РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017 – 2018 учебный год по наглядной геометрии 6 класс
рабочая программа по геометрии (6 класс)
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа курса наглядной геометрии ориентирована на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащимися 5 – 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_6.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 П.ЛЕНИНСКИЙ
Утверждаю:__________________
Директор МБОУ СОШ№5
Приказ №_______от 31.08.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017 – 2018 учебный год
по наглядной геометрии
6 класс
(34 часа, 1 час/нед)
Составитель: учитель информатики
Биленко Т.Н.
Пояснительная записка.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа курса наглядной геометрии ориентирована на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащимися 5 – 6 классов. В основе преподавания данного курса лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- овладение универсальными учебными действиями;
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
В курсе наглядной геометрии основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У учащихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса геометрии в 7 классе.
При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.
На изучение наглядной геометрии в 6 классах отводится 34 часа в год.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся их изобразительно-графические умения и приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребёнка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика ипрактическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.
Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.
Цели курса “Наглядная геометрия”
Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
- развитие навыков работы с измерительными инструментами: угольником, транспортиром, циркулем;
- формирование устойчивых знаний по предмету, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
- развитие логического мышления, интуиции, живого воображения, творческого подхода к изучению геометрии, конструкторских способностей, расширение кругозора;
- подготовка обучающихся к успешному усвоению систематического курса геометрии средней школы.
Задачи курса “Наглядная геометрия”
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развивать логическое мышления учащихся, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”, познакомить обучающихся с простейшими логическими операциями.
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
- Углубить и расширить представления об известных геометрических фигурах.
- Способствовать развитию пространственных представлений, навыков рисования.
Уровень обязательной подготовки учащихся в курсе математики:
- Знают простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
- умеют распознавать и изображать отрезок, прямую, луч, угол (острый, тупой, прямой), треугольник, прямоугольник, окружность, круг;
- умеют при помощи линейки, угольника, циркуля, транспортира производить построение прямоугольника с заданными сторонами, угла заданной величины, окружности с заданным радиусом, параллельных и перпендикулярных прямых;
- умеют вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда;
- умеют в координатной плоскости строить точки по координатам;
- определяют координаты заданных точек;• умеют работать с единицами длины, площади, объема.
Требования к обязательной подготовке учащихся на конец изучения предмета «Наглядная геометрия»:
Знают:
- зависимость между основными единицами измерения длины, площади, объема, веса, времени;
- старинные меры;
- виды углов и их свойства;
- определение и свойство серединного перпендикуляра;
- определение и свойство биссектрисы угла;
- определение и свойства куба;
- виды треугольников; правило треугольника;
- свойство углов треугольника;
- названия правильных многогранников;
- способы деления окружности на части; понятие листа Мебиуса;
- принципы шифровки записей;
- способы решения головоломок;
- принципы изображения трех проекций тел
- виды симметрии;
- способы построения симметричных фигур;
- принципы оригами.
Умеют:
- строить отрезки, углы, заданной величины; проводить биссектрису угла;
- находить площадь прямоугольника, квадрата; объем куба, прямоугольного параллелепипеда;
- строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум сторонам и углу между ними, по трем сторонам;
- изображать куб, пирамиду;
- строить окружность по заданному радиусу, делить ее на равные части;
- изготавливать некоторые многогранники;
- решать задачи на разрезание и складывание фигур;
- решать головоломки «Пентамино», «Танграм»;
- разгадывать зашифрованные записи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- решения практических задач с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; описания реальных ситуаций на языке геометрии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Тематическое планирование учебного предмета «Наглядная геометрия» для 6классов составлено на основе учебного пособия «Наглядная геометрия» авторов И.Ф.Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Планирование рассчитано на 34 часа в учебный год. На изучение предмета отводится 1 час в неделю.
Содержание курса наглядной геометрии.
6 класс.
Первые шаги в геометрии.(1 час)
История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии.
Пространство и размерность. ( 1 час)
Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трёхмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трёхмерного пространства на плоскости. Четырёхугольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости.
Простейшие геометрические фигуры. (1 час)
Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, тупой, прямой, развёрнутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла.
Конструирование из «Т». ( 1 час)
Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т.
Куб и его свойства. ( 2 часа)
Многогранники. Вершины, рёбра, грани многогранника. Куб: вершины, рёбра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развёртка куба.
Задачи на разрезание и складывание фигур. ( 1 час)
Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников.
Треугольник. (1 час)
Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развёртка пирамиды. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки.
Правильные многогранники. (2 часа)
Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развёртки правильных многогранников.
Геометрические головоломки. ( 1 час)
Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур.
Измерение длины. (1 час)
Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины – метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения.
Измерение площади и объёма. (2 часа)
Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближённое нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объёма.
Вычисление длины, площади и объёма. (2 часа)
Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объёма тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Окружность. (1 час)
Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в многоугольник.
Геометрический тренинг. (1 час)
Занимательные задачи на подсчёт геометрических фигур в различных плоских конфигурациях.
Топологические опыты. (1 час)
Лист Мёбиуса. Опыты с листом Мёбиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком.
Задачи со спичками. (1 час)
Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек.
Зашифрованная переписка. (1 час)
Поворот. Шифровка с помощью 64 – клеточного квадрата.
Задачи, головоломки, игры. (1 час)
Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников.
Весёлые минутки на уроках геометрии: пентамино и рисунки из отрезков. (1 час)
Конструирование из 12 плоских фигур, составленных из 5 квадратов. Графический диктант.
Конструкции из шашек и их виды. (1 час)
Конструирование из шашек. Три вида: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Математическое вышивание. (1 час)
Конструирование на бумаге из ниток астроиды и кардиоиды. Вычерчивание астроиды и кардиоиды по схемам.
Оригами. (2 часа)
История оригами. Условные обозначения на чертежах. Изготовление фигурок – оригами по схемам.
Экскурсии. (2 часа)
История создания архитектурного объекта, определение формы его деталей, рисование отдельных деталей и всего здания в целом в разных ракурсах. Конструирование моделей этих сооружений, придумывание новых.
Защита творческих проектов. (3 часа)
Резерв. (2 часа)
Резерв. (2 часа)
Тематическое планирование курса наглядной геометрии в 6 классе.
Тема занятия | Количество часов | Примерные сроки изучения | Характеристика основных видов деятельности | |
1 | Первые шаги в геометрии. | 1 | 6.09 | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью циркуля и линейки и углы с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие. |
2 | Пространство и соразмерность. | 1 | 13.09 | Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием инструментов. Различать фигуры плоские и объёмные. |
3 | Простейшие геометрические фигуры. | 1 | 20.09 | Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов(острый, прямой тупой, развёрнутый), вертикальные и смежные углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира. |
4 | Конструирование из «Т». | 1 | 27.09 | Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу. |
5 | Куб и его свойства. | 2 | 1.10 11.10 | Распознавать и называть куб и его элементы(вершины, рёбра, грани, диагонали). Распознавать куб по его развёртке. Изготавливать куб из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющего форму куба. |
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | 18.10 | Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Разрезать, вращать, совмещать, накладывать фигуры. |
7 | Треугольник. | 1 | 25.10 | Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний, равносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и её элементы (вершины, рёбра, грани). Распознавать пирамиду по её развёртке, изготавливать её из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды. |
8 | Правильные многогранники. | 2 | 1.11 15.11 | Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера количество его элементов. Изготавливать некоторые правильные многогранники из развёрток. |
9 | Геометрические головоломки. | 1 | 22.11 | Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. |
10 | Измерение длины. | 1 | 29.11 | Измерять длину отрезка линейкой. Выражать единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых линий. |
11 | Измерение площади и объёма. | 2 | 6.12 13.12 | Находить приближённые значения площади, измерять площади, измерять площади фигур с избытком и с недостатком; использовать разные единицы площади и объёма. |
12 | Вычисление длины, площади и объёма. | 2 | 20.12 27.12 | Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объём куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади и объёма через другие. |
13 | Окружность. | 1 | 17.01 | Распознавать на чертежах и называть окружность и её элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира. |
14 | Геометрический тренинг. | 1 | 24.01 | Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы. |
15 | Топологические опыты. | 1 | 31.01 | Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задаче. |
16 | Задачи со спичками. | 1 | 7.02 | Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
17 | Зашифрованная переписка. | 1 | 14.02 | Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в заданном направлении. |
18 | Задачи, головоломки, игры. | 1 | 21.02 | Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
19 | Весёлые минутки на уроках геометрии: пентамино и рисунки из отрезков. | 1 | 28.02 | Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. |
20 | Конструкции из шашек и их виды. | 1 | 7.03 | Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. |
21 | Математическое вышивание. | 1 | 14.03 | Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием инструментов. |
22 | Оригами. | 2 | 21.03 4.04 | Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи, схемы. |
23 | Экскурсия «Геометрия зданий» | 1 | 11.04 | Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире. |
24 | Экскурсия «Геометрические формы в наличниках окон» | 1 | 18.04 | Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире. |
25 | Защита творческих проектов | 3 | 25.04 2.05 16.05 | Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат. |
26 | Резерв. | 2 | 23.05 30.05 | |
Итого | 34 |
Планируемые результаты изучения курса наглядной геометрии.
Учащиеся должен достичь следующих результатов
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному (эстетическому)восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно ставить цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
предметные:
представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о её значимости в жизни человека;
умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объёмными геометрическими фигурами;
владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объёмов некоторых геометрических фигур.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Используемая литература:
1. Л.Н. Ерганжиева, О.В. Муравина «Математика. Наглядная геометрия.» Методическое пособие. Москва. Дрофа. 2012 г.
2. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия. 5 – 6 классы.» Учебник. Москва. Дрофа. 2012 г.
3. Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О.А. Дмитриева «Математика. Наглядная геометрия. 5 – 6» Книга для учителя. Москва. «Просвещение». 2008 г.
4. Л.О. Рослова «Методика преподавания наглядной геометрии учащимися 5 – 6 классов.» Лекции. Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2009 г.
5. В.А. Смирнов, И.М. Смирнова, И.В. Ященко «Наглядная геометрия». Рабочая тетрадь (№1 - №4). Москва. Издательство МЦНМО. 2012 г.
6. В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева, Н.Б. Лобаненко, И.И. Середенко «Математика. Наглядная геометрия. 5 – 6 классы.» Учебное пособие. Москва. «Просвещение».2010 г.
7. О.Н. Масленикова «Проектная деятельность с использованием информационных технологий.»
8. М. Гарднер «Математические головоломки и развлечения.»
Компьютерные и информационно – коммуникативные, технические средства обучения.
1. Электронное приложение к учебнику «Математика. Наглядная геометрия . 5 класс.»
2. Электронное приложение к учебнику «Математика. Наглядная геометрия . 6 класс.»
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Мультимедийный проектор с экраном.
5. Копир.
6. Принтер.
7. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
8. Доска магнитная с координатной сеткой.
9. Комплект классных инструментов.
10. Комплект стереометрических тел.
11. Набор планиметрических фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2017-2018 учебный год.
Рабочие программы на 2017-2018 учебный год....
Рабочая программа за 2017-2018 учебный год
Рабочая программа с 5 по 7 классы за 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа за 2017-2018 учебный год
Рабочая программа за 2017-2018 учебный год...
Рабочие программы на 2017-2018 учебный год
Рабочие программы по биологии и географии на 2017-2018 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по алгебре и началам анализа среднего общего образования 11 класс
Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.· Федеральный компонент государственного стандарта сре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по геометрии среднего общего образования 11 класс
Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.· Федеральный компонент государственного стандарта сре...
Рабочая программа. Вундеркинды. 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа. УМК "Вундеркинды" 5-9 класс...