Урок по геометрии: "Прямые и плоскости в пространстве"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Профнаправленность урока. Связь со специальностью конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geometrii_pryamye_i_ploskosti_v_prostranstve.docx | 419.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментарии к ведению урока.
Каждый преподаватель старается обязательно вносит в свои уроки частичку нестандартного, нетрадиционного, оригинального, стремясь сделать их интересными, доступными для понимания. Урок – конференция позволяет систематизировать и отработать основные определения и понятия, создать базу для успешного решения ряда задач.
В представленном конспект урока, обучение математике связано с выбранной профессией и с жизнью.
На уроке необходимо не просто закрепить и сообщить ранее полученные знания, но и углубить их. Используются заранее подготовленные докладчики. Поэтому в выступлениях докладчиков изученные темы представлены более широко и глубоко, нежели это делалось в процессе их изучения. (Предварительно проводится работа с докладчиками как по содержанию отобранного ими материала, так и над умением выделять главное интонационно, для возможности конспектировать, апробирование подготовленных ссылок для демонстрации (если имеются)).
Студенты группы: не пассивно прослушивают доклады, а конспектируют их, выделяя и занося в тетради главное. По ходу выступления докладчиков помечают вопросы к ним (пометки на полях). Вопросы задаются непосредственно, вслед за выступлением.
Оценки докладчикам выставляются в конце урока по ходу обсуждения докладов совместно – преподавателем и студентами.
Урок желательно начинать с краткой эвристической беседы, которая поможет мобилизовать и настроить на рабочую волну внимание группы.
Методы и приемы используемые на уроке:
- методы развития познавательной активности и творческой деятельности;
- наглядно-словесные методы;
- практическо - поисковые методы;
- ситуационный метод;
- методы устного контроля, взаимоконтроля;
- прием свободы выбора для выполнения заданий;
- прием постановки в равные условия;
- прием разнообразия заданий, ритма, роли обучающихся на уроке;
- использование ИКТ;
- повышения мотивации
Тема: Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
Обобщающий урок с элементами профильной направленности, в форме урока- конференции.
I курс, специальность: конструирование, моделирование и технология.
Цели:
- Повторение основных понятий аксиом и теорем стереометрии; расширение знаний по предмету, привитие интереса к геометрии за счёт использования на уроке примеров с практической направленностью;
- Развитие пространственного воображения, умения анализировать, сопоставлять, логически мыслить, обобщать; развитие внимания, памяти, и самостоятельности;
- Воспитание познавательной активности, умения общаться с аудиторией; работа над культурой речи; ответственное отношения к труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
Технические средства обучения, презентация, плакаты «Параллельность в пространстве»; модели прямых, плоскостей, куба; чертежи выкроек, рисунки моделей одежды; муляж швейной машины.
Подготовка к уроку:
- Заранее назначаются докладчики, с ними проводится консультация по темам докладов, оговаривается литература, которую могут использовать при подготовке к уроку, адреса интернет ресурсов; проводится работа над математической речью.
- В соответствии с темами сообщений (докладов) студентам выдаются на дом вопросы для повторения с тем, чтобы активизировать их деятельность при обсуждении докладов:
- Стереометрия – раздел геометрии. Основные понятия стереометрии.
- Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом.
- Параллельность в пространстве: прямых, прямой и плоскости, плоскостей.
Ход урока.
- Вводная эвристическая беседа.
Стереометрия – раздел геометрии. Основные понятия
- Что изучает стереометрия (Стереометрия – раздел геометрии, в котором изучают фигуры в пространстве).
- Перечислите основные понятия стереометрии. (Точка, прямая, плоскость).
- Существует ли в действительности точка, прямая, плоскость? (Нет).
- В окружающих нас реальных объектах найдите образы абстрактных понятий точки, прямой, плоскости. (Примеры приводят).
Вывод: Основные понятия стереометрии – это абстрактные понятия точки, прямой, плоскости. Но конкретных примеров в окружающей нас действительности бесконечное множество. Следовательно, изучая отношения между реальными стереометрическими объектами, мы изучаем отношения между реальными предметами в пространстве.
Стихи Евгения Винокура.
«Ода точке»
Я – невидимка. В этом суть моя,
Что в представлении дана лишь я .
Представишь ты меня - я вот!
И без меня ничто здесь не пройдёт,
Во всех вещах могу я воплотится,
И всё, что есть, всё для меня – граница.
«Ода линии»
Я более скажу: и нет
На свете ничего важней,
Чем линия, - любой предмет
Предметом делается с ней…
- Выступление I докладчика.
Аксиомы стереометрии. Следствия из аксиом. (Комментарии к докладу студента).
Аксиома (гр.axsioma) – утверждение, не требующее доказательства. Аксиомы используют для доказательства теорем. Теорема (гр. Theopemf- рассматриваю, обдумываю) – утверждение, требующее доказательств. Даётся характеристика аксиом планиметрии у доски.
Затем характеризуются аксиомы стереометрии:
С1 С2 С3
Далее переходит к следствиям из аксиом.
Следствие первое. Через прямую и точку, не лежащую на ней можно провести плоскость и притом только одну.
На модели рассмотреть, как плоскость вращается
вокруг прямой (бесконечное множество плоскостей).
Если закрепить плоскость ещё в одной тоске – она будет
неподвижна (единственна).
Следствие второе. Если две точки прямой принадлежат плоскости, то и вся прямая принадлежит плоскости.
На макете изделия пришивая тесьму, достаточно
закрепить её в двух точках, чтобы она стала элементом
плоскости, к которой пришита.
Следствие третье. Через три точки не лежащие н а прямой можно провести плоскость и только одну.
Почему предметы на трёх ножках в отличие от
предметов на четырёх ножках не шатаются на плоской
поверхности. (Три точки опоры всегда находятся в
одной плоскости).
Пример приводит из урока конструирования:
- Чтобы построить чертёж спинки и полочки, необходимо знать размеры фигуры.
Построение начинается с построения сетки, затем идет построение спинки и полочки (рис. А.).
А) Б)
Построение сетки для чертежа выкройки плечевых изделий: платья, жакета, куртки, пальто, жилета.
- Элемент швейной машинки (рис. Б.).
- Выступление II докладчика.
Параллельность прямых.
Докладчик даёт определение параллельности прямых на плоскости, в пространстве, свойства параллельных прямых, признаки. Приводит примеры из практики.
Параллельные прямые могут спровоцировать зрительный обман. Для будущего модельера, закройщика важны следующие выводы:
- лучи, проведённые из одной точки и пересекающие параллельные прямые, создают зрительный обман: прямые кажутся выпуклыми:
а)
б)
- то же происходит при наклоне в разные стороны отрезков, пересекающих параллельные прямые:
а)
б)
в)
г)
- продольные полосы зрительно увеличивают рост и уменьшают полноту
- поперечные полосы – уменьшают рост и увеличивают полноту.
Иллюзия переоценки вертикали.
Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.
Применяя приемы оптической иллюзии обмана при создании одежды, можно добиться значительной зрительной коррекции фигуры.
IV. Выступление III докладчика.
Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей.
Даётся определение параллельной прямой и плоскости, плоскостей; используя, плакаты рассказывается о признаках и свойствах.
Далее приводятся примеры параллельной прямой, прямой и плоскости, плоскостей из окружающей обстановки и практики.
Пресс для высечки и тиснений, выкладка ткани на складе, вставка молнии, выкройка оптом.
и другие.
- Закрепление. Тест.
№ п/п | Вопросы | Ответы | |||
1 | Через сколько точек можно провести прямую? |
| |||
2 | Как пересекаются плоскости? |
| |||
3 | Если две прямые имеют общую точку, то через них можно провести только … |
| |||
4 | Что такое аксиома? |
| |||
5 | Сколько прямых можно провести через две точки? |
| |||
6 | Что может принадлежать плоскости? |
| |||
7 | Что может принадлежать прямой? |
| |||
8 | Теорема – это утверждение… |
| |||
9 | Прямые называются параллельными, если они… |
| |||
10 | Примеры параллельных прямых. |
| |||
11 | Определите взаимное расположение прямых MA и DC |
| |||
12 | Определите взаимное расположение прямой MN и плоскости KPCD |
|
Взаимопроверка:
вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
ответы |
| ||||||||||||
1 | • |
|
|
|
|
| • |
|
| • | |||
2 |
| • |
| • |
|
|
|
|
|
| • | ||
3 |
|
| • |
| • | • |
| • | • |
| • |
VI. Итог урока. Д/з. Рефлексия.:
а) выставление оценок с комментированием;
б) вопросы к студентам:
- что нового узнали на уроке?
- Наиболее интересные примеры;
- какие вопросы остались без ответа?
Д/з. Оформить творческий отчёт по теме: «Математика в моей профессии».
Например: При профессиональной подготовке по профессии «Конструирование, моделирование и технология» одним из основных этапов, прежде чем сшить одежду, является снятие всех необходимых мерок с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку… (далее самостоятельно материал сегодняшнего урока, можно свои дополнения)
Рефлексия.
Оценка урока ребятами, самооценка, выводы и предложения. Учащийся ставит «+» в какой-то отдел листка рефлексии.
Листок рефлексии:
Резюме: результат рефлексии показал, что …
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве». 10 класс.
Итоговый тест систематизирует знания учащихся по теме "Параллельность прямых и плоскостей в пространстве"....
Контрольная работа "Прямые и плоскости в пространстве"
Контрольная работа состоит из 4 вариантов, в каждом из которых по 4 задания. Она может быть проведена для учащихся со слабой подготовкой по геометрии....
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями
Данные задачи могут быть использованы при изучении темы "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями." Задачи представлены в табличной форме....
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Параллельность прямых и плоскостей в пространстве"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийФорма урока: урок проводится в форме коллоквиума, обеспечивающей повторение и систематизацию учебного материала, контроль знаний учащихся, ...
Карточка "Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве"
Позволяет организовать блочное изучение этой темы, составить в ходе совместного заполнения опорный конспект, проверить знания учащихся....
Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими ...
Контрольная работа № 1 «Введение в стереометрию. Взаимное расположение прямых в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве»
Контрольная работа разработана для профильных классов. (Геометрия 10 класс профиль, учебник Мерзляк). Контрольная работа включает в себя задания по темам: " Введение в стереометрию. Вза...