Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Прямоугольный параллелепипед, его элементы".
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.
Обучение геометрии должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, геометрических тел, предметов окружающей действительности. (М.Н. Перова. В.В. Эк)
В качестве наглядных средств на уроке используются модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета; плакаты с изображением фигур и тел; конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами и телами.
Выбор методов и приёмов, применяемых на уроке, определяется содержанием геометрического материала, индивидуальными возможностями обучающихся, образовательными и коррекционными задачами урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока геометрии в коррекционной школе. | 236.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
Конспект урока математики в 9 классе по теме:
«Прямоугольный параллелепипед.
Элементы прямоугольного параллелепипеда»
(для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Учитель Н.Н. Никифорова
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда»
Цели урока:
- Воспроизведение знаний о геометрических фигурах и телах. Формирование представлений о прямоугольном параллелепипеде, его гранях, ребрах, вершинах.
- Развитие восприятия формы, пространственного воображения, умения сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия предметов.
- Воспитание усидчивости, терпеливости.
Оборудование. Модели геометрических тел (кубов, параллелепипедов, цилиндров, конусов, пирамид, шаров); модели геометрических фигур (многоугольников, кругов, углов); шаблоны для изображения параллелепипедов; плакат с изображением предметов, имеющих форму геометрических тел, параллелепипедов; линейки чертёжные, треугольники, ножницы; презентация по теме: «Прямоугольный параллелепипед».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение
Сравнение геометрических тел и фигур.
Учитель проводит рукой по крышке учительского стола и напоминает, что это часть плоскости. По просьбе учителя обучающиеся, не вставая с места, показывают плоскую поверхность крышек ученического стола. Учитель просит обучающихся показать в классе части плоскости на других предметах (доске, стенах, подоконнике, полке и др.).
Учитель показывает обучающимся модели геометрических фигур. Обучающиеся называют каждую из них.
Учитель спрашивает: «Как можно назвать все многоугольники, круги, отрезки вместе?», добиваясь от них ответа: «Это геометрические фигуры».
Учитель показывает модели геометрических тел. Обучающиеся называют каждое тело.
Учитель спрашивает: «Как можно назвать одним выражением (двумя словами) все эти модели?». Обучающиеся должны дать ответ, что куб, цилиндр, шар, параллелепипед – это геометрические тела.
Учитель, показывая обучающимся фигуры и тела, брал модели в руки, а затем ставил их на свой стол. На вопрос «Что находится на столе учителя?» - обучающиеся отвечают: «На столе находятся геометрические фигуры и геометрические тела».
Учитель просит объяснить, каким образом можно отличить геометрическую фигуру от геометрического тела. Дети отвечают, что геометрическая фигура целиком принадлежит плоскости, геометрическое тело целиком плоскости не принадлежит.
Обучающиеся показывают и описывают характерные особенности геометрических тел и фигур.
III. Объяснение нового материала
Учитель показывает модель прямоугольного параллелепипеда и спрашивает: «Как называется это геометрическое тело?»
(Ответ: «Параллелепипед»).
Учитель: Тема нашего урока – «Прямоугольный параллелепипед».
Параллелепипеды бывают разные: наклонные и прямоугольные. Мы будем говорить только о прямоугольном параллелепипеде. Рассмотрите модель и скажите, какие предметы в окружающем мире имеют форму этого тела?»
Обучающиеся: «Предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда, - это дом, шкаф, кирпич, коробка, комната, и т.д.».
Встречаете ли вы, гуляя по посёлку, здания, в которых какие-нибудь детали имеют форму параллелепипеда? Назовите эти детали.
Задание 1. Учитель показывает обучающимся плакат с изображением предметов, имеющих форму геометрических тел, и просит ответить на вопрос: «Какие из изображённых на плакате предметов имеют форму прямоугольного параллелепипеда?»
Задание 2. Учитель предлагает выбрать из рисунков тот, на котором изображён прямоугольный параллелепипед.
Далее учитель знакомит обучающихся с элементами прямоугольного параллелепипеда.
- Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников, которые называются гранями.
- Стороны граней называются ребрами прямоугольного параллелепипеда.
- Вершины граней называются вершинами прямоугольного параллелепипеда.
2. Презентация по теме: «Прямоугольный параллелепипед».
Слайд 1 |
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда» |
Слайд 2. Прямоугольный параллелепипед |
Слайд 3. Предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда Слайд 4 |
Элементы прямоугольного параллелепипеда: вершины – 8, ребра – 12, грани - 6. |
Слайд 5. Элементы параллелепипеда – грани |
Вопросы: 1. Сколько граней у параллелепипеда? 2. Какой геометрической фигурой представлены грани параллелепипеда? 3. Что вы можете сказать о размере граней параллелепипеда? |
Слайд 6. Грани параллелепипеда |
Запомните: 1. У параллелепипеда 6 граней. 2. Все грани куба – прямоугольники. Противолежащие грани равны. |
Слайд 7. Элементы параллелепипеда - ребра |
Вопрос: 1. Чем представлены ребра параллелепипеда? 2. Сколько ребер у параллелепипеда? |
Слайд 8. Элементы параллелепипеда – ребра |
Запомните: 1. Ребра параллелепипеда – отрезки. 2. У параллелепипеда 12 ребер. |
Слайд 9. Элементы параллелепипеда - вершины |
Вопрос: 1. Чем представлены вершины параллелепипеда? 2. Сколько вершин у параллелепипеда? |
Слайд 10. Элементы параллелепипеда - вершины |
Запомните: 1. Вершины куба – точки. 2. У куба 8 вершин. |
Слайд 11. Противоположные грани |
Запомните: 1. Две грани параллелепипеда, которые лежат друг против друга, называются противоположными гранями. 2. У параллелепипеда по 2 пары противоположных граней. |
Слайд 12. Смежные грани |
Запомните: 1. Две грани параллелепипеда, которые имеют одно общее ребро, называются смежными гранями. |
Слайд 13. Элементы параллелепипеда |
Вопросы: 1. Сколько ребер у параллелепипеда? 2. Сколько граней у параллелепипеда? 3. Сколько вершин у параллелепипеда? |
- Закрепление изученного материала
- Посмотрите на параллелепипед с разных сторон и из предложенных
рисунков выберете те, которые могут являться изображениями прямоугольного параллелепипеда.
- Работа с учебником
2.1. Стр. 48 № 148
Выпишите для параллелепипеда АВСД А 1 В 1 С 1 Д 1:
а) все его видимые грани, рёбра, вершины;
б) все его невидимые грани, рёбра, вершины;
в) все пары равных между собой рёбер.
- Практическая работа
Изображение параллелепипедов можно рисовать от руки, с помощью чертёжных инструментов, но можно воспользоваться шаблоном. Он имеет форму контура изображения параллелепипеда. В нём сделаны две дырочки – в местах изображения вершин, не лежащих на контуре.
а) Конструирование
Стр. 49 №150
Используя рисунок IV в «Приложении (с.397) сделайте шаблоны для рисования прямоугольного параллелепипеда.
б) Рисование параллелепипеда
Стр. 49 №151
С помощью чертёжных инструментов или с помощью шаблона нарисуйте параллелепипед.
в) Работа с моделью
Стр. 49 №154. Составьте какую-нибудь конструкцию из моделей параллелепипедов. Нарисуйте её, глядя на неё сверху.
IV. Подведение итогов урока
1. Размышляем:
- Как вы думаете, почему геометрическое тело, которое мы сегодня изучали, имеет название именно прямоугольный параллелепипед?
- Из чего состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
- Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда.
- Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
- Какой фигурой может быть грань прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько одинаковых граней может быть у прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько ребер у параллелепипеда?
- Сколько вершин у параллелепипеда?
2.Рефлексия: Продолжите фразу:
Сегодня я узнал(а)….
Сегодня я научился ….
3. Оценка работы обучающихся на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс
Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...
Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Прямоугольный параллелепипед"
В презентации даётся представление и прямоугольном параллелепипеде и кубе....
урок в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"
Прблемный урок изучения нового материала с элементами исследования....
Презентация к уроку в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"
Нахождение площади полной поверхности прямоугольного параллелепипеда, объема прямоугольного параллелепипеда...
Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс
Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».
Урок математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкин "Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда"...
Контрольная работа по геометрии 7 класса по теме "Прямоугольные треугольники"
Данная контрольная работа по теме "Прямоугольные треугольники" составлена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Эта работа состоит из трех частей: в первой части (3 задания) необх...