Урок геометрии в 7 классе "Параллельные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)
Урок геометрии в 7 классе "параллельные прямые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parallelnye_pryamye.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по геометрии в 7 классе
«Решение задач по теме «Параллельные прямые»
Цели:
- систематизировать, проверить и оценить знания обучающихся по изученной теме;
- формировать умения и навыки применения теоретических знаний при решении задач;
- учить проводить доказательные рассуждения;
Задачи
Образовательные:
- проверить умения и навыки учащихся применять свойства и признаки параллельности прямых при решении задач;
Развивающие:
- развивать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- развивать умение самостоятельно добывать знания;
Воспитательные:
- умение вести правильно диалог: слушать чужое мнение, предлагать собственное, вести дискуссию, корректно по отношению к другим отстаивать свою точку зрения, принимать чужую;
- воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков
УУД
Личностные УУД:
- формирование положительного отношения к уроку, самоопределение;
Регулятивные УУД:
- планировать деятельность, работать по плану;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- анализировать, доказывать, сравнивать;
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: определение параллельных прямых; признаки параллельных прямых;
теоремы об углах, образованных параллельными прямыми и секущей;
Уметь: анализируя имеющиеся знания переходить на более высокий уровень владения материалом.
Метапредметные:
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
Основные понятия
Параллельные прямые, секущая; соответственные углы, накрест лежащие углы, односторонние углы; свойства и признаки параллельных прямых.
Тип урока: Урок систематизации материала по данной теме.
Организационные формы общения:
Индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
- Фронтальная работа на знание требуемых фактов.
- Решение задач по готовым чертежам.
- Работа по карточкам.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Оборудование: учебник «Геометрия. 7–9 классы» (авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев), проектор, компьютер, экран, карточки.
Ход урока
1. Мотивационная беседа с обучающимися.
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнём с отрывка стихотворения:
«Эти линии все знают.
Направление храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.
Мы частенько их встречаем,
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
В нотоносце целых пять...»
Н.К. Шабалина
- О каких линиях идет речь в этом стихотворении?
- О параллельных линиях.
- Верно! Сегодня мы продолжаем работать по теме “Параллельные прямые”. Давайте повторим основные понятия и положения темы.
2. Фронтальная работа с классом.
- А какие прямые мы называем параллельными? (непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными).
- Какие углы образуются при пересечении двух прямых секущей? (накрест лежащие, соответственные и односторонние).
- Выберите верные утверждения.
∠1 и ∠3 – вертикальные;
∠5 и ∠1 – односторонние;
∠6 и ∠7 – соответственные;
∠4 и ∠2 – смежные;
∠1 и ∠7 – накрест лежащие;
∠7 и ∠3 – односторонние .
- Но мы, же не всегда можем, глядя на прямые сказать, что они параллельны. С помощью чего мы можем доказать, что прямые параллельны? (с помощью признаков параллельности).
- Сколько таких признаков существует? (3). Какие это признаки? (по равенству накрест лежащих углов, по равенству соответственных углов, по сумме односторонних углов).
- Сформулируйте I признак параллельности прямых. (Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны).
- Сформулируйте II признак параллельности прямых. (Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны).
- Сформулируйте III признак параллельности прямых. (Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180о, то прямые параллельны).
- А какой еще факт о параллельных прямых вы знаете? (Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной). Как этот факт называется? (аксиомой параллельных прямых).
- Какие следствия вытекают из этой аксиомы? (Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и вторую. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны).
3. Решение задач по готовым чертежам.
- Молодцы. А теперь будьте внимательны. Какой вопрос перед нами? Внимание на чертеж. Задача 1. Дано: Доказать, что aǁb.
- Что нам надо доказать? (aǁb) .
- С помощью чего мы это будем доказывать? (с помощью признака параллельности прямых).
- Какой признак мы можем здесь использовать? (по равенству накрест лежащих углов).
- Докажите, что прямые параллельны. (т.к. то , а они накрест лежащие при прямых a и b и секущей с , значит прямые параллельны по равенству накрест лежащих углов. ч.т.д.)
На основании чего прямые параллельны? Аналогично решаются следующие задачи.
Задача 2.
Задача 3.
Физминутка (слайд0
Задача 4.
- Ответьте на вопрос, параллельны ли прямые а и b, если:
- Ответы пишем на карточках и сдаем работы.
- Проверяем. Поднимите руки кто правильно ответил на все вопросы; кто какие ошибки допустил? (для объяснения ошибок).
- Молодцы. К доске идут работать 2 ученика (по карточкам). А мы будем работать на местах.
- Записываем в тетрадях: Задача 5.
- Не переносим рисунок в тетрадь и самостоятельно решаем. (2-3 мин.).
- Все ли у нас есть, чтобы ответить на вопрос? (нет)
- А что мы можем сначала доказать? (что aǁb).
- А для чего мы рассмотрели эту задачу? (такой кусочек есть в нашей задаче).
- Итак, мы доказали, что aǁb и что aǁс, какой вывод мы можем сделать? (aǁс). Почему? (по следствию из аксиомы параллельных прямых).
- Задача 6.
(У доски двое: один решает задачу вместе с классом, а второй самостоятельно. Пока дети переносят рисунок в тетради, ученик продумывает решение).
- Итак, что нам необходимо доказать? (NKǁВC).
- Что необходимо иметь, чтобы это доказать? (какие-либо данные для использования одного из признаков параллельности).
- Что нам известно? (что ∠ NKM равен ∠ BCА).
- А эти углы какие при прямых ВС и NK и секущей АК? (соответственные)
- Делаем вывод. (Прямые NKǁВC по равенству соответственных углов).
- Проверяем вторую часть задачи (сначала идет устная проверка, исправление ошибок, потом дети переносят решение себе в тетради).
- А если нам известно, что прямые параллельны, то, что мы можем сказать об углах, образованных этими прямыми и секущей? (что накрест лежащие углы равны, соответственные углы равны и сумма односторонних углов равна 180о). Как эти теоремы называются? (обратные).
- Сформулируйте обратную теорему. (При пересечении параллельных прямых секущей, накрест лежащие углы равны).
- Сформулируйте обратную теорему. (При пересечении параллельных прямых секущей, соответственные углы равны).
- Сформулируйте обратную теорему. (При пересечении параллельных прямых секущей, сумма односторонних углов равна 180о).
- Выберите верное утверждение.
- А что произойдет, если мы поменяем местами то, что дано и то, что доказать? (получим обратную задачу).
- Как ее будем решать? (т.к. прямые параллельны, то по теореме накрест лежащие углы будут равны, значит =32о).
- Молодцы. Записываем следующую задачу 7 (один у доски).
- Внимательно читаем условие. Какой вопрос перед нами?
- Чтобы решить эту задачу, что будем использовать? (обратную теорему).
- Почему и какую? (т.к. прямые параллельны, поочередно все три или можем воспользоваться свойствами вертикальных и смежных углов).
- Что нам известно о параллельных прямых, пересеченных секущей? (что накрест лежащие углы равны, соответственные углы равны, сумма односторонних углов равна 180о).
- Пожалуйста, что мы можем найти? - Решили задачу? (да). Записываем ответ.
- Почему мы смогли найти требуемые углы? (т.к. мы знали, что прямые параллельны).
- А чем воспользовались для нахождения углов? (обратными теоремами).
- Возьмите листочки с заданием (прил. 2), подпишите фамилию и класс и быстренько ответьте на вопросы.
Если остается время решить задачи 8, 9, если нет, то перейти к подведению итогов.
4. Подведение итогов.
- Итак, с какими прямыми мы работали? (с параллельными).
- Как доказать, что прямые параллельны? (используя признаки параллельности прямых).
- Какие это признаки? (по равенству накрест лежащих, соответственных углов и по сумме односторонних углов).
- Что мы знаем об углах, образованных при пересечении параллельных прямых секущей? (что накрест лежащие, соответственные углы равны, а сумма односторонних углов равна 180о).
5. Домашнее задание.
- Молодцы, открываем дневники, записываем домашнее задание.
6. Рефлексия.
- Полезным ли для вас был данный урок? Что вы научились делать? Остались ли «темные» места в ваших знаниях по данной теме?
- Оценки за урок получают: …..
- Урок окончен, спасибо за работу, до свидания.
Использованная литература:
1. Учебник Геометрия 7—9 кл. Л. С. Атанасян. Просвещение, 2010 г
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"
Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....
Урок геометрии по теме: "Прямая и отрезок"
Начальный этап изучения геометрии. План - конспект урока составлен с учетом программ по геометрии для 7 класса к учебнику Л. Н. Атанасяна...
Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".
Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....
Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими ...
урок геометрии "Признаки параллельности прямых" (обобщающий урок)
Урок 3. урок геометрии "Признаки параллельности прямых" (обобщающий урок) с помощью мультимедийной презентации идет закрепление данной темы. В задачах применяется анимация, что облег...
Урок геометрии "Признаки параллельности прямых", 7 класс
Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока....
Урок по геометрии на тему «ОБ АКСИОМАХ ГЕОМЕТРИИ. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ»
Литература: учебник Геометрия, 7-9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2010Тема: Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель уро...