401(а), 400 | |||
13/11 | Ромб и квадрат. Свойства и признаки | 1 | 1) Понятие ромба 2) Понятие квадрата 3) Свойства и признаки квадрата и ромба | ФО | п.46, 47, № 405, 406, 408(а) | |||
14/12 | Средняя линия треугольника | 1 | 1) Треугольник 2) Средняя линия треугольника | |||||
15/13 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | Осевая и центральная симметрия как свойство геометрических фигур | ФО | п.48, №419, 423, 422 | |||
16/14 | Контрольная работа № 2 по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» | 1 | ||||||
ПЛОЩАДЬ - 14 часов | ||||||||
17/1 | Анализ контрольной работы. Понятие площади плоских фигур | 1 | 1) Понятие о площади 2) Равносоставленные и равновеликие фигуры 3) Свойства площадей | п.48, 49 | ||||
18/2 | Площадь многоугольника. | 1 | ФО | п. 49, №447-449 | ||||
19/3 | Площадь квадрата | 1 | Площадь квадрата | п. 50,№ 450, 451 | ||||
20/4 | Площадь прямоугольника. | 1 | Площадь прямоугольника. | ИРД 5МД | п. 51,№ 452, 453 | |||
21/5 | Площадь параллелограмма (основная формула). | 1 | ФО | п.52, №459(а,б), 464(а) | ||||
22/6 | Площадь треугольника (основная формула) и следствия из нее. | 1 | Формула площади треугольника | ФО | п.53, №468(а,б), 471, 476 | |||
23/7 | Площадь трапеции. | 1 | 1) Теорема о площади трапеции 2) Формула пощади трапеции | ФО | п.54, №480, 518 | |||
24/8 | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы | 1 | Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих равные углы | ИРД | № 481, 482 | |||
25/9 | Теорема Пифагора. | 1 | Теорема Пифагора. | ФО | П. 55, № 484, 486 | |||
26/10 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 | Теорема, обратная теореме Пифагора. | ИРД | № 488, 491 | |||
27/11 | Решение задач | 1 | Применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора для решения задач | СР | № 495, 492 | |||
28/12 | Контрольная работа № 3 по теме «Площади многоугольников» | 1 | ||||||
29/13 | Анализ контрольной работы. Формула Герона | 1 | Формула Герона | ФО | №479, 515 | |||
30/14 | Решение задач. | 1 | ИРД ИРК | № 502, 517, 514 | ||||
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ - 18 часов | ||||||||
31/1 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Коэффициент подобия | 1 | 1) Подобие треугольников 2) Коэффициент подобия | ФО | п.56-58, №536 | |||
32/2 | Отношение площадей двух подобных треугольников | 1 | Связь между площадями подобных фигур | ИРД МД | п. 59,№ 541, 545 | |||
33/3 | Свойство биссектрисы | 1 | Свойство биссектрисы | |||||
34/4 | Первый признак подобия треугольников. | 1 | Первый признак подобия треугольников. | ФО | п.59, 60, 61, № 551, 552, 553 | |||
35/5 | Второй и третий признак подобия треугольников. | 1 | Второй и третий признак подобия треугольников. | ФО | п.61, 62, 63, №563, 559,560 | |||
36/6 | Третий признак подобия треугольников. | 1 | Третий признак подобия треугольников. | ИРД | п. 61 – 63, № 550, 561 | |||
37/7 | Решение задач | 1 | Применение признаков подобия при решении задач | ФО | ||||
38/8 | Теорема о точке пересечения медиан треугольника | 1 | Свойство медиан треугольника | ИРК | ||||
39/9 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | 1) Пропорциональные отрезки 2) Среднее пропорциональное 3) Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | п.64, 65, №572, 574 | ||||
40/10 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | № 580, 578 | |||||
41/11 | Практические приложения подобия треугольников. | 1 | ФО | п.64, 65, №585, 623 | ||||
42/12 | Подобия произвольных фигур | 1 | ИРД | № 624,625 | ||||
43/13 | Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» | 1 | п. 58 - 67 | |||||
44/14 | Анализ контрольной работы. Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла | 1 | 1) Понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника 2) Основное тригонометрическое тождество | ФО | п.68, №591(в,г), 592(а,б), 593(а,б) | |||
45/15 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600. | 1 | Синус, косинус и тангенс для углов 300, 450, 600. | ФО | п.69, №599, 601 | |||
46/16 | Решение прямоугольных треугольников | 1 | 1) Решение прямоугольных треугольников 2) Задачи на применение теории подобия треугольников и соотношений между сторонами | ИРД | № 602, 604 | |||
47/17 | Площадь треугольника, параллелограмма (дополнительные формулы) | 1 | п. 68 - 69 | |||||
48/18 | Самостоятельная работа по теме «Синус, косинус и тангенс острого угла» | 1 | СР | п. 68 - 69 | ||||
ОКРУЖНОСТЬ – 15 часов | ||||||||
49/1 | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | Взаимное расположение прямой и окружности. | ФО ИРД | п.70, №631(а,б), 633 | |||
50/2 | Взаимное расположение двух окружностей | 1 | Взаимное расположение двух окружностей | |||||
51/3 | Касательная к окружности и секущая. Свойство касательной | 1 | 1) Касательная и секущая к окружности 2) Точка касания | ФО | п.71, №637, 640, 638 | |||
52/4 | Признак касательной к окружности. Равенство касательных, проведенных из одной точки | 1 | 1) Признак касательной к окружности. 2) Равенство касательных | ИРД | № 643, 644 | |||
53/5 | Дуга, хорда. Градусная мера дуги окружности. Вписанный и центральный угол. Теорема о вписанном угле | 1 | 1) Дуга, хорда 2) Центральные и вписанные углы 3) Градусная мера дуги окружности 4) Теорема о вписанном угле | ФО | п.72, 73 №649(в,г), 655, 656 | |||
54/6 | Решение задач | 1 | ИРД | № 663, 666, 667 | ||||
55/7 | Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд | 1 | 1) Соотношения в окружности 2) Свойства секущих, касательных, хорд 3) Теорема об отрезках пересекающихся хорд | |||||
56/8 | Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла, точка пересечения биссектрис | 1 | 1) Теорема о свойстве биссектрисы угла 2) Четыре замечательные точки треугольника | ФО | п.74, 75 №676, 678 | |||
57/9 | Точка пересечения медиан, высот, серединных перпендикуляров. Окружность Эйлера | 1 | 1) Точка пересечения медиан 2) Точка пересечения высота 3) Точка пересечения серединных перпендикуляров 4) Окружность Эйлера | ИРД | п. 76, № 679, 681, 720 | |||
58/10 | Вписанная окружность. Окружность, вписанная в треугольник. Окружность, вписанная в многоугольник | 1 | 1) Понятие о вписанной окружности 2) Теорема об окружности, вписанной в треугольник | ФО | п.77, №690, 691, 693 | |||
59/11 | Описанная окружность. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, описанная около многоугольника | 1 | 1) Понятие об описанной окружности 2) Теорема об окружности, описанной около многоугольника 3) Свойство углов вписанного четырехугольника | ФО | п.78, №696, 702 | |||
60/12 | Формула, выражающая площадь треугольника через периметр и радиус вписанной окружности | 1 | 1) Периметр и радиус вписанной окружности 2) Формула площади треугольника, описанного около окружности | ИРД | № 705, 708 | |||
61/13 | Вписанная и описанные четырехугольники. Решение задач. | 1 | 1) Вписанная и описанная окружность 2) Вписанные и описанные четырехугольники | ФО | ||||
62/4 | Площадь четырехугольника (дополнительные формулы). Решение задач. | 1 | ИРД | |||||
63/15 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность». | 1 | ||||||
Повторение курса геометрии 8 класса - 3 ч | ||||||||
64/1 | Решение задач. | 1 | ФО | |||||
65/2 | Промежуточный контроль. Контрольная работа. | 1 | КР | |||||
66/3 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | ФО | |||||
Итого: | 66 |
Учитель _____________ Глушкова Г.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...
Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС
Программа по геометрии для 8 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....