Рабочая программа за 2017-2018 учебный год
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа за 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по черчении 8 класс | 49.24 КБ |
рабочая программа по черчении 9 класс | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
На заседании Руководитель МО Директор школы
педагогического совета политехнического цикла _____________/ Слепцова К. А.
Протокол № ______ ___________ / Созонова Л. И./ «____» _____________ 2017г
«____» _____________ 2017 г «____» _____________ 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
к авторской программе А. Д. Ботвинникова, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервера
Разработала:
Ефимова Снежана Васильевна
учитель изобразительного искусства
2017 – 2018 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по черчению для 8-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на два года обучения, один час в неделю или два часа в неделю в один год. Всего за год 34,68 часов.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Контрольные работы | Самостоятельные работы учащихся | |
уроки | лабораторно-практические работы | |||||
Черчение 8 клас | ||||||
1 | Правила оформления чертежей | 7 | 5 | - | 2 | - |
2 | Способы проецирования | 8 | 6 | 1 | 1 | - |
3 | Чтение и выполнение чертежей | 17 | 8 | 1 | 8 | - |
4 | Резервное время | 2 | 2 | - | - | - |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
8 класс ( 1 час в неделю, всего 34, из них 2 часа - резервное время )
Правила оформления чертежей ( 7 часов )
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с одной точкой, штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и штамп основной надписи. Некоторые сведения о нанесении размеров ( выносная и размерные линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; Расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования ( 8 часов)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений на одной, двух, трёх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху и вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие местного вида (расположение его в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и обьёмных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа её построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей ( 17 часов )
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, рёбер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предметов. Использование знака квадрата. Развёртывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей. Выполнение детали ( с натуры ). Решение графических задач, в том числе творческих.
Резервное время ( 2 часа )
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 9 класс
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условные изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь понятие:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
- Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
- Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Методическая литература:
Для учителя
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,2011, с изменениями.
3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,2010.
4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вента- Граф, 2012.
5.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.
6.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 2011.
7.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2010.
Для учащихся
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 2010.
3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 2011.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.
5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,2011.
6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,2010.
7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,2010.
Учебные таблицы:
Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная
- формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
Календарно-тематическое планирование уроков черчения 8 класса (базовый уровень.)
№пп | Тема урока | Кол час | Д з | Дата |
Тип урока |
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид конт- роля. |
Элементы дополнительно- го содержания | ||||||||||||||||||||||
п | ф | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||||||||||||||
Раздел 1.Правила оформления чертежей. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Предмет «Черчение». Правила оформления чертежей. | 1 | с.3-15 | Изучение нового материала. | Ознакомить уч-ся с предметом «черчение» .Выполнение упражнений в оформлении чертежей. | Рассмотрение и сравнение чертежей, эскизов, технических рисунков. Правила оформления чертежей. | Фрон- тальный опрос. | Формирова- ние понятий: чертеж, эскиз, схема, техни- ческий рисунок, развертка, формат. | |||||||||||||||||||||||
2 | Правила оформления чертежей. Типы линий | 1 | с.1520 А-4 | Изучение нового материала. | Формирование навыков оформ- ления чертежей. Ознакомление с начертанием ли- ний применяе- мых на чертежах. | Начертание типов линий.Вычерчи- вание рамки и основной надпи- си.Приемы работы чертежными инструментами. | Фрон- тальный опрос. Графи- ческая работа. | Формирова- ние понятий: типы линий,рамка, основная надпись, формат. | |||||||||||||||||||||||
3 | Графическая работа №1 «Линии чертежа |
1 | А-4 с. 21 | Закрепление нового материала. | Развитие умений и навыков при выполнении оформления чертежа и начертания типов линий | Знать и уметь: линии чертежа их начертание, приемы работы чертежными инструментами, правила оформ- ления чертежей. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Формирова- ние навыков: работы чертежными инструментами. | |||||||||||||||||||||||
4 | Чертежный шрифт. Прописные буквы, цифры. |
1 | с. 22 25 | Изучение нового материала. | Ознакомить уч-ся с начертанием и правилами выполнения букв и цифр, чертежного шрифта. | Формирование навыков начертания прописных букв и цифр. | Графическая работа | Формирование навыков начертания букв и цифр чертежного шрифта. | |||||||||||||||||||||||
5 | Чертежный шрифт. Строчные буквы. | 1 | с. 22 25 | Изучение нового материала. | Ознакомить уч-ся с начертанием и правилами выполнения букв и цифр, чертежного шрифта. | Формирование навыков начертания строчных букв и цифр. | Графическая работа. | Формирование навыков начертания букв и цифр чертежного шрифта. | |||||||||||||||||||||||
6 | Нанесение размеров. Масштабы. | 1 | с. 26 30 А- 4 | Изучение нового материала. | Ознакомление уч-ся: с правилами нанесения размеров на чертежах, с применением и обозначением масштабов. | Фронтальное выполнение чертежа плоской детали с нанесением размеров. |
Фрон- тальный опрос, графическая работа. | Приемы работы чертежными инструментами. Формирование понятий: формат, рамка, основная надпись. | |||||||||||||||||||||||
7 | Графическая работа № 2 «Чертеж плоской детали.» | 1 | с. 30 31 цв к | Закрепление нового материала. | Чертеж плоской детали с нанесением размеров и применение масштаба. | Выполнение чертежа «плоской» детали с нанесением размеров и с применением масштаба. | Графическая работа. | Применение масштаба с нанесением размеров на чертеже. | |||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Способы проецирования. | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Проецирование на 2 плоскости проекций. | 1 | с. 32 37 цв к | Изучение нового материала. | Дать понятия об основах проецирования на 2 плоскости проекции. | Показать на конкретных примерах необходимость изображение предмета на 2 плоскости проекции. | Фрон- тальный опрос. Графи- ческая работа. | Формирование понятий: проецирование, плоскость- фронтальная, горизонтальная, вид- главный,сверху. | |||||||||||||||||||||||
9 | Проецирование на 3 плоскости проекций. | 1 | с. 38 44 А- 4 | Изучение нового материала. | Изображение предмета на 3 плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже.Местные виды. | Выполнение чертежа предмета в 3 плоскостях проекций. Нанесение размеров на чертеже. | Фрон- тальный опрос. Графическая работа. | Формирование понятий: плоскость проекций; фронтальная, горизонтальная, профильная. Виды; главный, сверху, сбоку. | |||||||||||||||||||||||
10 | Графическая работа № 3. «Проециро- вание на 3 плоскости проекций.» | 1 | с. 38 44 А- 4 | Закрепление нового материала. | Расположение видов на чертеже в проекционной связи. | Выполнение чертежа предмета в 3 плоскостях. Нанесение размеров на чертеже. | Фрон- тальная графическая работа. | Рациональное использование чертежных инструментов. Начертание основных линий чертежа. | |||||||||||||||||||||||
11 | Практичес- кая работа № 4. «Моделиро- вание по чертежу.» | 1 | с. 44 45 | Закрепление нового материала. | Чтение чертежей. Умение изготов- лять по чертежу несложные модели.Развитие пространственного представления уч-ся. | Изготовление модели предмета по чертежу. Чтение чертежа предмета. | Фрон- тальная работа. | Понятие вида, плоскости проекций, пространственного представления уч-ся. | |||||||||||||||||||||||
12 | Аксономет- рические проекции геометри- ческих тел. | 1 | с. 46 50 цвк | Изучение нового материала. | Диметрическая и изометрическая проекции. Построение осей аксонометричес- ких проекций геометрических тел. | Построение осей,показателей искажения, геометрических тел в аксонометричес- ких проекциях. | Фрон- тальная работа. | Формирование понятий: плоскостей проекций, расположение видов на чертеже. | |||||||||||||||||||||||
13 | Аксономет- рические проекции плоскогран- ных предметов. | 1 | с. 51 52 цв к | Изучение нового материала. | Построение проекций плоскогранных предметов в изометрии и фронтальной диметрии. | Построение аксонометричес- ких осей в изометрии и фронтальной диметрии. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Построение окружностей вписанных в куб. Рациональные приемы работы чертежными инструментами. | |||||||||||||||||||||||
14 | Аксономет- рические проекции предметов имеющих круглые пов. | 1 | с. 53 57 | Изучение нового материала. | Построение проекций предметов имеющих круглые поверхности. | Построение овала в изометрии и окружности во фронтальной диметрии. | Фрон- тальная графическая работа. | Построение аксонометричес ких осей.Начертание типов линий. | |||||||||||||||||||||||
15 | Технический рисунок. | 1 | с. 57 58 цв к | Изучение нового материала. | Технический рисунок аксонометрических проекций и рациональный способ его построения. | Технический рисунок в системе прямоугольных проекций. Начертание линий штриховки. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Построение аксонометричес- ких осей и плоскогранных предметов. | |||||||||||||||||||||||
Раздел № 3 Чтение и выполнение чертежей. | |||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи геометри- ческих тел. | 1 | с. 59 67 цв к А-4 | Изучение нового материала. | Анализ формы предметов. Геометрические Построения пред- метов: чертеж, акснометрические проекции. | Мысленное расчленение предмета на геометрические тела:анализ,чертеж,аксонометричес- кие проекции. | Фрон- тальный опрос, графи- ческая работа. | Геометрические тела: призмы, конусы, цилиндры, пирамиды, шар и их части. | |||||||||||||||||||||||
17 | Проекции группы геометрических тел. | 1 | с. 67 68 А-4 | Изучение нового материала. | Чертежи группы геометрических тел. Анализ графического состава изображений. | Анализ чертежей геометрических тел. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Чертежи геометрических тел в 3 проекциях. | |||||||||||||||||||||||
18 | Графическая работа № 5 «Проекции группы геометрических тел.» | 1 | А-4 | Закрепление нового материала. | Анализ графического состава изображений Чертеж группы геометрических тел. | Знать и уметь: построение аксонометричес- ких проекций, чертежи геометрических тел. | Графическая работа. | Формирование навыков: анализа формы предметов по их чертежам, геометрические построения предметов в 3 плоскостях. | |||||||||||||||||||||||
19 | Проекции вершин, ребер, граней предмета. | 1 | с. 69 79 | Изучение нового материала. | Нахождение на чертеже вершин, ребер, образую- щих, поверхностей тел, составляющих форму предмета.. | Построение чертежа предмета с нахождением проекций точек, вершин, ребер и граней. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Понятие вида, построение видов на плоскостях проекций. Типы линий. | |||||||||||||||||||||||
20 | Порядок построения изображения на чертежах. | 1 | с. 80 91 А-3 | Закрепление нового материала. | Способ построения чертежа предмета на основе анализа формы предмета. | Последовательность построения видов на чертеже, вырезов на геометрических телах. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Последователь- ность построения видов и нанесения размеров на чертеже. | |||||||||||||||||||||||
21 | Графическая работа № 6 | 1 | А-3 с. 51-53 | Актуализация знаний и умений. | Построение третьего вида по двум заданным. Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета. | Выполнение основ прямоугольного проецирования на 3 плоскости проекции. | Графи- ческая работа. | Правила выполнения чертежей на формате А-4. | |||||||||||||||||||||||
22 | Графическая работа № 7. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов.» | 1 | А-3 | Актуализация знаний и умений. | Способы построения аксонометричес- ких изображений. | Выбор вида аксонометричес- кой проекции и рациональный способ ее построения. | Графи- ческая работа. | Приемы построения чертежа детали на плокости и аксонометричес- ких проекциях. | |||||||||||||||||||||||
23 | Нанесение размеров с учетом формы предмета. | 1 | с. 92 98 | Закрепление пройденного материала. | Основные правила нанесения размеров и дополнитель- ные сведения о нанесении размеров. | Выполнение приемов построения чертежа предмета цилиндрической формы. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Правила построения основных размеров на чертеже, типы линий. | |||||||||||||||||||||||
24 | Геометрии- ческие построения,необходи- мые при выполнении чертежей. | 1 | с. 98- 100 | Актуализация знаний и умений. | Анализ графического состава изображений. | Выполнение чертежей с использованием геометрических построений. | Фрон- тальный опрос. Графи- ческая работа. | Правила построения овалов. Деление окружности на равные части. | |||||||||||||||||||||||
25 | Сопряжения. | 1 | с. 100- 107 А-4 | Изучение нового материала. | Применение сопряжений при выполнении чертежей деталей. | Нахождение центров и точек сопряжений. | Фрон- тальный опрос. Графи- ческая работа. | Анализ графического состава изображений. Прямоугольное проецирование.
| |||||||||||||||||||||||
26 | Графическая работа № 8 «Чертежи деталей имеющих сопряже- ния.» | 1 | А-4 с. 107 | Закрепление пройденного материала. | Использование геометрических построений сопряжений на чертежах. | Выполнение чертежа детали с применением сопряжений. | Графи- ческая работа. | Формирование навыков: нахождение точек и центров сопряжений. Нанесение размеров. |
27 | Чертежи разверток поверх- ностей геометри- ческих тел. | 1 | с. 108- 111 | Актуализация знаний и умений. | Развертывание поверхностей некоторых геометрических тел. | Построение чертежей разверток с учетом анализа графического состава | Графи- ческая работа. | Обладание навыками графической работы чертежными инструментами и материалами. | |||||
28 | Практичес- кая работа № 9. «Устное чтение чертежей детали.» | 1 | с. 111-115 А-4 | Актуализация знаний и умений. | Название, материал, масштаб, вид, геометрические тела, общая форма детали. | Порядок чтения чертежей деталей: основная надпись, виды чертежа, главный вид, форма детали, размеры детали. | Фрон- тальный опрос. | Обладание навыками чтения чертежей деталей. | |||||
29 | Графическая работа № 10. «Решение заниматель- ных задач.» | 1 | А-4 | Обобщение знаний и умений. | Расположение видов на чертеже, проекции вершин, ребер и граней. | По двум заданным видам построить третий вид, построение на чертеже проекций вершин, ребер и граней предмета. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Изображение элементов предметов: вершин, ребер, точек и граней. | |||||
30 | Графическая работа № 11. «Выполне- ние чертежа детали с элементами конструиро- вания.» | 1 | А-4 | Обобщение знаний и умений. | Анализ графического состава изображений с элементами конструирования. | Последователь- ность построения видов чертежа и нанесение размеров. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Последователь- ность построения вырезов, размеров, нанесения и обозначения точек на чертеже. | |||||
Раздел № 4. Обобщение знаний и умений. | |||||||||||||
31 | Графическая работа № 12. «Выполне- ние эскизов деталей.» | 1 | с. 119-122 А-4 | Обобщение знаний и умений. | Последовательноепостроение изображения детали на эскизе, с нанесением размеров. | Порядок последователь- ности выполнения эскизов. Основные этапы снятия эскиза с натуры. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Правила выполнения эскизов на формате А-4. | |||||
32 | Графическая работа № 12. «Выполне- ние чертежа детали.» | 1 | с. 122-124 А-4 | Обобщение знаний и умений. | Анализ графического состава изображений. | Приемы построения видов чертежа детали и нанесение размеров. | Фрон- тальная графи- ческая работа. | Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета. | |||||
33 | Резервное время. | 1 | |||||||||||
34 | Резервное время. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
На заседании Руководитель МО Директор школы
педагогического совета политехнического цикла _____________/ Слепцова К. А.
Протокол № ______ ___________ / Созонова Л. И./ «____» _____________ 2017г
«____» _____________ 2017 г «____» _____________ 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 9 класса
на 2017-2018 учебный год
к авторской программе А. Д. Ботвинникова, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервера
Разработала:
Ефимова Снежана Васильевна
учитель изобразительного искусства
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по черчению ориентирована на учащихся 9 класса, разработана на основе следующих документов
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Мо РФ от 05.03.2004 №1089
2. Примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263)
3. Авторской программы «Черчение 9» Москва, «Астрель», 2010. Составитель Н. А. Гордеенко, В. В. Степакова полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Закона об образовании от 29.12.2012 № 273 ФЗ
- Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования»
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска» на 2017 -2018 учебный год
1 час в неделю ,34 часа в год .
Цель обучения: обучение обучающихся графической грамоте и элементам графической культуры.
Задачи обучения:
- развитие образного мышления обучающихся и ознакомление их с процессом проектирования.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол – во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Правила оформления чертежей | 4 |
3 | Геометрические построения | 2 |
4 | Параллельное проецирование | 12 |
5 | Сечения и разрезы | 5 |
6 | Соединение деталей в изделии | 4 |
7 | Сборочный чертёж | 6 |
Итого | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Должны знать:
правила оформления чертежей;
приемы работы чертежными инструментами;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о чертежном шрифте;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.
основные правила выполнения чертежей
основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;
последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;
условные обозначения и изображение резьбы;
способы изображения разъемных и неразъемных соединений (на уровне начального знакомства);
особенности выполнения сборочных чертежей;
условности и упрощения, применяемые на чертежах;
правила деталирования.
Должны уметь:
выполнять графические работы;
строить правильные многоугольники;
строить сопряжения;
анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать оптимальное количество видов на чертеже;
осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
проводить самоконтроль выполнения графических работ;
приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека.
правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;
выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;
выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой, учебником и учебными пособиями;
УМК | Класс | 9 |
| Учебник «Черчение» 9 класс Н.А.Гордеенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство Астрель» 2-е издание, 2010 г. | |
| ||
| Программа Черчение 9 , Москва, Просвещение 2008. Составитель В.А. Гервер, В.В.Степакова, В.Ф. Катханова. Сборник заданий по техническому черчеию для учащихся. Саратов: «Лицей», 2008 Учебные таблицы и пособия. Карточки – здания по черчению. | |
| ||
| ||
|
Календарно – тематическое планирование уроков черчения в 9 классе
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол. часов | Дата | Вид учебного занятия | Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. | 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Проведение линий» | ||
2 | Правила оформления чертежей. Понятие о стандартах. Стандартизация. Чертежный шрифт. | 4 1 | Комбиниро- ванный | Практическая работа «Выполнение чертёжного шрифта» | ||
3 | Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа | 1 | Комбиниро ванный | Практическая работа «Оформление формата» | ||
4 | Графическая работа «Линии чертежа». | 1 | Отработка знаний и формирова- ние умений | Графическая работа | ||
5 | Нанесение размеров на чертежах. Масштабы. | 1 | Комбинированный | Назначение размеров на чертежах.. Тестирование. Практическая работа «Нанесение размеров |
6 | Геометрические построения. Деление окружности на равные части при построении чертежа. | 2 1 | Комбинированный | Тестирование. Практическая работа «Деление окружности на равные части» | ||
7 | Сопряжения | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Построение сопряжений» | ||
8 | Параллельное проецирование Общие сведения о способах проецирования. Чертежи в системе прямоугольных проекций. | 12 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Построение плоскостей проекций | ||
9 | Чертежи плоских фигур | 1 | Комбинированный | Тестирование Практическая работа «Построение чертежей плоских фигур | ||
10 | Чертежи геометрических тел | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Построение чертежей геометрических тел» | ||
11 | Анализ геометрической формы предмета. Проекции группы геометрических тел. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Построение проекций группы геометрических тел» | ||
12 | Виды. Количество и расположение видов на чертежах. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Нахождение главного вида» | ||
13 | Построение проекции точки, лежащей на поверхности предмета. | 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Построение проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета по чертежу» | ||
14 | Порядок чтения чертежей деталей. | 1 | Комбинированный | Чтение чертежа. Практическая работа «Устное чтение чертежей» | ||
15 | Эскизы | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Построение эскизов | ||
16 | Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций плоских фигур. | 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоских фигур | ||
17 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов» | ||
18 | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Построение овала» | ||
19 | Технический рисунок. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Выполнение технических рисунков деталей» | ||
20 | Сечения и разрезы Сечения | 5 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Построение сечений» | ||
21 | Пр.работа Сечения. Выполнение и обозначение сечений. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Обозначение сечений | ||
22 | Разрезы | 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Правила выполнения разрезов» | ||
23 | Разрезы. Пр.работа Выполнение и обозначение разрезов | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Обозначение разрезов» | ||
24 | Соединение вида и разреза. Местный разрез | 1 | Комбинированный | Тестирование. Практическая работа «Соединение вида с разрезом» | ||
25 | Соединение деталей в изделии Общие сведения о соединениях деталей в изделии. | 4 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Определение видов соединений» | ||
26 | Условное изображение и обозначение резьбы. | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Изображение и обозначение резьбы». | ||
27 | Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Выполнение расчётов для изображения болтовых и шпилечных соединений.». | ||
28 | Графическая работа «Чертеж резьбового соединения». | 1 | Отработка знаний и формирование умений | Графическая работа «Чертеж резьбового соединения». | ||
29 | Сборочный чертёж Сборочный чертёж | 6 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Нанесение позиций на сборочный чертёж» упр. 10 стр. 194 | ||
30 | Сборочный чертёж | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Спецификация» | ||
31 | Чтение чертежей несложных сборочных единиц | 1 | Комбинированный | Практическая работа «Чтение сборочных чертежей».. | ||
32 | Деталирование | 1 | Практическая работа «Определение размеров для деталирова-ния» | |||
33 | Графическая работа «Деталирование» | 1 | Закрепление знаний и формиро-вание умений | Графическая работа «Деталирование» | ||
34 | Элементы конструирования. Общие сведения о схемах | 1 | Усвоение новых знаний | Практическая работа «Решение творческих задач с элементами конструиро вания» упр. стр 218 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы на 2017-2018 учебный год.
Рабочие программы на 2017-2018 учебный год....
Рабочая программа за 2017-2018 учебный год
Рабочая программа с 5 по 7 классы за 2017-2018 учебный год...
Рабочие программы на 2017-2018 учебный год
Рабочие программы по биологии и географии на 2017-2018 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по алгебре и началам анализа среднего общего образования 11 класс
Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.· Федеральный компонент государственного стандарта сре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2017-2018 учебный год по геометрии среднего общего образования 11 класс
Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.· Федеральный компонент государственного стандарта сре...
Рабочая программа. Вундеркинды. 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа. УМК "Вундеркинды" 5-9 класс...
Рабочая программа. Горизонты. 2017/2018 учебный год.
УМК "Горизонты" 5 класс...