Урок геометрии в 10-м классе на тему: "Параллельность прямой и плоскости"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_geometrii_v_10_kl.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по геометрии в 10-м классе на тему: «Параллельность прямой и плоскости»
Койбаева Ирина Ивановна, учитель математики
МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цели урока:
1. Образовательные:
- рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве;
- ввести понятие параллельности прямой и плоскости;
- изучить признак параллельности прямой и плоскости;
- формировать умения и навыки читать и строить чертежи пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.
2. Развивающие:
- развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
- учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
- формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный .
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая .
Оборудование: мультимедиа проектор; экран; модель плоскости; цветные мелки; сканер.
Структура урока:
- Организационный момент (дети делятся на группы и выбирают старшего) – 2 мин.
- Проверка д/з – 3 мин.
- Активизация опорных знаний – 5 мин.
- “Открытие” новых знаний – 20 мин.
- Первичное осмысление и закрепление новых знаний – 9 мин.
- Подведение итогов урока – 4 мин.
- Постановка домашнего задания – 2 мин.
1. Организационный момент.
Приветствие учеников. Ребята, в 10 классе мы начали изучать какой раздел геометрии? Мы изучили с вами систему аксиом стереометрии, следствия из системы аксиом, параллельность прямых в пространстве .
2 . Проверка д/з.
«Что помогает решить задачу ? Что для вас сейчас сложно при решении задач по стереометрии ?»
При решении задач по геометрии очень важно уметь грамотно построить чертёж.
С помощью сканирования нескольких тетрадей с д/з проверяем правильность построения и выделяем ошибки чертежей .
Задания : 1) прямые МС и МD пересекают плоскость a в одной точке;
2) прямые МС и МD пересекают плоскость a в разных точках;
3) прямая а пересекает плоскость в точке А, точки М и Т лежат на прямой а по разные от точки А , через эти точки проведены параллельные прямые ММ1 и ТТ1, которые пересекают плоскость в точках М1 и Т1 соответственно .
3.Активизация опорных знаний.
Повторение теории . Один из учащихся приготовил презентацию, с помощью которой проверяет теорию. Необходимо сформулировать утверждение, опираясь на геометрическую иллюстрацию . Приложение 1.
4. “Открытие” новых знаний.
Ребята, как вы думаете, какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости? Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей? Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности .
Приложение 2 (слайд №1)
О том, что две первые возможности осуществимы, мы уже убедились на прошлых уроках и взаимное расположение прямой и плоскости зависит от количества общих точек .Вопрос: “Как вы думаете, такое взаиморасположение прямой и плоскости по аналогии прямым на плоскости, как называется?” (Параллельностью прямой и плоскости) и третий случай даёт нам определение параллельности прямой и плоскости (просьба сформулировать самостоятельно) (слайд №2).
Часто при решении задач надо установить параллельность прямой и плоскости. Как, это можно сделать? (Можно воспользоваться определением или признаком параллельности прямой и плоскости (т.е. теоремой, дающей достаточное условие параллельности прямой и плоскости)). « Рассмотрим случай , когда прямая а лежит в плоскости , через точку в пространстве , не лежащую в плоскости , можно провести прямую параллельную прямой а ?» Прямая а лежит в плоскости Прямая а параллельна какой прямой? Прямая а1 где лежит? Получили: , т.е. признак параллельности прямой и плоскости. Учащиеся в группах обсуждают условия признака и формулируют признак параллельности прямой и плоскости. (слайд №3,№4).
Учащиеся в группах обсуждают доказательство признака методом «от противного» .К доске вызывается ученик, представитель одной из групп, доказывает признак параллельности прямой и плоскости, остальные учащиеся это делают в тетрадях.
Вопрос: “Существенно, ли в этой теореме, что а (Да, так как среди прямых, параллельных прямой а1, есть и лежащие в плоскости . А их мы не называем параллельными плоскости ).
4. Первичное осмысление и закрепление новых знаний.
- В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.
- Решение задач под руководством учителя и с его помощью в группах и с записью на доске. (слайд №5)
5. Подведение итогов урока.
Учитель «ЧТО НОВОГО ВЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ НА УРОКЕ ?»
Учащиеся подводят итог урока : три случая взаимного расположения прямой и плоскости, определение параллельности прямой и плоскости, признак параллельности прямой и плоскости ; по просьбе учителя главные в группе оценивают работу класса на уроке; оценивают свою собственную работу на уроке. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
6. Постановка домашнего задания.
. ЗАДАНИЕ : ПОСТРОИТЬ
А) ПРЯМАЯ МР ПАРАЛЛЕЛЬНА ПЛОСКОСТИ а , ПРЯМАЯ МТ ПЕРЕСЕКАЕТ ЭТУ ПЛОСКОСТЬ В ТОЧКЕ Т .
Б) ПЛОСКОСТЬ а ПЕРЕСЕКАЕТ ТРИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ a,b И c СООТВЕТСТВЕННО В ТОЧКАХ А, В , С, ЛЕЖАЩИХ НА ОДНОЙ ПРЯМОЙ .
В) ПЛОСКОСТЬ а ПЕРЕСЕКАЕТ ТРИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ a,b И c СООТВЕТСТВЕННО В ВЕРШИНАХ ТРЕУГОЛЬНИКА АВС .
Учебник п.6, № 20.
Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"
Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....
Урок геометрии в 7 классе по теме Параллельные прямые.Признаки параллельности
Урок геометрии в 7 классе Автор Безносова Анна Ивановна МБОУ СОШ № 2 Иркутская обл п. Усть-Уда Тема: «Параллельные прямые. Признаки параллельности прямы...
Зачетная работа для учащихся 10 класса по теме "Параллельность прямых и плоскостей"
10 класс Зачет № 1 по геометриипо теме «Параллельность прямых и плоскостей» I вариант 1. Дайте определения:а) стереометрияб) параллельные прямые в пространствев)...
урок геометрии в 10 классе по теме: параллельность прямой и плоскости
к уроку прилагается презентация...
Урок математики в 10 классе на тему "Параллельность прямой и плоскости"
Разработка урока + презентация к уроку математики в 10 класса по теме "Параллельность прямых и плоскостей"...
Зачет № 1 по геометрии (10 класс) по теме "Параллельность прямой и плоскости"
Рабочая программа 10 класса по геометрии предусматривает проведение зачетов после изучения основных тем курса.Методические рекомендации содержат всего 6 билетов и не охватывают весь материал. Зачет со...
Контрольная работа по геометрии для учащихся 10 класса по теме "Параллельность в пространстве".
Целью данной контрольной работы есть контроль знаний, умений и навыков учащихся 10 класса применять аксиомы стереометрии и основные теоремы о параллельности прямых и плоскостей при решении задач, а та...