Урок геометрии в 7 классе "Параллельные прямые"
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Хоокуй-оол Ольга Оолаковна

Урок геометрии в 7 классе "параллельные прямые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parallelnye_pryamye.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по геометрии в 7 классе

«Решение задач по теме «Параллельные прямые»

Цели:

  • систематизировать, проверить и оценить знания обучающихся по изученной теме;
  • формировать умения и навыки применения теоретических знаний при решении задач;
  • учить проводить доказательные рассуждения;

Задачи

Образовательные:

  • проверить умения и навыки учащихся применять свойства и признаки параллельности прямых при решении задач;

Развивающие:

  • развивать познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • развивать умение самостоятельно добывать знания;

Воспитательные:

  • умение вести правильно диалог: слушать чужое мнение, предлагать собственное, вести дискуссию, корректно по отношению к другим отстаивать свою точку зрения, принимать чужую;
  • воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков

УУД

Личностные УУД:  

  • формирование положительного отношения к уроку, самоопределение;

Регулятивные УУД:

  • планировать деятельность, работать по плану;

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

  • анализировать, доказывать, сравнивать;

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: определение параллельных прямых; признаки параллельных прямых;

теоремы об углах, образованных параллельными прямыми и секущей;

Уметь: анализируя имеющиеся знания переходить на более высокий уровень владения материалом.

Метапредметные:

  • выработка умений работать с учебной информацией;
  • готовность к сотрудничеству с одноклассниками;

Основные понятия

 Параллельные прямые, секущая; соответственные углы, накрест лежащие углы, односторонние углы; свойства и признаки параллельных прямых.

Тип урока:  Урок систематизации материала по данной теме.

Организационные формы общения:
Индивидуальная, коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
  2. Фронтальная работа на знание требуемых фактов.
  3. Решение задач по готовым чертежам.
  4. Работа по карточкам.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Оборудование: учебник «Геометрия. 7–9 классы» (авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев),  проектор,  компьютер,  экран,  карточки.

 Ход урока

1. Мотивационная беседа с обучающимися.

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мы начнём с отрывка стихотворения:

«Эти линии все знают.

Направление храня,

Они дружно убегают

В бесконечность от меня.

Мы частенько их встречаем,

Невозможно все назвать:

Пара рельсов у трамвая,

В нотоносце целых пять...»

Н.К. Шабалина

 - О каких линиях идет речь в этом стихотворении?

 -  О параллельных линиях.

 -  Верно! Сегодня мы продолжаем работать по теме “Параллельные прямые”. Давайте повторим основные понятия и положения темы.

2. Фронтальная работа с классом.

- А какие прямые мы называем параллельными? (непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными).

- Какие углы образуются при пересечении двух прямых секущей? (накрест лежащие, соответственные и односторонние).

- Выберите верные утверждения.

1 и 3 – вертикальные;

5 и 1 – односторонние;

6 и 7 – соответственные;

4 и 2 – смежные;

1 и 7 – накрест лежащие;

7 и 3 – односторонние .

- Но мы, же не всегда можем, глядя на прямые сказать, что они параллельны. С помощью чего мы можем доказать, что прямые параллельны? (с помощью признаков параллельности).

- Сколько таких признаков существует? (3). Какие это признаки? (по равенству накрест лежащих углов, по равенству соответственных углов, по сумме односторонних углов).

- Сформулируйте I признак параллельности прямых. (Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны).

- Сформулируйте II признак параллельности прямых. (Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны).

- Сформулируйте III признак параллельности прямых. (Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180о, то прямые параллельны).

- А какой еще факт о параллельных прямых вы знаете? (Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной). Как этот факт называется? (аксиомой параллельных прямых).

- Какие следствия вытекают из этой аксиомы? (Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то она пересекает и вторую. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны).

3. Решение задач по готовым чертежам.

- Молодцы. А теперь будьте внимательны. Какой вопрос перед нами? Внимание на чертеж. Задача 1. Дано: Доказать, что aǁb.

- Что нам надо доказать? (aǁb) .

- С помощью чего мы это будем доказывать? (с помощью признака параллельности прямых).

- Какой признак мы можем здесь использовать? (по равенству накрест лежащих углов).

- Докажите, что прямые параллельны. (т.к. то , а они накрест лежащие при прямых a и b и секущей с , значит прямые параллельны по равенству накрест лежащих углов. ч.т.д.)

На основании чего прямые параллельны? Аналогично решаются следующие задачи.

Задача 2.

Задача 3.

Физминутка (слайд0

Задача 4.

 - Ответьте на вопрос, параллельны ли прямые а и b, если:

- Ответы пишем на карточках и сдаем работы.

- Проверяем. Поднимите руки кто правильно ответил на все вопросы; кто какие ошибки допустил? (для объяснения ошибок).

- Молодцы. К доске идут работать 2 ученика (по карточкам). А мы будем работать на местах.

- Записываем в тетрадях: Задача 5.

- Не переносим рисунок в тетрадь и самостоятельно решаем. (2-3 мин.).

- Все ли у нас есть, чтобы ответить на вопрос? (нет)

- А что мы можем сначала доказать? (что aǁb).

- А для чего мы рассмотрели эту задачу? (такой кусочек есть в нашей задаче).

- Итак, мы доказали, что aǁb и что aǁс, какой вывод мы можем сделать? (aǁс). Почему? (по следствию из аксиомы параллельных прямых).

- Задача 6.

(У доски двое: один решает задачу вместе с классом, а второй самостоятельно. Пока дети переносят рисунок в тетради, ученик продумывает решение).

- Итак, что нам необходимо доказать? (NKǁВC).

- Что необходимо иметь, чтобы это доказать? (какие-либо данные для использования одного из признаков параллельности).

- Что нам известно? (что  NKM равен  BCА).

- А эти углы какие при прямых ВС и NK и секущей АК? (соответственные)

- Делаем вывод. (Прямые NKǁВC по равенству соответственных углов).

- Проверяем вторую часть задачи (сначала идет устная проверка, исправление ошибок, потом дети переносят решение себе в тетради).

- А если нам известно, что прямые параллельны, то, что мы можем сказать об углах, образованных этими прямыми и секущей? (что накрест лежащие углы равны, соответственные углы равны и сумма односторонних углов равна 180о). Как эти теоремы называются? (обратные).

- Сформулируйте обратную теорему. (При пересечении параллельных прямых секущей, накрест лежащие углы равны).

- Сформулируйте обратную теорему. (При пересечении параллельных прямых секущей, соответственные углы равны).

- Сформулируйте обратную теорему. (При пересечении параллельных прямых секущей, сумма односторонних углов равна 180о).

- Выберите верное утверждение.

- А что произойдет, если мы поменяем местами то, что дано и то, что доказать? (получим обратную задачу).

- Как ее будем решать? (т.к. прямые параллельны, то по теореме накрест лежащие углы будут равны, значит =32о).

- Молодцы. Записываем следующую задачу 7 (один у доски).

- Внимательно читаем условие. Какой вопрос перед нами?

- Чтобы решить эту задачу, что будем использовать? (обратную теорему).

- Почему и какую? (т.к. прямые параллельны, поочередно все три или можем воспользоваться свойствами вертикальных и смежных углов).

- Что нам известно о параллельных прямых, пересеченных секущей? (что накрест лежащие углы равны, соответственные углы равны, сумма односторонних углов равна 180о).

- Пожалуйста, что мы можем найти?  - Решили задачу? (да). Записываем ответ.

- Почему мы смогли найти требуемые углы? (т.к. мы знали, что прямые параллельны).

- А чем воспользовались для нахождения углов? (обратными теоремами).

- Возьмите листочки с заданием (прил. 2), подпишите фамилию и класс и быстренько ответьте на вопросы.

Если остается время решить задачи 8, 9, если нет, то перейти к подведению итогов.

4. Подведение итогов.

- Итак, с какими прямыми мы работали? (с параллельными).

- Как доказать, что прямые параллельны? (используя признаки параллельности прямых).

- Какие это признаки? (по равенству накрест лежащих, соответственных углов и по сумме односторонних углов).

- Что мы знаем об углах, образованных при пересечении параллельных прямых секущей? (что накрест лежащие, соответственные углы равны, а сумма односторонних углов равна 180о).

5. Домашнее задание.

- Молодцы, открываем дневники, записываем домашнее задание.

6. Рефлексия.

- Полезным ли для вас был данный урок? Что вы научились делать? Остались ли «темные» места в ваших знаниях по данной теме?

- Оценки за урок получают: …..

- Урок окончен, спасибо за работу, до свидания.

Использованная литература:

1. Учебник Геометрия 7—9 кл.  Л. С. Атанасян.  Просвещение, 2010 г

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"

Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....

Урок геометрии по теме: "Прямая и отрезок"

Начальный этап изучения геометрии. План - конспект урока составлен с учетом программ по геометрии для 7 класса к учебнику Л. Н. Атанасяна...

Методические материалы для 7 класса к урокам геометрии по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол".

 Методические материалы представляют собой конспекты уроков геометрии в 7 классе по теме "Прямая и отрезок. Луч и угол"....

Урок геометрии в 7 классе. Тема: «История возникновения и развития геометрии. Прямая и отрезок».

Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых.Задачи: познакомить учащихся с первыми основными геометрическими ...

урок геометрии "Признаки параллельности прямых" (обобщающий урок)

Урок 3. урок геометрии "Признаки параллельности прямых" (обобщающий урок)   с помощью мультимедийной презентации  идет закрепление данной темы. В задачах применяется анимация, что облег...

Урок геометрии "Признаки параллельности прямых", 7 класс

Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока....

Урок по геометрии на тему «ОБ АКСИОМАХ ГЕОМЕТРИИ. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ»

Литература: учебник Геометрия, 7-9 классы, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2010Тема: Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель уро...