Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».
план-конспект урока по геометрии (9 класс)
Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии "Построение правильных многоугольников" и темы по технологии "Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок геометрии и технологии | 74.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок геометрии и технологии.
Авторы: учитель математики МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Сорокина Жанна Юрьевна и учитель технологии МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Куданова Ольга Владимировна
Творческая тема урока: Геометрия лоскута.
Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников.
Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».
Цели урока
- научить строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки и на их основе изготавливать шаблоны для раскроя элементов орнамента «Соты»;
- познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники;
- способствовать формированию навыка конструирования и моделирования;
- способствовать развитию системного мировоззрения, гармонизации личности, творческих способностей учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;
- способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности: учить анализировать, сравнивать, строить аналогии, ставить и разрешать проблемы и т.д.
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и уважения к истории своего народа;
- способствовать воспитанию терпения и аккуратности, развития эстетического вкуса, внимания, трудолюбия.
Дидактическое обеспечение:
- образцы изделий, выполненные в технике лоскутной геометрии;
- электронный учебник «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 9 класс»;
Оборудование к уроку:
интерактивная доска, компьютер, проекционная система, ножницы, простой карандаш, циркуль, линейка, картон, маркеры, подушка, образцы изделий, выполненные в лоскутной технике.
Презентация: «Геометрия лоскута»
План урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний и постановка цели урока.
2.1. Постановка цели урока.
3. Изложение нового материала.
3.1. Притча о лоскутном шитье Историческая справка о лоскутном шитье.
3.2. Техники и узоры лоскутного шитья.
3.3. Анализ образца готового изделия.
3.4. Повторение ранее изученного.
3.5. Историческая справка о правильных многоугольниках.
3.6.Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного на практике.
5.1. Практическая работа.
6. Заключительная часть урока.
- Подведение итогов урока.
- Релаксация.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1. Оргмомент
- Приветствие, контроль посещаемости.
- Проверка готовности к уроку.
- Актуализация знаний и постановка цели урока
2.1. Постановка цели урока (Урок сопровождается компьютерной презентацией)
Учитель геометрии: На экране изображены рисунки, получившиеся в результате комбинаций правильных многоугольников. Какой, на ваш взгляд, самый гармоничный рисунок? Где на практике можно использовать комбинации многогранников? (орнамент из потолочных плиток, паркетный пол, салфетки, панно, вязаные изделия и др.)
Возможно ли каждому из вас построить свой орнамент? Что для этого нужно уметь делать? (Уметь строить правильные многоугольники).
Цель нашей работы на уроке сегодня – научиться строить правильные многоугольники и затем из них создавать орнаменты. Запишем тему урока «Построение правильных многоугольников».
3. Изложение нового материала
3.1. Притча о лоскутном шитье.
Ученик: Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: "Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом - полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!" Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло…
Ученик: Заплатка к заплатке, лоскуток к лоскутку
Сшивала и штопала всю жизнь по куску.
Брала все подряд, иногда что попало
И сшилось лоскутиками одеяло.
Под ним так тепло и уютно, спокойно.
Мечтается — сладко и дышится — вольно.
Всё шила, старалась и даже не знала:
Что из мелких кусков судьбу вышивала.
Ученик: Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
3.2. Историческая справка о лоскутном шитье. (презентация)
Учитель технологии: Шитье из лоскутков или лоскутная пластика — искусство, имеющее многовековую историю. Кусочки ткани так искусно подбирались мастерицами по цвету, соединялись в такие гармоничные, ритмически организованные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Эти видом рукоделия занимаются многие народы мира. Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. В IV–IX паломники из Азии, совершая восхождение к пещере Тысячи Будд в Китае, оставляли там кусочки своих одежд. Из них служители храма делали ковер, напоминавший о том, что поклониться святыне приходило множество людей.
Во время Крестовых походов эта техника попала в Европу, а затем и в Америку, где получила название «квилт» и «пэчворк» (от английского patch –«заплата», work – «работа», «труд»). Недаром об этих изделиях говорят, что сделаны они из кусочков ткани и труда. Далее эти техники проникли в Канаду, Австралию, Индию, на Гаити. И повсюду они приобретали национальные черты.
В России лоскутная пластика распространилась во второй половине XIX века. Тогда в крестьянской среде появился ситец — материал фабричного производства, с ярким, преимущественно цветочным орнаментом. Крестьянки охотно шили из него одежду, а оставшиеся куски бережно хранили. Все шло в дело. Вскоре во многих уголках России появились лоскутные изделия.
К общим отличительным признакам русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание красочного колорита, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета, употребление простых по форме деталей рисунка.
Лоскутное шитье не утратило своего обаяния и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. Изделия, выполненные в этой технике неповторимы, оригинальны, самобытны, но сохраняют национальный колорит.
3.3. Техники и узоры лоскутного шитья. (презентация)
Учитель технологии: Русские рукодельницы за основу брали геометрические узоры: сшивали полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. (Показ образцов изделий) Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». Существует масса техник и узоров. (Показ образцов изделий) Например, техника «Быстрые квадраты», «Акварель», «Полоска к полоске», «Бревенчатая изба», «Русский квадрат», узоры «Паркет», «Пашня», «Елочка» и «Колодец».
Один из таких узоров известен под названием "Бабушкин сад" или «Соты». И действительно, он напоминает яркую летнюю клумбу из цветов с лепестками в форме пчелиных сот. Перед вами изделия, выполненные сотовым узором. Это одеяло, сумки, панно «Дерево», салфетка, прихватка. Сегодня мы начнем изготовление подушки-думки именно с этим узором.
3.4. Анализ образца готового изделия.
Учитель технологии: - Из каких деталей состоит подушка?
-Что является отделкой подушек?
-Какая фигура лежит в основе орнамента? (шестиугольник)
Правильно. Основной геометрический элемент сотовых узоров — шестигранник. А как нам его построить?
3.5. Повторение ранее изученного.
Учитель геометрии: В этом нам поможет наука геометрия.
- Давайте вспомним: - Что называется правильным треугольником, четырёхугольником, n-угольником? (многоугольник с равными сторонами и углами)
- Верно ли утверждение: если в многоугольнике все углы равны, то он правильный?
- Чему равна сумма углов в правильном треугольнике, четырёхугольнике, шестиугольнике, n-угольнике? (180º; 360º; 720º; 180º (n-2))
- Чему равен каждый угол в правильном n-угольнике? (= )
- Найдите углы правильного шестиугольника.
- Как построить биссектрису угла, серединный перпендикуляр к отрезку с помощью циркуля и линейки? (работая учащихся у доски и в тетрадях)
3.6. Историческая справка о правильных многоугольниках (презентация).
Учитель геометрии: Древнегреческие ученые проявляли большой интерес к правильным фигурам еще со времен Пифагора. Людей поражала красота, гармония многогранников, образованных простейшими правильными многоугольниками одного типа. В старинных памятниках встречаются правильные четырехугольники, шестиугольники, восьмиугольники в виде изображений на стенах и украшений, высеченных из камня.
В глубокой древности была поставлена практическая задача построения правильного многоугольника.
Решение этой задачи можно найти в трудах древнегреческих ученых Архимеда, Евклида, Пифагора, математиков XYII - XIX веков, Карла Гаусса… Основоположник геометрии, Евклид (365-300 гг-IVв до н.э.) описал построение 3, 4, 5, 6, 15 – угольников циркулем и линейкой.
Практически в жизни мы сталкиваемся с необходимостью уметь строить правильные многоугольники. Правильные многоугольники встречаются в жизни везде. Знания о правильных многоугольниках применяются в разных профессиях. Сегодня мы с вами поняли, что и швее это тоже необходимо. Давайте проверим ваше домашнее задание. (презентации учащихся)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Правильные многоугольники в природе | Правильные многоугольники в старинных памятниках | Правильные многоугольники в виде изображений на стенах и украшениях |
3.7. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
Учитель геометрии: В математике есть специальные задачи на построение, которые решаются только с помощью циркуля и линейки. Что же можно делать с помощью циркуля и линейки?
Ясно, что линейка позволяет провести произвольную прямую, а также построить прямую, проходящую через две данные точки.
С помощью циркуля можно провести окружность произвольного радиуса, а также с центром в данной точке и радиусом, равным данному отрезку; можно отложить отрезок заданной длины. Выполняя эти несложные операции, мы можем решать разные задачи на построение.
Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим способы построения некоторых правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Для построения правильных многоугольников обычно используется окружность, описанная около многоугольника
Обоснуйте шаги построения правильного 6-угольника
Для построения правильных многоугольников часто используется следующая задача:
Дан правильный n-угольник. Построить правильный 2n угольник. Например. Построив правильный четырехугольник, можно построить правильный восьмиугольник, правильный шестнадцатиугольник и вообще правильный 2k угольник, где k>2.
Около правильного треугольника можно описать окружность (учащиеся выполняют). Центр окружности лежит в точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника. Соединим точки пересечения серединных перпендикуляров с окружностью. Какой получился многоугольник? (правильный шестиугольник)
С
В D
А Е
∆ АВС = ∆ ЕDС (по стороне и двум прилежащим к ней углам: АС = ЕС; В треугольниках АВС и ЕDС перпендикуляры – серединные, значит они – равнобедренные и А = С, С = Е, а т. к . АВС= СDЕ (на них опираются равные углы А и С в ∆ АСЕ), то равны и половины этих дуг, а значит, ВС = СD, и А = Е.
Измерим сторону получившегося шестиугольника и радиус окружности. Они приблизительно равны. Позднее мы докажем, что R=а.
Долгое время математики тщетно искали способы построения правильного семиугольника, девятиугольника, не зная даже вообще возможны ли эти построения.
В решении поставленной проблемы построения правильных многоугольников большой вклад внес немецкий математик Гаусс (1801 г) (слайд 16).
Он открыл способ построения правильного 17-угольника только с помощью циркуля и линейки и указал все значения n, при которых возможно построение правильного n-угольника указанными средствами. Этими многоугольниками оказались лишь многоугольники, у которых количество сторон является простым числом вида (2 в степени 2k )+1 или а также те, которые получаются из них удвоением числа сторон.
Таким образом, с помощью циркуля и линейки оказалось невозможным построение правильного 7, 9, 11, 13, 14, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 28….- угольников и т.д.
3, 4, 5, 6, 8,10, 12, 15, 16, 17, 20, 24, 30, 32, 34, 40 … - угольники можно построить. Гаусс описал даже построение правильного 257-угольника только с помощью циркуля и линейки.
7, 9, 11, 13, 14, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 28… – угольники невозможно построить только с помощью циркуля и линейки
Итак, мы научились строить правильные многоугольники.
4. Физкультминутка
Упражнения с ластиком для коррекции осанки.
Ластик ложится на голову, на нос, на подбородок и дети в таком положении стараются сделать приседание, не уронив ластик.
5. Закрепление изученного на практике.
5.1. Практическая работа
1.Инструктаж учителя технологии
Теперь нам необходимо сделать шаблоны – выкройки для нашего узора. Сколько деталей необходимо? (19 шт.)
Для этого вам необходимо построить:
1. 1 шестиугольник со сторонами 5,5 см – это будет шаблон для выкраивания деталей из ткани. Для его изготовления используйте толстый картон.
2. 19 шестиугольников со сторонами 4,5 см - это будут бумажные подкладки для сшивания деталей. Их можно построить на тонком картоне.
2. Самостоятельная работа учащихся
6. Заключительная часть урока.
6.1. Подведение итога урока
Учитель геометрии: Сегодня на уроке мы выполнили большую работу:
Установили связь между двумя науками, изучающими одно понятие - "многоугольник".
Увидели, как широко применяется это понятие в жизнедеятельности человека: в быту, в решении расчетных задач….
6.2. Релаксация “Соберем фигуры”
Перед вами 3 фигуры, отдайте ту, которая соответствует вашему ощущению:
Я доволен своей работой на уроке — отдайте 5-угольник.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – 4-угольник.
Работа не получилась, не доволен собой – 3-угольник.
- Домашнее задание:
Учитель технологии: Представьте, что клочки ткани меньше этого шестиугольника и при этом хочется сделать красивый узор. Подумайте, на какие фигуры можно разделить этот шестиугольник. Сделайте чертежи и рисунки в тетради.
Примеры работ учащихся:
Используемые ресурсы:
- http://iloveneedlework.ru/novosty/istoriya-loskutnogo-shitya
- http://sewmamasew.com
- http://www.jlady.ru/hobby/shite-loskutnoe.html
- http://www.myjane.ru
- http://www.hnh.ru/handycraft/2010-12-27-3
- http://www.loskutkino.ru/?r=3
- «Лоскутные подушки и покрывала» Маргарита Максимова, Марина Кузьмина, М., «Эксмо-пресс», 2001 г.
- Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2005.
- Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005
- Вадченко Н. Л. «Проверьте свои знания»
- Коваль С. «От развлечения к знаниям»
- Кордемский Б. А.. «Великие жизни в математике»
- Рогановский Н.М. Геометрия: Учебник для 7-9-х кл. общеобразоват. шк. с углубл. изучением математики.-2-е изд.,перераб.-Мн.: Нар.асвета, 1997.-574 с.: ил.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия: учебник для 7-9-ч кл. общеобразоват.шк./И.Ф.Шарыгин.-8-е изд.-М.: Дрофа, 2007.-197с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрии в 9 классе по теме "Правильные многоугольники"
Урок - урок "открытие" нового знания. Представлен конспект урока и самостоятельная работа. Учебник "Геометрия 7-9" Атанасян Л.С. и др...
Урок геометрии в 9 классе по теме " Правильные многоугольники"
Методические материалы к уроку в 9 классе к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов "Геометрия 7-9"...
Интегрированный урок черчения и геометрии в 9 классе" Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников"
Открытый урок в 9 классе по черчению и геометрии по теме "Деление окружности на равные част. Построение правильных многоугольников." дает возможность учителям показать использование на практике теорет...
Конспект урока геометрии в 9 классе по теме "Правильные многоугольники"
Конспект урока геометрии в 9 классе "Правильные многоугольники"...
Урок геометрии по теме "Задачи на построение" +презентация
Урок геометрии по теме "Задачи на построение" 7 класс УМК: Атанасян Л.С....
Мастер - класс на тему: «Применение технологий лоскутного шитья при изготовлении открытки в технике «Крейзи».
Данный мастер-класс может быть использован учителями технологии, педагогами дополнительного образования и те кто любит рукоделие. С помощью этого мастер класса научитесь применять технику лоскутного ш...