"Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (6 класс)
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5, 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya_.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию МРУРМО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белая средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель ШМО Королева И.А…………. подпись Протокол № ….. от «…»…………… 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Белая СОШ Колосова М.А……………. подпись от«…»……………… 2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Белая СОШ Ченских А.В.. ……………….. подпись Приказ № …… от «…» ……………… 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по математике , 6,7 классы
«Наглядная геометрия»
Составитель: Скабелкина Надежда Александровна,
учитель высшей категории
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 5 и 6 классов.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.
Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. Поэтому разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.
Первая ступень изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений – как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету.
Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем – за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры.
Вторая ступень — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.
Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.
Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Цели:
организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
- формирование геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи:
1. Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности.
2. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений.
3. Изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.
На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
ЗНАТЬ: вид простейших геометрических фигур (прямой, отрезка, луча, многоугольника, квадрата, треугольника, угла), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
УМЕТЬ: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще-учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение. Первые шаги в геометрии. Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник.
2. Фигуры на плоскости. Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь», «рамки и вкладыши Монтессори», «край в край» и другие игры. Танграм. Пентамино. Гексамино. Конструирование из Т. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки. Паркеты, бордюры.
3. Фигуры в пространстве. Многогранники и их элементы. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков и их частей. Уникуб. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Оригами.
4. Измерение геометрических величин. Измерение длин, вычисление площадей и объемов Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности Объем куба, параллелепипеда.
Основная цель: сформировать у учащихся представления об общих идеях теории измерений.
Измерение длин, вычисление площадей и объемов. Развертки куба, параллелепипеда. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда
5. Топологические опыты. Фигуры одним росчерком пера. Листы Мебиуса. Граф.
6. Занимательная геометрия. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками, головоломки, игры.
7. Параллельность и перпендикулярность. Параллелограмм, его свойства. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения».
8. Задачи на построение. Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Основная цель: сформировать у учащихся навыки построения циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей..
9. Координатная плоскость. Координаты.
Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка.
10. Симметрия. Зеркальное отражение. Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.
Основная цель: сформировать у учащихся навыки работы с симметричными фигурами, научить их самих создавать бордюры, паркеты, орнаменты, находить их в природе, быту и т.д.
Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников.
11. Замечательные кривые. Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги.
Основная цель: расширить кругозор в познании замечательных кривых, их особенностей и приложений.
Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги
Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.
12. Резерв. Итоги года и резервное время.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса наглядной геометрии 6-го классов учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
- усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Содержание материала | Количество часов по программе | |||||
План | Факт | |||||||
Введение | ||||||||
1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов. | 1 | ||||||
Фигуры на плоскости | 7 часов | |||||||
2 | Угол. Построение и измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы | 1 | ||||||
3 | Треугольник и квадрат. Виды треугольников. | 1 | ||||||
4 | Сумма углов в треугольнике. | 1 | ||||||
5 |
| Практическая работа «Сумма углов четырёхугольника, треугольника, многоугольника». | 1 | |||||
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм. Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. | 1 | ||||||
7 | Пентамино, гексамино. Моделирование. | 1 | ||||||
8 | Творческая работа «Головоломки». | 1 | ||||||
Фигуры в пространстве | 4 часов | |||||||
9 | Пространство и размерность. Мир трех измерений | 1 | ||||||
10 | Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. | 1 | ||||||
11 | Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги. | 1 | ||||||
12 | Практическая работа «Мой журавлик» | 1 | ||||||
Измерение геометрических величин | 6 часов | |||||||
13 | Измерение длин, единицы измерения. | 1 | ||||||
14 | Измерение площадей, единицы измерения. Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами» | 1 | ||||||
15 | Окружность, её радиус, диаметр, длина окружности. | 1 | ||||||
16 | Измерение длины окружности | 1 | ||||||
17 | Измерение объёмов, единицы измерения. | 1 | ||||||
18 | Развёртка куба и параллелепипеда и изготовление фигур из них. Практическая работа «Изготовление параллелепипеда и вычисление его объёма» | 1 | ||||||
Занимательная геометрия. | 4 часа | |||||||
19 | Зашифрованная переписка. | 1 | ||||||
20 | Практическая работа «Шифровка» | 1 | ||||||
21 | Кроссворды | 1 | ||||||
22 | Задачи со спичками, занимательные задачи | 1 | ||||||
Параллельность и перпендикулярность | 4 часа | |||||||
23 | Рассмотреть свойства параллелограмма, | 1 | ||||||
24 | Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника, циркуля и линейки, | 1 | ||||||
25 | Рассмотреть понятие «золотого сечения». Задачи на построение | 1 | ||||||
26 |
| Приготовить презентации о «Золотом сечении» из разных сфер обитания. | 1 | |||||
Симметрия | 5 часов | |||||||
27 | Симметрия помогает решать задачи. Бордюры и орнаменты | 1 | ||||||
28 | Правильные многогранники Изготовление правильных многогранников | 1 | ||||||
29 | Построение симметричных точек на координатной плоскости. | 1 | ||||||
30 | Решение задач с использованием свойств симметрии | 1 | ||||||
Замечательные кривые | 4 часа | |||||||
31 | Кривые дракона, Лабиринты. | 1 | ||||||
32 | Геометрия клетчатой бумаги | 1 | ||||||
33 | Геометрический тренинг. Фигуры одним росчерком пера. | 1 | ||||||
34 | Резерв | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и для 6 класса. Наглядная геометрия (учебное пособие для 5–6 классов) Изд-во ТГПУ, 2008
2. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.
3. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.
4. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 189 с.
5. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония".
Тема занятия кружка по наглядной геометрии 6 класса: " Паркет, геометрия и гармония". Раздел курса: " Симметрия, Бордюры и орнаменты". Автор курса: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. учебное пособие ...
занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме : "Паркет. Геометрия и гармония"
Материал для проведения занятия кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония". Раздел: "Симметрия." Этот материал можно использовать для проведения внеклассного заня...
Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....
презентация-1часть и 2 часть к уроку "История возникновения геометрии" и курса "Наглядная геометрия 5-6 класс"
презентация к уроку "Наглядная геометрия" 5-6 класс, может быть использована в 7 классе...
рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии
рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....
занятие по геометрии в 6 классе в рамках проекта "наглядная геометрия"
в рамках проекта предпрофильная подготовка вела уроки по наглядной геометрии. материалы к урокам брала с ...