Рабочая программа по геометрии для 11 класса по учебнику Мордковича А.Г. 2 часа
рабочая программа по геометрии (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_dlya_11_klassa_po_uchebniku_mordkovicha_a.g._2_chasa.docx | 244.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………...............................................2
2. Требования к уровню подготовки учащихся …………………………………3
3. Содержание учебного предмета …………………………………………....4
4. Тематическое планирование…………………………………………………….6
5. Приложение. Календарно-тематическое планирование………………………7
Данная рабочая программа составлена на основе
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (геометрия), авторской программы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. «Программа по геометрии (базовый и профильный уровни) 10-11 классы», 2012 г.
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на обучение учащихся 11Б (физико-математического) класса в объеме 70 ч. в год, 2ч. в неделю, включает 6 контрольных работ.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс геометрия входит в число дисциплин, включенных в учебный план.
Целью прохождения настоящего курса является:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В ходе ее достижения решаются задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1) математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
2) значении практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
3) универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности;
знает (предметно-информационная составляющая результата образования):
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
умеет (деятельностно - коммуникативная составляющая результата образования):
-овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения геометрии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
- вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
уметь
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание обучения
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
- Векторы в пространстве (10 час)
Векторы в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур на плоскости. Сечения многогранников. Исторические сведения.
Цель: сформировать у учащихся понятие вектора в пространстве; рассмотреть основные операции над векторами
2.Метод координат в пространстве. Движения (15 час)
Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.
Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии
Основная цель – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.
Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.
3.Цилиндр, конус, шар (16 ч)
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.
Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.
Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.
В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.
4. Объемы тел (17 ч).
Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей.
Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.
Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,
так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.
Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.
Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.
5.Повторение (12 ч.)
Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.
Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения.
Тематическое планирование
№пп | Тема | Количество часов |
Векторы в пространстве | 10 | |
Метод координат в пространстве. Движения | 15 | |
Цилиндр, конус, шар | 16 | |
Объемы тел | 17 | |
Повторение | 12 | |
ИТОГО | 70 |
ПРИЛОЖЕНИЕ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС ГЕОМЕТРИЯ (ПРОФИЛЬНЫЙ).
№ п/п | Тема урока | Дата урока | Примечания | |
По плану | По факту | |||
Векторы в пространстве (10 час) | ||||
Повторение. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве | ||||
Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве | ||||
Повторение. Решение задач | ||||
Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. | ||||
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов | ||||
Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | ||||
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | ||||
Разложение по трём некомпланарным векторам | ||||
Зачет по теме «Векторы» №1 | ||||
Контрольная работа №1 по теме «Векторы в пространстве» | ||||
Метод координат в пространстве. Движения (15 час) | ||||
Декартовы координаты в пространстве. | ||||
Векторы. Координаты вектора. | ||||
Связь между координатами векторов и координатами точек | ||||
Простейшие задачи в координатах | ||||
Простейшие задачи в координатах | ||||
Простейшие задачи в координатах | ||||
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | ||||
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | ||||
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. | ||||
Центральная симметрия. | ||||
Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. | ||||
Параллельный перенос. \ | ||||
Решение задач | ||||
Зачет №2 по теме «Метод координат в пространстве, Движение» | ||||
Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве, Движение» | ||||
Цилиндр, конус, шар (16 ч) | ||||
Анализ контрольной работы. Понятие цилиндра. Основание, высота, образующая, развертка цилиндра. | ||||
Осевые сечения цилиндра и сечения параллельные основанию. | ||||
Формула площади поверхности цилиндра. | ||||
Решение задач. Самостоятельная работа | ||||
Понятие конуса. Основание, высота, образующая, развертка конуса. | ||||
Площадь поверхности конуса. | ||||
Усеченный конус | ||||
Решение задач. Самостоятельная работа | ||||
Сфера и шар. Уравнение сферы | ||||
Решение задач | ||||
Взаимное расположение сферы и плоскости | ||||
Решение задач | ||||
Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. | ||||
Решение задач. Самостоятельная работа | ||||
Зачет по теме «Цилиндр, конус, шар» №3 | ||||
Контрольная работа №3 | ||||
Объемы тел (17 ч). | ||||
Анализ контрольной работы. Понятие объема тела. Отношение объемов подобных тел. | ||||
Формула объема прямоугольного параллелепипеда. Формула объема куба. | ||||
Решение задач. Самостоятельная работа | ||||
Формула объема прямой призмы. | ||||
Формула объема цилиндра. | ||||
Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | ||||
Формула объема цилиндра. | ||||
Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. | ||||
Решение задач. Самостоятельная работа | ||||
Формула объем конуса. | ||||
Объем шара и площадь сферы | ||||
Решение задач. Самостоятельная работа | ||||
Решение задач на комбинацию многогранников и тел вращения | ||||
Решение задач. | ||||
Решение задач | ||||
Зачет по теме «Объемы тел» №4 | ||||
Контрольная работа №4 по теме «Объемы тел» | ||||
Повторение (12 ч.) | ||||
Анализ контрольной работы. Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы | ||||
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей, объемы | ||||
Векторы в пространстве | ||||
Метод координат в пространстве | ||||
Цилиндр, конус, шар, площади поверхностей, объемы | ||||
Цилиндр, конус, шар, площади поверхностей, объемы | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Урок-консультация | ||||
Решение заданий ЕГЭ | ||||
Решение заданий ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г.
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович А.Г. содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, критерии оценивания....
Рабочая программа по алгебре 8 класса по учебнику Мордковича
Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...
Рабочая программа по алгебре 9 класса по учебнику Мордковича
Рабочая программа по алгебре по алгебре составлена в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Ал...
рабочая программа по математике 8 класс к учебнику Мордкович А.Г.
Рабочая программа по математике 8 класс к учебнику А.Г. Мордкович, А.С. Атанасян. Расчитана на 170 часов...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович (ФГОС)
Представлена рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Мордкович в соответсвии с ФГОС....
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна ( 2 часа в неделю)
Рабочая программа по геометрии 10 класс к учебнику Атанасяна...