Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.
Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой;
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;
прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
Урок состоит из 5 этапов и относится к типу – комбинированный. Учитель использует на уроке мультимедийное оборудование. На первом (организационном) этапе урока до учащихся доведены цели и задачи урока. Во вступительном слове учитель подводит учащихся к восприятию нового предмета геометрия. На втором этапе учитель рассказывает ученикам о истории возникновения и развития геометрии. Для повышения эмоционального настроя детей и привития интереса к предмету учитель использует информационные технологии – презентацию по теме урока. На третьем этапе учитель знакомит учеников с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями. Чётко, красочно на экране появляются различные задания по закреплению понятий. На четвёртом этапе проходил математический диктант с последующей проверкой. Проверка изученного материала (пятый этап) проходит в виде игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geom7.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок геометрии в 7 классе
Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.
Задачи: образовательные – познакомить учащихся с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой;
развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;
воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
Оборудование: мультимедийная установка, учебник.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока (слайд 1)
II. Вводное слово учителя.
В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».
Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который мы начинаем изучать с этого урока.
III. История возникновения и развития геометрии.
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....
Геометрия возникла из практической деятельности людей. В переводе с греческого слово "геометрия" означает "землемерие" ("гео" - по-гречески земля, а "метрио" - мерить) (слайд 2)
Для того чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы (слайд 3)
Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свое жилище и одежду, рисовать картины окружающего мира (слайд 4)
Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д. (слайд 5)
Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку (слайд 6)
За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.
Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств) был древнегреческий математик Фалес (6 век до нашей эры), который в своих исследованиях применял перегибание чертежа, поворот части фигуры и т. д. (слайд 7)
Наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом (III в. до н. э.) в своих книгах «Начала». Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название Евклидова (слайд 8)
Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире. В течение многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие. Но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.
Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».
– Что изучает геометрия?
Геометрия изучает только форму, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их массы, цвета и т. д. При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, нас будут интересовать формы и размеры предметов.
(слайд 9) ГЕОМЕТРИЯ
Планиметрия Стереометрия
(фигуры на плоскости) (фигуры в пространстве)
Отрезок, луч, прямая, Шар, куб, параллелепипед,
угол, окружность, круг, цилиндр, конус
треугольник, квадрат
IV. Изучение нового материала.
1) Точка – точка обозначается заглавной латинской буквой
(Выполнить рисунок на доске и в тетрадях)
А В
D
2) Прямая – прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной малой буквой)
С Е
b
(слайд 10)
- прямая безгранична, а на рисунке изображается, только часть прямой;
- через одну точку можно провести сколько угодно различных прямых;
- через любые две точки можно провести прямую, и притом только одну;
- существуют точки принадлежащие прямой и не принадлежащие ей.
Задание для учащихся: (слайд 11)
– Назвать точки, принадлежащие прямой и не принадлежащие ей.
F P T m
M K
Ввести символ:
– Опишите рисунок (слайд 12). Запишите рассказ, используя условные обозначения (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
A
B C
D
S L
3) Различные случаи расположения двух прямых на плоскости (учебник, стр 5, рисунок 6). Учащиеся делают вывод: две прямые не могут иметь более одной общей точки.
4) Отрезок – часть прямой, ограниченная двумя точками. Эти точки называются концами отрезка (отрезок содержит все точки прямой, лежащие между его концами и концы отрезка).
Задание для учащихся: (слайд 13)
– Назовите отрезки изображённые на рисунке. Запишите их.
A B C D
V. Математический диктант (с последующей проверкой).
1. Начертите прямую и обозначьте ее буквой а. Отметьте точку М, лежащую на прямой а и точку N, не лежащую на прямой а. Опишите рисунок используя условные обозначения.
2. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке К. На прямой а отметьте точку N, отличную от точки К.
а) Являются ли прямые КN и а различными прямыми?
б) Может ли прямая b проходить через точку N? Ответ обоснуйте.
Проверка математического диктанта (слайд 14).
VI. Проверка усвоения изученного материала (слайд 15)
- Вставь пропущенное слово: «Через любые две точки можно провести ... ; и при том только одну».
- Математический знак .
- Название книги, в которой впервые был систематизирован геометрический материал.
- Геометрическая фигура на плоскости.
- Геометрическая фигура в пространстве.
- Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости.
- Первоначальное понятие в геометрии.
- Часть прямой, ограниченная двумя точками.
- Древнегреческий математик.
VII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Выделить учащихся активно работающих на уроке.
VIII. Домашнее задание.
Прокомментировать: стр. 5-6, № 4, 5 на стр.7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии, 7 класс,тема " Параллельные прямые"
Разработка урока геометрии по теме "Параллельные прямые" с презентацией....
История возникновения и развития геометрии
выступление учащихся на математической конференции...
Конспект открытого урока на тему:"История возникновения и развития делопроизводства в России"
Данный материал раскрывает историю возникновения и этапы становления делопроизводства в России,а так же основные понятия, нормативно-методическую базу,классификацию и функции документов....
Геометрия 7 класс, тема "Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Свойства параллельных прямых. "
Тесты по геометрии по теме "Параллельные прямые"...
Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович
Доклад на тему: "История возникновения и развития вольной борьбы в Республике Тыва". тренер-преподаватель Монгуш Айдын Олегович...
Урок геометрии 11 класс "Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми"
Цель урока:повторить с учащимися вопросы теории по теме, через систему задач сформировать представление о применении метода координат при решении задач на многогранники....